ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования» Особенности организации внеурочной деятельности на ступени основного общего образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Advertisements

ФГОС второго поколения основного общего образования Совещание при зам. директора по УВР г.
Основные подходы к проектированию основной образовательной программы образовательного учреждения ОСНОВНАЯ ШКОЛА 09 февраля 2012 г.
ФГОС: основное общее образование Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 12 г. Бердска Пичурина Т.В.
Организационно-содержательные основы внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении МАОУ «СОШ 13» Семинар «ФГОС основного образования» Сентябрь.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
Актуальные вопросы проектирования Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.
Нормативные требования к основной образовательной программе. К структуре К результатам освоения К условиям реализации.
Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО.
Федеральные государственные образовательные стандарты. Основная образовательная программа школы.
Рабочая программа учителя. Требования к структуре ООП ООО 1. ЦЕЛЕВОЙ Пояснительная записка; Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО; Система.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Презентация к уроку по теме: Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г
Информация для родителей. Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный.
Внеурочная деятельность обучающихся, ориентированная на формирование УУД.
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения Медникова Л.А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения.
ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и внеурочной деятельности.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Психологические особенности подросткового возраста.
Транксрипт:

ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования» Особенности организации внеурочной деятельности на ступени основного общего образования Федотова Н.В., ст. преподаватель кафэдры теории и методики воспитания

П Р И К А З « 17 » декабря 2010 г.Москва Регистрационный от 1 февраля 2011 г. « Об утверждении фэдерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)

III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования Пункт 13 «Основная образовательная программа основного общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования Пункт 13 «Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов.»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования Пункт 13. «Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования Пункт 13. «Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования Пункт 14. «Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный….»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования Пункт 15. «Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от общего объёма ООП ООО»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования Пункт 15. « В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность.

ООП ООО 3. Организационный раздел 3.1. Примерный учебный план основного общего образования Примерный учебный план основного общего образования (продолжение) Вариант 1 Предметные области Учебные предметы Классы Количество часов в неделю VVIVIIVIIIIXВсе го Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности ОБЖ 0, фэд 2- рег Физическая культура Итого Часть, формируемая участниками образовательного процесса Максимально допустимая недельная нагрузка Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) * * Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением.

Примерная ООП ООО 3. Организационный раздел 3.1. Примерный учебный план основного общего образования «Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательного учреждения (организации). Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на: увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части; введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные; внеурочную деятельность.»

Разделы примерной основной образовательной программы Начального общего образования (с учетом внесенных изменений приказом Минобрнауки от 22 сентября 2011 г.) Основного общего образования Целевой включает 1. Пояснительную записку. 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. 3. Систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования 1. Пояснительную записку. 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. 3. Систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Разделы примерной основной образовательной программы Начального общего образования (с учетом внесенных изменений приказом Минобрнауки от 22 сентября 2011 г.) Основного общего образования Содержа - тельный включает 1. Программу формирования УУД обучающихся на ступени НОО. 2. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности. 3. Программу духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО.. 4. Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. 5. Программу коррекционной работы. 1. Программу развития УУД на ступени ООО, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно- коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности. 2. Программы отдельных учебных предметов, курсов. 3. Программу воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО, включающую такие направления, как духовно- нравственное развитие и воспитание об-ся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры. 4. Программу коррекционной работы.

Разделы примерной основной образовательной программы Начального общего образования (с учетом внесенных изменений приказом Минобрнауки от 22 сентября 2011 г.) Основного общего образования Организационный включает 1. Учебный план начального общего образования. 2. План внеурочной деятельности. 3. Систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. 1. Учебный план ООО как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы. 2. Систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями Стандарта

Внеурочная деятельность Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО и ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной. Направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, в первую очередь достижение личностных и метапредметных результатов.

Требования к результатам освоения ООП НОО И ООО Личностным, включающим -готовность и способность обучающихся к саморазвитию, -сформированность мотивации к обучению и познанию, - ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, -социальные компетенции, -личностные качества, -сформированность основ гражданской идентичности. Личностным, включающим -готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, - сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, - системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, -социальные компетенции, правосознание, - способность ставить цели и строить жизненные планы, - способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. НОО ООО

Требования к результатам освоения ООП НОО И ООО Метапредметным, включающим -освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, - и межпредметными понятиями. Метапредметным, включающим - освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), -способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, -самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, - построение индивидуальной образовательной траектории. НОО ООО

Требования к результатам освоения ООП НОО И ООО Предметным, включающим - освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, -его преобразованию и применению, -а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Предметным, включающим -освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, -его преобразованию и применению в учебных, учебно- проектных и социально- проектных ситуациях, -формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. НОО ООО

В рамках реализации программ внеурочной деятельности формируются универсальные учебные действия в том числе средствами информационно-коммуникативных технологий При освоении личностных действий ведётся формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия; уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей. При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается: оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде; создание цифрового портфолио своих достижений. При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных УУД, как: поиск информации; структур. информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени. ИКТ – является важным инструментом для формирования коммуникативных УУД. Для этого используются: выступ. с аудиовизуальной поддержкой; общение в цифровой среде (электронная почта, чат, блог видеоконференция, форум,).

Направления внеурочной деятельности ФГОС НОО спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное ФГОС ООО духовно-нравственное, физкультурно- спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное общекультурное

Возможные виды внеурочной деятельности Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение Досугово - развлекательная деятельность Художественное творчество Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность Туристско-краеведческая деятельность и другие

Возможные формы внеурочной деятельности Познавательные беседы, предметные олимпиады, факультативы, нравственные и этические беседы, викторины, культпоходы в музеи, театры, на выставки игры с ролевым акцентом, дидактические игры, спортивные соревнования, беседы о здоровом образе жизни, детские исследовательские проекты, участие детей в социальных акциях, творческие мастерские, образовательные экскурсии, туристические поездки.

3 уровня воспитательных результатов: первый уровень – приобретение социальных знаний; второй уровень – формирование ценностного отношения к социальной реальности; третий уровень – получение опыта самостоятельного общественного действия. Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации. Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности должна быть использована педагогом для разработки образовательных программ

Направления Программы духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). 5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Внеурочной деятельности НОО спортивно- оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллекту альное, общекультурное

Направления Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. 2. Воспитание социальной ответственности и компетентности 3. Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания. 4. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к учению, труду, жизни, подготовка к сознательному выбору профессии 5. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры Внеурочной деятельности ООО духовно- нравственное, физкультурно- спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллекту альное, общекультурное

Программы внеурочной деятельности Примерная (типовая) Модифицированная (адаптированная) Авторская

Разделы программы внеурочной деятельности - титульный лист; - пояснительная записка; - тематический план; - краткое содержание занятий с указанием УУД, которые будут формироваться (личностные, метапредметные, возможно предметные, ИКТ – компетентности, исследовательские и проектные умения); - методическое обеспечение программы; - список литературы.

название ОУ; название программы; направление развития личности школьника (физкультурно-спортивное и оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное); · класс; · составитель и его квалификационная категория; · учебный год; Титульный лист

· нормативно-правовую базу; · назначение программы; · актуальность и перспективность курса; · возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия; · объём часов, отпущенных на занятия; · продолжительность одного занятия; · цели и задачи реализации программы; · формы и методы работы Пояснительная записка

Указать новизну данной программы, актуальность, ее отличие от других программ той же направленности и похожего вида деятельности. Особенно важно здесь отметить, где находятся и в чем выражаются те авторские "изюминки", которые и делают данную программу оригинальной, важной и нужной для данного образовательного учреждения. Цель образовательной программы – это, образно говоря, ее стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат. Задачи – это ступеньки лестницы, ведущей к достижению искомой цели, те конкретные пролонгированные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель. Кратко характеризовать планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) при реализации данной программы. Возможные способы, приемы оценивания результативности данной программы внеурочной деятельности.

перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов; перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы; Структура курса

Тематический план Тематический план программы выполняется в табличном виде. Тематический план – это перечень разделов программы, подразделенных на темы, с указанием часов (теоретических и практических, аудиторных и внеаудиторных), отведенных на каждый раздел и каждую тему. Соотношение часов теоретических и практических занятий 50% :50% Между тематическим планом и последующим изложением содержания запланированных тем должно быть строгое соответствие.

разделы программы; темы занятий, даты; описание примерного содержания занятий со школьниками (из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены определённые занятия) Календарно-тематическое планирование

Содержание занятий по темам Необходимо кратко, но в то же время достаточно конкретно описать содержание теоретического и практического занятия. Важно указать, какие универсальные учебные действия будут формиоваться по теме или каждому занятию (личностные,метапредметные, возможно предметные, ИКТ – компетентности). Указать форму проведения занятий.

Методическое обеспечение программы Методическое, дидактическое, техническое оснащение, необходимое для реализации программы: дополнительная литература цифровые образовательные ресурсы; Формы подведения итогов по основным разделам.

характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа; · выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет); · портфель достижений школьника. Результативность курса(программы)

Список литературы Желательно разделить литературу на несколько разделов: для педагогов; для обучающихся; для родителей (если это предусмотрено особенностями программы).