«Разработка и внедрение современных технологий и программ повышения квалификации учителей истории на основе системы образовательных экскурсий и маршрутов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования Малунова. Г.С. д.п.н. профессор.
Advertisements

Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Новые требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования С 1 января 2010 года в действие вступил федеральный государственный.
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
Федеральная целевая программа развития образования ФГУ «Центр социальных инноваций» Проект «Разработка программ формирования гражданской идентичности личности.
Раньше 2-х компонентный состав Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки выпускников Теперь 3 группы требований К структуре основных.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ »
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
ФГОС НОО как совокупность требований, обязательных при реализации ООП НОО образовательными учреждениями
Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Оценка воспитательной деятельности реализуемой в классе, как неотъемлемая часть реализации программы по духовно-нравственному развитию. Ульянова Елена.
Зам. директора по УВР МОУ «Гимназия 2» О.Ф. Громова.
Рабочая программа как способ организации деятельности педагога Востокова С.Н., зам. директора по организационно- правовым вопросам и аналитико-прогностической.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Транксрипт:

«Разработка и внедрение современных технологий и программ повышения квалификации учителей истории на основе системы образовательных экскурсий и маршрутов по России» ОТЧЕТ по исполнению 1 этапа Государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд 03.Р от 09 ноября 2011 года Исполнитель: АНО «Центр социальных исследований и инноваций» 1

«Разработка и внедрение современных технологий и программ повышения квалификации учителей истории на основе системы образовательных экскурсий и маршрутов по России» Структура отчета Введение 1. Аналитические материалы «Образовательные экскурсии как современная технология проведения повышения квалификации учителей истории» 1.1. Введение 1.2 Образовательные экскурсии по историческим местам в России (исторический опыт) 1.3. Международный опыт проведения образовательных экскурсий по историческим местам 1.4. Выводы по итогам анализа отечественных и международных источников, описывающих опыт подготовки учителей истории с использованием экскурсионных маршрутов по историческим местам 1.5. Образовательные экскурсии по историческим местам как эффективная форма подготовки учителей истории, преподавания истории и гражданского воспитания учащихся 1.6. Система общих требований к организации образовательных экскурсий по историческим местам для практического освоения историко-культурного богатства России путем ознакомления с памятниками истории и культуры страны 1.7. Выводы 2. Отчет по результатам социологического исследования, проведенного по трем направлениям 2.1 Программа и методология исследования 2.2 Инструментарий исследования 2.3 Сведения об участниках исследования 2.4 Итоговые таблицы, отражающие результаты исследования по трем направлениям 2.5 Аналитическая записка по обзору имеющихся данных 2

«Разработка и внедрение современных технологий и программ повышения квалификации учителей истории на основе системы образовательных экскурсий и маршрутов по России» Структура отчета 3. Методические материалы «Критерии и показатели отбора культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории» 4. Апробация методических материалов по отбору культурно- исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории в не менее чем 5 субъектах РФ на базе не менее чем 10 образовательных учреждений 4.1 Материалы по организации и проведению апробации 4.2 Рекомендации по результатам апробации методических материалов по отбору культурно- исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории Заключение ПРИЛОЖЕНИЯ К ОТЧЕТУ Приложение А Заполненные ведомости для учета выданных и собранных анкет Приложение Б Итоговые (отчетные) документы региональных участников апробации 3

4 Аналитические материалы «Образовательные экскурсии как современная технология проведения повышения квалификации учителей истории»

5 ВВЕДЕНИЕ В ходе работы по подготовке аналитических материалов было: o проанализировано 225 отечественных и зарубежных источников, описывающих российский и международный опыт подготовки учителей истории с использованием экскурсионных маршрутов по историческим местам; o проведено исследование российского опыта со второй половины XVIII века по настоящее время; o Проведено исследование международного опыта на примере трех стран: Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Австралии.

Аналитические материалы «Образовательные экскурсии как современная технология проведения повышения квалификации учителей истории» 6 Закономерности процесса обучения истории ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ (намечаемые результаты образования, воспитания и развития, направленные на формирование личности СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ (система знаний, умений, навыков, опыт творческой деятельности, эмоционально-чувственного отношения к историческим и социальным явлениям Возрастные особенности и познавательные возможности учащихся ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ (формы, методы, методические приемы и средства работы учителя и учащихся РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ (действительный уровень образования, воспитания и развития учащихся)

Аналитические материалы «Образовательные экскурсии как современная технология проведения повышения квалификации учителей истории» 7 Образовательные экскурсии по историческим местам в России (исторический опыт) Во второй половине XVIII века произошло одно важное событие для истории российского образовательного туризма. В декабре 1777 года «Прибавления» к газете «Московские новости» на нескольких страницах опубликовали материал, а точнее, развернутую рекламу, озаглавленную «План пред приемлемого путешествия в чужие края, сочиненный по требованию некоторых особ содержателем благородного пансиона Вениамином Геншем» «План» В.Генша предусматривал организовать небольшую группу молодых дворян, совершить с ними поездку в один из европейских университетов: Геттинген, Лейпциг Турин или Страсбург; «дабы там как в немецком, так во французском и итальянском языках, также в науках, то есть в математике, истории, географии, философии, юриспруденции и рисовании довольное снискать знание, также в штанцевание, верховой езде и музыке; и в тонкость познать то, что молодому человеку для совершенного его благополучия нужно и полезно быть может». После посещения университетов предполагалось проехать еще через Швейцарию, Италию и Францию для знакомства с историей, искусством этих стран и постановкой фабричного дела. Появление путеводителей – еще один факт, указывающий на зарождение в России в конце XVIII века зачатков образовательного туризма. Это было время предыстории образовательного туризма.

Аналитические материалы «Образовательные экскурсии как современная технология проведения повышения квалификации учителей истории» 8 Образовательные экскурсии по историческим местам в России (исторический опыт) Продолжение Первые образовательные исторические экскурсии стали проводиться в конце XVIII – начале XIX веков. Сторонниками введения образовательных экскурсий в систему школьного преподавания были Н.И.Новиков, академик В.Ф.Зуев. Устав народных училищ, а также школьный устав 1804 содержали рекомендации о проведении образовательных экскурсий: сначала – на историко-естественные темы, позже в практику преподавания вошли также и экскурсии исторические. 15 апреля 1895 года в Петербурге по решению министра внутренних дел состоялось учредительное собрание Общества велосипедистов-туристов и его официальное открытие. Много внимания в своей деятельности Общество отводило организации и проведению образовательных экскурсий. В конце XIX – начале XX веков передовые педагоги учебных заведений России обратили особое внимание на экскурсионное дело, всё шире развивающееся в стране. В образовательных экскурсиях они увидели возможность значительно улучшить преподавание истории и естественных дисциплин, приблизить учащихся к природе. В 1910 году в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, осуществлявшая организацию образовательных исторических экскурсий для педагогов. В те же годы образовательные экскурсии организовывали Петербургское общество народных университетов, Тульское общество взаимопомощи учителей, Харьковское общество любителей естествознания и т.д.

Аналитические материалы «Образовательные экскурсии как современная технология проведения повышения квалификации учителей истории» 9 Образовательные экскурсии по историческим местам в России (исторический опыт) продолжение Одновременно с ростом числа экскурсий закладывались их научно-методические основы. В 1910 году под редакцией Б.Е.Райкова в Петербурге вышел сборник «Школьные экскурсии, их значение и организация» – первая русская научно-методическая работа по экскурсионному делу в учебных заведениях. В годах в Москве издавался первый в России журнал, посвященный экскурсионному делу, – «Экскурсионный вестник». Один из первых, кто в начале ХХ века обосновал значение дальних гуманитарных экскурсий, их воспитательно-образовательный смысл, был петербургский профессор Иван Михайлович Гревс. В своей педагогической деятельности профессор И.М.Гревс уделял особое место историческим экскурсиям как специальному способу «приближения учеников к истории». С г.г. при пересмотре учебных планов и программ была подписана новая программа для высших начальных школ, в которой указывалось, что для каждого класса должны быть разработаны план и программа экскурсий, которые следовало бы проводить в учебные часы. Таким образом, в школах России к 1916 г. экскурсии, связанные с учебным материалом, были признаны равноправными среди других методов обучения.

Аналитические материалы «Образовательные экскурсии как современная технология проведения повышения квалификации учителей истории» 10 Образовательные экскурсии по историческим местам в России (исторический опыт) продолжение После революции 1917 года образовательные исторические экскурсии стали активным средством культурно-просветительной работы в процессе культурной революции в СССР. Государственное руководство экскурсионным делом в стране в 1918 году стал осуществлять внешкольный отдел Наркомпроса, который возглавляла Н.К.Крупская. Образовательные исторические экскурсии вошли в учебные программы советской школы. В 1918 году было основано Центральное бюро школьных экскурсий (с 1921 года – Опытно-показательная база Наркомпроса). Летом 1918 года в Павловске по предложению А.В.Луначарского были организованы курсы для учителей, на которых слушатели знакомились с приемами ведения образовательных экскурсий. Образовательное экскурсионное движение на первом этапе истории Советской республики опиралось на школу. Кадры будущих руководителей экскурсий и походов преимущественно пополнялись школьными работниками. В годы Великой Отечественной войны гг. школьная экскурсионная работа резко сократилась. Многие памятники истории и культуры были уничтожены. В основном проводились военно- исторические экскурсии по музейным и выставочным экспозициям с целью военно-патриотического воспитания.

Аналитические материалы «Образовательные экскурсии как современная технология проведения повышения квалификации учителей истории» 11 Образовательные экскурсии по историческим местам в России (исторический опыт) продолжение В послевоенные годы образовательная экскурсионная работа продолжалась, разрабатывались все новые экскурсии на общеобразовательные и специальные темы: по местам жизни и революционной деятельности вождей революции, историко-революционная тематика, военно-историческая, историко- архивная, естественноисторическая и др. Восстановление потенциала образовательного туризма относится к началу 50-х годов. В х гг. углублению содержания исторических экскурсий способствовала работа по составлению свода памятников истории и культуры. Разрабатывались новые экскурсионные темы, в основном посвященные революционному движению в России, Гражданской и Великой Отечественной войнам. Со сменой принципов государственной политики в области образования в 90-е годы массовые образовательные экскурсии в ВУЗах и школах резко сократились. Из дотационной части госбюджета исчезла статья «туризм», она растворена во многих других его частях, а значит, и не обозначена нигде.

Аналитические материалы «Образовательные экскурсии как современная технология проведения повышения квалификации учителей истории» 12 Образовательные экскурсии по историческим местам в России (исторический опыт) продолжение Со сменой принципов государственной политики в области образования в 90-е годы массовые образовательные экскурсии в ВУЗах и школах резко сократились. Информационно-методические письма и другие материалы федеральных и региональных органов управления образованием, в которых декларируется важность экскурсионной работы учителя в учебном процессе, не носят нормативного характера. Затраты на этот компонент не учитываются в объеме средств, включаемых в подушевое финансирование образовательных учреждений. В учебных планах исторических факультетов педагогических институтов отсутствуют теоретические курсы и практикумы по вопросам, связанным с проектированием, организацией и проведением образовательных исторических экскурсий. Возрождение и дальнейшее развитие образовательных исторических экскурсий их возрастающая социальная значимость в формировании духовного облика учащихся требуют эффективной и качественной подготовки и повышения квалификации учителей истории. В этой связи существенно возрастает роль учебно-методического обеспечения проектирования, организации и проведения образовательных экскурсий по историческим местам как эффективной формы подготовки учителей истории, преподавания истории и гражданского воспитания учащихся.

Аналитические материалы «Образовательные экскурсии как современная технология проведения повышения квалификации учителей истории» 13 Международный опыт проведения образовательных экскурсий по историческим местам Соединенные штаты Америки В ряде учебных заведений на факультетах гуманитарных специальностей широко практикуются экскурсионно-образовательные программы, включающий изучение культуры и достопримечательностей страны, ее истории и литературы. Экскурсионная практика в профильном обучении занимает большое место и является обязательным компонентом качественного образования по данной профессии, в том числе по географии и истории. Показательной является деятельность Фонда Колониал Уилльямсбург для учителей (The Colonial Williamsburg Foundation, Colonial Williamsburg for Teachers). С 1926 года эта организация осуществляет обучение учителей на базе охраняемой и управляемой ими «музеем живой истории», которая представляет собой реконструкцию революционной столицы XVIII века штата Вирджинии. Программа создана специально для учителей с целью встреч и взаимодействия учителей истории «Познание будущего через изучение прошлого». Основой государственной политики является утверждение, что сила и продолжение демократии США зависит от хорошо образованного гражданина, гражданина, который знает и понимает Американскую историю и ее наследие.

Аналитические материалы «Образовательные экскурсии как современная технология проведения повышения квалификации учителей истории» 14 Международный опыт проведения образовательных экскурсий по историческим местам Великобритания Обучение по системе сэндвич-курсов, в соответствии с которой образовательные экскурсии и работа на производстве является неотъемлемой частью учебного процесса и чередуется с теоретическим обучением. Такая форма стала применяться и в университетах, но наиболее широкое распространение она получила в политехнических колледжах. Образовательную школьную программу по истории формирует Английская Историческая ассоциация, которая находится в попечительстве у Королевской семьи. Каждый месяц Ассоциация организовывает для учителей по льготным ценам тематические экскурсии по Европе и историческим местам Великобритании. Цель таких поездок – чтобы учителя видели исторически места своими глазами, и могли максимально прочувствовать историю прошлых лет, и максимально точно и ярко описать и передать свои знания и впечатления своим ученикам, и тем самым заинтересовать молодое поколение изучать историю как своей страны так и всего мира.

Аналитические материалы «Образовательные экскурсии как современная технология проведения повышения квалификации учителей истории» 15 Международный опыт проведения образовательных экскурсий по историческим местам Австралия В 2009 году было издано пособие по преподаванию истории Австралии в 9 и 10 классах, которое включало в себя посещение большого количества музеев и экскурсий. К 2012 году Правительство должно окончательно утвердить измененную современную образовательную программу по истории Австралии, включающую обязательные экскурсии и обязательные посещения музеев.

Аналитические материалы «Образовательные экскурсии как современная технология проведения повышения квалификации учителей истории» 16 Результаты исследования российского и международного опыта проведения образовательных экскурсий по историческим местам 1. Образовательные экскурсии для учителей рассматривались как государственное дело. Нормативные документы издавались на уровне государства и поддерживались частной инициативой. 2. В целях доступности образовательных экскурсий для большего количества педагогов устанавливались на государственном уровне льготы и преференции: дотации и компенсации на оплату экскурсий, снижение тарифов на проезд на различные виды транспорта, предоставление скидок (вплоть до бесплатного) на питание, проживание, оснащение. Посильную организационную и финансовую помощь оказывали общественные организации и меценаты. 3. Образовательные экскурсии включались в образовательную программу основного курса и в дополнительные внеурочные занятия, вплоть до отмены каникул и замены каникулярного времени на образовательные экскурсии. Посещение исторических мест должно было быть связано с программой обучения различных категорий учащихся. 4. Образовательные маршруты и исторические места для образовательных экскурсий разрабатывались видными учеными и утверждались как на уровне Попечительских советов различных обществ или на уровне государственных органов управления.

Аналитические материалы «Образовательные экскурсии как современная технология проведения повышения квалификации учителей истории» 17 Результаты исследования российского и международного опыта проведения образовательных экскурсий по историческим местам (продолжение) 5. Образовательные экскурсии всегда идеологически способствовали развитию человека, расширению его взглядов, прививали любовь к Отечеству, его истории и подвигам человека. 6. При организации образовательных экскурсий для учителей по историческим местам строго прописывались исторические места для посещения, тексты экскурсий, материалы для изучения, маршрут. 7. Предпочтительной формой обучения является проведение экскурсий на исторических маршрутах учителями истории. 8. При организации образовательных экскурсий для учителей по историческим местам строго прописывались правила поведения, достаточная инфраструктура и рамки комфортности путешествующих. 9. Основным требованием к участникам образовательных экскурсий выдвигалось требование «повышение квалификации и заинтересованность в получении знаний», одновременно жестко пресекалось отклонение от маршрута, претензии по поводу мест проживания или способа транспортной доставки. В случае поступления жалоб от экскурсантов или требования повышенной комфортности, с экскурсанта снимались все выданные дотации, вплоть до снятия его с маршрута и выдачи денег только на билет до места проживания.

Аналитические материалы «Образовательные экскурсии как современная технология проведения повышения квалификации учителей истории» 18 Результаты исследования российского и международного опыта проведения образовательных экскурсий по историческим местам (продолжение) 10. Образовательные маршруты должны иметь строгие правила и регламенты проведения. 11. Для создания единой комплексной системы развития образовательных экскурсии желательно взаимодействие органов управления образованием и других смежных отраслей. 12. В настоящее время в России незаслуженно потеряна практика повышения квалификации учителей истории через образовательные экскурсии по историческим местам. 13. Во многих странах мира образовательные экскурсии входят в обязательную программу обучения в школах и на курсах повышения квалификации (или их аналогах в соответствии с построением системы образования). Это могут быть как экскурсии по своей стране, так и экскурсии в другие страны для изучения мировой истории. 14. Образовательные экскурсии за рубежом являются для учителей платными и могут быть оплачены или самими учителями или через систему грантов (или общественными организациями) для наиболее заслуженных специалистов.

Аналитические материалы «Образовательные экскурсии как современная технология проведения повышения квалификации учителей истории» 19 Образовательные экскурсии по историческим местам как эффективная форма подготовки учителей истории, преподавания истории и гражданского воспитания учащихся Основные цели образовательной исторической экскурсии: восстановить цепь событий прошлого; проследить последовательность исторических событий; исследовать и познать логику поступков и действий участников исторических событий; изучить закономерности социально-экономического развития государства и его отдельных территорий в системе представлений людей об окружающем мире. Выделяют четыре системных задачи образовательных исторических экскурсий: 1)активное содействие в сохранении наследия местности: культурного, исторического и природного; 2)подчеркивание и выделение уникальности наследия местности относительно других регионов; 3)создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальное наследие; 4)разработка программы развития образовательных экскурсий на основе использования уникального наследия местности

Аналитические материалы «Образовательные экскурсии как современная технология проведения повышения квалификации учителей истории» 20 Общие требования к организации образовательных исторических экскурсий: Разработка и организация экскурсий должны удовлетворять следующим основным требованиям: носить системный, плановый характер; иметь тесную связь с учебными программами по предметам; учитывать возрастные особенности учащихся; учитывать познавательные интересы и возможности учащихся; быть нацелена на развитие познавательных интересов; иметь здоровьесберегающую направленность; необходимо отбирать для наблюдения объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме; соблюдать логическую последовательности в показе объектов; маршрут экскурсии строить по хронологическому, тематическому или хронологическо-тематическому принципам; обеспечивать непрерывность экскурсии как процесса усвоения знаний.

Аналитические материалы «Образовательные экскурсии как современная технология проведения повышения квалификации учителей истории» 21 ВЫВОДЫ 1. В постиндустриальном информационном обществе важнейшим фактором повышения качества экономики и жизненного благосостояния населения становится система образования. 2. Важнейшей составляющей системы образования является педагогический персонал. Обладая различными знаниями, умениями и опытом работы, учителя истории нуждаются в личностно- ориентированном подходе к повышению квалификации. 3. Деятельность учителя истории полифункциональна, выходит за пределы учебного заведения, формирует педагогическую культуру родителей и общества в целом. 4. Главной целью повышения квалификации учителей истории в формате экскурсионных маршрутов по центрам культурно-исторического наследия России должно стать повышение эффективности их работы в деле воспитания гражданина, патриота, человека-гуманиста, интернационалиста, знающего свою историю, культуру, любящего свой край, с пониманием и благожелательностью относящегося к своему народу и народам других стран, способного отдавать все свои силы и знания на пользу Родины. 5. Образовательная историческая экскурсия является активной формой преподавания и изучения истории и формирования гражданской патриотической позиции учащихся.

Аналитические материалы «Образовательные экскурсии как современная технология проведения повышения квалификации учителей истории» 22 ВЫВОДЫ продолжение 6. Образовательные исторические экскурсии позволяют воспитывать учащихся не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать учащихся к историческому и культурному наследию страны и «малой родины». 7. Содержание образовательных исторических экскурсий должно базироваться на краеведческом компоненте «История родного края». 8. Образовательные исторические экскурсии должны быть составной частью школьной программы изучения истории региона, а также курсов повышения квалификации учителей истории. 9. Образовательные исторические экскурсии, связанные с учебным материалом, должны быть признаны равноправными среди других методов обучения истории в общеобразовательной школе. 10. Образовательные исторические экскурсии позволяют наглядно и доступно показать значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствовать развитию интереса и воспитанию уважения к прошлому и настоящему родного края. 11. Непосредственным разработчиком и организатором образовательных исторических экскурсий должен быть школьный преподаватель истории. Поэтому вопросы экскурсионного дела должны стать предметом рассмотрения на курсах повышения квалификации учителей истории.

Аналитические материалы «Образовательные экскурсии как современная технология проведения повышения квалификации учителей истории» 23 ВЫВОДЫ продолжение 12. В условиях вариативного образования содержание и методическое обеспечение образовательных исторических экскурсий должно отвечать следующим основным требованиям: соответствовать обязательному минимуму содержания и авторской программе по истории; обеспечиваться и дополняться разноплановыми учебно-методическими пособиями (фотографиями, картами, планами, схемами и др); готовиться и проводиться на основе единой программы в составе учебно-методического комплекса; обеспечивать преемственность школьного исторического образования по «вертикали»; быть свободными от политических пристрастий, более взвешенными в освещении спорных и конфликтных тем; по возможности в равной степени знакомить учащихся с разными аспектами исторического прошлого - культурными, социальными, духовными и др.; быть вариативными, отражать особенности регионов россии, ее многонациональность и поликультурность; раскрывать классический набор фактов, составляющих фундаментальную основу исторической науки и вместе с тем учитывать на новые достижения исторической науки; учитывать и обеспечивать специфику исторического образования в различных видах и типах учебных заведений.

Аналитические материалы «Образовательные экскурсии как современная технология проведения повышения квалификации учителей истории» 24 ВЫВОДЫ продолжение 13. В процесс обучения или повышения квалификации преподавателя истории должна быть включена его квалификационная характеристика, описывающая знания и умения, необходимые для организации образовательных исторических экскурсий как составной части образовательного процесса. 14.Учебно-методическое обеспечение повышения квалификации преподавателей истории должно включать работу по ознакомлению и освоению приемов выявления и изучения исторических натуробъектов с приемами их использования в практической работе учителя истории, а также ознакомление с основными принципами и методами разработки, организации и проведения образовательных исторических экскурсий. 15. Эффективной организационной формой повышения квалификации преподавателей истории может стать тьюторская (каскадная) модульная, многоуровневая модель повышения квалификации. 16. Тьюторская (каскадная) модульная, многоуровневая модель повышения квалификации позволит в короткие сроки охватить максимально большое количество учителей истории в регионах. 17. При реализации модели повышения квалификации истории должна быть обеспечена дистанционная информационная и методическая поддержка тьюторов и слушателей. 18. В бюджетах региональных и муниципальных органов управления образованием должны быть предусмотрены ассигнования на организацию курсов повышения квалификации учителей истории по вопросам разработки, организации и проведения образовательных ученических экскурсий.

25 Отчет о проведении исследования по трем направлениям

26 Направления социологического исследования: Исследование особенностей и основных параметров исторических мест с позиции задач проекта и сущностного содержания в рамках учебного процесса Исследование требований к инфраструктуре исторического места для возможности организации экскурсий и обучения Исследование требований и возможностей проезда к историческому месту, определение основных параметров проживания обучающихся Цель – проведение социологического исследования для получения достоверной информации и мнений заинтересованных участников исследования из системы образования о внедрении образовательных экскурсий и маршрутов как современной технологии повышения квалификации учителей истории.

Отчет о проведении исследования по трем направлениям 27 Задачи исследования: 1. Подготовить и провести исследование по направлению: особенности и основные параметры исторических мест с позиции задач проекта и сущностного содержания в рамках учебного процесса. 2. Подготовить и провести исследование по направлению: исследования требований к инфраструктуре исторического места для возможности организации экскурсий и обучения. 3. Подготовить и провести исследование по направлению: исследования требований и возможностей проезда к историческому месту, определения основных параметров проживания обучающихся. 4. Провести анализ полученных результатов и подготовить аналитическую записку по обзору имеющихся данных, выделению проблем и подходов к их решению по трем направлениям: исследование особенностей и основных параметров исторических мест с позиции задач проекта и сущностного содержания в рамках повышения квалификации; исследование требований к инфраструктуре исторического места для возможности организации экскурсий и обучения; исследование требований и возможностей проезда к историческому месту, определение основных параметров проживания обучающихся.

Отчет о проведении исследования по трем направлениям 28 Объект исследования: директора средних образовательных школ, гимназий, лицеев, заместители директоров, учителя, являющиеся специалистами по социальным, культурологическим и гуманитарным учебным дисциплинам, обеспечивающим предметную основу для формирования компетентности молодых учителей истории в вопросах освоения историко-культурного наследия России. Предмет исследования: оценки и мнения работников общеобразовательных учреждений – директоров средних образовательных школ, гимназий, лицеев, заместителей директоров, учителей, являющихся специалистами по социальным, культурологическим и гуманитарным учебным дисциплинам по трем выбранным для анализа темам: исследование особенностей и основных параметров исторических мест с позиции задач проекта и сущностного содержания в рамках повышения квалификации; исследование требований к инфраструктуре исторического места для возможности организации экскурсий и обучения; исследование требований и возможностей проезда к историческому месту, определение основных параметров проживания обучающихся

Отчет о проведении исследования по трем направлениям 29 Целевая аудитория для проведения исследования по трем направлениям Целевая аудитория Обоснование включения в целевую аудиторию социологического опроса Учителя истории Учителя истории являются основной целевой группой проведения данных исследовании как объекты и субъекты воздействия одновременно и наиболее заинтересованные лица, в интересах которых реализуется проект. Именно учителя истории должны понять, оценить и дать свое заключение по тематике, содержанию и форме реализации проекта, оценить значимость и дать свои рекомендации по отбору исторических мест, организации экскурсионных маршрутов и условий обучения и проживания в рамках курса повышения квалификации учителей истории. Учителя обществознания Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Филологи учителя русского языка, учителя литературы, учителя иностранного языка Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство». Учителя географии Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Изучение и преподавание истории невозможно без глубоких знаний по географии.

Отчет о проведении исследования по трем направлениям 30 Целевая аудитория для проведения исследования по трем направлениям (продолжение) Целевая аудитория Обоснование включения в целевую аудиторию социологического опроса Учителя биологии Вся история развития человечества и происходящие события, ореолы обитания, история выживания и процветания связана с окружающим миром. Развитие или гибель, смена поколений, образ жизни, развитие торговли, медицина и др. в истории связано непосредственно с биологией – животным, растительным миром и в конце концов с человеком и его развитием. Изучение и преподавание истории невозможно без знания биологии. Культурологи учителя МХК; учителя рисования учителя музыки Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство». Вместе с тем, при формировании экскурсионных маршрутов и содержания экскурсий, а также при базовом обучении и повышении квалификации учителей истории необходимо владение дисциплин культурологии. Психологи психологи социальные работники Учитель истории должен обладать психологическими навыками. При формировании экскурсионных маршрутов и содержания экскурсий необходимы психологические знания и приемы для наилучшего донесения материала и выработки навыков. Управленцы, организаторы учебного процесса – директора, заместители директоров образовательных учреждений При организации и выполнении любого образовательного проекта, соединяющего содержательные и организационные моменты, необходимо участие управленцев и организаторов учебного процесса.

Отчет о проведении исследования по трем направлениям 31 ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ УЧАСТНИКОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Возрастные группы Количество опрошенных Процент лет 654, лет 785, лет 836, лет 16612, лет 20415, лет 24318, лет 20815, лет 13810,5 Не указали свой возраст 13410,2 Итого

Отчет о проведении исследования по трем направлениям 32 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНОЙ ПОРТРЕТ УЧАСТНИКОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Должность Частота Процент Директор образовательного учреждения 775,8 Заместитель директора 29822,6 Преподаватель 85664,9 Педагог-психолог, социальный работник 886,7 Итого

Отчет о проведении исследования по трем направлениям 33 СПЕЦИАЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Школьные предметы Количество опрошенных Процент История и обществознание 25919,6 Русский язык и литература, иностранный язык 43432,9 География 13810,5 Биология 1269,6 Мировая художественная культура (МХК), рисование, музыка 1047,9 Психология 816,1 Не веду уроков 17713,4 Итого

Отчет о проведении исследования по трем направлениям 34 Инструментарий исследования Анкета для проведения социологического опроса, включающая 25 вопросов по трем направлениям исследования. Каждый участник исследования заполнял анкету, отмечая кружочком или галочкой вариант ответа, наиболее соответствующий его мнению. Инструкция для лиц, проводящих опрос в образовательном учреждении, содержит информацию о лицах, являющихся участниками опроса, порядке и сроках проведения опроса, порядке сбора и сдачи заполненных анкет. Ведомость учета выданных и собранных анкет по каждой из школ, работники которой являлись участниками исследования

Отчет о проведении исследования по трем направлениям 35 Сведения об участниках исследования В исследовании приняли участие 1403* работника (директора, заместители директоров, учителя) средних образовательных учреждений из 9-ти административных округов города Москвы, в том числе: 160 человек из Центрального административного округа 127 человек из Восточного административного округа 150 человек из Западного административного округа 179 человек из Северного административного округа 158 человек из Северо-Восточного административного округа 166 человек из Севро-Западного административного округа 167 человек из Южного административного округа 149 человек из Юго-Западного административного округа 147 человек из города Зеленоград *для проведения социологического исследования было принято 1319 анкет

Отчет о проведении исследования по трем направлениям 36 Выводы по результатам исследования по трем направлениям: Городские экскурсии для школьников широко распространены в г. Москве, при этом, школьные экскурсии в другие города распространены меньше. 1. Экскурсии для преподавателей распространены значительно реже, однако подобные инициативы существуют. 2. Опрошенные работники общеобразовательных учреждений активно поддерживают идею включения образовательных экскурсий для преподавателей в рамки повышения квалификации. 3. Наиболее значимыми принципами разработки и формирования программ образовательных экскурсий на первых этапах их запуска должны стать следующие требования: «Знакомить учащихся с разными аспектами исторического прошлого – культурным, социальным, духовным и др.», «Внедрять уважение к различным национальностям и народностям» и «Соответствовать обязательному минимуму содержания программы по истории для разных возрастных категорий учащихся». 4. Наиболее значимый критерий при отборе исторического места - «Необходимость учитывать возможность учителя прикоснуться к быту и обычаям данного исторического периода». Второй по важности критерий отбора - «Возможность стать участником или зрителем таких мероприятий как реконструкция исторических событий, опера, литературные чтения и др.». 5. Наименее значимый критерий по мнению опрошенных - «Наличие среди экскурсоводов учителей истории, работающих в школе». Этот результат говорит о том, что пока работники общеобразовательных учреждений видят образовательные экскурсии только как услугу, которая может оказываться «извне», специалистами из других ведомств, без подключения собственных ресурсов.

Отчет о проведении исследования по трем направлениям 37 Выводы по результатам исследования по трем направлениям: (продолжение) 7. Наиболее значимый аспект инфраструктуры по мнению опрошенных - «безопасность». Второй по значимости - «наличие информационных и музейных центров для посетителей». 8. Работники общеобразовательных учреждений ориентируются на экономное, базовое обеспечение программ по проведению образовательных экскурсий. Наиболее значимыми аспектами они назвали «стоимость проезда, проживания, питания» и «стоимость образовательных экскурсий и мероприятий». На третьем месте расположился аспект, связанный с «удобством транспортного или пешеходного перемещения между историческими объектами». 9. У опрошенных достаточно низкие требования к инфраструктуре исторических мест, они считают разумным начинать организовывать образовательные экскурсии даже при минимальном уровне развития инфраструктуры. Однако, при этом базовые требования – безопасность, удобство транспорта, экономность, забота о здоровье – должны выполняться. 10. Нормативы использования для переезда участников экскурсий транспорта нужно дорабатывать, так чтобы они получили большую поддержку и понимание у потенциальных организаторов и участников экскурсий. Более всего опрошенные согласны с утверждением о том, что «основным видом транспорта для проезда к историческому месту на расстояния более 600 км является железная дорога». 11. Опрошенные показали относительно низкую готовность размещаться в мало комфортабельных местах проживания. При организации экскурсий и отборе исторических мест важным является требование наличия мест для нормального комфортного проживания, но при этом необходимо дать жесткие установки, которые не подразумевают разные возможности для проживания.

Отчет о проведении исследования по трем направлениям 38 Выводы по результатам исследования по трем направлениям: (продолжение) 12. Опрошенные хотели бы иметь бесплатное базовое трехразовое питание, но при этом готовы разово доплачивать за еду при необходимости. 13. Наиболее важный аспект: «Слушатели должны размещаться в местах, в которых должна быть оказана медицинская помощь». Подавляющее большинство считает очень важным, чтобы слушатели имели страховой полис от несчастного случая на время всей поездки, а также полис обязательного медицинского страхования. 14. У опрошенных достаточно низкие требования к инфраструктуре исторических мест, они считают разумным начинать организовывать образовательные экскурсии даже при минимальном уровне развития инфраструктуры. Однако, при этом базовые требования – безопасность, удобство транспорта, экономность, забота о здоровье – должны выполняться. 15. Наиболее предпочтительный размер групп для проведения образовательных экскурсий, по мнению опрошенных, – от 10 до 20 человек.

39 Методические материалы «Критерии и показатели отбора культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории»

40 ВВЕДЕНИЕ Освоение современных технологий, направленных на повышение квалификации учителей истории на основе системы образовательных экскурсий и маршрутов по России, реализуется в целях: использования в учебной деятельности современных технологий, проектных форм организации учебного процесса, ориентированых на развитие личности обучающегося, на его успешную социализацию в социуме; удовлетворения современных социокультурных и познавательных запросов личности, семьи, общества и государства; общекультурного, нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи в свете положительного мироощущения и гордости за свою страну; формирования позитивного имиджа России.

Методические материалы «Критерии и показатели отбора культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории» 41 Методические материалы включают: Требования к историческим местам и критерии их отбора для включения исторических мест в комплексный проект с учетом программ по курсу истории для разных возрастных категорий учащихся. Требования к инфраструктуре исторического места для участия в проекте и критерии оценки ее готовности. Требования к условиям проезда, условиям проживания и обучения групп учителей истории в исторических местах, предлагаемых к участию в проекте, и критерии оценки их готовности. Показатели отбора культурно-исторических мест для включения их в комплексный проект с учетом программ по курсу истории для разных возрастных категорий учащихся

Методические материалы «Критерии и показатели отбора культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории» 42 Туристский потенциал территории Для определения направлений и перспектив развития туристского потенциала территории необходимо: выявление потенциала; оценка потенциала; оценка современного состояния использования потенциала; оценка возможностей интенсификации использования потенциала; оценка факторов, сдерживающих развитие туристской деятельности в регионе; подготовка и реализация перспективной модели территориальной организации туристской сферы в регионе. Предъявляемые к туристским ресурсам требования: доступность (транспортная и финансовая), достаточность информации об объекте, комплексность объектов, привлекательность для туристов; безопасность для туристов и степень сохранности объекта. географическое положение объекта.

Методические материалы «Критерии и показатели отбора культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории» 43 Классификация познавательных экскурсий Обзорные экскурсии чаще всего совершаются пешком или на автотранспорте (автобусные экскурсии)выявление потенциала; Тематические, включая и исторические, экскурсии имеют конкретную узкую специализацию и чаще всего предназначены для школьных, студенческих и преподавательских групп; По составу участников экскурсии могут быть разделены на школьные, студенческие, преподавательские и смешанные; По месту проведения экскурсии делятся на городские, загородные, музейные; По способу передвижения экскурсии делятся на две основные группы: пешеходные и транспортные; По форме проведения экскурсии делятся на следующие основные группы: экскурсия – поездка экскурсия – прогулка экскурсия – лекция (экскурсия – урок) экскурсия – беседа. экскурсия – игра.

Методические материалы «Критерии и показатели отбора культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории» 44 Общие признаки всех экскурсий: 1. Продолжительность по времени проведения от одного академического часа (40-45 минут) до одних суток. 2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов). 3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию. 4.Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения. 5. Передвижение участников по заранее составленному маршруту. 6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы. 7. Активная деятельность участников экскурсии (наблюдение, изучение, исследование объектов). Отсутствие хотя бы одного из признаков не дает основание называть проводимое мероприятие экскурсией.

Методические материалы «Критерии и показатели отбора культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории» 45 Классификационные типы историко-культурных экскурсионных объектов, учитываемые при их оценке для включения в экскурсионный маршрут: по видам – историко-культурные памятники (исторические, архитектурные, литературные, археологические, искусства, документальные), объекты природы; по значению в культурном наследии человечества – памятники мирового значения, памятники федерального значения, памятники регионального и местного значения; по содержанию – одноплановые (например, монумент-памятник Героям Плевны в Москве), многоплановые (например, Московский Кремль); по функциональному значению – основные, дополнительные, сопутствующие; по степени сохранности – сохранившиеся, реконструированные, перестроенные, восстановленные.

Методические материалы «Критерии и показатели отбора культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории» 46 Общие критерии отбора историко-культурных объектов для их включения в экскурсию: Познавательная ценность Известность Необычность (экзотичность) Выразительность Сохранность Местонахождение Временнóе ограничение показа.

Методические материалы «Критерии и показатели отбора культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории» 47 Критерии оценки объектов для их включения в экскурсию: Историческая ценность (связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством определенного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования с целью эстетического показа). Известность объекта, его популярность среди населения (например, Храм-на-Крови во имя Всех святых в земле Российской просиявших в Екатеринбурге). Необычность, экзотичность объекта, его особенность, неповторимость. Экзотичность может быть природного характера (например, заказник в Артинском районе на Урале является единственным такого рода в России). Необычность объекта может быть связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установления данного памятника (памятник В.И.Ленину на Площади 1905 года и Храм-на-крови в Екатеринбурге), легендой или историческим событием (сооружение плотины для железоделательного завода в Ижевске).

Методические материалы «Критерии и показатели отбора культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории» 48 Общий перечень критериев отбора исторических мест, которые могут быть включены в комплексный проект с учетом программ по курсу истории Критерии отбора объекта Характеристика значимости критерия (по уровням) 1 уровень 2 уровень 3 уровень Историко-культурная значимость Всемирное наследие Федеральное значение Региональное (местное) значение Соответствие программам курсов изучения истории. Полное Частичное Отсутствует Визуальная доступность Хорошая Удовлетворительная Плохая Рекреационная нагрузка (или емкость) Предельная Оптимальная Малая Психологическая привлекательность Сильная- Слабая Направленность на определенный возрастной уровень учащихся. Соответствует- Не соответствует Познавательная ценность Большая Малая - Известность объекта, его популярность среди населения Федеральный уровень Региональный уровень Местный уровень

Методические материалы «Критерии и показатели отбора культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории» 49 Общий перечень критериев отбора исторических мест, которые могут быть включены в комплексный проект с учетом программ по курсу истории (продолжение) Критерии отбора объекта Характеристика значимости критерия (по уровням) 1 уровень 2 уровень 3 уровень Сохранность Полная Частичная Подлежит восстановлению Необычность (экзотичность) Высокая Средняя Низкая Выразительность объекта Высокая СредняяНизкая Информативность объекта Высокая СредняяНизкая Репрезентативность объекта Высокая СредняяНизкая Аттрактивность объекта Высокая СредняяНизкая

Методические материалы «Критерии и показатели отбора культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории» 50 При отборе исторических мест в соответствии с программой обучения разных категорий учащихся будет решено две задачи: 1. Задача информационно-методического обеспечения, позволяющая всем участникам образовательного процесса получить знания и представления, соответствующие целям, содержанию, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся посредством посещения образовательной экскурсии по историческим местам. 2. Задача организации и планирования, предусматривающая выделение этапов обучения учителей истории, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования экскурсий.

Методические материалы «Критерии и показатели отбора культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории» 51 Общий перечень критериев отбора инфраструктуры исторического места для участия в проекте Критерии отбора объекта Характеристика значимости критерия 1 уровень 2 уровень 3 уровень Готовность к экскурсионному использованию Высокая СредняяНизкая Включенность историко- культурного объекта в систему регионального туризма и экскурсий Включен ПланируетсяЗарезервирован Транспортная доступность Высокая-Низкая Наличие благоустроенных санитарных мест Имеются-Не имеются Наличие мест парковки транспортных средств. Имеются-Не имеются

Методические материалы «Критерии и показатели отбора культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории» 52 Общий перечень критериев отбора инфраструктуры исторического места для участия в проекте (продолжение) Критерии отбора объекта Характеристика значимости критерия 1 уровень 2 уровень 3 уровень Наличие сферы питания и бытовых услуг. Имеется-Не имеется Наличие медицинского пункта. Имеется-Не имеется Наличие жилищных условий для многодневного пребывания Имеется-Не имеется Временное ограничение показа объекта Имеется-Не имеется Плотность концентрации объектов Высокая СредняяНизкая

Методические материалы «Критерии и показатели отбора культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории» 53 Общий перечень критериев отбора вида транспорта и средства размещения Критерии отбора объекта Характеристика значимости критерия 1 уровень 2 уровень 3 уровень Удаленность объекта от места сбора экскурсантов с учетом видов транспорта Автотранспорт (не более 200 км) Железнодорожный транспорт (от 50 до 600 км) Авиатранспорт (свыше 600 км) Длительность перехода (переезда) между объектами во время одной экскурсии Не более 500 м Не более 1 км Свыше 1 км Коллективные средства размещения туристов Гостиницы Кемпинги, мотели Школьные и студенческие общежития Вместимость средств размещения туристов Большая (свыше 200 мест) Средняя (от 100 до 200 мест) Малая (менее 100 мест) Тип предприятия питания РесторанКафе Столовая

Методические материалы «Критерии и показатели отбора культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории» 54 Общий перечень критериев отбора вида транспорта и средства размещения (продолжение) Критерии отбора объекта Характеристика значимости критерия 1 уровень 2 уровень 3 уровень Место расположения предприятия питания В составе туристского комплекса В составе гостиниц Автономные Способ обслуживания в предприятии питания Официанты Смешанное обслуживание Самообслуживание Класс предприятия питания Люкс, высший ПервыйВне категории Ассортимент блюд предприятия питания Блюда широкого выбора Комплексные блюда- Режим обслуживания предприятия питания Завтрак ПолупансионПолный пансион

Методические материалы «Критерии и показатели отбора культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории» 55 Структурно-оценочная таблица ресурсного потенциала территории Вид ресурса Критерии оценки Лимитирующие факторы Культурно-исторические ресурсы Объект туристского и экскурсионного показа Мировой уровень Норма пропускной способности объекта Национальный уровень Местный уровень Инфраструктурные ресурсы Средства размещения Классность (звездность) Количество мест номерного фонда Ориентированность предприятия по сегментам потребителя Другие критерии Транспортная инфраструктура Виды транспортной доступности Пропускная способность транспортной системы Интенсивность движения Другие критерии

Методические материалы «Критерии и показатели отбора культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории» 56 Структурно-оценочная таблица ресурсного потенциала территории (продолжение) Инфраструктурные ресурсы Предприятия питания Тип предприятия Количество накрытий Классность предприятия Кухонная направленность Другие критерии Торговля Виды продукции Насыщенность рынка товарами Другие критерии Банковская система Виды услуг Кредитные способности банка Другие критерии Иная туристская инфраструктура Различная совокупность критериев Критерии возможностей обслуживания

Методические материалы «Критерии и показатели отбора культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории» 57 Классификация регионов в зависимости от характеристик ИКП* *ИКП – историко-культурный потенциал Балл Характеристика ИКПЗначение ИКП 1Регионы с очень высоким классом ИКПОбщегосударственное значение 2Регионы с высоким классом ИКПМежрайонное значение 3Регионы со средним классом ИКПРайонное значение 4Регионы с низким классом ИКПЛокальное значение 5Регионы с очень низким классом ИКПМестное значение

Методические материалы «Критерии и показатели отбора культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории» 58 Оценка условий для создания туристского продукта (организации экскурсий) по пятибалльной шкале Балл Условия для создания туристского продукта (организации экскурсий) 1 Неблагоприятные условия 2 Частично благоприятные условия 3 Благоприятные условия 4 Весьма благоприятные условия 5 Наиболее благоприятные условия

Методические материалы «Критерии и показатели отбора культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории» 59 В процессе оценки историко-культурного ресурса составляется его паспорт, включающий: 1. Название ресурса. 2. Географическое положение (распространение в пределах административного района, места проведения). 3. Форма собственности (государственная, частная, муниципальная, иная). 4. Транспортная доступность (трудно доступен, доступен, легко доступен). 5. Способы транспортной доступности (пешеходный, автомобильный, автобусный, водный, воздушный, железнодорожный, смешанный). 6. Уровень значимости объекта для мирового наследия (значения: локальное, районное, региональное, государственное, мировое). 7. Уровень современного использования (не используется, используется изредка, активно используется). 8. Скорость исчерпания (неисчерпаемый, медленно исчерпаемый, быстро исчерпаемый). 9. Степень аттрактивности (низкая, средняя, высокая). 10. Характер вовлечения в процесс туристской деятельности (воспринимается зрительно, используется без прямого расходования, расходуется в процессе туристской деятельности). 11. Современное использование объекта по видам туризма. 12. Рекомендуемое использование объекта по видам туризма. 13.Прочее.

Апробация методических материалов по отбору культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории 60

Апробация методических материалов по отбору культурно- исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории Цель апробации: оценка применимости и практической реализуемости разработанных Исполнителем Методических материалов по отбору культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории. Задачи апробации: дать оценку полноте и качеству разработанных методических материалов; выявить необходимость в корректировке или дополнении апробируемых методических материалов с учетом предложений участников апробации. Вопросы, на которые были получены ответы в результате апробации 1)возможна ли практическая реализуемость разработанных Методических материалов по отбору культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории; 2)соответствуют ли полнота и качество разработанных Методических материалов по отбору культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории, целям и задачам Проекта; 3)какие необходимы корректировки или дополнения апробируемых Методических материалов; 4)какие вопросы должны быть дополнительно разъяснены в рекомендациях, разрабатываемых по итогам апробации. 61

Апробация методических материалов по отбору культурно- исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории Участники апробации: Апробаторы – работники образовательного учреждения, в котором проводится апробация (кандидатуры определяются руководителем образовательного учреждения с учетом задач проекта). Апробатор-координатор – руководитель образовательного учреждения, являющегося объектом, на котором проводится апробация, или уполномоченное руководителем лицо, осуществляющее функции координатора апробационных работ в образовательном учреждении. Региональный координатор – ответственный исполнитель от региона, координирующий в регионе работу по проведению апробации (кандидатуры определяются руководителем органа управления образованием региона). Инструментарий апробации: дневник участника апробации, обобщенный дневник-протокол, итоговый протокол апробации, экспертное заключение, инструктивные материалы для участников апробации. 62

Апробация методических материалов по отбору культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории Этапы проведения работ: 1 этап – подготовительный (14-24 ноября 2011 года): разработка программы апробации, определение апробационных площадок, разработка документов для участников апробации. 2 этап – региональный (25-28 ноября 2011 года): формирование апробационных групп под руководством апробаторов-координаторов; изучение апробаторами методических материалов, заполнение дневников участника апробации и сдача их апробаторам-координаторам; по результатам апробации в каждом образовательном учреждении формирование обобщенных дневников-протоколов и экспертных заключений. 3 этап – межрегиональный (29 ноября 2011 года): итоговое экспертное совещание по обсуждению экспертных заключений, составленных апробаторами- координаторами на основе выводов и рекомендаций участников апробации. 4 этап – экспертно-аналитический (30 ноября 2011 года): Формирование итогового протокола апробации, формулирование общих выводов и рекомендаций участников апробации, содержащие предложения о необходимости корректировки или дополнения Методических материалов. 63

Апробация методических материалов по отбору культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории Критерии отбора регионов, участвующих в апробации 1) степень туристско-рекреационной освоенности, отражает уровень и особенности развития внутреннего туризма в регионе. 2)социально-экономический, отражает различия экономических условий в регионах, уровень благосостояния населения. 3)структурный, отражает наличие в регионах поселений различного типа (крупных и средних городов, сельских поселений) и различных соотношений между ними. 4)проектно-управленческий, отражает участие или не участие образовательных учреждений и органов управления образованием региона в проведении апробационных мероприятий. Этот критерий показывает наличие опыта организации и проведения апробационных работ Критерии отбора образовательных учреждений, участвующих в апробации 1)управленческий, отражает способность руководителя образовательного учреждения эффективно и четко провести апробационные мероприятия. 2)командный, отражает наличие у руководителя образовательного учреждения команды, способной вдумчиво и тщательно подойти к проведению апробации методических материалов. По данным критериям было отобрано 10 образовательных учреждений из 5 субъектов РФ 64

Апробация методических материалов по отбору культурно- исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории УЧАСТНИКИ АПРОБАЦИИ 65 Москва Марий Эл Оренбургская обл. Пензенская обл. Самарская обл. Всего Количество апробационных площадок Количество участников апробации, в том числе: Директора ОУ Заместители директоров ОУ Преподаватели истории и обществознания Преподаватели русского языка и литературы Преподаватели географии Преподаватели биологии Преподаватели МХК и рисования Психологи Иные педагогические специальности

Апробация методических материалов по отбору культурно- исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории Обобщенные выводы и рекомендации участников апробации Участникам апробации понятны содержащиеся в Методических материалах требования, критерии и показатели отбора исторических мест для участия в проекте. Разработанные Методические материалы могут применяться на практике и позволяют приступить к проведению отбора исторических мест для включения их в комплексный проект. Отбор исторических мест, проведенный в соответствии со сформулированными требованиями, критериями и показателями, позволит сформировать экскурсионные маршруты, соответствующие целям и задачам проекта. Экскурсионные маршруты, разработанные в соответствии с предложенными требованиями и критериями, будут способствовать повышению компетенций учителей истории по преподаванию истории. Для успешного практического применения расширение состава Методических материалов не требуется. Корректировки в Методические материалы вносить не требуется, однако целесообразно дополнить соответствующий раздел положением о желательности страхования экскурсантов на период проведения экскурсий. 66

Апробация методических материалов по отбору культурно- исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АПРОБАЦИИ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ Рекомендации разработаны по итогам апробации методических материалов и ставят своей целью дать краткий обзор всех этапов проекта, освещая и разъясняя одновременно вопросы, возникшие в ходе апробации и связанные с отбором культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты. Рекомендации включают: 1. Описание целей и задач программ, интегрирующих компетенции учителей истории и возможность включения в программу мест, исторически важных и интересных для понимания истории страны 2. Краткий анализ результатов апробации методических материалов по отбору культурно- исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты 3. Описание требований к организации экскурсионных маршрутов в рамках повышения квалификации учителей истории 67

Апробация методических материалов по отбору культурно- исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АПРОБАЦИИ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ Цели и задачи программ, интегрирующих компетенции учителей истории и возможность включения в программу мест, исторически важных и интересных для понимания истории страны: Цель программ: создание единой методологической и управленческой системы, позволяющей в рамках повышения квалификации учителей истории повысить его профессиональные компетенции на основе внедрения в обучение технологии образовательных экскурсий и маршрутов по России. Задачи программ: Отобрать исторические места и разработать экскурсионные маршруты, которые могут быть использованы в рамках программ повышения квалификации учителей истории, с целью повышения их профессиональных компетенций. Создать систему, позволяющую ИПК внедрять новые программы, основанные на технологии образовательных экскурсий и маршрутов по России. Создать методическое обеспечение, позволяющее системе образования внедрять образовательные экскурсии по историческим местам в учебный процесс и создающих основу для привлечения в дальнейшем смежных ведомств и заинтересованных организаций для единой комплексной деятельности, по распространению, внедрению и совершенствованию опыта образовательных экскурсий по России. 68

Апробация методических материалов по отбору культурно-исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АПРОБАЦИИ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ Группы педагогических умений: 1. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи. 2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации. 3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие; создание необходимых условий (материальных, морально- психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий. 4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач. 69

Апробация методических материалов по отбору культурно- исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АПРОБАЦИИ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ Формы интегрирования профессиональных компетенций: Встречи и взаимодействия учителей истории на конкретных исторических местах, связанных с конкретным историческим событием. Это будет постоянный обмен опытом, споры и дискуссии, открытие новых интересных фактов, в том числе, рассказанных непрофессиональными историками, а, например, эрудитами и знатоками из местного населения. Проведение экскурсий самими учителями истории. Это тоже будет создавать атмосферу дискуссий. Интересно, что при социологическом опросе, преподаватели, в отличие от директоров школ, не особенно поддержали это предложение. Разработчики проекта считают, что просто учителя не совсем морально готовы к такому слушателю, что еще раз убеждает нас о необходимости введения такой формы обучения. Учителям, при возможности, на исторических местах при поддержке информационных, исследовательских и обучающих центрам могут быть предоставлены материалы в разных формах – методические материалы, фильмы, архивные материалы и т.д. по программам в соответствии с образовательными стандартами школьной программы всех классов. Вовлечение учителя в аутентичную среду обучения. При социологическом опросе учителя поддержали идею иметь «Возможность учителя прикоснуться к быту и обычаям данного исторического периода», «Возможность стать участником или зрителем таких мероприятий как реконструкция исторических событий, оперы, литературных чтений и др». Введение в программы междисциплинарного плана обучения, который развивает грамотность и навыки исторического анализа. Для это предлагается при отборе исторических мест и подготовки экскурсий привлекать учителей русского языка и литературы, географии, биологии, мировой художественной культуры и рисования, психологов. При социологическом опросе это предложение также нашло подтверждение. Погружение в этнографические и национальные культуры, что даст возможность увидеть историю России «через многосторонние видения». 70

Апробация методических материалов по отбору культурно- исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АПРОБАЦИИ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ Рамки данного проекта предусматривают разработку методического обеспечения, достаточного для начала работ по внедрению новых технологий в систему повышения квалификации через образовательные экскурсии для учителей истории. По итогам проекта система образования получит: методику отбора исторических мест и формирования маршрутов; разработанные начальные маршруты, оформленные в едином стиле в соответствии с разработанными методиками; модульные программы обучения для курсов повышения квалификации и для студентов педагогических специальностей; программы проведения тренингов управленческих команд в регионах; программу внедрения; оснащение методическими материалами стажировочных площадок. 71

Апробация методических материалов по отбору культурно- исторических мест, включаемых в экскурсионные маршруты в рамках повышения квалификации учителей истории РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АПРОБАЦИИ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ Исторический опыт показывает, что массовый характер образовательные экскурсии получили именно при взаимодействии различных ведомств и при реализации ими совместных проектов: особое значение будет приобретать участие в проекте губернаторов. Принимая активное участие в развитии образовательных экскурсий для учителей истории своего региона и повышении их компетенций, губернаторы будут заинтересованы и в том, чтобы исторические места данного региона были бы включены в экскурсионные маршруты для учителей истории России. необходимо развивать частно-государственное партнерство с туристическими компаниями разного уровня: от крупных туроператоров до местных небольших компаний, знающих специфические особенности края. Все это будет способствовать комплексности проекта и его государственной направленности, повышению эффективности обучения и снижению материальных затрат. Все указанные перспективы развития проекта будут закладываться уже на стадиях реализации этапов в рамках данного контракта: разработка логистических схем экскурсионных маршрутов и методика их отработки станут основой взаимодействия с туристическими компаниями; взаимодействие с регионами начнет происходить на этапе отбора исторических мест для включения в экскурсионные маршруты; проводимые апробации и конференции по проекту заложат основу для выработки решений по смежным ведомствам. 72

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 73