Реализация концепции общенациональной системы выявления и развития детской одаренности и молодых талантов в Иркутской области Верхозина О.А., зав. Центром.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа с одаренными детьми и молодёжью в Алтайском крае и Сибирском федеральном округе: состояние и перспективы Абдуллаев Юрий Геннадьевич, заместитель.
Advertisements

МБОУ «Тогурская СОШ» «Использование инновационных образовательных технологий для эффективного развития образовательной среды школы в условиях перехода.
1 Проект «Наша новая школа» Краснодар, ШКОЛА как решающий фактор развития РФ Современный уровень жизни граждан РФ, их благосостояние ЗАВИСЯТ от.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
1 Проблемные вопросы инициативы «Наша новая школа» Москва, январь 2009.
Августовское педагогическое совещание «Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Чухломском муниципальном районе»
Ведущие идеи построения региональной модели сопровождении одаренных детей.
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей 1 учреждение лицей 1 городского округа город Мантурово Годовой план работы на 2011 – 2012 учебный год.
Модернизация Российского образования до 2010 года Концепция модернизации Российского образования до 2010 года (Распоряжение Правительства РФ от
Мезенцева В.А., учитель начальных классов МБОУ ООШ 279.
С национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» выступил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в послании Федеральному собранию РФ.
обновление содержания образования ; внедрение новых педагогических технологий и методик ; инновации в организации образовательного процесса ; организация.
Программа развития школы на период 2008 – 2013 годы Цель создания программы: определить общую стратегию и создать условия для эффективного развития школы.
Рекомендации августовской конференции педагогов г.Новоалтайска по теме: « Инновационное развитие муниципальной системы образования » 2010 год.
Центр создан 1 августа 2000 г. приказом департамента общего и профессионального образования администрации Костромской области.
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЗДАНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ В ОБРАЗОВАНИИ Горбунова Т.С., ректор БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
Меры поддержки одаренных детей Галина Алексеевна Безденежных, начальник управления образования администрации Яранского района.
Министерство образования и науки Красноярского края Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Ведомственная целевая программа «Одаренные дети».
Транксрипт:

Реализация концепции общенациональной системы выявления и развития детской одаренности и молодых талантов в Иркутской области Верхозина О.А., зав. Центром научно – методического сопровождения детской одаренности и молодых талантов ИИПКРО, кандидат психологических наук

2 5 направлений президентской инициативы 1. Возможность уже в школе раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты 2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности 3. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей 4. Облик школ должен измениться. Нужны новые принципы работы школ. Находиться в школе должно быть комфортно 5. Приоритет здорового образа жизни должен быть в полной мере реализован в школе

4

5

Утвержден распоряжением МО Иркутской области 376 от г. ( школы –лаборатории, школы инновационного опыта, стажировочные площадки) Активизирует деятельность педагогов по данному направлению, стимулирует к внедрению современных технологий, новых концептуальных подходов. Интегрирует усилия различных специалистов (педагогов, психологов, классных руководителей, учителей-предметников, работников ВУЗов. Способствует созданию площадок современного опыта, распространения лучших педагогических практик, педагогических разработок по данному направлению Способствует формированию обогащенной образовательной среды, расширению «территории успеха» в образовательных организациях, образовательном пространстве Иркутской области 6 Региональный проект ИИПКРО «Поддержка одаренных детей»

Цель мониторинга : Определение эффективности деятельности образовательных учреждений Иркутской области по выявлению и развитию детской одаренности и молодых талантов 7 - Всероссийский мониторинг по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов --Инструктивное письмо МО Иркутской области от /13 «О мониторинге одаренных детей»

Структура мониторинга Определение возможностей образовательной среды в образовательных организациях по выявлению детской одаренности и молодых талантов и их поддержке 1 Определение готовности педагогов к деятельности по выявлению и поддержке детской одаренности 2 Определение индивидуальных, психологических особенностей одаренных, талантливых обучающихся 3

Всего 109 образовательных организаций Иркутской области участники инновационного проекта «Поддержка одаренных детей» образовательные организации Иркутской области, реализующие углубленные образовательные программы также образовательные организации Иркутской области по желанию (дополнительно 60 образовательных организаций Иркутской области). Участники мониторинга образовательных организаций Иркутской области

5 учреждений дополнительного образования, 1 колледж (СПО), городские и сельские школы ( 80 школ). 16 образовательных организаций образовательных организаций, реализующих углубленные образовательные программы, 2 Центра образования, 2 управления и комитета образования 23 муниципальных территории 23 муниципальных территории Из них образовательных организаций: городских- 33, а сельских – 76. Ангарск Шелехов Братск Иркутск Усолье- Сибирское Бодайбо Слюдянка Тулун Черемхово Нижнеудинск Саянск Тайшет Усть-Кут Нижнеилимский Нукутский Усольский Баяндаевский Боханский Братский Зиминский Куйтунский Нижнеудинский Тайшетский

одаренность как: «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» ( Рабочая концепция одаренности). Понятийный аппарат 11

Обучающиеся образовательных организаций Иркутской области, являющиеся победителями и призерами муниципальных, региональных, федеральных и международных конкурсов, олимпиад, конференций, состязаний различной направленности. Выборка обучающихся и 3580 педагогов

Возраст (класс) Количество обучающихся В 109 образовательных организациях Иркутской области Количество обучающихся, имеющих достижения обучающиеся имеющие достижения % ,5 % % % Итого % Ср. показатель 13

Динамика достижений обучающихся Иркутской области на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровне Уч. годы (чел.) (чел.) (чел.) Количество достижений

Рейтинг муниципальных территорий ( выраженная положительная динамика достижений обучающихся за три года) 15 Г. Ангарск Г. Иркутск Г. Усолье-Сибирское Г. Шелехов Г. Бодайбо Усольский Зиминский Нижнеилимский Боханский Тайшетский Куйтунский Баяндаевский 81 % образовательных организаций регионального проекта «Поддержка одаренных детей»

Виды одаренности Интеллекту альная Академич еская Творче ская Социал ьная Художестве нно – исполнительская Психомот орная 33%16%18%5%10%18% 16

1) За последние три года увеличилось количество достижений обучающихся в разных видах деятельности в Иркутской области. 2) В большей степени проявляется интеллектуальная, психомоторная, творческая, академическая одаренность, в меньшей художественно- исполнительская и социальная. 3) Результаты свидетельствуют, что образовательная среда, созданная в образовательных организациях соответствует проявлению способностей и талантов обучающихся не в полной мере. Созданы условия для проявления отдельных видов одаренности. 4) Необходимо расширение «территории успеха» для обучающихся разных уровней образования, в том числе в начальном, дошкольном образовании. Необходима активизация работы на муниципальном уровне. Выводы 17

Возраст МальчикиДевочки 1-4 класс 39%61% 5-8 класс 40%60% 9-11 класс 41%59% Итого 40%60% Мальчики и девочки 18

Среди обучающихся, имеющих достижения, преобладают девочки, в соответствии с чем, требуется определить новые подходы, технологии, создать условия для проявления одаренности, способностей, повышения мотивации достижений среди мальчиков. Выводы 19

Успеваемость % ШКОЛЬНИКОВ "5"25%23%21% "4"59%58%57% "3"17%18%22% Успеваемость 20

Проявление одаренности, способностей и талантов школьников не всегда связано с успеваемостью, что требует разработки индивидуальных программ, учета индивидуальных особенностей одаренных школьников. Выводы 21

3580 педагогов 22 Учебные годы Количество педагогов в учебном заведении (в % от общего количества педагогов), прошедших курсы повышения квалификации по поддержке одаренных детей Количество педагогов ( в % от общего количества педагогов), участников конференций, семинаров регионального, федерального, международного уровней по поддержке одаренных детей Количество педагогов ( в % от общего количества педагогов), имеющих публикации федерального, регионального, международного уровня по проблемам поддержки одаренных детей) Школы Мегапроек та Другие ОУ Школы Мегапроек та Другие ОУ Школы Мегапроекта Другие ОУ ,7%2,33%14,4%3,63%13,0%2,0%

1) Требует особого внимания деятельность по сопровождению психолого-педагогической готовности педагогов по выявлению и развитию детской одаренности и молодых талантов. 2)Необходимо активизировать повышение квалификации педагогов, создать условия для прохождения курсов повышения квалификации, участия в различного уровня семинарах, конференций, обмена опытом, распространения лучших практик, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, электронного обучения. Выводы 23

Ценностно-мотивационная сфера ценностные ориентации и мотивация Коммуникативная сфера социальный статус и коммуникативно-организаторские способности Эмоционально-личностная сфера уровень тревожности и самооценка Психологические показатели 24

Рейтинг ценностей-целей, то есть то, к чему стремятся обучающиеся представлен следующим образом: творчество, здоровье, любовь, активная деятельная жизнь, материально обеспеченная жизнь, развитие своей личности. Ценности-цели

Способы, с помощью которых обучающиеся предполагают достигать жизненные цели: воспитанность, жизнерадостность, независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), образованность, терпимость и широта взглядов. Ценности - средства

1) Отмечается у трети обучающихся изучаемой выборки повышенный и высокий уровень школьной тревожности, особенности самооценки, имеющей негативный характер, недостаточное развитие коммуникативных и организаторских способностей. 2) Необходимо усиление психологической работы, повышение психологической культуры педагогов, своевременного выявления проблем, разработки и использования новых психолого-педагогических технологий развития детской одаренности, поддержки личности одаренного ребенка. 3) Формирование эффективного стиля педагогического взаимодействия и создание психологически безопасной среды. 27

Итого % Социально-значимая и общественная деятельность(чел) % Научно-техническое творчество и учебно- исследовательская деятельность(чел) % Художественное творчество(чел) % Любительский спорт(чел) % Мальчики 60% Девочки 40% 28 Кандидаты на присуждение премии президента ( гг.)

Кандидаты на присуждение премии президента Иркутской области ( гг.) Рейтинг муниципальных территорий (чел) Города Г. Иркутск – 15 Г.Усолье-Сибирское – 4 Г.Усть-Илимск – 3 Г.Усть-Кут – 3 Г.Ангарск – 2 Г.Шелехов – 1 Г.Саянск – 1 Г.Черемхово – 1 Районы Боханский район – 5 Осинский район – 3 Заларинский район – 2 Эхирит-Булагатский район - 2 Ольхонский район – 1 Чунский район – 1 Тулунский район – 1 Тайшетский район - 1 Баяндаевский район – 1 Аларский район – 1 Усольский район – % представители городов 36% представители районов

2005 год 2006 год Количество предметных олимпиад, в которых принимали участие школьники Иркутской области Количество участников Количество победителей и призеров Из них: победителей призеров % 46,747,535,7 32,542,125,0 41,0 37,3 23,319,6 30 Всероссийская олимпиада школьников

ОБЖ Право Английский Немецкий Математика География История Литература ИКТ и информатик а Астрономия Физика Технология 2012 г всего побед призер ы г всего побед призер ы г всего побед призер ы Всероссийская олимпиада школьников

Иркутск АнгарскБратск 2013 год Право Лицей 2(победитель) Лицей 2 (3 призера) ОБЖ Лицей-интернат 1 Гимназия 25 Литература Шк.24 ОБЖ Школа 39 История Школа 27 ОБЖ Школа год Право Лицей 2(победитель) Лицей 2 (2 призера) Физика Лицей РЖД (победитель) ИКТ и информатика Лицей РЖД(призер) Математика Школа 10 ОБЖ Школа 39 История Лицей 1 Технология Лицей 2 32 Всероссийская олимпиада школьников

1. Требуется координация деятельности по подготовке и проведению олимпиад школьников на региональном уровне, создание сайта. Развитие организационной, методической, научной составляющих поддержки одаренных школьников. 2. Совершенствование системы подготовки к олимпиадам в Иркутской области, использование современных форм и технологий подготовки школьников, развитие дистанционных форм. Интеграция общего и дополнительного образования, партнерство с ВУЗами. Положительные изменения должны произойти на каждом этапе подготовки к олимпиадам: школьном, муниципальном, региональном. 3. Совершенствование повышения квалификации педагогических работников, в т.ч. использование дистанционных форм. Изучение и распространение лучших практик регионального, всероссийского уровня. Разработка методических материалов для учителя по подготовке обучающихся к олимпиадам. 4. Формирование положительной мотивации школьников к участию в олимпиадах, начиная со школьного этапа. 5. Выявление школьников с нестандартным, творческим мышлением, начиная с начальной школы, затем 5 классы. 6. Изменения подходов в выявлении одаренных школьников (творческое мышление, УУД, содержание предмета). 7. Активное участие всех субъектов образовательного процесса в выявлении одаренных школьников и подготовке их к олимпиадам. Просвещение учителей, родителей. 33 Выводы

34 Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников Уч. годы Победители Предметы (чел) Школы ПризерыПредметы Школы чел. 13 чел. ОБЖ-5 -Лиц 1 г. Ангарска; 12 чел. ОБЖ-3 -Школа 32 г. Братска; - Лицей-инт. 1 г. Иркутска; -Гимназия 8 г. Ангарска Право-1 -Лицей 2 г. Иркутска -Школа 14 г. Иркутска - (2 чел.); Физика-1 -Лицей ОАО РЖД Технология-1 Лицей 1 г. Братска -Лиц. 1 г. Иркутска; Немецкий-1 Школа 64 г. Иркутска История -1 Школа 27 г. Ангарска -Гимназия 25 г. Иркутска География-1 Шелеховский лицей Французский -1 Лицей ИГУ Право-3 Лицей 2 г. Иркутска ( 3 чел.) Астрономия- 1 Лицей ИГУ Английский- 2 -Лиц. ИГУ; - Лицей-инт. 1 г. Иркутска; Математика-1 Лицей ОАО РЖД Немецкий-1 -Лицей 3 г. Иркутска Математика-1 -Лицей-инт. 1 г. Иркутска; География-1 Школа 4 г. Слюдянка чел. 1 чел.Право Лицей 2 Г. Иркутска 9 чел.ОБЖ-4 -Школа 32 г. Братска; -Школа 39 г. Ангарска; - Лицей-инт. 1 г. Иркутска; - Гимназия 25 г. Иркутска Право-3 -Лицей 2 г. Иркутска Литература-1 -Школа 24 г. Иркутска История-1 -Школа 27 г. Ангарска

Спасибо за внимание! 35 Центр научно-методического сопровождения детской одаренности и молодых талантов ИИПКРО