1 Графические материалы Москва, 2015 г Стратегия развития института саморегулирования в строительстве (основные подходы к разработке)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Графические материалы Москва, 2015 г к выступлению заместителя руководителя Аппарата НОПРИЗ Чернова С.А. на круглом столе.
Advertisements

1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства Круглый.
Организационные мероприятия Комитета В структуре Комитета Созданы Подкомитеты по специальностям: Подкомитет нефтегазохимической отрасли; Подкомитет связь.
Администрация городского округа Самара 1.Отсутствует научно-методическое сопровождение процессов информатизации. 2.Город не имеет единой телекоммуникационной.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ГОРОДА МОСКВЫ «СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ГГ.»
Кадры для инновационной экономики: проблемы, направления их решения Кадры для инновационной экономики: проблемы, направления их решения Институт экономики.
CEFC Разработка проекта по реализации административной реформы Опыт Ставропольского края О.А. Пигунова Центр экономического и финансового консалтинга.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Правовое регулирование аккредитации в Российской Федерации.
Министерство энергетики Российской Федерации Техническое регулирование деятельности предприятий и организаций нефтегазового комплекса.
Совершенствование системы аккредитации испытательных лабораторий аттестующих организаций.
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Государственная программа города Москвы на гг. «Градостроительная политика» Ответственный исполнитель: Департамент градостроительной политики.
) Роль и место градостроительного планирования в общей системе планирования и развития муниципального образования.
Cаморегулирование как механизм государственного регулирования Председатель общественного движения Воронова Марина Владимировна Красноярское региональное.
Экспертиза результатов инженерных изысканий. Нормативная база инженерных изысканий. Градостроительным кодексом установлено место инженерных изысканий.
МОСКВА: НОВАЯ КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В МОСКВЕ на гг. (свыше 20 обсуждений с отраслевыми органами, бизнесом и.
11 ноября 2009 г. Докладчик: Кононов Петр Владимирович – начальник отдела ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»
«О роли технического регулирования в становлении института саморегулирования в строительстве» Блинов Вячеслав Петрович Межрегиональный экспертный центр.
Транксрипт:

1 Графические материалы Москва, 2015 г Стратегия развития института саморегулирования в строительстве (основные подходы к разработке)

2 Стратегия развития саморегулирования в строительстве Разработка Стратегии - диалог бизнеса и государства Стратегия развития саморегулирования в строительной отрасли Обобщение предложений и подготовка документа Интересы Предприятия и организации отрасли Задачи, полномочия, функции Минстрой России Минэкономразвития России Росстандарт Ростехнадзор РСПП, ТПП РФ Национальные объединения саморегулируемых организаций в строительной сфере институты развития

3 Структура стратегии Оценка состояния развития саморегулирования Показатели развития по вариантам долгосрочного прогноза Приоритеты, цели и задачи стратегии Способы достижения целей (инновации, финансовые механизмы, мероприятия и пр.) Особенности (территориальные и временные) Мероприятия, план, сроки, этапы и результаты Стратегия развития саморегулирования в строительстве

4 Градостроительство. Застройка городов, поселений Результаты: - Повышение безопасности и комфортности среды обитания - Увеличение территории застройки до 5,5-6,5 млн га - Подготовка и утверждение Стратегии пространственного развития Российской Федерации - Развитие агломераций с учетом наличия у большинства семей городского и дачного жилья - Повышение экономической и энергетической эффективности застройки Результаты: - Повышение безопасности и комфортности среды обитания - Увеличение территории застройки до 5,5-6,5 млн га - Подготовка и утверждение Стратегии пространственного развития Российской Федерации - Развитие агломераций с учетом наличия у большинства семей городского и дачного жилья - Повышение экономической и энергетической эффективности застройки Вызовы: - Недостаточность земель застройки (3,47 млн. га) потребность 5,5-6,5 млн. га - Гипертрофированная Московская зона - Неразвитость иных мегаполисов страны - Низкая транспортная связанность поселений - Отсутствие систем расселения и агломераций как объектов территориального планирования - Отсутствие комплексного подхода к строительству, эксплуатации и утилизации зданий и сооружений в застройке Вызовы: - Недостаточность земель застройки (3,47 млн. га) потребность 5,5-6,5 млн. га - Гипертрофированная Московская зона - Неразвитость иных мегаполисов страны - Низкая транспортная связанность поселений - Отсутствие систем расселения и агломераций как объектов территориального планирования - Отсутствие комплексного подхода к строительству, эксплуатации и утилизации зданий и сооружений в застройке Направления: - Развитие жилой застройки в пригородных и агломерационных зонах расселения - Преодоление межрегиональных диспропорций городов и поселений - Развитие систем транспортной и инженерной инфраструктуры - Совершенствование законодательства и нормативно-правового обеспечения градостроительной деятельности - Учет жизненного цикла застройки Направления: - Развитие жилой застройки в пригородных и агломерационных зонах расселения - Преодоление межрегиональных диспропорций городов и поселений - Развитие систем транспортной и инженерной инфраструктуры - Совершенствование законодательства и нормативно-правового обеспечения градостроительной деятельности - Учет жизненного цикла застройки В государстве недостаточно развитая системная градостроительная политика, предоставляющая возможность адекватного формирования безопасной и комфортной среды жизнедеятельности, обеспеченной высокими стандартами проживания и развития производительных сил Стратегия развития саморегулирования в строительстве

5 Инженерные изыскания Направления: - Формирование фондов материалов и данных инженерных изысканий; - усиление надзора (контроля) за выполнением изысканий; - переход на новые программные продукты, представляющие результаты инженерных изысканий в цифровом формате (3D); - разработка единых стандартов электронного формирования градостроительных документов, включая материалы инженерных изысканий Направления: - Формирование фондов материалов и данных инженерных изысканий; - усиление надзора (контроля) за выполнением изысканий; - переход на новые программные продукты, представляющие результаты инженерных изысканий в цифровом формате (3D); - разработка единых стандартов электронного формирования градостроительных документов, включая материалы инженерных изысканий Государственное регулирование и участие в инновационном развитии инженерных изысканий недостаточное. Неразвитость инновационных направлений изыскательской деятельности. Результаты: - Повышение достоверности и качества материалов инженерных изысканий; - Повышение степени изученности селитебной территории России; - Формирование самоокупаемых фондов материалов и данных инженерных изысканий Результаты: - Повышение достоверности и качества материалов инженерных изысканий; - Повышение степени изученности селитебной территории России; - Формирование самоокупаемых фондов материалов и данных инженерных изысканий Вызовы: - появление новых средств и технологий обработки геопространственной информации; - переход России к рыночной экономике, разрушение государственной системы инженерных изысканий; - увеличение количества объектов с обязательными инженерными изысканиями; - возрастание угроз техногенного характера, обусловленных масштабным развитием строительства объектов повышенной опасности Вызовы: - появление новых средств и технологий обработки геопространственной информации; - переход России к рыночной экономике, разрушение государственной системы инженерных изысканий; - увеличение количества объектов с обязательными инженерными изысканиями; - возрастание угроз техногенного характера, обусловленных масштабным развитием строительства объектов повышенной опасности Стратегия развития саморегулирования в строительстве

6 Архитектурно-строительное проектирование Вызовы: - Востребованность обновления систем типизации и ценообразования - Недостаточный уровень комфортности среды обитания - Избыточные административные барьеры при согласовании проектной документации - Недостатки системы технического регулирования, чрезмерное использование спец техусловий Вызовы: - Востребованность обновления систем типизации и ценообразования - Недостаточный уровень комфортности среды обитания - Избыточные административные барьеры при согласовании проектной документации - Недостатки системы технического регулирования, чрезмерное использование спец техусловий Направления: - Совершенствование законодательства и системы технического регулирования - Типизация и стандартизация при проектировании - Внедрение технологий информационного моделирования (BIM технологий) - Система аттестации и допуска на рынок инженеров и архитекторов - Развитие системы авторского надзора - Развитие института саморегулирования Направления: - Совершенствование законодательства и системы технического регулирования - Типизация и стандартизация при проектировании - Внедрение технологий информационного моделирования (BIM технологий) - Система аттестации и допуска на рынок инженеров и архитекторов - Развитие системы авторского надзора - Развитие института саморегулирования Результаты: - Повышение качества проектной документации - Сокращение сроков проектирования путем внедрения BIM технологий - Повышение персональной ответственности проектировщиков - Снижение административных барьеров при согласовании проектной документации Результаты: - Повышение качества проектной документации - Сокращение сроков проектирования путем внедрения BIM технологий - Повышение персональной ответственности проектировщиков - Снижение административных барьеров при согласовании проектной документации Подготовка проектной документации излишне зарегулирована. Имеются внутренние противоречия в системах нормативно-правового и технического регулирования, а сами системы затрудняют внедрение инноваций Стратегия развития саморегулирования в строительстве

Техническое регулирование, иное правовое регулирование Вызовы: - Отсутствие координации при принятии нормативных актов ФОИВ - Наличие внутренних противоречий в системах нормативно-правового и нормативно- технического регулирования (ведомственный подход) - Длительные сроки внесения изменений в документы технического регулирования - Отсутствие решений по документам в связи с Евразийским экономическим союзом - Не решена проблема использования стандартов организации в качестве доказательной базы Вызовы: - Отсутствие координации при принятии нормативных актов ФОИВ - Наличие внутренних противоречий в системах нормативно-правового и нормативно- технического регулирования (ведомственный подход) - Длительные сроки внесения изменений в документы технического регулирования - Отсутствие решений по документам в связи с Евразийским экономическим союзом - Не решена проблема использования стандартов организации в качестве доказательной базы Направления: - Решение системных вопросов структуры нормативных документов в строительстве - Обеспечение свободы технического творчества архитекторов и проектировщиков - Разработка механизмов внесения изменений в НТД, обеспечивающих внедрение инноваций; - Формирование НТБ для всех этапов жизненного цикла зданий на основании анализа ее актуальности, необходимости и достаточности и экспериментальной проверки; - Актуализация документов с требованиями ЕАЭС. Направления: - Решение системных вопросов структуры нормативных документов в строительстве - Обеспечение свободы технического творчества архитекторов и проектировщиков - Разработка механизмов внесения изменений в НТД, обеспечивающих внедрение инноваций; - Формирование НТБ для всех этапов жизненного цикла зданий на основании анализа ее актуальности, необходимости и достаточности и экспериментальной проверки; - Актуализация документов с требованиями ЕАЭС. Результаты: -Утвержденная структура нормативных документов в строительстве; - Актуализированные документы с требованиями ЕАЭС; - Повышение качества НТД за счет участия проф. сообщества в разработке и обсуждении документов; - Утвержденные процедуры внедрения инноваций с оценкой соответствия и признания пригодности; - Повышение качества проектов и строительства, при сокращении сроков и затрат. Результаты: -Утвержденная структура нормативных документов в строительстве; - Актуализированные документы с требованиями ЕАЭС; - Повышение качества НТД за счет участия проф. сообщества в разработке и обсуждении документов; - Утвержденные процедуры внедрения инноваций с оценкой соответствия и признания пригодности; - Повышение качества проектов и строительства, при сокращении сроков и затрат. Система технического регулирования неповоротлива и является тормозом для внедрения инноваций. До настоящего времени сохраняется значительное количество искусственных административных барьеров. 7 Стратегия развития саморегулирования в строительстве

8 Государственное регулирование Вызовы: - Не полностью оптимизированы государственные функции - Недостаточный уровень открытости органов государственного регулирования - Отсутствие инструментов привлечения средств частных лиц в строительство инфраструктурных объектов - Сохраняется значительное количество искусственных административных барьеров; - Не совершенна система федерального статистического учета Вызовы: - Не полностью оптимизированы государственные функции - Недостаточный уровень открытости органов государственного регулирования - Отсутствие инструментов привлечения средств частных лиц в строительство инфраструктурных объектов - Сохраняется значительное количество искусственных административных барьеров; - Не совершенна система федерального статистического учета Направления работы: - Повышение информационной открытости госорганов в сфере строительства - Совершенствование бюджетного финансирования и развитие государственно- частного партнерства в строительстве - Оптимизация предоставления государственных услуг - Постепенная передача полномочий от государства профессиональному сообществу (экспертиза, строительный надзор, технологический и ценовой аудит, ценообразование, стандартизация, подготовка и переподготовка кадров, допуск их на рынок) Направления работы: - Повышение информационной открытости госорганов в сфере строительства - Совершенствование бюджетного финансирования и развитие государственно- частного партнерства в строительстве - Оптимизация предоставления государственных услуг - Постепенная передача полномочий от государства профессиональному сообществу (экспертиза, строительный надзор, технологический и ценовой аудит, ценообразование, стандартизация, подготовка и переподготовка кадров, допуск их на рынок) Результаты: - Прозрачность и информационная открытость госорганов в сфере строительства; - Передача до 80% полномочий от государства к профессиональному сообществу (экспертиза, строительный надзор, технологический и ценовой аудит, ценообразование, стандартизация, подготовка и переподготовка кадров, допуск их на рынок). Результаты: - Прозрачность и информационная открытость госорганов в сфере строительства; - Передача до 80% полномочий от государства к профессиональному сообществу (экспертиза, строительный надзор, технологический и ценовой аудит, ценообразование, стандартизация, подготовка и переподготовка кадров, допуск их на рынок). Отсутствие межведомственной согласованности государственной политики по вопросам градостроительной деятельности, технического регулирования, ценообразования, требований по безопасности и контроля за их соблюдением Стратегия развития саморегулирования в строительстве

9 Саморегулирование Результаты: - Повышение безопасности и качества строительной продукции - Обеспечение строительства профессиональными кадрами - Снижение стоимости строительной продукции - Снижение административной нагрузки на государственные органы и финансовой нагрузки на консолидированный бюджет Российской Федерации Результаты: - Повышение безопасности и качества строительной продукции - Обеспечение строительства профессиональными кадрами - Снижение стоимости строительной продукции - Снижение административной нагрузки на государственные органы и финансовой нагрузки на консолидированный бюджет Российской Федерации Вызовы: - Отсутствие сформированной деловой репутации института саморегулирования - Незавершенность процессов становления новых полномочий национальных объединений - Отсутствие обязательного саморегулирования строительного надзора, экспертизы, технических заказчиков, комплексной малоэтажной застройки. - Не сформирован баланс прав и ответственности саморегулируемых организаций - Не совершенна система обеспечения материальной ответственности саморегулируемых организаций Вызовы: - Отсутствие сформированной деловой репутации института саморегулирования - Незавершенность процессов становления новых полномочий национальных объединений - Отсутствие обязательного саморегулирования строительного надзора, экспертизы, технических заказчиков, комплексной малоэтажной застройки. - Не сформирован баланс прав и ответственности саморегулируемых организаций - Не совершенна система обеспечения материальной ответственности саморегулируемых организаций Направления: - Повышение эффективности саморегулирования - Введение квалифицированных требований к руководителям СРО (образование, стаж) - Создание системы аттестации бакалавров и магистров и допуска их на рынок в качестве архитекторов и инженеров - Передача в институт саморегулирования полномочий по системам аттестации, подготовки рабочих кадров, контроля (стройнадзор, экспертиза), регулирования (техническое регулирование, стандартизация и ценообразование) Направления: - Повышение эффективности саморегулирования - Введение квалифицированных требований к руководителям СРО (образование, стаж) - Создание системы аттестации бакалавров и магистров и допуска их на рынок в качестве архитекторов и инженеров - Передача в институт саморегулирования полномочий по системам аттестации, подготовки рабочих кадров, контроля (стройнадзор, экспертиза), регулирования (техническое регулирование, стандартизация и ценообразование) Эффективность института саморегулирования должна быть выше, чем государственное управление, в том числе за счет финансовой и репутационной ответственности Стратегия развития саморегулирования в строительстве

10 Кадровая политика Вызовы: - Структурный дефицит отдельных категорий работников. - «Болонская» система подготовка специалистов не адаптирована к потребностям отрасли. - Отсутствует система начального и среднего профессионального образования. - Отсутствие системы аттестации специалистов на профессиональную компетентность. Вызовы: - Структурный дефицит отдельных категорий работников. - «Болонская» система подготовка специалистов не адаптирована к потребностям отрасли. - Отсутствует система начального и среднего профессионального образования. - Отсутствие системы аттестации специалистов на профессиональную компетентность. Направления -Воссоздание системы начального и среднего профессионального образования. - Создание системы аттестации специалистов на профессиональную компетентность. - Повышение мотивации к работе в строительной отрасли. - Восстановление системы аттестации рабочих строительных специальностей. Направления -Воссоздание системы начального и среднего профессионального образования. - Создание системы аттестации специалистов на профессиональную компетентность. - Повышение мотивации к работе в строительной отрасли. - Восстановление системы аттестации рабочих строительных специальностей. Результаты: - Ликвидация дефицита отдельных категорий работников. - Самоокупаемая система постоянного подтверждения компетентности инженеров и архитекторов. - Повышение персональной и профессиональной ответственности всех категорий работников. Результаты: - Ликвидация дефицита отдельных категорий работников. - Самоокупаемая система постоянного подтверждения компетентности инженеров и архитекторов. - Повышение персональной и профессиональной ответственности всех категорий работников. В отрасли сохраняется кадровый голод в отношении квалифицированных рабочих, младшего технического персонала, а также инженерно-технических работников Стратегия развития саморегулирования в строительстве

11 Выводы по состоянию отрасли (1) 1. В государстве фактически отсутствует системная градостроительная политика, предоставляющая возможность адекватного формирования безопасной и комфортной среды жизнедеятельности. 2. Строительная отрасль крайне зарегулирована, имеются внутренние противоречия в системах нормативно-правового и технического регулирования. А сами системы неповоротливы и, подчас, являются тормозом для внедрения инноваций, как в техническом, так и в организационном плане. 3. Сохраняется кадровый голод как в отношении квалифицированных рабочих, младшего технического персонала (мастер, прораб), так и в отношении инженерно-технических работников. Стратегия развития саморегулирования в строительстве

12 Выводы по состоянию отрасли (2) 4. Не в полной мере используется потенциал института саморегулирования. Не соблюден баланс прав и ответственности. Системы финансирования и регулирования отраслью, подготовки кадров, отраслевой науки, государственного контроля (стройнадзор, госэкспертиза) и регулирования (техническое регулирование, стандартизация и ценообразование) должны в ближайшем будущем быть переориентированы на самофинансирование и саморегулирование. 5. Переход на саморегулирование на обязательной основе функций по экспертизе проектов, а также функций технического заказчика Стратегия развития саморегулирования в строительстве

13 Изменение структуры регулирования строительства Постепенный переход от государственного регулирования к саморегулированию при повышении безопасности, качества работы, дисциплины, и контроля со стороны профессионального сообщества Год Доля государства Доля проф. сообщества %20% %40% %60% %80% Стратегия развития саморегулирования в строительстве

Изменение роли строительного сообщества в реализации видов регулирования строительства Наименование Саморегулирование 100% Техническое регулирование 5%20%50%80% Строительный надзор 10%30%60%85% Разрешительная деятельность-10%40%50% Допуск на рынок предприятий и ИП95% Подготовка кадров-20%50%60% Допуск специалистов (аттестация архитекторов и инженеров) -50%80%95% Экспертиза 40%50%60%75% Лицензирование 05%15%40% Ценообразование 050%100% 14 Стратегия развития саморегулирования в строительстве

15 Стратегические инновации Совершенствование системы управления, включая проектное управление Внедрение систем цифрового моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов Градостроительная политика – ключевое направление формирования комфортной среды жизнедеятельности и решения геополитических задач Возрождение системы типового проектирования Стратегия развития саморегулирования в строительстве