Стратегия инновационного развития России Инновации как основа экономического развития государства КУРС : 20 ЧАСОВ ФОРМА КОНТРОЛЯ: ЗАЧЕТ ЛЕКТОР: К.Э.Н., ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ «ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ» АБРАМОВА КРИСТИНА АЛЕКСЕЕВНА
1.Инновации: сущность, виды и значение для экономики. Инновационная деятельность как объект управления. 2. Классификация инноваций, их специфика и значение. 3. Инновационный цикл: от создания до результата Эволюция технологических укладов. Взаимосвязь развития инноваций, науки и техники. 4. Инновационный потенциал и инновационная активность. Диффузия и коммерциализация инноваций Вопросы:
Важнейшим условием ускоренного прогресса социально-экономического развития государства в XXI веке является Эффективная инновационная политика государства
Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества.
Инновация это конечный результат деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
С понятием инновация тесно связано понятие «изобретение» или «открытие» Изобретение - новые приборы, механизмы, инструменты, другие приспособления, созданные человеком.
Открытие - процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы
Открытие отличается от инновации по следующим признакам: Открытие, а также изобретение, делаются, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация производится на уровне технологического (прикладного) характера Открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация разрабатывается коллективом (лабораторией, отделом) и воплощается в форме инновационного проекта. Открытие не преследует получение выгоды. Инновация же всегда ставит своей целью получить больший приток денег, большую сумму прибыли, повысить производительность труда и снизить себестоимость продукции за счет применения какого-либо новшества в технике, технологии, а также получить любу другую осязаемую выгоду. Открытие может произойти случайно, инновация всегда является результатом поиска. Ее случайно не производят. Она требует определенной четкой цели и технико-экономического обоснования
Инновации бывают двух типов: ПРОДУКТОВЫЕ (затрагивает уже существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технологических подсистем)
ПРОЦЕССНЫЕ - освоение новых или значительно усовершенствованных методов производства, изменения в оборудовании или организации производства.
2. Классификация инноваций, их специфика и значение. По технологическим параметрам: Продуктовые инновации – охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов. Процессные инновации – включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных технологических процессов (новое оборудование). Организационно-управленческие инновации могут затрагивать различные сферы деятельности предприятия: это система управления, организационная структура, экономическая деятельность, маркетинговая политика, юридическое обслуживание и др. Комплексные инновации представляют сочетание различных инноваций.
По степени радикальности: Базисные (радикальные, революционные) инновации – это принципиально новые решения, которые формируют новые отрасли, новые производства, появление нового продукта. Улучшающие (модифицирующие) инновации - решения, представляющие собой усовершенствование базисных нововведений. Псевдоинновации – решения, представляющие собой незначительные изменения базисных и улучшающих инноваций.
По масштабу: На уровне экономики страны На уровне отрасли На уровне предприятия На уровне подразделения предприятия.
По цели создания: Стратегические инновации – носят перспективный характер. Предназначены для обеспечения конкурентоспособности продукта или услуги предприятия. Реактивные инновации – возникают как реакция на действия конкурентов и так же, как стратегические направлены на повышение конкурентоспособности товара или услуги.
По критерию распространенности: Единичные инновации – носят специализированный характер, отличаются узкой сферой применения. Диффузные инновации – распространение освоенной инновации в новых сферах.
По области применения: Управленческие Организационные Социальные Промышленные
Значение для экономики, граждан и государства в целом: Под влиянием инновационного прогресса изменяется структура экономики Инновации выступают причиной возникновения новых производств и отраслей и постепенного вымирания других. Появляются новые элементы в спектре основных хозяйствующих структур. Развиваются технологии управления. Динамично изменяются правовые, этические и эстетические нормы. Экономика растет, и инновационный прогресс позволяет повысить уровень жизни населения. Инновации способствуют решению проблем занятости населения за счет создания новых высокооплачиваемых рабочих мест, повышает уровень образования и здравоохранения. Инновации являются связующим звеном между различными социальными и экономическими субъектами. Обеспечивается единство нации. Во многих случаях смягчаются социальные противоречия и конфликты. Развитие экономики по инновационному пути позволяет гармонизировать отношения между человеком и природой и становятся основой для решения ряда экологических проблем. Научно технические достижения позволяют снизить использование невосполнимых ресурсов и вредных выбросов. Активизация международного научно технического сотрудничества. При современных масштабах научно технического прогресса многие инновационные проекты невозможно осуществить в рамках одной страны, поэтому создание мировой научно инновационной инфраструктуры неизбежно. Полноценная интеграция в мировые инновационные процессы невозможна без наличия у страны адекватной научно технической базы. Взаимосвязь уровней научно инновационного потенциала и национальной безопасности. Воздействие на структуру общественного производства.
Таким образом, государство должно реализовывать эффективную инновационную политику Инновационная политика часть социально- экономической политики, определяющая цели и приоритеты инновационной стратегии и механизм ее реализации органами государственной власти Российской Федерации
Структура Стратегии упреждающего инновационного развития I. Современное состояние научно- технического и промышленного потенциала России II. Цели, задачи и контрольные показатели развития научно- технического и промышленного потенциала (критические «точки роста») III. Предпочтительные мероприятия для реализации стратегических целей и актуализации потенциальных «точек роста» IV. Механизм финансирования мероприятий Стратегии (ГЧП и МЧП, организация ТСБ УВС, расширение практики эмиссий краткосрочных облигаций, в т.ч. региональных) V. Механизм управления реализацией Стратегии (ФЦП, программы СЭР регионов, ФАИП, программы трансфера технологий, тиражирования, госкорпорации по управлению макро технологиями) VI. Риски и альтернативные варианты реализации Стратегии VII. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Основные направления государственной инновационной политики, а именно: поддержка фундаментальных исследований, направленных на получение результатов, революционизирующих науку и технику; финансирование поисковых НИОКР для создания новых техники и технологий с опережающими техническими решениями для последующей передачи результатов в сферу материального производства; создание законодательной и информационной базы, обеспечивающей экономическую заинтересованность производителей в осуществлении инноваций, т.е. в освоении новых техники и технологий, и на этой основе радикального изменения технического уровня производителя и экономики в целом.