ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ МАТЕМАТИКИ, ХИМИИ И БИОЛОГИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА Кузнецова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Атомно-молекулярное учение Модели строения атома Электронные конфигурации атомов Радиоактивность.
Advertisements

Д. И. Менделеев 1834 – 1907 Досье : Русский ученый Открыл периодический закон химических элементов Создал периодическую систему элементов.
Модульный урок «Атомы химических элементов. Структура Периодической системы» Акименко Г.В. Борискина С.А.
Обобщающий урок по теме: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома»
Урок обобщения. Подготовка к контрольной работе « Атомы химических элементов. Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома.
Строение электронных оболочек атомов Составила учитель химии Составила учитель химии Кулешова С.Е Кулешова С.Е ХИМИЯ 8 ХИМИЯ г 2006г.
Атом: Мельчайшая частица вещества; Не имеет заряда; Химически неделима; Состоит из элементарных частиц.
Строение атома. Периодический закон. 8 класс. Вставь пропущенные слова. Вопрос 1 Химический элемент – это ……. …… ……... Химический элемент – это ……. ……
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ХИМИИ. Химия – это наука о веществах, процессах их превращений и способах управления этими превращениями Химическая статика (состав,
Учитель химии МБОУ СОШ 16 Белоглинского района Залитко Л.П.
Химия Химия Тема: «Периодическая система Д. И. Менделеева.» Тема: «Периодическая система Д. И. Менделеева.» Тема урока: «Строение атома.» Тема урока: «Строение.
30 марта 2015 г.. Структура периодической таблицы 1. Что такое период? 2. Какие бывают периоды? Почему их так называют? 3. Что такое группы? 4. Из чего.
Автор: учитель биологии и химии МБОУ СОШ 17 Манукян Эмилия Завиковна.
Лекция 1( краткий конспект ) Дмитрий Воробьёв – MSc.
Основные части атома. Изотопы. Мельчайшая, химически неделимая частица химического элемента – носитель его свойств.
Урок: Повторение и обобщение материала по теме «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома». 8 класс.
Тема урока Обобщение и систематизация знаний по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева». Цель урока :
Первоначальные химические понятия Основные химические законы.
Атомы химических элементов Тема урока: Основные сведения о строении атомов Тема урока: Основные сведения о строении атомов Химия 8 класс (О.С. Габриелян)
КОУ ВО «ЦЛПДО» ИЗОТОПЫ КОУ ВО «ЦЛПДО» ИЗОТОПЫ Презентация к уроку Химия 8 класс Подготовила учитель Ольховикова Г.П. Технический консультант Ольховикова.
Транксрипт:

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ МАТЕМАТИКИ, ХИМИИ И БИОЛОГИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА Кузнецова Татьяна Ивановна (д.п.н., проф. кафедры общеобразовательных предметов Института русского языка и культуры МГУ имени М.В. Ломоносова)

Отечественные подготовительные факультеты для иностранных граждан существуют в нашей стране уже более 60 лет. То, что для отечественных учащихся легко, для иностранных учащихся, которые приезжают в нашу страну часто с «нулевым уровнем» знаний русского языка, «повторение-изучение предмета» на русском языке оказывается одним из основных камней преткновения. Цель преподавателей – создать наилучшие условия для учебного процесса.

Первое, что делается на кафедре общеобразовательных предметов Института русского языка и культуры – разработка адаптированных учебных материалов. Первоначально ни одно из пособий для начального этапа обучения студентов-иностранцев предметам естественно-математического цикла (математике, черчению, физике, химии, биологии) на русском языке не выходило в свет без участия преподавателей русского языка факультета. Так, в авторском коллективе учебника «Биология для студентов-иностранцев подготовительных факультетов» А.И. Фадеева – преподаватель биологии, а Л.Г. Демьянова и И.В. Фомичева – преподаватели русского языка. Материалы для дополнительного, углубленного изучения тоже не обходятся без участия преподавателей-русистов. Примером могут служить учебные пособия разработанные под редакцией преподавателя русского языка Ф.Г. Лучинской, много лет преподающей русский язык в группах медико- биологического цикла.

Второе – учебный толковый словарь биологических терминов - первый словарь такого плана, предназначенный для иностранных студентов, изучающих биологию на подготовительных факультетах и имеющих ограниченные знания русского языка. Пользование этим словарем обеспечивает иностранных студентов четкими определениями (а не описаниями) биологических терминов и понятий. Например, Адаптация – приспособление организмов к окружающей среде. Друзы – сросшиеся кристаллы оксалата кальция в клетке растений. Пигменты – окрашенные вещества в клетках. Окраска растения – свойство растения, определяемое присутствием различных пигментов в его органах. Расщепление признаков – проявление разнообразия в признаках и свойствах особей второго и последующих гибридных поколений.

Третье, что сделано на кафедре, - учебные словари, содержащие перевод основных терминов предмета на родные языки наших студентов. Примером может служить «Русско-китайский словарь биологических терминов», являющийся первым в России, содержащий более 2 тысяч терминов и составленный с участием китайских переводчиков, студентов ЦМО МГУ, Учебные русско-англо-китайский и русско-англо-корейский словари математической лексики, содержащие порядка 2,5 тысяч словарных единиц и переведённые на китайский и корейский языки студентами ЦМО МГУ.

Четвертое – межпредметные связи математики и других учебных предметов. Предлагаемая работа проводится по ультраактуальному направлению межпредметных связей – языковому. Цель – помочь иностранным студентам в самом сложном учебном моменте - в освоении терминологии и подъязыков математики, биологии, химии, выделяя одинаковые и сходные слова и словосочетания. Обсуждение со студентами соответствующих лексикографических штампов сокращает количество новых слов и выражений, показывая общенаучный смысл одних слов, смысловую связь – других, общепринятую общую языковую структуру – третьих. Приведем примеры.

БИОЛОГИЯ – МАТЕМАТИКА

Существительные ботаника – наука о растениях – арифметика – наука о числах; корень растения – корень уравнения, неравенства; лист растения – лист бумаги представляет плоскость; клетки выполняют разные функции – соответствие f - функция; нервная система – система уравнений, неравенств; способ размножения – способ разложения на множители; сокращение желудочка – сокращение дроби; клетка (растительная, животная, зеленая) – тетрадь в клетку; строение животного – построение прямой, треугольника, графика

Прилагательные простейшее одноклеточное животное – простейшее тригонометрическое уравнение, средний мышечный слой – средний член пропорции, средняя линия треугольника, трапеции; клетки выполняют разные функции – дроби имеют разные знаменатели; сердце имеет два желудочка – правый и левый – уравнение имеет две части – правую и левую; клетки имеют разную форму: …, округлую, многоугольную, прямоугольную, многогранную, конусовидную – круг, многоугольник, прямоугольник, многогранник, конус

Глаголы ботаника изучает … - арифметика изучает …; в зеленой растительной клетке содержится хлорофилл – в выражении содержится переменная x; зеленая растительная клетка содержит пластиды – выражение содержит скобки; сердце сокращается 60 – 70 раз в минуту – дробь … сокращается на …, 10 больше 2 в 5 раз; клетки выполняют разные функции – сначала выполняют действия в скобках; артерии делятся на мелкие сосуды – числа 10 и 65 делятся на 5; растение выделяет углерод – ученик выделяет полный квадрат, выделяет целое выражение из дроби;

Однокоренные слова размножение – множество, умножение, умножить, перемножить, множитель; клетка растет – функция возрастает

Сложные слова с одинаковой частью одноклеточное животное одночлен, однозначное число, одномерный массив, однородное уравнение, однотипные задачи; многоклеточное животное – многочлен,многозначное число, многомерное пространство, многоточие, многоугольник, многогранник; полужидкий – полусумма чисел, полуось, полупериметр, полуплоскость; двухстворчатый клапан – двухмерный вектор, но двучлен, двугранный угол, двукратный корень; трехстворчатый клапан - трехчлен

Совпадение части предложения какую роль играет ядро? – какую роль играют скобки? клетки имеют разную форму – геометрические тела имеют разную форму; клетки одинаковы по форме? – геометрические фигуры одинаковы по форме? клетки одинаковы по величине? - отрезки (углы) одинаковы по величине?

Из приведенных примеров, взятых всего-навсего из 20 первых страниц пособия по биологии, видно, что предложенная тема исследования – не праздная для обучения иностранных студентов.

ХИМИЯ – МАТЕМАТИКА

Больше 1(3) … больше чем 5 миллионов веществ Возможный, ая, ое, ые 4(1) … возможное количество электронов в данном слое (на данном энергетическом уровне) Вычесть 4(2) Мы знаем, что атомный номер (Z) показывает число протонов в ядре. А чтобы узнать количество нейтронов в ядре (N), нужно из массового числа изотопа (А) вычесть атомный номер этого элемента (Z): N=A – Z.

Дробь 2 (4) Почему мы видим здесь не целые числа, а дроби? Единица 2(4) В химии есть специальная единица массы атома. Она называется «атомная единица массы» (а.е.м.). Закон 3(1) В 1869 году великий русский учёный Д.И. Менделеев открыл Периодический закон и построил Периодическую систему элементов. Записывать – записать (что?) 8(1) Например, атом лития имеет структуру, которую можно записать так: …». Знак 2 (3) При помощи формул, знаков … Известно 3(2) Тогда было известно 63 элемента.

Изменение 1(5) Изменение формы – это физическое явление. Измениться – изменяться 1(5) Если мы сломаем палочку, то изменится её форма. Но вещества, которые входят в состав древесины, не изменятся. Они не превратятся в новые вещества. … Химический состав древесины не изменился… При физических явлениях не изменяется химический состав вещества. Теперь посмотрим, что будет, если палочка начнёт гореть. … Вещества, которые входили в состав древесины, изменились. … При химических явлениях (при химических реакциях) изменяется состав вещества. Изображать – изобразить 2(2) Молекулу можно изобразить при помощи формулы или модели. Иметь 1(1) Элементы имеют символы.

И так далее 3(1) Менделеев положил … : на первом месте – элемент, который имеет самую маленькую атомную массу, на втором – более тяжёлый элемент и так далее. И т.д. 5 Данная таблица показывает, что … литий имеет во втором слое один электрон,… бериллий имеет два электрона, … и т.д. (и так далее). Любой 2(4) Моль любого газа при нормальных условиях имеет объём 22,4 л. Наибольший 8(2) Наибольшую (самую большую) энергию ионизации имеют инертные газы. Наименьший 8(2) Элементы I группы главной подгруппы имеют наименьшее (самые маленькие) значения энергии ионизации. Найти 2(4) … можем найти относительную молекулярную массу (М r ).

Направленный 6(5) Если …, то говорят, что эти электроны имеют антипараллельные (или противоположно направленные) спины ( ). Направо 8(4) В периоде слева направо ослабевают металлические свойства элементов и усиливаются неметаллические свойства элементов. Например 1(1) Каждый химический элемент в таблице Менделеева имеет порядковый номер и постоянное место. Например: химический элемент водород Н имеет порядковый номер 1, он находится в таблице на первом месте … Находиться 1(2) См предыд. Пример; … на столе находятся вещества: углерод, фосфор, сера и сахар… Нахождение 6(1) Электрон может находиться в любой части пространства вокруг ядра атома, но вероятность его нахождения в разных частях этого пространства не одинаковая.

Ось 6(5) Условно считают, что электрон вращается вокруг своей оси по часовой стрелке или против часовой стрелки. Относительный 2(4) Относительная атомная масса элемента (А r ). Отрицательный 4(1) Заряд электрона отрицательный: он равен -1 (минус единице). Периодический Закон 3(1) В 1869 году великий русский учёный Д.И. Менделеев открыл Периодический закон и построил Периодическую систему элементов. Положительный 4(1) Протон имеет положительный заряд. Этот заряд равен +1 (плюс единице).

Помощь 2(1,2) Химическая формула обозначает состав молекулы вещества при помощи символов. … молекулу можно изобразить при помощи формулы или при помощи модели. Порядок 3(1) … Менделеев расположил элементы в порядке увеличения их атомных масс. Последний 5 Последний элемент II периода неон (Ne) имеет во втором слое 8 электронов… После 2(3) Если количество атомов каждого элемента до реакции и после реакции одинаковое, то уравнение реакции мы написали правильно. Противоположно 6(5) Направленный 6(5): Если …, то говорят, что эти электроны имеют антипараллельные (или противоположно направленные) спины ( ).

Равен, 2(4), 4 (1) Молярная масса вещества и его относительная молекулярная (или относительная атомная) масса численно равны. Разделить 3(2) Менделеев разделил все элементы на периоды и расположил друг под другом элементы, которые имели сходные свойства. Так он получил группы элементов. 8(1) Все химические элементы можно разделить условно на металлы и неметаллы. Разный 1(3) Если в состав вещества входят разные химические элементы, то это сложное вещество. Рассматривать 6(1) Современная наука рассматривает вероятность нахождения электрона в данной точке атомного пространства. Рассмотреть 5 Если мы знаем место элемента в таблице Менделеева, то мы можем рассмотреть строение его атома.

Результат 2(3) Химическое уравнение показывает, какие вещества вступили в реакцию и какие вещества образовались в результате реакции. Свойство 1(2) Вещество имеет массу, объём. Оно может иметь цвет, запах и другие свойства. Символ 1(1) а)Элементы имеют символы. Б) Первый химический элемент в таблице – водород. Он имеет символ Н. Слева 8(4) В периоде слева направо ослабевают металлические свойства элементов и усиливаются неметаллические свойства элементов. Следовательно 4(1) Следовательно, можно сказать, что почти вся масса атома находится в ядре. Содержать 2(2) Индекс показывает количество (число) атомов элемента в молекуле. Если индекса нет, то молекула содержит только один атом этого элемента.

Сравнить 1(4) В «Обратите внимание!» Сравните: растворяться – растворимость. Степень 2(4) Число Авогадро N A - это 6, (читаем так: шесть целых, две десятых умножить на десять в двадцать третьей степени). Так (так как) 4(1) Нуль 4(1) Так как положительный заряд ядра и суммарный отрицательный заряд электронов численно равны, то общий заряд атома равен нулю. То (то есть) 2(2) Химическая формула вещества показывает: 1) его качественный состав, то есть какие элементы образуют это вещество; 2) его количественный состав, то есть сколько атомов каждого элемента содержит молекула вещества. Точно 6(1) В математике: точный результат (в издании 1986 г.). Нельзя 6(1) … нельзя одновременно определить точно положение электрона в атоме и его скорость.

Увеличиваться 5, 8(4) … у калия (К) и кальция (Са) количество электронов в третьем электронном слое не увеличивается: оно равно 8 электронам, как у аргона (Ar). Энергия ионизации элементов увеличивается в периоде слева направо. Уменьшаться (уменьшиться) 8(2) В главной подгруппе значения энергии ионизации атомов уменьшаются сверху вниз. Условие 2(4) Любой 2 (4) Моль любого газа при нормальных условиях имеет объём 22,4 л. Формула 1(2) Каждое вещество имеет формулу. Целый (целое число) 6(2) Главное квантовое число n может иметь значение любого целого положительного число: n=1, n=2, n=3, n=4 и т.д.

Часть Нахождение 6(1) Электрон может находиться в любой части пространства вокруг ядра атома, но вероятность его нахождения в разных частях этого пространства не одинаковая. Чем (чем …, тем …) 6(2) Чем больше значение n, тем больше энергия электрона. Чем меньше значение n, тем меньше энергия электрона. Число 2(1,4) Свойства вещества зависят от числа, вида и расположения атомов в молекуле этого вещества. Число Авогадро. 6(2): Главное квантовое число n может иметь значение любого целого положительного числа: n=1, n=2, n=3, n=4 и т.д. Чтобы 2(2) Чтобы лучше понять пространственное строение молекулы, химики строят её модель.

Элемент 1(1) Первый химический элемент в таблице – водород. ………………………………………………………………………………………………………..

БИОЛОГИЯ – ХИМИЯ – МАТЕМАТИКА

Клетка (растительная, животная, зелёная) || клетка (место) элемента в таблице Д.И. Менделеева || тетрадь в клетку. Ботаника изучает … || химия изучает … || арифметика изучает … Зелёная растительная клетка содержит пластиды || молекула воды содержит 2 атома водорода и 1 атом кислорода || выражение содержит скобки. Простейшее животное || углерод – простое вещество … || простое число; простейшее тригонометрическое уравнение. Одноклеточное животное || нельзя одновременно определить точно положение электрона и его скорость || одночлен, однозначный, одномерный, однородный, однотипный.

Сердце сокращается 60–70 раз в минуту || относительная атомная масса химического элемента это число, которое показывает, во сколько раз средняя масса его атома больше, чем 1/12 массы атома углерода || 10 больше 2 в 5 раз. Клетки имеют разную форму … || если в состав вещества входят разные химические элементы, то это сложное вещество || если знаменатели дробей разные, то сначала нужно привести дроби к наименьшему общему знаменателю, а потом сделать сложение (вычитание). Растение выделяет углерод || признаки химической реакции: выделяется или поглощается теплота, может выделяться газ … || выделим полный квадрат; выделим целое выражение из дроби.

Нервная система || в 1869 году великий русский учёный Д.И. Менделеев … построил Периодическую систему элементов || система уравнений; система неравенств. Средний мышечный слой || средняя масса атома, молекулы || средний член пропорции; средняя линия треугольника; средняя линия трапеции. Строение животного || вещество имеет дискретное строение || построение прямой; построение треугольника; построение графика. Артерии делятся на мелкие сосуды || Д.И. Менделеев разделил все элементы на периоды || 10 разделить на 5; прямая делит плоскость на две части полуплоскости.

Естественно, успешная реализация проведённого исследования возможна только при условии тесного контакта преподавателей всех трёх предметов, особенно на стадии подготовки к занятиям. При этом, поскольку «русский математический» язык является объединяющим в этом процессе, преподавателям химии и биологии на своих занятиях целесообразно прибегать к помощи учебных словарей математической лексики.

Более того, просмотрев приведённые в данной работе примеры, можно сделать вывод о том, что желательно к обозначенной тройке преподавателей присоединить и преподавателя русского языка. А простор здесь оказывается большой. Возьмём, хотя бы следующий пример: Размножение – множество, умножение, умножить, перемножить, множитель

Даже преподавателю математики, т. е. не русисту, но чувствующему важность терминологической подкованности обучаемых им студентов-иностранцев и сознающему свою ответственность за их будущую студенческую судьбу, ясно, что этот материал помогает не только в деле укрепления предметной терминологической подкованности, но и в повторении и практическом закреплении таких понятий русского языка, как «существительное» (размножение, множество, умножение, множитель), «глагол» (умножить, перемножить), «корень» (у всех слов «-множ-»), «приставка» («раз-», «у-», «пере-»)...

А ведь на занятиях по математике (химии, биологии), как правило, возникает необходимость ещё и просклонять- проспрягать…, поскольку многие «новые» существительные используются далеко не в первом падеже, а чаще всего, например, в математике, во втором и третьем…, а «новые» глаголы далеко не всегда в инфинитиве!

Дополнительная литература: Корнеева И.В., Кузнецова Т.И. Оптимизация усвоения общенаучной лексики студентами-иностранцами подготовительного факультета посредством языковой координации в процессе преподавания химии и математики // Вестник ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика С. 47–51. Спасибо за внимание!