Некоторые аспекты развития систем независимой оценки качества образования: экспертный обзор Болотов Виктор Александрович научный руководитель Центра мониторинга.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НЕЗАВИСИМАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ключевые вопросы и действующие практики ВАЛЬДМАН ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ директор Российского тренингового.
Advertisements

ВЕБИНАР РТЦ Института образования НИУ ВШЭ 26 июня 2014 года Формирование независимой системы оценки качества образования в среднем профессиональном образовании.
Независимая система оценки качества обзор документов Т.В. Гаврилова, заместитель директора ИМЦ
О проведении независимой системы оценки качества работы образовательных организаций М.П. Гераськина, начальник отдела дошкольного и общего образования.
Company LOGO Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций Калиниченко Ольга Владимировна,
Организация работы по формированию независимой общественной оценки качества предоставления образовательных услуг Л.Ф.Юсупова, депутат районного Собрания.
Доклад о ходе реализации Федерального закона от 21 июля 2014 г. 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
ВЕБИНАР «Региональный опыт построения системы оценки качества образования» Ключевые вопросы 16 марта 2012 года Российский тренинговый центр Института управления.
1 директор БУ СО ВО «Центр информатизации и оценки качества образования» Вологда, 2013 ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОТЧЕТ о выполненных работах (оказанных услугах) по II этапу государственного контракта от 21 октября 2013 года проект «Разработка и внедрение.
Формирование системы независимой оценки качества образования в Самарской области 17 марта 2015 г. Общественный совет при Минобрнауки Самарской области.
«ДОРАБОТКА, АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ И ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ.
Мастер-класс «Проектирование систем оценки качества образования» Международная конференция «Мониторинги школьного образования – перспективы межстранового.
НЕЗАВИСИМАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических.
Экспертная деятельность органов ГОУО как ресурс повышения качества образования.
Отчет о выполненных работах (оказанных услугах) по I этапу Государственного контракта от 10 ноября 2014 года по разработке и внедрению инструмента.
Мероприятия Региональный уровеньУровень учредителя (МОУО, частные организации, индивидуальные предприниматели) Уровень Организаций Разработка и утверждение.
Хапугина Т.Н.. Администрация школы Органы государственно- общественного управления школой Школьная служба качества образования директор Заместитель директора.
Транксрипт:

Некоторые аспекты развития систем независимой оценки качества образования: экспертный обзор Болотов Виктор Александрович научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, академик РАО, д.п.н.; Вальдман Игорь Александрович ген. директор АНО eNano, к.п.н. IV ЕЖЕГОДНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ЕАОКО " НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ октября 2015 года, г. Казань

Независимая система оценки качества образования НСОКО: понятия и смыслы Внешняя оценка Общественная оценка Рейтинги Открытые данные Мониторинги Публичный доклад Общественно- профессиональная оценка Самообследование организацииии Экспертиза Вневедомственная оценка Региональная система оценки качества образования

Что значит «независимая»? Независимая оценка предполагает отсутствие связи оценивающей организацииии с объектом оценки. Примеры. Рейтинг школ повышенного уровня (проект «Соц. навигатор» РИА Новости) - независимая оценка. Региональный мониторинг учебных достижений – независимая по отношению к школе, но не независимая по отношению к региону.

Независимая система ОКО (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации) Применение результатов оценки: Принятие потребителями обоснованного решения при выборе услуги в конкретной организацииии. Разработка и реализация предложений по улучшению качества работы организацииий. Установление диалога между организациииями и потребителями услуг. Учёт учредителями результатов НСОКО. отзывы граждан мнения экспертов онлайн - голосования в сети Интернет, телефоны доверия, «горячая линия», анкетирование в учреждениях материалы открытых источников (СМИ, сайты) НСОКО ориентирована на оценку качества оказания услуг образовательными организациииями с учетом мнения граждан – потребителей услуг, общественных организацииий, СМИ, профессиональных сообществ, рейтинговых агентств, экспертов Рейтинговые агентства, СМИ, проф. и общественные организации. Публичные рейтинги на основе открытых источников информации

НСОКО. Метод. Рекомендации МОН Методические рекомендации по проведению независимой̆ системы оценки качества работы образовательных организацииий Независимая оценка качества образования может осуществляться в форме рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур в отношении образовательных организацииий всех видов, а также образовательных программ, в том числе с использованием методологии и результатов международных сопоставительных исследований в области образования Инструменты независимой̆ оценки качества образования Рейтинги в образовании Публичные доклады и другие открытые данные Измерительные материалы

Региональная система ОКО и НСОКО Региональная система образования (государственная) Оценочные процедуры, проводимые силами системы образования Исполнители – подведомственные организацииии (например, РЦОКО) Оценочные процедуры, проводимые по заказу системы образования (аутсорсинг) Исполнители – общественные и профессиональные организацииии Оценочные процедуры, проводимые без участия системы образования Исполнители – Институты гр. общества (общ., организацииии, ассоциации, СМИ …) РСОКО НСОКО ?

Возможные направления реализации НСОКО 1. Использование данных внешних оценок, которые организуются и проводятся организациииями, не связанными с системой образования. Пример. Социальные рейтинги, разрабатываемые РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор». При этом роль органов управления образованием заключается в использовании (по их желанию) таких данных при проведении ведомственных процедур по оценке качества образования

Возможные направления реализации НСОКО 2. Заказ общественным и профессиональным организациииям со стороны органов управления образованием на разработку инструментария и проведение оценочных процедур, в данных которых заинтересовано образовательное ведомство (аутсорсинг). Пример. Проведение социологических опросов по той или иной проблематике, связанной с качеством (удовлетворенность разных групп родителей, учеников и т.п.). Роль органов управления образованием в этом случае заключается в формировании заказа (технического задания), финансировании работ, предоставлении необходимых ведомственных данных и учёте полученных данных при проведении ведомственных процедур ОКО.

Возможные направления реализации НСОКО 3. Усиление роли общественных объединений и ассоциаций, а также представителей СМИ при проведении оценочных процедур и интерпретации их данных (замещение гос. организацииий организациииями граждан. общества). Из рекомендаций МОН. Общественные советы. Их основные функции: Формирование показателей качества деятельности образовательных организацииий, которые интересуют потребителей и общество в целом; Рассмотрение результатов работы аналитических групп по анализу полученной информации; Участие в принятии управленческих решений на основе полученных данных; Организация информирования общества о результатах деятельности образовательных организацииий (работа со СМИ, проведение публичных мероприятий и т.п.)

Развитие НСОКО: что следует обеспечить? Добровольность прохождения процедур независимой оценки. Только в этом случае её результаты будут использоваться для собственного развития образовательной организацииии. Результаты должны предоставляться только в руки заказчику процедуры оценки (но не вышестоящим органам). В этой ситуации пропадает мотивация к фальсификации результатов.

С чего начать? Формирование авторитетных и дееспособных общественных организацииий в сфере НОКО является длительным и кропотливым процессом. На первом этапе целесообразно сделать акцент на: Формирование открытых баз данных (гос. и ведомственная статистика, результаты обследований и мониторингов качества образования). Формирование пула экспертов, референтных общественности, для обсуждения вопросов, не поддающихся формализованным методам оценки, а также в случае, когда нет оформленных представлений о норме оценки. Неформальное включение представителей общественности в проведение различных ведомственных оценочных процедур. Примеры Самообследование школы Подготовка и утверждение публичного доклада школы Опросы потребителей о качестве образовательных услуг

Нидерланды (CITO): Мониторинг учебных достижений школьников (PMS) Проводится авторитетной негосударственной организацииией – национальный институт пед. измерений CITO Предоставляет данные о результатах обучения учеников начальной школы в динамике (отчёты по ученику, классу и школе) Используется учителями, школами и управляющими советами школ для совершенствования и самооценки Инструмент – стандартизированный тест Участие платное, результаты предоставляются только школе 95% школ используют тесты PMS

Возможные модели Национальных/Региональных систем ОКО и НСОКО Оценочные процедуры, проводимые госуд. структурами не из системы образования Исполнители – Правительственные организацииии, не подчинённые МО (например, службы и центры при Правительстве)

НСОКО. Риски и ограничения Имитация Искусственное и поспешное создание общественных структур и фактическое управление ими со стороны органов власти. Пример. Управляющие советы в школах. Достоверность данных Отсутствие или не предъявление методик сбора данных, и соответственно отсутствие их экспертизы. Давление на школу Общественные оценки не должны быть инструментом для квалификации или дисквалификации школ или учителей. В противном случае общественность может стать ещё одним субъектом контроля работы школы, а не помощником и партнёром.

ВАШИ ВОПРОСЫ!

НСОКО. Основной инструмент оценки – Опросы и анкетирование обучающихся, родителей

Красноярский край. Исследование удовлетворённости учащихся и родителей качеством образования Исследование проводится методом анкетирования репрезентативной выборки учащихся, их родителей и педагогов. В 2012 на вопросы анкет ответили 7394 учащихся, 7285 родителей, 1252 учителя школ. В перечень изучаемых параметров входят качество обучения, эмоционально-психологический климат в образовательных учреждениях, деятельность школы по социализации учеников, условия, влияющие на комфортность пребывания в образовательном учреждении и качество образовательного пространства.

Красноярский край. Исследование удовлетворённости учащихся и родителей качеством образования Родители Ученики

Чувашская Республика