Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом ПО Тема 7. Инвалидность как один из критериев здоровья населения. Основы реабилитации инвалидов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ МОДУЛЬ 5 ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ. Автор-составитель: к.ф.н., доцент кафедры социальных технологий факультета социологии.
Advertisements

Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
Комплексный подход к осуществлению социальной реабилитации инвалидов г. Тимашевск 2015 г.
Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья как условие их социальной реабилитации.
Социальные проблемы современной реабилитации Лильин Евгений Теодорович Директор ФГУ РРЦ «Детство» Росздрава Главный реабилитолог-эксперт Федерального агентства.
Индивидуальная программа реабилитации ребенка- инвалида(ИПР).Проблемы формирования раздела психоло-педагогической реабилитации. ФКУ «Главное бюро МСЭ по.
Выполнили : Бруева Е. В. Терешко Е. Н. Хустнутдинова М. З.
Формы социального обслуживания пожилых людей Классификация форм социального обслуживания. социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское.
ПСО. Проблемы инвалидов.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Выполнил студент группы 3 ПО -1 ( БГУ ) Эшбобоев. Т. М Социальная защита населения.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города МОСКВЫ ЦЕНТР ДИАГНОС ТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ « НАДЕЖДА.
Тема 8. Экономические основы деятельности социальных служб. Предпринимательство в социальной сфере.
Социальная реабилитация Гаращук Анна 31 гр.. Реабилитация – общественно необходимое, функциональное, социально-трудовое восстановление больных и инвалидов.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,
Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения.
Одинцовский дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов является подведомственным учреждением Министерства социального развития.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Транксрипт:

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом ПО Тема 7. Инвалидность как один из критериев здоровья населения. Основы реабилитации инвалидов для направления подготовки – Социальная работа к.м.н., доцент Тихонова Н.В. Красноярск, 2011

План 1. Проблема инвалидности 2. Медико-социальная экспертиза 3. Основы реабилитации инвалидов

ПРОБЛЕМЫ ИНВАЛИДНОСТИ И ИНВАЛИДОВ ИНВАЛИД - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ (ООН, 1975) «Инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей».

РЕКОМЕНДАЦИИ 1185 К РЕАБИЛИТАЦИОННЫМ ПРОГРАММАМ 44-Й СЕССИИ ПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ СОВЕТА ЕВРОПЫ (5 МАЯ 1992 г.) Инвалидность – это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества.

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты в качестве стандартов для мирового сообщества такие признаки понятия «инвалидность»: любая потеря или нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры или функции ограниченность или отсутствие (из-за указанных выше дефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков, которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности )

ПРИЧИНЫ ИНВАЛИДНОСТИ наследственно обусловленные формы; связанные с внутриутробным положением плода, повреждением плода во время родов и в самые ранние сроки жизни ребёнка; приобретённые в процессе развития индивида в результате заболеваний, травм, иных событий, повлекших за собой стойкое расстройство здоровья.

Федеральная комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов» состоит из следующих федеральных целевых программ: медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов; научное обеспечение и информатизация проблем инвалидности и инвалидов; формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности; разработка и производство средств протезирования, строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно- ортопедических предприятий; разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов.

КОМИТЕТ ЭКСПЕРТОВ ВОЗ ДАЁТ СЛЕДУЮЩУЮ РАЗВЁРНУТУЮ ТРАКТОВКУ РЕАБИЛИТАЦИИ: «Реабилитация инвалидов должна включать все мероприятия, призванные сократить последствия возникшей непригодности и позволить инвалиду полностью интегрироваться в общество. Реабилитация направлена на то, чтобы помочь инвалиду не только приспособиться к окружающей его среде, но и оказывать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчает его интеграцию в общество. Сами инвалиды, их семьи и местные органы должны участвовать в планировании и проведении мероприятий по реабилитации».

ЦЕЛЬ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ Восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

ВИДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-СРЕДОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-СРЕДОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ИНВАЛИДОВ СОДЕРЖАТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ ДОКУМЕНТАХ: Декларация о правах умственно отсталых лиц (Генеральная ассамблея ООН, 1971 г.) Конвенция о правах ребенка (Генеральная ассамблея ООН, 1989 г.) Декларация социального прогресса и развития (Генеральная ассамблея ООН, 1969 г.) Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (Генеральная ассамблея ООН, 1991 г.)

Интегративным документом, охватывающим все стороны жизнедеятельности инвалидов, являются Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, утвержденные ООН в 1994 г. Идеология Правил основана на принципе обеспечения равных возможностей, предполагающем, что инвалиды являются членами общества и имеют право оставаться жить в своих общинах. Они должны получать поддержку, в которой нуждаются в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг. Всего таких правил 20.

ОПЫТ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ЗА РУБЕЖОМ МОДЕЛИ РЕАБИЛИТАЦИИ АМЕРИКАНСКАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ

ОПЫТ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ЗА РУБЕЖОМ Существуют два направления реабилитации в зарубежных странах, которые выделились в самостоятельные виды профессиональной деятельности - трудотерапия и оккупационная терапия. Трудотерапия – коррекция физического и психологического состояния инвалидов посредством специфической (трудовой) деятельности. Оккупационная терапия (терапия повседневными занятиями) – форма профессиональной социальной работы, она является интегральной частью комплексной программы медицинской, социальной и психолого- педагогической реабилитации.

ТЕМА 2. МЕДИКО- СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА Медико-социальная экспертиза – это определение в установленном порядке потребностей свидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функции организма.

В соответствии с Основами законодательства РФ по охране здоровья граждан медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности степень утраты трудоспособности граждан определяет виды, объём и сроки проведения реабилитации и меры социальной защиты даёт рекомендации по трудовому устройству граждан

УЧРЕЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Главные бюро медико- социальной экспертизы субъекта РФ Бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро

Бюро медико-социальной экспертизы Бюро МСЭ Врачи различных специальностей Специалист по реабилитации Специалист по социальной работе Психолог

ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ НА МЕДИКО- СОЦИАЛЬНУЮ ЭКСПЕРТИЗУ Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение либо орган социальной защиты населения

Индивидуальная программа реабилитации инвалидов Учреждения государственной системы медико- социальной экспертизы Разработка ИПР Контроль за реализацией ИПР

СОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменением социального статуса (пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и некоторые др.), девиантным поведением личности (несовершеннолетние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, освободившиеся из мест заключения и др.).

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ Система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

ЦЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ Восстановление социального статуса личности Обеспечение социальной адаптации в обществе Достижение материальной независимости

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ Как можно более ранее осуществление реабилитационных мероприятий Непрерывность и поэтапность проведения реабилитационных мероприятий Системность и комплексность Индивидуальный подход

Институт социальной реабилитации инвалидов реализуется в комплексной деятельности Комплексная деятельность Организационны е действия Экономические действия Градостроительн ые действия Собственно реабилитационные действия

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ Создание особых систем обеспечения жизнедеятельности инвалидов, сегрегированных от общих систем: специальных домов для постоянного, иногда пожизненного проживания, особых учебных заведений, специализированных предприятий и т.д. Принцип изоляции Реализуется в мероприятиях, нацеленных на возмещение тех ущербов, которые имеются у инвалидов, в денежной или иной компенсационной форме: выплата пенсий или пособий, предоставление льгот (на пользование транспортом, на лекарства, на квартплату и пр.) Принцип компенсации Инвалиды рассматриваются не только как объект заботы общества, но также как субъекты своей собственной жизнедеятельности. Участие инвалидов в формировании и реализации государственной социальной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Принцип равных социальных прав и возможностей индивидов Принцип активного участия самих инвалидов в организации работы служб помощи

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ Максимальное развитие и использование способностей к самообслуживанию, самопомощи и самообеспечению. Принцип независимой жизни Среда влияет на инвалида по многим направлениям – через общие социальные связи и чувства, через ближайшую социальную сеть, через общественные настроения, предрассудки и ожидания. Принцип неразрывной связи с социальной средой Для каждого индивида его семья должна являться наиболее совершенной и функциональной социализирующей и реабилитирующей средой. Отдельные несистематизированные меры могут не принести полноценного положительного результата. Незавершённость реабилитационной программы, отсутствие некоторых направлений сокращают возможности реализации индивидуального реабилитационного потенциала. Принцип изучения и сохранения семейных и социальных связей Принцип комплексности и последовательности реабилитационных мероприятий

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ Социально-бытовая адаптация Социально-средовая реабилитация

СОЦИАЛЬНО-СРЕДОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ Организация жилища, среды обитания инвалида соответствующими приспособлениями, которые обеспечат ему относительно самостоятельное выполнение бытовых функций, осуществление санитарно-гигиенических мероприятий, с одной стороны, и обучение инвалида пользованию этими приспособлениями – с другой стороны.

СОЦИАЛЬНО- ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ Приспособление производственной среды к нуждам и потребностям инвалида, адаптацию инвалида к требованиям производства.

СОЦИАЛЬНО- ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ Одним из перспективных направлений реабилитации является обучение и переобучение инвалидов, предоставление им в процессе переподготовки новой профессии или специальности, обучение навыкам работы по прежней специальности в условиях утраты ряда возможностей или функций. Профориентация и профессиональное обучение инвалидов строится на основе углубленной профессиональной диагностики. Разрабатываются показания к тем профессиям, которыми могут заниматься инвалиды. Развитие информационно-компьютерных технологий раскрывает новые возможности обеспечения трудовой занятости инвалидов. Ещё одним ресурсом расширения возможностей социально- трудовой реабилитации инвалидов является сфера творческих занятий

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 2 ОКТЯБРЯ 1992 Г. N 1156 "О МЕРАХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОСТУПНОЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" В соответствии с Указом не допускается: Проектирование застройки городов и других поселений без учета требований для жизнедеятельности инвалидов; Разработка проектов на строительство и реконструкцию зданий и сооружений без учета требований доступности их для инвалидов; Разработка новых средств индивидуального и общественного пассажирского транспорта, связи и информатики без модификаций, приспособленных для пользования отдельными категориями инвалидов; Застройка городов и других поселений, строительство и реконструкция зданий и сооружений без обеспечения требований доступности их для инвалидов, а так же серийное производство средств индивидуального и общественного пассажирского транспорта, связи и информатики без модификаций, приспособленных для пользования отдельными категориями инвалидов.

СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИИ ПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТОМ ИНВАЛИДАМИ Конструктивные элементы транспортных средств Приспособления, обеспечивающие процесс «посадки- высадки» Специальное оборудование пассажирских салонов независимо от видов транспорта Система обеспечения безопасности Информационно- коммуникативная система Система обеспечения жизнедеятельности Специальная система средств индивидуального пользования

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТОМ ИНВАЛИДАМИ Учет типа дефекта (характера патологии) Выявление степени функциональных расстройств Установление способности к самообслуживанию в условиях пользования транспортом Выявление состояния мобильности, степени ее утраты Установление способности к сбору и обработке информации

СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА Социальная интеграция Внедрение в общественное сознание идей равных прав и возможностей для инвалидов Взаимоотношения инвалидов и здоровых людей Отношения самих инвалидов к повышению степени участия в жизни общества Интеграция на производстве Семейные взаимоотношения инвалидов Взаимоотношения между инвалидами

СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА Социально- психологические особенности адаптации инвалидов Активно-позитивная позиция Пассивно-негативная позиция Пассивно-позитивная позиция Активно-негативная позиция

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Архитектурно- планировочные требования к специализированным учебным заведениям Создание социально- реабилитационной среды Создание условий для реализации реабилитационного потенциала к обучению Создание условий к получению профессиональных знаний Создание условий для реализации права «равных возможностей»

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ Требования, предъявляемые к планировке предприятий, где используется труд инвалидов Минимальная протяженность пешеходных путей передвижения по территории Безопасность передвижения по территории Устройство или изменение элементов, обеспечивающих удобную связь производства с местами проживания

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ Требования, предъявляемые к планировке предприятий, где используется труд инвалидов Минимальная протяженность пешеходных путей передвижения по территории Безопасность передвижения по территории Устройство или изменение элементов, обеспечивающих удобную связь производства с местами проживания

СРЕДА В СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛИЦ С ОРГАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ СРЕДОВАЯ СИТУАЦИЯ «ГОСПИТАЛИЗМ»

СРЕДА В СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛИЦ С ОРГАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ «ГОСПИТАЛИЗМ» - ЭТО: Монотонный образ жизни Ограниченность связей с внешним миром Бедность впечатлений Скученность, недостаток жизненного пространства Скудость выбора занятий Зависимость от персонала Отсутствие интимного уюта

СРЕДА В СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛИЦ С ОРГАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ «ГОСПИТАЛИЗМ» ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ

СРЕДА В СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛИЦ С ОРГАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ Расселение с учетом характерологических особенностей пожилых людей и инвалидов Группировка проживающих для формирования (восстановления) социальных навыков Создание микросоциальных групп для трудовой занятости Подбор содержательного, развивающего и развлекательного досуга

РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ БАЗОВАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА Гарантированный перечень медицинских, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета. Имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида реабилитационных мероприятий или от программы в целом, но это не дает ему права на получение компенсации в разной стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ИНДУСТРИЯ Специальные технические средства реабилитации Тифлотехнические средства Слуховые аппараты Сурдотехнические средства Транспортные средства Средства механизации и самообслуживания, тренажерная техника Протезно- ортопедические средства

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Типы реабилитационных учреждений Реабилитационно- производственные Реабилитационно- социальные Реабилитационно- медицинские

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Задачи реабилитационных учреждений Детализация и конкретизация программ реабилитации Разработка планов и программ проведения реабилитации в конкретном учреждении Проведение медицинской реабилитации, осуществление профессиональной реабилитации Проведение социальной реабилитации Динамический контроль над процессом реабилитации Оказание консультационно- методической помощи по вопросам реабилитации организациям и гражданам

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Виды реабилитационных учреждений Реабилитационные центры Реабилитационные отделения Реабилитационные кабинеты

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Реабилитационный центр для инвалидов Определение реабилитационного потенциала Разработка и реализация ИПР Медицинская реабилитация Профессиональная реабилитация Социальная реабилитация Материально- техническое обеспечение Социальная защита

Список литературы Назарова Е.Н. Основы социальной медицины: учебное пособие- М.: Академия, 2010 Ткаченко В.С. Основы социальной медицины : Учебное пособие для вузов - ИТК Дашков и К, 2012 Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для студентов. М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2011

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !!!