О некоторых вопросах оплаты труда работников здравоохранения Иркутской области Плюта С.Н., заместитель министра здравоохранения Иркутской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
111 О некоторых вопросах нормирования труда О.Л.Тимофеева – заместитель начальника финансово- экономического управления-начальник отдела формирования сводного.
Advertisements

Эффективный контракт Трудовой договор с работником Комплекс мероприятий, направленный в конечном счете на повышение качества и доступности медицинской.
Реализация Распоряжения Правительства РФ от г р «Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных)
Вопросы совещания «Эффективный контракт. Система оценки эффективности деятельности работников учреждения» Концепция поэтапного совершенствования систем.
И О заключении эффективного контракта с работниками в государственных и муниципальных учреждений Департамент по труду и занятости населения Костромской.
Вопросы совещания «Эффективный контракт. Система оценки эффективности деятельности работников учреждения» Концепция поэтапного совершенствования систем.
И Об оформлении трудовых отношений при введении эффективного контракта с работниками в муниципальных учреждениях Департамент по труду и занятости населения.
С этого года, образование, как и другие сферы бюджета, переводятся на систему «Эффективных контрактов». Определение «Эффективного контракта» приводится.
О ходе реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы Краснодарского края, направленные на повышение эффективности.
Соблюдение законодательства по вопросам оплаты труда, при переходе на эффективный контракт Знай, применяй, соблюдай 2013 год.
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации МЭРИЯ ГОРОДСКОГО.
ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ «ЭФФЕКТИВНЫХ КОНТРАКТОВ»
Оформление трудовых отношений с руководителем образовательного учреждения при введении «эффективного контракта» Докладчик: Ананьина Александра Александровна.
Ключевые финансово-экономические модели институционализации современных представлений о качестве общего образования в рамках реализации «дорожных карт»
Об устранении замечаний по результатам проверки прокуратурой Иркутской области реализации мероприятий долгосрочной целевой Программы модернизации здравоохранения.
Гвоздева Ольга Николаевна, главный правовой инспектор труда обкома Профсоюза.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ Постановление Правительства Москвы от ПП «О новых системах оплаты труда работников государственных учреждений города.
0 Тем роста заработной платы С 2011 года темп роста заработной платы в бюджетной сфере превышают рост по экономике РОСТ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ ИРКУТСКОЙ.
Системы оплаты труда работников учреждений должны обеспечивать: дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности; установление.
Министерство образования и науки Челябинской области Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Транксрипт:

О некоторых вопросах оплаты труда работников здравоохранения Иркутской области Плюта С.Н., заместитель министра здравоохранения Иркутской области

2 Основные нормативные правовые акты, регулирующие оплату труда 1. Трудовой кодекс Российской Федерации 2. Федеральный закон от N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» 3. Приказ министерства здравоохранения Иркутской области от N 279-мпр «О введении новой системы оплаты труда работников организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Иркутской области» 4. Распоряжение Правительства Иркутской области от рп «О введении системы оплаты труда, отличной от Единой тарификационной сетки, в областных государственных учреждениях, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области» 5. Указ Президента РФ от «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» 6. Распоряжение Правительства РФ от N 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на годы» 7. Распоряжение Правительства РФ от N 2599-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения»» 8. Распоряжение Правительства Иркутской области от N 57-рп «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Иркутской области» 9. Локальные нормативные правовые акты 10.Др.

3 Схема финансирования медицинских организаций Иркутской области Работодатели Областной бюджет Бюджет ФФОМС Бюджет ТФОМС Страховые медицинские организации Областные медицинские организации в системе ОМС Частные, ведомственные, федеральные медицинские организации в системе ОМС Централизованные поставки и программы (оборудование, капитальный ремонт, лекарственное обеспечение) Государственные областные медицинские организации (социально значимые заболевания, дома ребенка, хосписы, госпиталь ветеранов и др.) Страховые взносы на работающее население (5,1% от ФОТ) Страховые взносы на неработающее население Субвенция на финансовое обеспечение базовой программы ОМС

4 Страховые медицинские организации Медицинские организации в системе ОМС Объемы оказанной медицинской помощи Тарифы х Финансовые санкции по результатам экспертиз: необоснованное завышение объемов и стоимости медуслуг, выставление счетов за неоказанные услуги, отсутствие медицинской документации, дефекты оформления первичной документации, необоснованная госпитализация; др. Заработная плата, начисления на оплату труда Медикаменты, перевязочные средства, мединструменты, реактивы, химикаты Питание Мягкий инвентарь Прочие расходы: коммунальные услуги; электроэнергия; отопление; содержание имущества; приобретение услуг; др. Фонд гарантированной заработной платы (оклад, компенсационные выплаты) Фонд стимулирующих выплат Схема финансирования медицинских организаций Иркутской области

Объемы финансовых средств на содержание и развитие здравоохранения Иркутской области 5 Источник финансирования Факт, 2010 г. Факт, 2011 г. Факт, 2012 г. Факт, 2013 г. Факт, 2014 г. План, 2015 г. План, 2016 г. План, 2017 г. Федеральный бюджет и бюджет ФСС Программа модернизации (без строек) Областной бюджет (без МБТ на скорую медицинскую помощь и взноса на ОМС неработающего населения) Бюджет ТФОМС Бюджеты муниципальных образований Итого Темп роста к 2010 году 200%

6 Указ Президента РФ от «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» к 2018 г. : - повышение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) - до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе; - повышение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе; - повышение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе;

В целях выполнения Указов Президента РФ Распоряжением Правительства РФ от N 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на годы установлены индикативные соотношения уровня средней заработной платы каждой категории работников, указанных в Указах Президента к средней заработной плате в соответствующем регионе (субъекте Российской Федерации) для мониторинга выполнения целевых значений индикаторов повышения оплаты труда отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, с 2013 года введено статистическое наблюдение - Приказ Росстата от N 671 7

Для достижения данных показателей по области в целом для каждого учреждения были разработаны целевые показатели средней заработной платы по каждой категории работников, указанных в Указах Президента РФ, с учетом: типов учреждений (городские больницы, перинатальные центры, ЦРБ, диспансеры, дома ребенка, поликлиники, станции переливания крови и т.д.) видов оказываемых медицинских услуг (в т.ч. с учетом их вредности), объемов оказания медицинских услуг, территориальных и климатических условий (районный и северный коэффициенты) 8

9 Динамика заработной платы работников медицинских организаций Иркутской области, руб.

10 Ограничение темпов роста заработной платы медицинских работников в 2015 г. Основные направления бюджетной и налоговой политики на годы: По итогам 2013 года среднемесячная заработная плата в социальной сфере росла опережающими темпами по сравнению с аналогичным показателем по Российской Федерации. По семи категориям работников социальной сферы и науки достигнуты или превышены целевые индикативные значения соотношения средней заработной платы по категориям работников к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации Протокол совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. от 5 марта 2015 года ОГ-П12-56 пр Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от г. 14-5/10/ Целевые показатели номинальной начисленной средней заработной платы на 2015 год установлены на уровне, достигнутом в среднем за 2014 г.

Динамика индикативных значений соотношения средней заработной платы план 2014 факт 2015 план 2015 янв- авг (факт) Средняя заработная плата по Иркутской области (прогноз субъекта), руб Индикативный показатель в руб. врачи, персонал с высшим не медицинским образованием, участвующий в оказании медицинской помощи , ,9 (+18%) , средний медицинский персонал , ,3 (+9%) , младший медицинский персонал , ,7 (+8%) ,

Рост средней заработной платы работников медицинских организаций Иркутской области в гг. 12 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения (руб.) 2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г. Янв- Июль 2015 г. Темп прироста 2014 г. к 2010 г. Темп прироста 2015 г. к 2014 г. Темп прироста 2015 г. к 2010 г. Работников, в т.ч ,1%1,4%88,7% Врачи и персонал с высшим образованием, участвующий в оказании медицинской помощи ,9%1,2%89,2% Средний медицинский персонал ,9%1,4%83,4% Младший медицинский персонал ,1%0,2%149,7% Прочий персонал ,2%0,7%46,3%

13 Динамика расходов на оплату труда в структуре расходов на финансовое обеспечение территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи

14 Средняя заработная плата в отдельных регионах РФ за 1-ое полугодие 2015 г., тыс. руб.

15 Средняя заработная плата в отдельных регионах РФ за 1-ое полугодие 2015 г., в % к средней заработной плате по региону

16 Сравнение средней заработной платы в Иркутской области с другими субъектами СФО за первое полугодие 2015 года, руб. Категория работников СФО Иркутская область Республика Алтай Алтайский край Республика Бурятия Забайкальский край Кемеровская область Красноярский край Новосибирская область Омская область Томская область Республика Тыва Республика Хакасия РФ Врачи СМП ММП

Задача: Не просто повысить зарплату, но и получить результат! ДЛЯ ЭТОГО Зарплата должна быть заработана Должны быть установлены показатели оценки труда работника При недостижении конкретным работником установленных показателей зарплата может быть снижена 17

18 Послание Президента Федеральному Собранию: … задача - обеспечить переход к "эффективному контракту", который должен четко определять условия оплаты труда и "социальный пакет" работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы. эффективный контракт – это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.

В соответствии с Приказом Минздрава России от N 421 Приказом министерства здравоохранения от 19 сентября 2013 года 154-мпр утверждены основные показатели и критерии эффективности деятельности подведомственных учреждений и их руководителей по типам учреждений (ЦРБ, городские больницы, поликлиники, дома ребенка, станции переливания крови, скорая медицинская помощь и т.п.). В соответствии с рекомендациями по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденными Приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 2013 года 167 н были подготовлены и утверждены распоряжением министерства здравоохранения Иркутской области от 19 сентября 2013 года 1450 мр «Методические рекомендации по разработке государственными учреждениями, подведомственными министерству здравоохранения Иркутской области, показателей эффективности деятельности структурных подразделений и основных категорий работников». 19

20 Нарушения по оплате труда в подведомственных Министерству здравоохранения Иркутской области организациях За 9 месяцев 2015 года Отделом финансового контроля министерства здравоохранения Иркутской области проведено 15 проверок в отношении подведомственных медицинских организаций и учреждений, в ходе которых выявлено расходование денежных средств с нарушением трудового законодательства на общую сумму 2786,4 тыс. руб. По результатам проверок установлено: 1. Применение показателей и критериев оценки эффективности деятельности работников в отдельных учреждениях носит формальный характер. В итоге, сумма стимулирующей выплаты конкретного работника не связана с качеством и эффективностью работы, что непосредственно влияет на качество предоставляемых услуг населению. (ОГБУЗ «Ангарская областная психиатрическая больница», ОГБУЗ «Заларинская районная больница», ГБУЗ «Иркутское областное патологоанатомическое бюро», ОГКУЗ «Иркутский областной специализированный дом ребенка 1», ОГБУЗ «Казачинско-Ленская ЦРБ») решения заседаний комиссий по распределению стимулирующих выплат не оформлялись протоколами; качественные показатели оценки трудовой деятельности не применялись; отсутствие утвержденной приказом по организации Комиссии по оценке эффективности деятельности работников организации в нарушение Положения о стимулирующих выплатах при невыполнении одного из критериев оценки качественных показателей работы специалистов стимулирующие выплаты не начисляются; не проводится оценка выполнения качественных показателей работы специалистов

21 2. Отсутствие контроля со стороны руководства за отработкой рабочего времени медицинскими работниками: установление доплат за совмещение должностей, за расширение зоны обслуживания, без учета территориальной отдаленности структурных подразделений; разрешение работы по совместительству, без осуществления учета отработки рабочего времени и без заключения трудового договора; (ОГБУ «Иркутское автохозяйство санитарного автомобильного транспорта», ОГБУЗ «Казачинско-Ленская ЦРБ», ОГБУЗ «Иркутская городская больница 5», ОГБУЗ «Заларинская районная больница», ОГБУЗ «Осинская районная больница») 3. Необоснованное установление завышенного повышающего коэффициента к минимальному окладу по занимаемой должности, установление доплаты за квалификационную категорию, при отсутствии подтверждающего документа (ОГБУЗ «Иркутская городская больница 5» ОГБУЗ «Осинская районная больница» ГБУЗ «Иркутское областное патологоанатомическое бюро» ОГБУЗ «Тулунская городская больница» ОГКУЗ «Иркутский областной специализированный дом ребенка 1» ОГБУЗ «Казачинско-Ленская ЦРБ» ОГАУЗ «Городская Ивано-Матренинская детская клиническая больница») 4. Руководством медицинских организаций не достаточно проводится работа по обеспечению своевременной профессиональной подготовки, переподготовки и повышению квалификации медицинских работников, в результате установлены факты допуска к работе медицинских работников без соответствующих сертификатов специалистов (ОГБУЗ «Казачинско-Ленская ЦРБ» ГБУЗ «Иркутское областное патологоанатомическое бюро» ОГКУЗ «Иркутский областной специализированный дом ребенка 1»)

22 5. Неправомерное начисление компенсационной выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда на компенсационную выплату за совмещение должностей или увеличенный объем работы (ОГАУЗ «Иркутская городская клиническая больница 1») 6. Установлены факты неправомерного заключения договоров гражданско-правового характера с физическими лицами на оказание медицинских услуг (ОГБУЗ «Осинская районная больница», ГБУЗ «Областной кожно-венерологический диспансер») 7. Установлены факты формального проведения аттестации работников по общеотраслевым должностям с целью присвоения категории по занимаемой должности (при недостаточном стаже работы) и неправомерного установления повышающего коэффициента к минимальному окладу (ОГБУЗ «Ангарская областная психиатрическая больница»); 8. Установление выплаты за осуществление руководства приносящей доход деятельностью главному бухгалтеру в размере, превышающем размер выплаты главному врачу (ОГАУЗ «Иркутская городская клиническая больница 1») 9. В нарушение Трудового кодекса стимулирующие выплаты не выплачиваются, в том числе на основании включения в Положение о стимулирующих выплатах условия о том, что при достижении целевых показателей стимулирующие выплаты не начисляются

Неправомерное расходование денежных средств на выплаты руководителям подведомственных медицинских организаций и учреждений, допущенное в результате: выплаты премии без распоряжения учредителя (ОГБУ «Иркутское автохозяйство санитарного автомобильного транспорта»; оплаты дополнительной работы без согласования с учредителем (ОГБУЗ «Казачинско- Ленская ЦРБ», ОГБУЗ «Заларинская районная больница»); оплаты за работу в выходные и праздничные дни без согласования с учредителем (ОГАУЗ «Иркутская городская клиническая больница 1») установления персонального повышающего коэффициента (ОГБУЗ «Тулунская городская больница») неверного применения расчета при определении выплаты за осуществление руководства приносящей доход деятельностью (ГБУЗ «Иркутское областное патологоанатомическое бюро») начисления выплаты за осуществление руководства приносящей доход деятельностью за время нахождения руководителя в очередном отпуске (ОГБУЗ «Заларинская районная больница»)

24 «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год» (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от , протокол N 11) П. 16. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы, измеряемых качественными и количественными показателями. Разработка показателей и критериев эффективности работы осуществляется с учетом следующих принципов: а) объективность - размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда, а также за достижение коллективных результатов труда; б) предсказуемость - работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда, а также за достижение коллективных результатов труда; в) адекватность - вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат коллективного труда; г) своевременность - вознаграждение должно следовать за достижением результатов; д) прозрачность - правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику. Министерством здравоохранения Иркутской области разработаны и направлены в подведомственные организации Методические рекомендации по разработке государственными организациями Положения о выплатах стимулирующего характера (Письмо Министерства здравоохранения Иркутской области от г /5) Задача - продолжить работу по совершенствованию выплат стимулирующего характера

Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года 2190-р предусмотрено изменение и разработка типовых норм труда федеральными органами исполнительной власти в период с годы. В соответствии с методическими рекомендациями для государственных (муниципальных) учреждений по разработке систем нормирования труда, утвержденными приказом Минтруда России от 30 сентября 2013 года 504, в государственных учреждениях системы нормирования труда должны быть установлены с учетом типовых норм, разработанных федеральными отраслевыми министерствами. Если типовые нормы по труду по каким-либо видам работ отсутствуют, учреждению необходимо установить свои нормы времени или численности используя хронометраж рабочего времени и другие методы в соответствии с методическими рекомендациями. Нормирование труда в организациях

Система нормирования труда в государственном учреждении – это комплекс решений, формализованных в локальном нормативном акте учреждения или коллективном договоре, определяющий: применяемые в учреждении нормы труда по должностям служащих (профессиям рабочих) различных категорий и групп при выполнении тех или иных видов работ (функций) (общеотраслевые должности, основной персонал, вспомогательный персонал), а также методы и способы их установления; порядок внедрения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту; организацию замены и пересмотра норм труда на базе оценки уровня их напряженности, прогрессивности и других качественных показателей; меры, направленные на соблюдение установленных норм труда (инструктаж работников, мастер-классы и др.).

В соответствии со статьей 159 Трудового кодекса Российской Федерации, системы нормирования труда определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаются коллективным договором. Методическими рекомендациями системы нормирования труда в учреждении рекомендуется устанавливать в Положении о системе нормирования труда учреждения, которое утверждается локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников, либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор. Нормы труда должны быть зафиксированы в приложении(ях) к Положению (то есть по мере выходов сборников типовых норм труда необходимо вносить изменения в Положение). Нормы труда должны прописываться в приложении(ях) на все виды работ со ссылкой на источник. Не допускается в приложении отсылка на другой источник.

В государственном (муниципальном) учреждении утверждаются нормы, которые относятся к конкретному учреждению. Локальные нормы труда разрабатываются государственными учреждениями с учетом типовых, отраслевых, межотраслевых норм труда. Все межотраслевые и отраслевые нормы труда могут быть только рекомендационными и являться ориентирами при разработке локальных норм.

Пример: Приказ Минздрава России от N 290 н «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача- офтальмолога и врача-акушера-гинеколога» Утверждает типовые отраслевые нормы времени, которые являются основой для расчета норм нагрузки, нормативов численности и иных норм труда врачей медицинских организаций, оказывающих первичную врачебную и первичную специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях: Нормы времени на одно посещение пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием, Нормы времени на повторное посещение врача-специалиста одним пациентом в связи с заболеванием, Затраты времени врача-специалиста на оформление медицинской документации, Нормы времени на посещение одним пациентом врача-специалиста с профилактической целью, Корректирующие коэффициенты, используемые для установления норм времени медицинскими организациями, оказывающими первичную врачебную и первичную специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, с учетом плотности проживания и половозрастного состава населения, а также с учетом уровня и структуры заболеваемости

На уровне учреждений могут действовать только локальные нормы труда, утвержденные и введенные в действие в установленном порядке. Для разработки и утверждения норм необходимо: создать комиссию по разработке и подготовке к утверждению норм труда и утвердить ее приложением к Положению о нормировании труда в учреждении; создать рабочую группу (группы) и включить туда представителей структурного подразделения, работников кадровой и экономической служб. Положение в обязательном порядке согласовывается со всеми структурными подразделениями учреждения.

Разработанное Положение направляется (официальным письмом) на рассмотрение в представительный орган работников учреждения. В течение 30 календарных дней представительный орган работников должен направить официальный ответ (письмо) с мнением. Официальный ответ представительного органа работников учреждения в обязательном порядке прикладывается к Положению. В случае положительного ответа представительного органа работников учреждения работодатель имеет право ввести в действие нормы труда и систему нормирования труда в учреждении, при этом представительный орган работников теряет право опротестовать введенные нормы труда в течение 5 лет. В случае отрицательного ответа представительного органа работников учреждения работодатель имеет право ввести в действие нормы труда и систему нормирования труда в учреждении, при этом представительный орган работников имеет право опротестовать введенные нормы труда в судебном порядке в течение 5 лет.

Приказ об утверждении и введении в действие Положения должен включать в себя : 1. Перечень лиц или подразделений, с которыми согласован приказ. 2. Дату утверждения и дату, до которого нужно ознакомить заинтересованных работников с вводимыми нормами и нормативами. 3. Факт учета мнения представительного органа работников (номер и дата письма от представительного органа работников). 4. Дату введения в действие норм (нормативов) (должно быть не менее 60 календарных с дней с даты ознакомления). 5. Срок действия вводимых нормативных материалов (не более 5 лет или 60 месяцев). 6. Ответственных за курирование нормативных материалов в период их действия и за организацию проверки, мониторинга, пересмотра норм труда

В соответствии со статьей 162 ТК РФ о введении новых норм труда работники государственного учреждения должны быть извещены не позднее чем за два месяца. Форма извещения о внедрении новых норм труда определяется учреждением самостоятельно. При этом рекомендуется указать ранее действовавшие нормы труда, новые нормы труда, факторы, послужившие основанием введения новых норм труда. При заключении трудового договора работник должен быть проинформирован о нормах труда. Работник должен быть проинформирован о нормах времени на выполнение работ (оказание услуг) или нормах обслуживания если они ему устанавливаются с указанием на то, что они выполняются в пределах установленной ему продолжительности рабочего времени.

Согласно статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде (в том числе отсутствие локальных актов) предусмотрены административные штрафы в размере: для должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; для юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

35 Федеральный закон от N 426-ФЗ (ред. от ) «О специальной оценке условий труда» Специальная оценка условий труда заключается в том, что приглашенная работодателем независимая специализированная организация проводит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах с целью: выявления на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов, оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Если на рабочих местах выявлены вредные и (или) опасные факторы, эксперты специализированной организации проводят инструментальные замеры для определения уровня влияния этих факторов на работников и установления класса условий труда. От того, к какому классу условий труда относится рабочее место: зависит сумма дополнительного страхового тарифа, которую работодателю нужно вносить в ПФР за работника, досрочно выходящего на пенсию в связи с занятостью на вредных и (или) опасных видах производства продолжительность дополнительного ежегодного отпуска, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, повышается размер оплаты труда (компенсационные выплаты за вредность). Все рабочие места, на которых выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, каждые пять лет подлежат повторной процедуре специальной оценки. Специальная оценка условий труда

36 Недостатки проведения специальной оценки условий труда организациями 1. Организациями не проводятся мероприятия по снижению воздействия на работников выявленных в результате проведения специальной оценки условий труда вредных факторов Пример: недостаточная освещенность рабочего места. 2. Не проводится анализ выявленных вредных и (или) опасных производственных факторов. Пример: единственным вредным фактором, на основании которого устанавливается класс оплаты труда «вредные условия» – напряженность работы. 3. При установлении продолжительности дополнительного ежегодного отпуска не учитываются установленные федеральными нормативными правовыми актами гарантии (продолжительность дополнительного отпуска, гарантированная федеральным законодательством, сокращается). Пример: Постановлением Правительства РФ от г. N 482 (ред. от ) «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников» врачу (в том числе врачу, занимающему должность руководителя, в трудовые (должностные) обязанности которого входит непосредственное участие в оказании противотуберкулезной помощи установлена продолжительность дополнительного отпуска 14 дней; по результатам специальной оценки устанавливается продолжительность дополнительного отпуска 3 дня.

37 Недостатки проведения специальной оценки условий труда организациями 4. Размеры выплат компенсационного характера устанавливаются ниже размеров, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Пример: Примерное положение об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Иркутской области 279-мпр от г. Устанавливает компенсационные выплаты за вредность для работников туберкулезных (противотуберкулезных) медицинских организаций и структурных подразделений (25%+25%); по результатам специальной оценки труда компенсационные выплаты за вредность устанавливаются в размере 4% 5. По результатам оценки устанавливается отсутствие вредных факторов и отменяются компенсационные выплаты для сотрудников, которым федеральным законодательством в связи с наличием вредных факторов установлена сокращенная продолжительность рабочего времени; для работников, которым установлено право досрочного выхода на пенсию в связи с вредными условиями труда. Пример: работники рентгеновских, радиологических всех профилей и рентгенорадиологических отделов, отделений, лабораторий, групп и кабинетов

38 С 2015 года изменяется подход к установлению целевых (индикативных) значений средней заработной платы работников бюджетной сферы: 1. Постановление Правительства РФ от N 698 (ред. от ) «Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности» (вместе с «Планом мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование системы показателей статистики труда с учетом резолюции I «Резолюция о статистике трудовой деятельности, занятости и недоиспользования рабочей силы», принятой 19-й Международной конференцией статистиков труда (октябрь 2013 г.)») Постановлением утверждены меры по совершенствованию статистического учёта в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наёмных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности). Методика расчёта среднемесячной заработной платы по субъекту Федерации меняется на методику расчёта среднемесячного дохода от трудовой деятельности по субъекту Федерации. В отличие от старого показателя «среднемесячная заработная плата по субъекту Федерации», который рассчитывался только по кругу наёмных работников организаций, новый показатель охватывает весь круг лиц, работающих по найму, и кроме работников организаций включает: - работающих по найму у индивидуальных предпринимателей и физических лиц; - работающих по договорам гражданско-правового характера, для которых эта работа является единственной; - иностранных работников, занятых на территории региона, но не учтённых в других категориях.

39 2. Постановление Правительства РФ от N 973 «О совершенствовании статистического учета в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)» П 4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: при планировании расходов на повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и оценке достижения значений целевых показателей заработной платы, установленных в региональных планах мероприятий ("дорожных картах") изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения, использовать показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности); обеспечить в 2016 году уровень номинальной заработной платы в среднем по отдельным категориям работников бюджетной сферы в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2015 году. В Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от г р начиная с итогов 2015 года в качестве средней заработной платы в субъектах Российской Федерации используется показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)

40 1.«Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год» (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений от , протокол N 11) п. 38 пп. д) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в учреждениях рекомендуется совершенствование порядка установления размеров должностных окладов работников путем перераспределения средств в структуре заработной платы на значительное увеличение должностных окладов. 2. Письмо Минздрава России от N 16-3/10/ «О совершенствовании региональных и муниципальных систем оплаты труда медицинских работников» … провести в субъектах Российской Федерации работу по совершенствованию систем оплаты труда медицинских работников, направленных на внедрение новых подходов к формированию гарантированной части заработной платы, сбалансировав долю тарифной части заработка работников и иных выплат таким образом, чтобы % заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30% структуры заработной платы составляли стимулирующие выплаты за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, % структуры заработной платы - компенсационные выплаты в зависимости от условий труда медицинских работников. Основания для изменения структуры заработной платы медицинских работников:

41 Усредненная структура заработной платы работников медицинских организаций Иркутской области Причины низкой доли выплаты по окладам в структуре заработной платы: 1. Низкая укомплектованность кадрами; 2.Средства, получаемые медицинскими организациями на диспансеризацию, «родовые сертификаты», от оказания платных услуг в части оплаты труда направляются на стимулирующие выплаты, тем самым увеличивая долю стимулирующих выплат. 3. Некорректная выгрузка данных по оплате труда в 1С:Консолидация

42 Подготовлены изменения в Примерное положение об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Иркутской области 279-мпр от г. в части увеличения с 1 января 2016 г. на 5% минимальных окладов врачам, среднему и младшему персоналу, специалистам с высшим не медицинским образованием, участвующим в оказании медицинской помощи и преподавателям организаций среднего медицинского профессионального образования (то есть, категориям работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента РФ 597 от г. и Указом Президента РФ 1688 от г.). Дополнительные средства на повышение окладов не выделены, повышение будет произведено в пределах фонда оплаты труда за счет перераспределения средств, которые в настоящее время направляются на осуществление стимулирующих выплат. Средняя заработная плата работников медицинских организаций не увеличится. Мероприятия по изменению структуры заработной платы медицинских работников:

43 Предложения в проект решения: 1. Не допускать нарушения законодательства и нормативных правовых актов по оплате труда, в том числе при выплате надбавок стимулирующего характера 2. Провести работу по совершенствованию выплаты стимулирующей составляющей заработной платы (с учетом методических рекомендаций Министерства здравоохранения Иркутской области) 3. Продолжить работу по заключению с работниками «эффективных контрактов» 4. Организовать работу по разработке и утверждению в организациях локальных норм труда 5. Не допускать образование просроченной кредиторской задолженности по выплате заработной платы 6. При проведении специальной оценки условий труда не допускать формального подхода и сокращения гарантий для работников с вредными условиями оплаты труда по сравнению с установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами гарантиями

44