Значимость семьи в реализации своевременной профилактики девиантного поведения обучающихся Главный вн. детский нарколог г. Челябинска, заведующая СНОН.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Ответственность родителей за воспитание детей» Общешкольное родительское собрание. декабрь 2007 года.
Advertisements

Тестирование на психоактивные вещества в образовательной среде Заведующая детско-подростковой наркологической службой ГБУЗ «ЧОКНБ», главный внештатный.
Работа социального педагога по профилактике асоциального поведения обучающихся.
«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ» ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ МБОУ Наро - Фоминская сош 6 с углубленным изучением отдельных.
Федеральный Закон 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Первичная профилактика Комплекс превентивных мероприятий, направленных на предупреждение формирования негативных ценностей и мотивов употребления ПАВ,
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо которое вследствие безнадзорности "или беспризорности находится в обстановке, представляющей.
Г. Соликамск. Цель: усилить профилактическую работу ОУ по предупреждению безнадзорности, преступлений и правонарушений несовершеннолетних. задач: Данная.
«Институт наставничества» О положительном опыте работы по внедрению «института наставничества» с закреплением за каждым молодым человеком, оказавшимся.
Система работы по ранней профилактике социальной дезадаптации в дошкольном учреждении Васильева Н.Н. педагог-психолог, методист ЦПМСС «Зюзино» Система.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПАВ МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ Г.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Государственная антинаркотическая политика Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом.
Ведомственная целевая программа «Профилактика алкоголизма, наркоманиии и токсикомании в образовательных учреждениях Чернушинского района на годы»
Боловнева Татьяна Анатольевна, заместитель заведующей МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 7 «Елочка», года.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей 51 имени Б.В. Капустина Кировского района города Ростова-на-Дону.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР НАРКОЛОГИИ» МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ ПРОФИЛАКТИКА БОЛЕЗНЕЙ ЗАВИСИМОСТИ Корчагина.
Изменения, которые в течение последних лет происходят в системе образования и в обществе в целом, требуют от современной школы новых подходов к созданию.
Инновационные технологии, реализуемые в Тюменской области реализуемые в Тюменской области в сфере защиты прав детей и семейной политики Тюменская область.
Транксрипт:

Значимость семьи в реализации своевременной профилактики девиантного поведения обучающихся Главный вн. детский нарколог г. Челябинска, заведующая СНОН ГБУЗ «ЧОКНБ» Трубина Ольга Сергеевна

Девиантное (отклоняющееся) поведение Антидисциплинарное – конфликтность, драчливость, прогулы занятий, срывы уроков Асоциальное (антиобщественное ) - неповиновение старшим, отказ от учебы, бродяжничество, употребление психоактивных веществ, сексуальные эксцессы Асоциальное (антиобщественное ) - неповиновение старшим, отказ от учебы, бродяжничество, употребление психоактивных веществ, сексуальные эксцессы Делинквентное (противоправное) - кражи, нанесение телесных повреждений, увечий, угон транспорта, сексуальные извращения Аутоагрессивное - Самопорезы, аутоагрессия в состоянии опьянения, ожоги, заглатывания инородных тел, демонстративные суицидальные попытки

Раннее профилактическое вмешательство в наркологии (Брюн Е.А. и др г.) Активное выявление лиц с факторами риска наркологических заболеваний, а также потребителей ПАВ с начальными признаками формирования зависимости, и своевременное оказание им адресной дифференцированной психологической и медицинской помощи в целях предупреждения развития наркологической патологии.

Задачи раннего профилактического вмешательства (Брюн Е.А. и др г.) Своевременное выявление факторов риска Раннее выявление скрытых форм наркотизации Формирование мотивации к обращению за наркологической медицинской помощью Своевременное оказание наркологической помощи заинтересованным лицам, их семьям и близким родственникам Осуществление мониторинга локальной наркоситуации в организованных коллективах Корректировка профилактической антинаркотической работы в организованных коллективах

Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (утверждена г.) Субъекты профилактики: обучающиеся воспитанники их родители (законные представители) специалисты образовательных учреждений сотрудники территориальных органов ФСКН России сотрудники органов внутренних дел представители общественных объединений и организаций, способные оказывать влияние на формирование здорового образа жизни в среде несовершеннолетних и молодёжи Объекты профилактики: обучающиеся воспитанники условия и факторы жизни обучающихся, воспитанников (связанные с риском употребления ПАВ, влияние которых можно корректировать или нивелировать за счет специально организованного профилактического воздействия)

ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА (Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде) Направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих зависимость. Эта работа ориентирована на работу со здоровыми детьми и лицами из групп риска по употреблению ПАВ. К группам риска относятся: - несовершеннолетние и молодежь, в ближайшем окружении которых есть систематические потребители алкоголя и/или наркотических средств; - несовершеннолетние, находящиеся в трудных жизненных обстоятельствах и неблагоприятных семейных или социальных условиях.

Тестирование учащихся образовательных учреждений направлено на раннее (своевременное) выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ - является одной из форм первичной профилактики наркомании.

При даче родительского согласия на медицинское тестирование: - создается повод для проведения соответствующей беседы с детьми; - заостряется внимание на необходимости своевременного привлечения специалистов наркологической службы в случае имеющихся опасений;

ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА (Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде) Система - социальных, - психологических - медицинских мер, направленных на лиц, употребляющих ПАВ, с целью предотвращения формирования зависимости от ПАВ. Целевыми группами детей, подростков и молодежи являются лица, систематически употребляющие ПАВ, но не обнаруживающие признаков формирования зависимости как болезни (алкоголизма, токсикомании, наркомании)

Родители ребёнка играют очень важную, подчас ключевую, роль в развитии и поддержании мотивации у своего ребёнка к изменениям поведения, в том числе и в отношении психоактивных веществ, к отказу от них. Родители ребёнка играют очень важную, подчас ключевую, роль в развитии и поддержании мотивации у своего ребёнка к изменениям поведения, в том числе и в отношении психоактивных веществ, к отказу от них.

В ситуации коррекции проблемного поведения ребёнка, связанного с потреблением алкоголя или наркотиков (или с высоким риском этого) задача родителей: – формирование и повышение мотивации к отказу от их употребления (а задача ребёнка - в осуществлении самого отказа). - возложение посильной части ответственности на ребёнка за его собственное поведение, за его выбор, повышает вероятность отказа от употребления им каких- либо психоактивных веществ.

Благополучная семья – это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

Признаки благополучной семьи: 1. Сильная родительская позиция с четкими семейными правилами; 2. Гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и старшими членами семьи; 3. Наличие «образцов» поведения и взаимоотношений; 4. Эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти».

Функции благополучной семьи: 1. Воспитательная – в семье удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и их воспитании, родители могут реализовать себя в детях. 2. Хозяйственно-бытовая – удовлетворение материальных потребностей. 3. Эмоциональная – удовлетворение членами семьи потребностей в симпатии, уважении, эмоциональной поддержке. 4. Генеративная – удовлетворение сексуально-эротических потребностей. 5. Функция духовного (культурного) обогащения – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. 6. Психотерапевтическая – абсолютное принятие каждого из членов семьи, независимо от внешности, недостатков. 7. Функция социального контроля (функция первичной социализации) – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи.

Социализация – это… 1) весь многогранный процесс «очеловечивания» человека, вхождение индивида в социальную среду и предполагающий социальное познание, социальное общение, социальные навыки, всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и т.д.; 2) усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого формируется личность; 3) развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой и процесс усвоения социальных норм; 4) процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Источники социализации ребенка: 1) передача культуры через семейные институты, в процессе воспитания; 2) влияние в процессе общения и совместной деятельности; 3) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения; 4) процесс саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.

Воспитание – это… 1) важнейшая функция любого общества, процесс, складывающийся из социальных влияний на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов общества, воздействия среды и активности самой личности как субъекта этого процесса; 2) целенаправленное управление процессом развития личности, часть процесса социализации, протекающего под определенным социальным и педагогическим контролем.

Правовая социализация – это… 1) усвоение законов, правовых норм и требований, определяющих меру возможного и должного поведения; 2) постепенное овладение социальными навыками; 3) осознание своих прав и способов их реализации; 4) понимание сложных взаимоотношений между различными людьми и социальными институтами.

Цель правовой социализации – обеспечение правомерного поведения, формирование у личности такого интегрального правового образования, как правосознание.

Схема процесса деморализации с последующей криминализацией (дефекты социализации) детей и подростков: Конфликты с родителями (дефекты семейной социализации); Трудности, неудачи в школе (дефекты социализации в школе); Контакты, сближение с деморализованными сверстниками (дефекты социализации в группах сверстников).

Виды неблагополучных семей: 1. Криминогенная семья. 2. Аморальная семья. 3. Проблемная семья. 4. Неполная семья. 5. Псевдоблагополучная семья.

Криминогенная семья – такая, члены которой совершают (или совершали) преступления. Опасность данного вида семьи заключается в том, что в ней ярко проявляется преемственность совершения преступного деяния подростком.

Аморальная семья характеризуется алкогольной и сексуальной деморализацией

Проблемная семья характеризуется постоянной конфликтной атмосферой

Неполная семья характеризуется дефектами в структуре

Псевдоблагополучная семья характеризуется применением неправильных методов воспитания.

Профилактика семейного неблагополучия: Лишение родительских прав; Отобрание ребенка без лишения родительских прав; Применение мер по устранению родительской безответственности; Семейная психотерапия.

Формы родительской безответственности: Прямое невыполнение обязанностей по воспитанию детей родителями, ведущими преступный, аморальный образ жизни; Полное самоустранение отцов от воспитания детей; Отчужденность между детьми и родителями; Передача воспитательных функций общественным учреждениям.

Возможности Центр медико-психологической помощи несовершеннолетним ГБУЗ «Челябинская областная клиническая наркологическая больница» проводит: ЛЕКТОРИЙ для близких родственников несовершеннолетних с проблемным поведением ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ЛЕКЦИИ для несовершеннолетних группы риска Запись на лекции - в регистратуре для несовершеннолетних поликлиники ЧОКНБ тел (с 8-00 до 16-00) Возможные темы лектория для родственников несовершеннолетних с проблемным поведением - Что такое гармоничная, функциональная семья и как достичь этого. - Взаимоотношения между родителями, родителями и детьми - Появление зависимости, первые признаки, если она уже возникла - Что делать, если… Возможно дополнительное проведение тренинговых групп по интересующим темам.

Возможности Тел (с 9-00 до 16-00) - Информирование по вопросам оказания наркологической помощи - тел. «Горячей линии» ЧОКНБ Тел (с до 8-00) - Телефон Доверия для детей и взрослых, оказавшихся в кризисной ситуации (государственный) Тел Телефон Доверия для детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Возможности ОЦДиК (г. Челябинск, ул. Худякова, 20) тел Детско-подростковая служба ГБУЗ «ЧОКНБ» т. 8 (351)

Благодарю за внимание!