МБДОУ ДС 37 «Мальвинка» Звуковой анализ слов Подготовила учитель-логопед Аксютина Татьяна Александровна г. Смоленск.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МБДОУ ДС 37 «Мальвинка» Звуковой анализ слов Подготовила учитель-логопед Аксютина Татьяна Александровна г. Смоленск, 2012.
Advertisements

Что должен знать взрослый, начиная обучать ребёнка основам грамоты.
Фонетика Гласные и согласные звуки. Различие между гласными и согласными звуками ярко показал в стихах С. Маршак: Дыхание свободно в каждой гласной, В.
Какие бывают звуки? Звуки – это, то что мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки.
Подготовила воспитатель: Заботина Л.А.. «Задачи» Сформированность звуковой стороны речи, Полная сформированность фонематических процессов, Готовность.
Фонетика Расшифровка опорного конспекта. Автор: Попков С.И., учитель русского языка МОУ СОШ 112 города Уфы Данная презентация предназначена для самостоятельной.
С помощью речи люди сообщают друг другу о чем-нибудь, спрашивают, советуют, помогают. Устная речь – это речь, которую мы произносим, слышим. Письменная.
Подготовили: логопед Мальцева Е. А. воспитатель Ляпина С. А.
Фонетика Подготовила Тинчурина Дания М.. Фонетика (от греческого слова phone – звук) – это раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические.
Обучение звуковому анализу слов учащихся 1 класса (урок 1) Выполнила: Закроева Татьяна Александровна Учитель – логопед МОУ «Остёрская средняя (полная)
Памяткапамятка Что необходимо знать, чтобы правильно выполнять фонетический разбор слова.
Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. Подготовка к ГИА (выполнение задания А4)
ЗВУКОГРА Д Пособие по подготовке к звуковому анализу для детей и родителей. Подготовила: учитель – логопед детского сада 56 ОАО «РЖД» Власенкова.
Мастер-класс для воспитателей Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста учитель-логопед Караванова Ирина Анатольевна МБДОУ.
Фонетика Конспект лекции. Звуки Гласные [ а ] [ о ] [ у ] [ и ] [ ы ] [ э ] Согласные ?
План 1.Гласные звуки Гласные звукиГласные звуки 2.Йотированные звуки Йотированные звукиЙотированные звуки 3.Мягкие звуки Мягкие звукиМягкие звуки 4.Всегда.
Выполнила: учитель русского языка и литературы МКОУ Новоберёзовской СОШ Захарова М.М – 2013уч.г.
ЗВУКИ И БУКВЫ АЛФАВИТ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ ИСКАЛОЧКА СМЕКАЛОЧКА
Речевая готовность к школе. (родительское собрание) Учитель – логопед: М. А. Кучер.
З В У К И Р Е Ч И Ф О Н Е Т И К А. ОСНОВНЫЕ ЗВУКИ РЕЧИ ГЛАСНЫЕ СОГЛАСНЫЕ Гласные звуки состоят только из голоса. При образовании гласных звуков выдыхаемый.
Транксрипт:

МБДОУ ДС 37 «Мальвинка» Звуковой анализ слов Подготовила учитель-логопед Аксютина Татьяна Александровна г. Смоленск

Основы звукового анализа Составляем схемы Игры Содержание

Обучая детей звуковому анализу следует помнить: Наша речь состоит из предложений. Предложение - это законченная мысль. Предложения состоят из слов. Слова состоят из звуков.

Звуки мы произносим и слышим Звук Буквы мы видим и пишем Буква Звук на письме обозначается буквой

В словах звук может находиться в трёх положениях: – в начале слова: КОРОВА – в середине слова: БЕЛКА – в конце слова: ЁЖИК

Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. В русском языке шесть гласных звуков: [ А ] [ У ] [ О ] [ И ] [ Э ] [ Ы ] На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв - десять: А У О И Э Ы Я Ю Е Ё Шесть гласных букв – А У О И Э Ы соответствуют звукам

Четыре гласные буквы Я Ю Е Ё - йотированные, то есть обозначают два звука: Я -[ ЙА ], Ю -[ ЙУ ], Е -[ ЙЭ ], Ё -[ ЙО ] в следующих случаях: -в начале слова ёлка - [йорка] -после гласного звука каюта - [кайута] -после мягкого и твердого знаков скамья - [скамейка]

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я - [ А ], Ю - [ У ], Е - [ Э ], Ё -[ О ] Например, мяч - [матч], лес - [лес]

Для дошкольников при подборе слов для анализа следует учитывать разницу в произношении и написании слов. Для анализа лучше подбирать слова, в которых гласный звук [ О ] находится под ударением. Например, осы, ослик, осень, а не очки, огурец (в начале этих слов слышится звук [а], а пишется буква О)

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Согласные звуки делятся на: звонкие и глухие твёрдые и мягкие

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло. Глухие согласные звуки: [ К ] [ П ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Ш ] [ Ц ] [ Ч ] [ Х ] [ Щ ] голосовые связки не работают (горлышко не дрожит) Звонкие согласные звуки: [ Г ] [ Б ] [ З ] [ Д ] [ В ] [ Ж ] [ Й ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ Р ] голосовые связки работают (горлышко дрожит)

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Согласные звуки [ Б ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ З ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] могут быть твердыми (после них стоят гласные буквы А У О Э Ы) и мягкими (после них стоят гласные буквы И Е Ё Ю Я).

Всегда твердые согласные: [Ж] [Ш] [Ц] Всегда мягкие согласные: [Й] [Ч] [Щ]

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом. Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом. Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка)

Составляем схемы МАК [м] КИТ [к] СОЛЬ [с] [а][к] [и] [т] [о][л]

КЛЮЧ КАЮТА ЕЛЬ [к] [л][у] [ч] [й][э] [л] [к] [й] [а] [у] [т] [а]

Игры В приведенные ниже игры можно играть с одним ребенком и с группой детей. Карточки-пособия для игр желательно изготовить совместно с детьми.

Квадрат Правила игры Следующая игра

Квадрат Цель: тренировать детей в определении наличия заданного звука в слове Ход игры: Педагог называет ряд слов с заданным звуком и без него. При наличии звука дети начинают движение от определенной геометрической фигуры, передвигаясь на одну клетку по направлению стрелки. При правильном выполнении задания они оказываются на геометрической фигуре, задуманной педагогом. Вариант 1

Цель: тренировать детей в определении количества звуков в слове Ход игры: Педагог называет слово. Дети определяют в нем количество звуков и, начиная движение от определенной геометрической фигуры, передвигаются на такое же количество клеток по направлению стрелки. При правильном выполнении задания они оказываются на геометрической фигуре, задуманной педагогом. Квадрат Вариант 2 Назад

Косынка 1 Правила игры Пример Следующая игра

Косынка 1 Цель: тренировать в дифференциации звуков по твердости-мягкости Ход игры: Педагог называет ряд слов с дифференцируемыми по твердости-мягкости звуками. Дети начинают движение от стрелки вверх к синему или зеленому кругу соответственно. При правильном выполнении задания они оказываются на квадрате определенного цвета, задуманном педагогом. Назад

Косынка 1 лук лейка соль пол клей молоток Например: дифференциация звуков [л] - [л] Назад

Косынка 2 Правила игры Пример Следующая игра

Косынка 2 Цель: тренировать в дифференциации звуков по звонкости-глухости Ход игры: Педагог называет ряд слов с дифференцируемыми по звонкости-глухости звуками. Дети начинают движение от стрелки вверх к кругу с колокольчиком или без него. При правильном выполнении задания они оказываются на треугольнике определенного цвета, задуманном педагогом. Назад

Косынка 2 санки зайка салат зубы коза отсосы Например: дифференциация звуков [с] - [з] Назад

Поймай шарик! Правила игры Пример Следующая игра

Поймай шарик! Цель: тренировать в дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости Ход игры: Педагог называет ряд слов с дифференцируемыми по твердости-мягкости звуками. Дети с помощью двух фишек начинают движение от зайца вверх к шарикам синего и зеленого цвета соответственно и определяют, какой шарик поймал заяц. Назад

Поймай шарик! Назад Например: дифференциация звуков [с] - [с] сок сито кокос весна лось собака

Салют Правила игры Пример Следующая игра

Салют Цель: тренировать в определении первого или последнего звука в слове; учить различать гласные и согласные звуки, согласные по твердости- мягкости Ход игры: Педагог называет ряд слов. Дети определяют первый (последний) звук в каждом слове и начинают движение от белого круга вверх к кругам соответствующего цвета. При правильном выполнении задания они оказываются на звезде определенного цвета, задуманной педагогом. Назад

Салют аист лиса рыба утка Например: определение первого звука в слове Назад

Умная гусеница Правила игры Пример Следующая игра

Умная гусеница Цель: тренировать в определении позиции звука в слове Ход игры: Педагог называет ряд слов с заданным звуком в разных позициях (в начале, середине, конце слова). Дети начинают движение от гусеницы вверх к соответствующим схемам. При правильном выполнении задания они оказываются на овале определенного цвета, задуманном педагогом. Назад

Умная гусеница Например: определение места звука [р] в словах робот комар ворона кран Назад

Эстафета Правила игры Следующая игра

Эстафета Цель: тренировать в определении позиции звука в слове Ход игры: Педагог называет ряд слов с заданным звуком в разных позициях (в начале, середине, конце слова). Дети с помощью трех фишек начинают движение вверх от гусениц согласно указанной на них схеме к яблокам разного цвета и определяют, до какого яблока быстрее доберется гусеница. Назад

Цветная гусеница Правила игры Пример Дальше

Цветная гусеница Вариант 1 Цель: тренировать в определении первого (последнего) звука в слове Ход игры: Педагог называет ряд слов, дети определяют первый (последний) звук в каждом слове и последовательно выкладывают красные, синие и зеленые фишки («раскрашивают» гусеницу) Вариант 2 Цель: тренировать в звуковом анализе слов Ход игры: Педагог называет слово. Дети «раскрашивают» гусеницу фишками, выполняя звуковой анализ слова. Педагог просит определить порядковый номер заданного звука в слове. Назад

Цветная гусеница слон окно лист моль пила лук гусь Вариант 1: определение последнего звука в слове

Цветная гусеница Вариант 2: звуковой анализ слова КЛЮКВА [к] [л] [у] [к] [в] [а] Назад

Использованные материалы: Егошина Н.Н., Колотовкина В.А., Янова Т.В. Звуковой калейдоскоп// Логопед

Спасибо за внимание!