Журналист и его общественная миссия Проф. Е.Л. Вартанова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Журналист и его общественная миссия Проф. Е.Л. Вартанова.
Advertisements

Журналист и его общественная миссия Профессор Е.Л. Вартанова Основы журналистики Лекция учебный год.
РОЛЬ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ СМИ – учреждения, созданные для открытой, публичной передачи различных сведений.
Формирование повестки дня в российских СМИ и концепция социальной ответственности Профессор Елена Вартанова.
План 1. Понятие гражданского общества. 2. Соотношение государства и гражданского общества. 3. Структура гражданского общества. 4. Функции гражданского.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Роль СМИ в политической жизни Подготовила: Похабова Мария ученица 11 «А» класса БСОШ 1.
Средства массовой информации (СМИ) – организационно-технические комплексы быстрой передачи и массового тиражирования информации (словесной, звуковой,
Пытался дать определение государству, выходящее за пределы общепринятых- либо анархия, либо диктатура Выступал за ограничение вмешательства политики в.
Политическая сфера Средства массовой информации в политической системе: место, роль функции.
Политическая система общества – это совокупность организаций и учреждений, осуществляющих государственную власть и управляющих делами общества 1. Институциональная.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. План. 1.Труд как вид человеческой деятельности. 2.Человеческий фактор производства. 3.Социальное партнерство. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Тема 10. Этика потребительского поведения.. Понятие об этической культуре Культура общения непременно предполагает и высокую потребность в общении, и.
Политическая система и её роль в жизни общества. Политическая система общества - это совокупность политических отношений, связанная с вопросами государственной.
1 Лекция «Политическая культура и политическое сознание»
Какие сферы жизни общества вам известны? экономическая политическая социальная духовная.
Общество Общество Общество – это сложная динамическая система, которая может существовать, постоянно изменяясь, но сохранять при этом основные черты и.
Введение В современной России власть, ее политические структуры и институты претерпевают существенные трансформации. Государство испытывает потребность.
Развитие гражданского общества в современной России «Какое правительство лучше всего? То, которое учит нас управлять собой». (Гёте). Выполнила Исангильдина.
Транксрипт:

Журналист и его общественная миссия Проф. Е.Л. Вартанова

Домашнее задание Согласны ли вы с Д. Маккуэйлом, что журналистика ответственна перед обществом? В чем именно, на ваш взгляд, заключается ответственность журналистики перед обществом?

Журналистика в СМИ Суть журналистики: содержание = журналистские тексты информационного и информационно- аналитического характера (журналистский текст), характеризующегося одновременно чертами творческого и индустриального производства, а также соответствия неформальному запросу общества (актуальность + ответственность журналиста) Суть СМИ: Система = индустрия, обеспечивающая производство, упаковку и распространение всех типов медиатекстов

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2009 Журналистика как особый социальный институт, система различных учреждений Журналистика как система видов деятельности, необходимых для нормального функционирования этого социального института Журналистика как совокупность профессий, важных для обеспечения всех областей ее деятельности (в том числе, специалисты по менеджменту, маркетингу, инженерному обеспечению) Журналистика как система журналистских произведений Журналистика как комплекс каналов передачи массовой информации, использующих различные средства коммуникации Журналистика как совокупность учебных дисциплин и особая отрасль науки

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2009 Журналистика – это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, радио, ТВ, кино и т.п.) Система предприятий и средств сбора и доставки информации: редакции, телерадиокомпании, ИА и их производственно-техническая база Продукция журналистской деятельности Определенная отрасль научного знания и образования.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2006 Журналистика не может быть сведена к организации коммуникаций в обществе, хотя и выполняет коммуникативные функции. Ее нельзя свести к литературному творчеству, хотя литературная работа и составляет ее существенный компонент С одной стороны, она действительно являет собой производство особого рода информационных продуктов, назначение которых оперативно извещать общество о происходящих в его жизни изменениях самого разного свойства... С другой стороны, журналистика выступает как организатор духовного сотрудничества разных общественных сил для создания массовых информационных потоков, без которых нормальное существование общества невозможно и которое она-то и формирует.

Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М., 2000 Журнализм – специфическая масс информационная деятельность, связанная с поиском и передачей актуальной социальной информации в ритмизированной, дискретной форме массовой, вероятностной, рассредоточенной, анонимной аудитории и выступающая тем самым в качестве информационного масскоммуникаторства

Журналистика Журналистика – профессиональная деятельность, направленная на решение ряда задач, определяемая сводом правил по созданию содержания/журналистских текстов Первая ключевая задача журналиста – найти новость, изложить ее так, как это требуется в конкретной редакции Вторая ключевая задача журналиста – встроить эту новость в более широкий информационный и социальный контекст: Может делать сам журналист, может и редакция Передача новости аудитории – это в «старых» СМИ задача редакции, медиа организации, фактически канала СМИ. В «новых» медиа эта задача может решаться и самим журналистом –Вартанова Е.Л. Теория СМИ: Актуальные вопросы. М., 2009.

Journalism / Журналистика Paid writing (and the audiovisual equivalent) for public media with reference to actual and ongoing events of public relevance McQuail D. (2010) McQuail`s Mass Communication Theory. Журналистика есть создание и публикация сообщений о современных событиях, лицах или обстоятельствах общественной значимости или интереса, основанных на информации, полученной из надежных источников Мак Куэйл Д. Журналистика и общество. М., 2014

Закон о СМИ ( под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции, зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию; под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации

Подходы к журналистике: Западная традиция От политологии и социологии – через массовые коммуникации – к журналистике Модель пропаганды (Герман, Хомски) Индустрия культуры / культурные индустрии (Адорно, Хоркхаймер) Общественное мнение (Липпман)

Журналистика: Российская традиция Из литературы – через публицистику – к журналистике Журналистика и литературный процесс Журналистика как проект личности: Петр I, Екатерина Великая, Пушкин, Толстой, Ленин, Кольцов, Симонов Советский журналист: моральные убеждения, активная гражданская позиция, партийность, классовость –Принадлежность интеллектуальной элите –Миссионерство, просветительство –Духовная жизнь общества и журналистика

Функции журналистики (Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики) Коммуникативная. Это исходная функция – функция общения, налаживания контакта. Журналистика устанавливает контакт с аудиторией и социальными институтами, «знакомит» их друг с другом и проводит свою информационную политику. Непосредственно-организаторская. Журналистика - «четвертая власть» в обществе. Публикцаии в авторитетных СМИ могут оказать серьезное влияние на общество и социальные институты; Идеологическая (социально-ориентирующая). Журналистика занимается информационным обслуживанием массового сознания, формирует общественное мнение, влияет на мировоззренческие основы аудитории; Культурно-образовательная. Журналистика формирует культурно- поведенческие нормы, этикет, культуру досуга и т д. Рекламно-справочная. Журналистика удовлетворяет утилитарные запросы, связанные с миром увлечений различных слоев аудитории (сад, огород, туризм, и т. д. и т. п.) Рекреативная. Журналистика формирует способ снятия напряжения, развлечения. Кроме того, журналистские тексты должны читаться с удовольствием – так они реализуют выполнение других функций.

Обязанности=функции журналистики (Лазутина Г.В.) Давать членам общества адекватную информацию о действительности, обо всех ее существенных изменениях как на очевидном уровне (события), так и на неочевидном, постигаемом усилиями мысли (проблемы), причем независимо от того, хотят этого или не хотят институты власти; Служить ареной свободного обмена мнениями среди граждан, позволяя самоопределиться общественному мнению, подчас вопреки желанию власти это мнение направленно формировать; Насыщать массовые информационные потоки общества материалами, несущими самые разные варианты знаний, норм и ценностей, создавая возможности для их конкуренции и стимулируя нравственные, духовные искания людей. Благодаря этому достигается развитие массового сознания общества и в то же время сохраняется необходимый уровень его преемственности, общезначимости. Лазутина рассматривает журналистику в первую очередь как раз как «деятельность, направленную на производство массовых информационных потоков».

Роли журналистики (Корконосенко С.Г. Теория журналистики)

Четыре функции журналистики в обществе (Вартанова Е.Л. О современном понимании СМИ и журналистики) Информационное обеспечение функционирования политической сферы, без которого невозможно существование демократического общества. Сферой СМИ обеспечивается коммуникация между двумя группами интересов: политиками и обществом. Информационное обеспечение функционирования экономической сферы. Журналистика информирует акционеров и инвесторов, а также потребителей – с помощью рекламы, тем самым обслуживая рыночную экономику. Удовлетворение культурных потребностей общества. К примеру, выстраивание общей культуры, общих ценностей, и т д. – через язык и СМИ. Формирование идентичности и интеграции общества. Журналистика стимулирует создание наций и поддерживает их существование.

Публицистика Область литературы, имеющая своим предметом актуальные общественно- политические вопросы (Литературная энциклопедия ); Род произведений, посвященных актуальным вопросам и явлениям текущей жизни общества и содержащих фактические данные о различных ее сторонах (БСЭ, )

Суть миссии Миссия –Ответственное задание, роль –Призвание, волею судьбы назначенная деятельность –В менеджменте: наиболее общая цель организации как конкурентоспособной структуры, представленная в наиболее общей форме и чётко выражающая основную причину существования организации

Метафоры ролей/функций СМИ Мак Куэйл выделяет несколько метафор: –Окно –Зеркало –Фильтр –Гид/интерпретатор –Форум/платформа –Распространитель (disseminator) –Собеседник

Традиция/миссия общественного вещания Первый генеральный директор Би-Би- Си лорд Рейт о функциях общественного радио: –Информировать –Просвещать –Развлекать

«Сторожевой пес демократии» («Watchdog») Демократическая роль журналистики должна заключаться не только в том, чтобы предоставлять информацию и выполнять функцию «сторожевого пса», но и в том, чтобы «затрагивать наши чувства, вдохновлять нас и предлагать пищу для наших каждодневных демократических размышлений» (Dahlgren 2009: 146) Журналист может выполнять функции общественного контроля и критиковать все ветви власти, только если он свободен от давления со стороны властей Идея свободы журналистики: действовать в рамках закона, не подвергаться цензуре, служить обществу (аудитории, читателям)

Модель «четвертой власти» Журналистская корпорация: независимый и сравнительно автономный социальный институт, вовлечен в управление обществом и выполняет при этом определенную функцию в рамках системы «сдержек и противовесов» всех ветвей власти Поскольку такая власть не избирается согласно демократическим процедурам и никем не контролируется, кроме соответствующего законодательства и потребительского спроса, постольку она действительно является относительно самостоятельным источником властных полномочий, осуществляя прямое или косвенное влияния на состояние общественного мнения при восприятии и оценке этим мнением акций законодательных и исполнительных органов власти, конкретных представителей власти, а также воздействуя на итоги выборов

Модель социально активной журналистики СМИ в качестве орудия защиты гражданских прав отдельных лиц, средства выражения интересов всех структурных звеньев гражданского общества. Это: –профессиональные, предпринимательские, потребительские союзы и объединения, культурные и религиозные организации и движения, институты рынка, органы общественного самоуправления, женские, молодежные, благотворительные организации и т.д. СМИ как средство информации и коммуникации позволяют обществу и его группам осознать свои интересы, и в то же время контролировать власть с точки зрения обеспечения ею возможности беспрепятственной реализации этих прав и интересов.

Собственно информационная модель «Факты говорят сами за себя», и обязанность журналиста состоит в информировании без оценки, т.е., строго говоря, предполагаются превращение журналиста в бесстрастного информатора и его отказ от гражданской позиции Вопрос, имеет ли журналист право на оценку, не решается просто. Достоин ли журналист быть судьей? В жизни нередко возникает «парадокс оценивания», когда одобрение получает лишь моральная самооценка («те, кто мог бы вершить моральный суд, не будут этого делать из скромности; тому же, кто хочет вершить моральный суд, нельзя этого доверить уже из-за отсутствия скромности»). Так часто и случается, что судьями со стороны медиа выступают отнюдь не морально безупречные люди.

СМИ как медиатор СМИ представляют собой «площадку», на которой организуется и поддерживается постоянный общественный диалог с целью достижения баланса сил в обществе. В этой концепции СМИ не претендуют на власть над обществом, но в то же время оказываются важным и необходимым элементом общественного процесса Гражданское общество и публичная сфера (Хабермас Ю.)

Чурнализм/Churnalism От англ. churn – маслобойка, смеситель, сбивалка Выражение принадлежит Вазиму Закиру (бизнес- репортеру BBC) Чурналистика (churnalism) – термин, придуманный самими журналистами, для обозначения такого вида журналистской работы, когда авторские тексты представляют собой слабо или вовсе необработанные пресс-релизы, PR-материалы или расшифровки комментариев экспертов без пояснения причинно-следственных связей, без объяснения, как то, что сказал спикер, конкретно отразится на жизни людей и т.д.

Новая и Гонзо- журналистика от англ.gonzo (рехнувшийся) направление в журналистике, представляющее собой глубоко субъективный стиль повествования, ведущегося от первого лица, в котором репортёр выступает в качестве непосредственного участника описываемых событий и использует свой личный опыт и эмоции для того, чтобы подчеркнуть основной смысл этих событий. Использование цитат, сарказма, юмора, преувеличения и даже ненормативной лексики также являются неотъемлемой чертой этого стиля Этот стиль можно считать ответвлением так называемой новой журналистики, движения 1960-х, основоположниками которого были Том Вулф и Хантер С. Томпсон

«Вторая древнейшая» Цинизм и прагматизм профессии как среди самих журналистов, так и по отношению к ним Почему?

Задания 1.Какая(ие) из приведенных на лекции журналистских ролей ближе всего лично Вам? Почему? 2. На лекции обсуждались силы давления на журналистов, вызывающие в профессии внутренние противоречия. А что позитивно влияет на выполнение журналистами своего профессионального долга?

Задание на дом Изучить «Кодекс профессиональной этики российского журналиста»