Методическое сопровождение педагогов ДОУ в переходный период на Федеральные государственные требования Методист Управления образования администрации Нытвенского района Табулович Галина Павловна 6 июня 2012 года
В Нытвенском районе 23 ДОУ 6 структурных подразделений 1 школа сад 246 педагогов
Итоги учебного года Сформирован пакет нормативных актов, регламентирующих переход ДОУ к ФГТ на уровне муниципального органа управления образованием
-Пакет нормативно-правовых документов, обеспечивающих готовность к реализации ФГТ, в которых отражен план поэтапного ввода в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования; - Аналитическая справка по результатам анализа образовательной деятельности ДОУ; -Отражение в годовом плане ДОУ системы работы педагогического коллектива по реализации ФГТ субъектами образовательного процесса; -Положения о создании рабочих (творческих, ВТК, МО и др.) групп по вопросам внедрения ФГТ в образовательную деятельность ДОУ; -План повышения квалификации педагогов; -Повышения квалификации педагогов по тематике ФГТ; Сформирован пакет локальных актов, регламентирующих переход ДОУ к ФГТ
Создание программ В течение года – работа творческой группы Июнь - проверка программ методсоветом, аналитическая справка. 24 программы Сентябрь Наличие ООПДО – в 28 из 30 ДОУ
Задачи на год Создание творческих, рабочих групп, деятельность которых направлена на изучение и переход на ФГТ на уровне района и ДОУ Повышение квалификации на курсах Доработка ООПДО
Принципы Основной общеобразовательной программы принцип интеграции образовательных областей; - принцип комплексно-тематического построения программы; -принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей
Задачи в ДОУ: Создание с развивающей среды в соответствии с ФГТ Детский сад «Малышок», Результат – 12 макетов природных зон. Детский сад 10,16, Белобородово Результат – создание среды по 10 областям, создание условий для совместной и самост. деятельности. Перспектива?
Задачи в ДОУ: Принцип организации образовательного процесса как «Совместной деятельности»: НОД и ОД в РМ Детский сад 4 и другие: 1 Нытва, 13, Светлячок. Результат: Понимание этого принципа. Алгоритм совм деятельности, сценарии НОД. Проблема: Неприятие позиции партнёра в совм деятельности. Перспектива:
Задачи в ДОУ: Изучение и реализация комплексно тематического принципа построения образовательного процесса. Детский сад «Колосок» Результат: Колосок – понимание данного принципа и принципа событийности, развитие субъектной позиции ребёнка и педагога.Планы событийных недель.
Задачи в ДОУ: Изучение и реализация комплексно тематического принципа построения образовательного процесса. Планирование. Детский сад Светлячок, «Берёзка», «Петушок», Теремок, 4,6, 14, Мокино, Шерья, Белобородово и другие. Результат: Тематические планы, упорядочение содержания 10 областей, формы
Задачи в ДОУ: Построение образовательного процесса на основе принципа интеграции Детский сад 4 (интеграция содержания и разных деятельностей, взаимодействие специалистов) Детские сады «Берёзка», «Петушок», 16, 14,Шерья,6 Результат: Перспективные планы, упорядочение содержания 10 областей и баланс 4 направлений Перспектива
Задачи в ДОУ: Соотнесение задач и содержания 10 образовательных областей и разделов своей комплексной программы. Выбор форм организации образовательного процесса. Детские сады «Малышок», 1 п.Новоильинский, Шумиха. Все по программе «2100». Взаимодействие с коллегами из другого района. Д/сад 16. Результат: знание программы, перспективные планы Перспектива
Задачи в ДОУ: Обновление содержания, форм образования по одному из приоритетных направлений. Детский сад «Берёзка», 16, 1 п.Новоильинский –по социально- личностному, д/с Белобородово, «Петушок» – по художественно-эстетическому
Задачи в ДОУ: Формирование интегративных качеств, мониторинг результатов образовательного процесса на интегративным качествам. Детский сад «Светлячок», детский сад 1, 4 Результат – понимание педагогами, как формировать интегративные качества, каких измерить. Подбор диагностических методик. Перспектива
Задачи в ДОУ: Изучение технологии сотрудничества на занятиях детсад 7. Проектная деятельность - Петушок
Проблемная группа (ПГ) - это объединение педагогов, направленное на разработку и обобщение материалов, обмен позитивным опытом по проблеме Тема «Особенности организации совместной деятельности как основного компонента образовательного процесса» Кичёва Н.В. Зам зав МАДОУ д/с 4
Кустовое методическое объединение (КМО) для педагогов сельских и малокомплектных садов ДОУ Тема: Организация интегрированного образовательного процесса по направлению художественно- эстетическое развитие». Вожакова Т.М. Зам зав МБДОУ д/с «Петушок» село Григорьевское
Творческая педагогическая лаборатория Тема «Планирование образовательной деятельности в условиях ФГТ». Руководители Федосеева Н.Б, Гилёва Л.А. Научный руководитель Фадеева Е.М. МАДОУ д/с «Колосок» ст Чайковская.
Семинары на базе ИМО и в ДОУ: Для воспитателей малокомплектных – сентябрь, апрель (ИМО) Для музыкантов – в д/с 10 и в д/с 421 города Перми для воспитателей и инструкторов по физо в д/с 1(мониторинг физ качеств) Для педагогов ДОУ – региональный компонент в ООПДО – в д/саду 14 Для заведующих ДОУ (по принципу интеграции)- в ДОУБерёзка, в д/с 12 – (по приказу 2151). Для заместителей заведующих – в ДОУ Шерья, в Светлячок, Колосок Для ДОУ по программе 2100 в д/с1 п Новоильинский Семинары логопедов- 4 за год (Чемоданова С.М.)
Причины неудач в методической работе с педагогами Постановка неконкретных задач Нарушение принципов обучения взрослых Незнание или неумение последовательности введения инноваций, новшеств
Деятельностный принцип Теория - изучение достижений педагогической науки Практика – моделирование, показ и анализ педпроцесса Рефлексия, итоги
Трудности педагогов при переходе на ФГТ Привычка к проведению занятий в форме учебно-дисциплинарной модели. Педагог теоретически знает признаки, структуру совместной деятельности, но… Практически он готовит и проводит занятие или организованную игру Неумение занять партнёрскую позицию
принцип обратной связи за счет сочетания внешнего контроля и оценки, внутреннего контроля в ДОУ с самоконтролем Внешний контроль – методслужба РУО (отчёты) Внутренний контроль – руководитель ДОУ Самоконтроль – сам педагог
Итоги работы Творческих групп по ФГТ Задействованы 55 педагогов в ПГ, 25 педагогов в КМО, 20 педагогов в ТЛ. Педагоги 1 и высшей категории нарабатывают опыт, публикуют методические разработки, получают отзывы, сертификаты и т.д.. Методический продукт имеется(в сборнике) Информация регулярно размещается на сайте методической службы nytva-mmc.ry
Изучение нормативных документов Воспитатели знают ООПДО – все ДОУ. Воспитатели знают содержание приказа 2151: Самостоятельно изучили- Изучили на педчасе: Приказ в открытом доступе, на бумаге. Что эффективнее?
Обновление мониторинговой деятельностив ДОУ Есть Положение о внутреннем монторинге качества образования в ДОУ 10 ДОУ Находится в стадии разработки – 8 ДОУ Есть Положение о мониторинге результатов образовательного процесса 7 ДОУ Находится в стадии разработки –11 ДОУ Нет отчётов - 5 детсадов и 2 структурных.
Курсовая подготовка Результат: за год курсы по ФГТ (24-32 часа) прошли 30% от количества педагогов Лидеры по количеству обученных: ДОУ 4, 14, Колосок, Петушок, Новоильинск 1, Малышок, Берёзка, Светлячок, Белобородово
Участие в конференциях Лидеры: д/с 4, Колосок, 16, Петушок
Участие в конкурсах профессиональных и конкурсах воспитанников Лидеры по количеству участников: 4, 10, 16, Колосок Лидеры по качеству подготовки - 13, Колосок, Светлячок Российские конкурсы: ДОУ 4, 10, 16
Проблемы аттестации на первую, высщую и на соответствие. Со стороны ИМО и методистов ДОУ – недостаточно подробное объяснение и сопровождение педагогов при прохождении этапов аттестации. Со стороны педагогов - несамостоятельность, ожидание помощи
Тестирование – 1 этап аттестации Профессионально педагогическая эрудиция (знания по педагогике, методике, психологии, знание нормативных документов (САНПиН, ФГТ и др). Проблема: слабые знания по психологии, информатике и нормативным документам)
Электронное портфолио Проведённые семинары Открытые просмотры, Конспекты Проекты, Участие в конференциях Публикации Проблема: КАЧЕСТВО! (Несоответствие современным требованиям, общая культура, оформления, культура письменной речи) Итоги аттестации 12 – на первую, 23 на соответствие.(3 чел не прошли на1). 2+1 на высшую.
Электронное портфолио Семинары-практикумы в июне и в течение года