ВЕБИНАР Российского тренингового центра Института образования НИУ ВШЭ Авдеева Светлана Михайловна, заместитель исполнительного директора Национального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
LOGO Международное исследование компьютерной и информационной грамотности: результаты и рекомендации С.М.Авдеева, Заместитель исполнительного.
Advertisements

1 « Организация и проведение международного сравнительного анализа компьютерной и информационной грамотности в Российской Федерации (ICILS)» Третьякова.
ВЕБИНАР Российского тренингового центра Института образования НИУ ВШЭ МЕЖДУНАРОДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ICILS: КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЕЙ.
Что может дать анализ анкеты информатизации?. Ситуация Всего на данный момент анкеты заполнили ок школ Из 6 школ семинара 4 заполнили анкеты Из.
«Модернизация образования: адаптация информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и управление образовательным учреждением» Ковалев Александр.
ИКТ предоставляют учителям новые возможности, но и предъявляют жесткие требования. С использованием новых технологий меняется и роль самого учителя. ИКТ.
Учитель информатики МОУ «Гимназия г. Вольска Саратовской области» Кириченко Наталья Евгеньевна г.
Использование информационно – коммуникационных технологий информационно – коммуникационных технологий в формировании информационной компетентности учащихся.
« Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать » Сеймур.
Школьникова Марина Юрьевна, заведующий филиалом МОУ ДПО УМЦ по Тракторозаводскому району Информационно-коммуникационные технологии в деятельности учителя.
Информатизация системы образования Республики Беларусь, текущее состояние и перспективы развития Н.И. Листопад, Директор Главного информационно- аналитического.
Программа информатизации МОУСОШ гг..
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Интеграция педагогических и информационных технологий в профессиональной подготовке учителя Шилова Ольга Николаевна д.п.н., проф. каф. ИКТ РГПУ им. А.И.
1 Непрерывное развитие и совершенствование информационных технологий; периодическое появление новых, неизвестных ранее, информационных технологий; появление.
Модель управления развитием системы оценки качества общего образования 6 ноября 2011г., г.Москва.
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
Национальные исследования качества образования в г.г. Сергей Владимирович Станченко, к.ф.-м.н., руководитель проекта НИКО Национальные исследования.
1 Международное исследование компьютерной и информационной грамотности (ICILS-2013) Основной этап Установочный семинар для региональных координаторов (в.
LOGO ИКТ – компетентность как составляющая профессионального мастерства учителя И. И. Миронова, методист ГМЦ.
Транксрипт:

ВЕБИНАР Российского тренингового центра Института образования НИУ ВШЭ Авдеева Светлана Михайловна, заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров, к.т.н. 14 октября 2015 Международное исследование компьютерной и информационной грамотности (ICILS )

LOGO Международное исследование ICILS: что это такое? Организатор исследования: Международная ассоциация оценки образовательных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement, IEA), более 50 лет проводит кросс-национальные исследования учебных достижений (TIMSS,PIRLS). International Computer and Information Literacy Study (ICILS) – первое международное сравнительное исследование компьютерной и информационной грамотности современных школьников из разных стран мира, в т.ч. Европы, Азии, Северной и Южной Америки. В первом международном сравнительном исследовании проведена оценка уровня информационной и компьютерной грамотности 60,000 учащихся из школ в 21 стране- участнице. Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Цель и задачи исследования ICILS Национальный фонд подготовки кадров ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ICILS – оценить подготовленность учащихся к учебе, работе и жизни в век информации, изучить уровень компьютерной и информационной грамотности учащихся 8 классов в странах-участницах, измерить и проанализировать выявленные различия, способствовать продвижению обучения в этой сфере на национальном и международном уровнях Исследование призвано определить: Насколько отличается уровень компьютерной и информационной грамотности между странами и внутри каждой из стран? 1 Какие факторы влияют на компьютерную и информационную грамотность? 2 Какова роль школьного образования в повышении уровня компьютерной и информационной грамотности? 3

LOGO ICILS: инструментарий исследования Национальный фонд подготовки кадров Компьютерный тест для учащихся включает тренировочные задания и два тестовых модуля; около 1,5 часа ICILS Анкета для учащегося Анкета для учителя Анкета для ответственного за информатизацию в школе Анкета для директора школы

LOGO ICILS: основной этап исследования Национальный фонд подготовки кадров 208 образовательных организаций из 43 регионов, 7300 человек 3907 учащихся 8-х классов 2995 учителей 208 директоров школ 208 ответственных за информатизацию 3907 учащихся 8-х классов 2995 учителей 208 директоров школ 208 ответственных за информатизацию

LOGO Под компьютерной и информационной грамотностью (КИГ) понимается способность личности использовать компьютеры в познавательной и творческой деятельности, а также для коммуникации, чтобы эффективно действовать дома, в школе, на рабочем месте и в социуме Компьютерная и информационная грамотность Национальный фонд подготовки кадров Сбор и обработка информации Знание и понимание принципов использования компьютера Получение и оценка информации Управление информацией Производ- ство и обмен информации Преобразование информации Производство информации Обмен информацией Оценочная рамка ICILS

LOGO Интерфейс тестового задания для ученика Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Оценка компьютерной и информационной грамотности Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Критическая точка зрения и самостоятельность при сборе информации Применять стандартные программные команды для выполнения несложных коммуникативных заданий, добавлять простое содержание в информационный продукт L1, Способность искать и находить информацию в сети, планирование использования информации Работать самостоятельно, используя компьютер для сбора и управления информацией, распознавать безопасность информации из сети L3, Точность, эффективность и контроль при сборе информации и создании информационных продуктов Оценивать достоверность и надежность источника информации, создавать информационный продукт для определенной аудитории L4, 661 и более Уровни информационной и компьютерной грамотности Национальный фонд подготовки кадров Создавать простые информационные продукты в соответствии со стандартами компоновки и оформления элементов L2,

LOGO Уровни компьютерной и информационной грамотности Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Некоторые ключевые результаты – в среднем по странам-участницам и по России: По Российской Федерации - 36% учащихся продемонстрировали низкий уровень компьютерно-информационной грамотности (уровень 1 или ниже) Национальный фонд подготовки кадров В 9 странах Евросоюза (за исключением Республики Чехия и Дании) - 25% школьников продемонстрировали низкий уровень КИГ (уровень 1 или ниже)

LOGO Некоторые ключевые результаты – в среднем по странам-участницам и по России: Во всех странах в среднем 17% (в России 9 %) школьников не достигли 1-го уровня компьютерно-информационной грамотности. В среднем только 2% (в России тоже 2%) школьников достигли 4 уровня компьютерно-информационной грамотности (максимальный показатель у школьников Южной Кореи – 5%). Уровень компьютерной и информационной грамотности у девочек выше, чем у мальчиков по всем странам. Национальный фонд подготовки кадров Распределение по уровню КИГ в России Девочки Мальчики Не достигают первого уровня КИГ8,3%9,7% Первый уровень КИГ24,5%29,5% Второй уровень КИГ43,0%39,0% Третий уровень КИГ20,2%21,8% Четвертый уровень КИГ2,1%1,9%

LOGO Зависимость уровня компьютерной и информационной грамотности от места проживания Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Соотношение учащихся на один компьютер – в среднем по странам-участницам и по России: Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Некоторые ключевые результаты – в среднем по странам-участницам и по России: По всем странам - менее половины учителей оценивают себя профессионально ИК-компетентными при организации активно-деятельностного обучения с использованием ИКТ; только 22 % из наиболее компетентных учителей прошли обучение по данной тематике. Позитивный момент: в настоящее время в 18 странах из 21 существует государственная политика – на национальном и региональном уровне - в области использования ИКТ в образовании. 99% школ, участвовавших в исследовании, имеют выход в Интернет, но результаты ICILS в разных странах существенно отличаются. Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Проблемы эффективного использования ИКТ в школах: в среднем по странам-участницам и по России: Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Доступность электронных ресурсов – в среднем по странам-участницам и по России: Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Различные аспекты использования ИКТ в школе– в среднем по странам-участницам и по России: Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Мнение учителей о практике использовании ИКТ в их школе - в среднем по странам-участницам и по России Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Почему в школе недостаточно используются возможности ИКТ? Мнение российских учителей Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Уверенное пользование ИКТ учителями Национальный фонд подготовки кадров Страны Все учителя Моложе 40 лет Старше 40 и выше Разброс Австралия 55(0.2)57(0.2)53(0.3)-4(0.3) Чили 52(0.4)55(0.3)48(0.6)-7(0.7) Хорватия 47(0.3)52(0.4)43(0.4)-8(0.6) Чешская Республика 50(0.3)53(0.3)47(0.3)-6(0.4) Республика Корея 53(0.3)55(0.3)52(0.5)-4(0.6) Литва 50(0.3)55(0.5)48(0.3)-6(0.7) Польша 51(0.3)54(0.4)50(0.4)-5(0.5) Российская Федерация 49(0.4)52(0.5)48(0.4)-4(0.5) Словацкая Республика 50(0.2)53(0.3)47(0.3)-6(0.4) Словения 50(0.3)54(0.5)47(0.3)-7(0.5) Таиланд 45(0.6)48(0.6)42(0.8)-7(0.7) Турция 49(0.5)50(0.5)45(1.0)-5(1.0) ICILS 2013 среднее 50(0.1)53(0.1)47(0.1)-6(0.2)

LOGO Влияние видов учебных задач на уровень компьютерной и информационной грамотности Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Влияние программных инструментов на уровень компьютерной и информационной грамотности Национальный фонд подготовки кадров

LOGO ИКТ среда школ и уровень КИГ Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Уровень КИГ зависит не от количества (физического наличия) компьютеров, а от условий доступа к ИКТ технологиям, от способов организации учебного процесса На основе индекса ИКТ среды для школ школы условно разбиты на три группы: 1. Школы с несформированной ИКТ средой. 2. Школы с формированной ИКТ-средой. 3. Школы с ИКТ-насыщенной средой. Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Взаимосвязь среднего уровня КИГ и местонахождения компьютеров согласуется с общей тенденцией: этот уровень выше в тех школах, где компьютеры доступнее для учащихся Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Влияние распространенности школьного интернета на уровень КИГ в разрезе город/село Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Каким типом Интернет-соединения ты в основном пользуешься у себя дома? Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Насколько хорошо ты можешь выполнять эти задачи на компьютере?/ Редактировать цифровые фотографии или другие графические изображения Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Характеристика школ с высоким уровнем КИГ 1. Крупные школы, с большим количеством детей и большим количеством учителей 2. Учителя работают в основном с полной занятостью, с частичной занятостью учителей меньше, чем в других школах 3. В школах много компьютеров (в том числе доступных для учащихся и подключенных к сети интернет). Количество интерактивных досок относительно не велико 4. Несмотря на большой размер школ, количество детей на одного учителя меньше, чем в других школах. То есть, нет нехватки учителей 5. Интенсивность использования ИКТ учителями выше, чем в остальных школах 6. В школах выше приоритетность мер, способствующих использованию ИКТ учителями 7. В школах высока роль ИКТ для достижения образовательных результатов по мнению директора школы. (вопрос 9 из анкеты директора) 8. В школах опыт использования ИКТ более 7-10 лет 9. По количеству компьютеров на одного ребенка школы не отличаются от других школ, а вот по количеству компьютеров подключенных к интернету (в пересчете на одного ребенка) школы впереди. Национальный фонд подготовки кадров

Выводы и рекомендации: условия организации образовательной деятельности по развитию ИКТ-компетентности обучающихся в ОУ Нормативно-организационный аспект Возможность ОУ ввести свои требования к результату, установить свои уровни ИКТ-компетентности, высшим из которых будет способность самостоятельно работать с информацией Материально-технический аспект Создание и развитие школьной образовательной ИКТ среды, использование мобильной техники, использование различных переферийных устройств (датчиков, контроллеров данных и т.п.) Кадровый аспект Использование ресурсов информационной среды всеми, использование учителем разнообразных новых средств ИКТ и педагогических практик с использованием ИКТ, повышение квалификации педагогов Психолого-педагогический аспект Мотивация, влияние положительных эмоций на результаты учебной деятельности Информационно-методический аспект Использование потенциала информационно-образовательных центров, создание условий, которые смогут компенсировать имеющиеся недостатки доступа учащихся к информационным ресурсам и т.д.

LOGO Национальный фонд подготовки кадров