Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС
Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Проблемная ситуация 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.
вредоносный дух, появляющийся в летнее время в виде длинноволосой женщины в злаковом поле, в лесу, у воды, способный защекотать человека насмерть или утопить в воде.
Что удивило? Какое противоречие налицо?(побуждение к осознанию противоречия) Какой вопрос у вас возник? О чем мы сегодня будем говорить на уроке?(побуждение к проблеме)
Проблемная ситуация 2. Столкнуть мнения учащихся вопросом или проблемным заданием
Ь знак после шипящих в конце имен существительных Все ли одинаково написали слова? Задание одно, а выполнили по-разному. Почему так получилось? Чего мы не знаем?
Врач Грач Шалаш Мышь Речь Молодежь
Кто из художников точнее изобразил Пьера Безухова? Кто приблизился к образу Толстого?
3. Проблемная ситуация с затруднением.
Запишите восемь предложений, которые даны на доске. Выделите в них грам.основы. Назовите их. Чем похожи эти предложения?(они простые, односоставные) Виды односоставных предложений
Разделите их на четыре группы. (Испытывают затруднения) В чем затруднение? (Не знаем основание деления) Значит, тема урока? (Виды односоставных предложений) Сколько будет видов, догадались?(Четыре)
Проблемная ситуация 4. Дать практическое задание, сходное с предыдущим
Приб..жать Уд..вление С..деть на скамейке Ж..леть Р..чтение Выр..еесли
Какое было задание? Какое знание применили?
Р..чтение (рост, выращивать) Выр..еесли Удалось выполнить задание верно?
Проблемно-диалогическое обучение представляет собой современную дидактическую систему развивающего образования, позволяющую заменить урок объяснения нового материала уроком открытия новых знаний.