ВГУЭС ИНСТИТУТ ПРАВА Тема 2.4. «Корпоративная информация»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В ИДЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА Сделала : Шиляева Анастасия Васильевна К 162.
Advertisements

Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника; СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ (Ф) РАНХИГС Выполнили:
Понятие и содержание информационных правоотношений. Виды информационных правоотношений.
Правовое регулирование отношений в области коммерческой тайны Константин Адикович Мухаметкалиев, старший преподаватель каф.Теории права ЮФ.
Организационно- правовые формы предприятия. В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы коммерческих.
Особенности обеспечения конфиденциальности коммерческой тайны.
Оптимизация бухгалтерского и налогового учета предприятия. Докладчик: Аудитор, профессиональный консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.
ВЫПОЛНИЛА ЗУБАРЕВА С. ГР. 115 УП Статья 183 УК РФ. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
1.Основные положения об акционерном обществе 2.Образование акционерного общества 3.Уставный капитал акционерного общества 4.Увеличение и уменьшение уставного.
О привлечении к ответственности юридических лиц, от имени или в интересах которых совершаются коррупционные преступления (Статья КоАП Незаконное.
Способы защиты трудовых прав и свобод. Самозащита работниками трудовых прав. Крыжнева Милана 3 курс 2 группа ГМУ.
Антикоррупционная политика государства должна основываться на принципе неотвратимости наказания за правонарушения – В.В. ПУТИН Ответственность за коррупционные.
Защита средств индивидуализации Фирменное наименование Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим.
Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Торбеевский колледж.
Система надзора и контроля: Органы государственной власти и органы контроля и надзора (государственный надзор). Службы охраны труда ведомств, объединений.
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для страхового рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (Глава 30 УК РФ). Часть 1 Преступления.
Р ЕСПУБЛИКАНСКАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ Р ЕСПУБЛИКИ Б УРЯТИЯ 1 Стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных.
Требования к уставу образовательной организации. Статья 25 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 1 ) тип образовательной организации;
Транксрипт:

ВГУЭС ИНСТИТУТ ПРАВА Тема 2.4. «Корпоративная информация»

План презентации ВВЕДЕНИЕ 1. Понятие и правовой статус корпоративной информации. 2. Виды корпоративной информации. 3. Коммерческая тайна и инсайдерская информация. 4. Правовой режим секрета производства (ноу-хау). 5. Персональные данные. 6. Порядок раскрытия корпоративной информации. 7. Принципы раскрытия корпоративной информации. 8. Ответственность за раскрытие корпоративной информации с ограниченным доступом. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Список литературы

Введение Статус корпоративной информации определяет ее содержание, правовую охрану и порядок ее предоставления. Корпоративная информация имеет определенный круг субъектов, которые заинтересованы в ней. В первую очередь это акционеры корпорации. Значение права акционера на информацию действительно важно, поскольку оно служит гарантией надлежащего осуществления иных прав акционера. В результате нарушения права на информацию акционер может быть лишен возможности реализовать иные свои права, например право акционера на участие в общем собрании. Поэтому в ряде случаев, помимо требований о принуждении к совершению действий по предоставлению информации, акционер может предъявить требования иного характера, в частности о признании решения общего собрания акционеров недействительным. Информация, предоставляемая акционерам, может касаться как самого акционерного общества (п. 4 ст. 11 Закона "Об акционерных обществах"), так и иных лиц, когда акционер, владеющий более чем 1% голосующих акций акционерного общества, на основании п. 3 ст. 8 Закона "О рынке ценных бумаг" требует от держателя реестра предоставления информации об имени (наименовании) зарегистрированных в реестре владельцев и о количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг.

1. Понятие и правовой статус корпоративной информации. В самых первых значениях слова "информация" проявлялись моменты активности: термин происходит от латинского слова "informatio" - ознакомление, разъяснение, изложение. Информация - это любые сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Информация признается в качестве одного из объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). В законодательстве информация определяется как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Основной объем прав на информацию содержится в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Можно выделить случаи предоставления информации конкретным лицам и случаи предоставления безадресной информации, рассчитанной на широкий круг лиц (широкую публику). Статус корпоративной информации определяет ее содержание, правовую охрану и порядок ее предоставления. Корпоративная информация имеет определенный круг субъектов, которые заинтересованы в ней. В первую очередь это акционеры корпорации.

1. Понятие и правовой статус корпоративной информации. Значение права акционера на информацию действительно важно, поскольку оно служит гарантией надлежащего осуществления иных прав акционера. В результате нарушения права на информацию акционер может быть лишен возможности реализовать иные свои права, например право акционера на участие в общем собрании. Поэтому в ряде случаев, помимо требований о принуждении к совершению действий по предоставлению информации, акционер может предъявить требования иного характера, в частности о признании решения общего собрания акционеров недействительным. Кроме того, акционерные общества, осуществляющие публичное размещение акций, обязаны раскрывать информацию о деятельности акционерных обществ в публичном порядке (путем публикаций в СМИ). Так, обязательными для публикации, согласно ст. 92 Закона "Об акционерных обществах" являются: годовой отчет общества, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, списки аффилированных лиц общества с указанием количества и категорий (типов) принадлежащих им акций, а также иные сведения, определяемые ФКЦБ России. Информация, предоставляемая акционерам, может касаться как самого акционерного общества (п. 4 ст. 11 Закона "Об акционерных обществах"), так и иных лиц, когда акционер, владеющий более чем 1% голосующих акций акционерного общества, на основании п. 3 ст. 8 Закона "О рынке ценных бумаг" требует от держателя реестра предоставления информации об имени (наименовании) зарегистрированных в реестре владельцев и о количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг.

1. Понятие и правовой статус корпоративной информации. Наряду с этим, согласно Постановлению ФКЦБ России от 8 мая 1996 г. N 9 "О дополнительных сведениях, которые открытое акционерное общество обязано публиковать в средствах массовой информации" открытые акционерные общества в дополнение к сведениям, указанным в п. 1 ст. 92 Законе "Об акционерных обществах", обязаны публиковать: во-первых, соотношение стоимости чистых активов и размера уставного капитала; во-вторых, количество акционеров; в-третьих, наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, почтовый адрес, номер контактного телефона, номер лицензии ФКЦБ России специализированного регистратора по каждому виду именных ценных бумаг, если в соответствии с законодательством РФ ведение реестра именных ценных бумаг акционерного общества должно осуществляться специализированным регистратором; в-четвертых, наименование подразделения акционерного общества, осуществляющего ведение реестра, его местонахождение, почтовый адрес, номер контактного телефона, если акционерное общество осуществляет самостоятельное ведение реестра именных ценных бумаг. Категория "информация" нуждается в дальнейшем осмыслении в системе гражданско-правовых координат, в выявлении тех содержательных аспектов, которые представляют интерес для права и гражданско-правового регулирования. В целом необходимо отметить, что информация является сложным, но вместе с тем весьма научно-привлекательным явлением современной действительности, подлежащим дальнейшему изучению. Итак, корпоративная информация - общедоступная информация о деятельности общества, акциях и других ценных бумагах общества и сделках с ними, раскрытие которой направленно на обеспечение интересов всех участников корпорации.

2. Виды корпоративной информации. В свою очередь, коммерческая информация, не обладающая свойствами товара (корпоративная информация), подразделяется на два вида: а) корпоративная информация, содержащаяся в тайне (деловая тайна); б) корпоративная информация открытого доступа. К коммерческой информации можно отнести и ноу-хау, которые условно разделяют на три большие группы: 1) информация о сущности незапатентованного изобретения, полезной модели или промышленного образца; 2) сведения, имеющие коммерческую ценность, но лишенные способности охраняться патентом; 3) добавочная информация, получаемая при использовании запатентованных технологий, которая, не будучи патентоспособной сама по себе, позволяет более эффективно использовать запатентованное устройство или способ.

2. Виды корпоративной информации. Деловая тайна (корпоративная информация, содержащаяся в тайне) - это непатентоспособная информация административного, коммерческого, финансового, правового и иного характера. Деловая тайна, в отличие от ноу-хау, не является товаром и передается правообладателем другим субъектам гражданского права лишь в исключительных случаях: при реорганизации или по договору коммерческой концессии (франчайзинга). Деловая тайна, как и корпоративная информация открытого доступа, представляет собой объект корпоративных прав. В свою очередь, к корпоративной информации открытого доступа относится коммерческая информация в корпоративных отношениях, не содержащаяся в тайне, например информация о деятельности акционерного общества, для которой установлено требование обязательного раскрытия, информация о деятельности общества с ограниченной ответственностью, подлежащая опубликованию в соответствии с требованием о публичной отчетности общества в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг. Сложнее дать определение понятию "служебная тайна". Если исходить из буквального значения употребленных в этом выражении слов, то следует считать, что служебная тайна - это информация, которая стала доступна гражданину при исполнении им своих служебных (трудовых) обязанностей. При этом не должно иметь значения, трудится такой гражданин в государственной или в негосударственной организации. Попытки ограничить понятие "служебная тайна" взаимоотношениями, возникающими только в рамках государственных организаций, не только не основаны на законе, но и неверны по самой своей сути; подобные попытки могут нанести лишь ущерб общему правовому регулированию.

2. Виды корпоративной информации. Что касается содержания служебной информации, то это может быть либо коммерческая, либо личная тайна, например техническая, банковская, медицинская, адвокатская тайна. Гражданское право многократно упоминает о коммерческой тайне и об отдельных ее категориях. В статье 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г., действующих на территории России с 3 августа 1992 г., объекты коммерческой тайны именовались секретами производства (техническая, организационная и коммерческая информация, составляющая секрет производства, - ноу-хау). В статье 139 действующего ГК РФ применялся термин "служебная или коммерческая тайна", а в ст ГК РФ - "охраняемая коммерческая информация". Все эти термины следует считать синонимами; во всех случаях имеется в виду неопубликованная информация, которая может представлять или представляет собой коммерческую ценность. Как следует из норм законодательства, информация составляет служебную или коммерческую тайну, если она: 1) имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности информации третьим лицам; 2) к этой информации нет свободного доступа на законном основании; 3) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Очевидно, что при отсутствии хотя бы одного из этих признаков информация не должна пользоваться правовой охраной. Напротив, при наличии всех перечисленных признаков такая информация получает правовую охрану, причем эта охрана предоставляется автоматически.

3. Коммерческая тайна и инсайдерская информация. Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Понятие коммерческой тайны можно условно разделить на отдельные виды тайн. Предпринимательская тайна - изобретения, секреты производства, ноу-хау, методы управления финансами, маркетингом, сохраняемые в интересах фирмы в тайне от конкурентов. Финансовая тайна - сохранение в недоступности для посторонних лиц бухгалтерских и финансовых документов, деловой служебной информации с целью защиты юридического лица от конкурентов; не распространяется на официальных представителей налоговой службы.

3. Коммерческая тайна и инсайдерская информация. Право на коммерческую тайну может быть нарушено: в рамках заключенного договора - лицом, получившим доступ к коммерческой тайне на основе договора; во внедоговорных отношениях - лицом, получившим незаконным путем доступ к коммерческой тайне. В первом случае должны применяться нормы об ответственности за нарушение обязательств (гл. 25 ГК РФ), а во втором - нормы об обязательствах вследствие причинения вреда (гл. 59 ГК РФ). Именно на основе этих норм Кодекса должны устанавливаться основания ответственности, ее размеры, ответственность за своих работников, а также решаться другие вопросы гражданско-правовой ответственности. В соответствии с заключенным договором ответственность лица, получившего доступ к коммерческой тайне, может быть ограничена либо, наоборот, дополнена условием об уплате неустойки. Трудовой кодекс РФ 2002 г. не только допускает возможность включения в трудовой договор условия о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной) (ст. 57) но и вводит норму о возможности расторжения трудового договора по инициативе работодателя в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, выразившегося в виде "разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей" (подп. "в" п. 6 ст. 81).

3. Коммерческая тайна и инсайдерская информация. В России в настоящее время в банковском законодательстве содержится понятие "инсайдер" (физическое лицо, способное воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком), но отсутствует легальное определение "инсайдерская информация". В Законе "О рынке ценных бумаг" содержится понятие "служебная информация" - любая, не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг (ст. 31). В проекте федерального закона "Об инсайдерской информации" определяется круг потенциальных инсайдеров, т.е. лиц, имеющих доступ к инсайдерской информации в силу: 1) участия в уставном (складочном, паевом) капитале (фонде) эмитента или его аффилированного лица; 2) членства в органах управления эмитента или его аффилированного лица; 3) заключенного с эмитентом или его аффилированным лицом трудового или гражданско-правового договора; 4) предоставленных ему полномочий как должностному лицу органа государственной власти или местного самоуправления. Инсайдер (от англ. inside - внутри) - любое лицо, имеющее доступ к конфиденциальной информации о делах фирмы благодаря своему служебному положению и родственным связям, соответственно, инсайдерская информация - информация внутренняя.

3. Коммерческая тайна и инсайдерская информация. Главной особенностью, по которой законодатель относит такую информацию к разряду инсайдерской, является характер информации, используемой при осуществлении сделок с акциями. Данный признак прямо включен в определение инсайдерской информации, содержащееся в Директиве 2003/6/EC "Об инсайдерской деятельности и рыночном манипулировании". Законодательство стран с развитым финансовым рынком выделяет два признака, по которым информация признается инсайдерской: информация должна быть существенной, значимой и недоступной широкому кругу инвесторов. Кодекс определяет инсайдерскую информацию как существенную информацию о деятельности общества, акциях и других ценных бумагах общества и сделках с ними, которая не является общедоступной и раскрытие которой может оказать существенное влияние на рыночную стоимость акций и других ценных бумаг общества. Российское законодательство вместо термина "инсайдерская" (или внутренняя) информация использует понятие "служебная информация". В нормативных правовых актах ФСФР России понятия "служебная информация" и "инсайдерская информация" отождествляются. Институт служебной информации в России разработан слабо, однако существующие нормы находятся в русле мировых тенденций определения инсайдерской информации и запрета инсайдерской торговли.

4. Правовой режим секрета производства (ноу-хау). Понятие секрета производства (ноу-хау). Статья 1465 ГК определяет секрет производства (ноу-хау) как сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно- технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

4. Правовой режим секрета производства (ноу-хау). Вместе с тем возможности предпринимателей по отнесению сведений, связанных с их деятельностью, к секретам производства не безграничны. Любое государство вправе осуществлять контроль за деятельностью предпринимателей, следить за своевременностью и полнотой уплаты налогов, оценивать воздействие их деятельности на окружающую среду и т.д. Поэтому повсеместно законом, иными правовыми актами или судебной практикой определяются сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. В соответствии со ст. 5 ФЗ от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне" режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении следующих сведений: 1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; 2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; 3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов; 4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом; 5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест; 6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; 7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений и т.д. Специфической чертой секрета производства, выделяющей его среди других объектов интеллектуальной собственности, является неограниченность срока его охраны. Право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется фактическая монополия лица на информацию, которая его образует, а также имеются предусмотренные законом условия его охраны. Это обстоятельство делает избрание данной формы охраны привлекательным для предпринимателей в тех случаях, когда их не удовлетворяет принцип срочности патентной охраны.

4. Правовой режим секрета производства (ноу-хау). Российское законодательство предъявляет к секрету производства следующие три требования. Во-первых, информация, образующая секрет производства, должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. В соответствии с данным критерием из числа сведений, составляющих секрет производства, исключаются те, которые не представляют никакого интереса для окружающих, которые не могут быть использованы третьими лицами для достижения своих целей, которые никто не приобрел бы, если бы они были предложены к продаже. Кроме того, сведения, обладающие действительной или потенциальной ценностью, должны быть неизвестны третьим лицам. Под третьими лицами в данном случае понимаются те лица, для которых эти сведения представляют коммерческий интерес. Ими могут быть другие предприниматели, конкурирующие с обладателем секрета производства, его контрагенты по хозяйственным обязательствам, потребители его продукции, работ и услуг и т.д. Известность сведений должностным лицам и иным работникам органов и организаций, которым эти сведения стали известны в связи с выполнением ими служебных обязанностей и на которых лежит обязанность по сохранению их в тайне, не препятствует признанию информации секретом производства. Во-вторых, к информации, составляющей секрет производства, не должно быть свободного доступа на законном основании. Если соответствующая информация может быть получена законным образом любым заинтересованным лицом, например путем изучения открытых данных, анализа образцов выпускаемой продукции, знакомства с публикациями и т.п., она секретом производства не признается.

4. Правовой режим секрета производства (ноу-хау). В-третьих, информация считается секретом производства лишь в том случае, если обладатель информации ввел в отношении нее режим коммерческой тайны, т.е. предпринял правовые, организационные, технические и иные меры по охране ее конфиденциальности. Спектр этих мер весьма обширен. К ним могут быть отнесены разнообразные меры технического, организационного и юридического характера, которые направлены на то, чтобы оградить информацию от несанкционированного доступа третьих лиц. При этом, конечно, не требуется, чтобы обладатель информации принимал все мыслимые средства для ее охраны. Важно, чтобы из его конкретных действий ясно следовало желание сохранить определенные сведения в тайне от окружающих. Собирание сведений, составляющих секрет производства, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения или незаконного использования этих сведений, а также незаконное разглашение или использование таких сведений без согласия их владельца, совершённые из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб, образуют составы уголовных преступлений (ст. 183 УК).

5. Персональные данные. В соответствии со ст. 23 Конституции РФ каждый имеет пра­во на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Совокупность право­вых норм, закрепленных в главе 14 ТК РФ, впервые регулирует отношения по сбору, обработке, хранению, использованию и пе­редаче персональных данных работника. Среди локальных нормативных правовых актов следует выде­лить положение о персонале, разрабатываемое работодателем, ко­торое распространяется на сотрудников конкретной организации, положение о порядке обработки персональных данных организа­ции и др. Под персональными данными работника понимается информа­ция, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношения­ми и касающаяся конкретного работника. Персональные данные работника относятся к категории документированной информа­ции, т. е. к информации, зафиксированной на материальном но­сителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Кро­ме того, персональные данные работника представляют собой сведения, носящие конфиденциальный характер. Круг сведений и вид информации, которые составляют персо­нальные данные работника, должны быть закреплены в локаль­ном акте организации.

5. Персональные денные. К числу сведений, составляющих информацию о работнике, относятся: 1) сведения, представляемые работником при приеме на ра­боту, предусмотренные в ст. 65 ТК РФ (сведения, содержащиеся в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность ра­ботника; сведения, имеющиеся в трудовой книжке; сведения об образовании, квалификации; сведения, содержащиеся в докумен­тах медицинского освидетельствования работника, и др.); 2) сведения, создаваемые и получаемые работодателем в пе­риод трудовой деятельности работника (сведения, содержащиеся в личном деле работника, в приказах, распоряжениях, характери­стиках, аттестационных материалах, и др.); 3) сведения о работнике, хранящиеся у работодателя после прекращения с ним трудовых отношений (все персональные дан­ные работника, имеющиеся в архиве организации). Персональные данные работников могут быть двух видов: данные, представляющие собой факты, которые не подле­жат субъективной оценке, например специальность работника, приобретенная им в результате окончания какого-либо учебного заведения; данные оценочного характера, которые могут, в частности, содержаться в характеристике, заключении аттестационной ко­миссии, и др.

6. Порядок раскрытия корпоративной информации. Права акционеров на получение информации реализуются двумя способами: а) путем установления обязанности общества предоставить информацию акционерам независимо от их требований на этот счет; б) путем предоставления акционерам права на получение информации по их желанию (заявлениям). Поэтому право акционеров на получение полной и достоверной информации о деятельности общества реализуется следующими способами. 1) в случае публичного раскрытия информации в соответствии с требованиями законодательства; 2) когда общество предоставляет информацию акционерам независимо от их желания, например, общество обязано в порядке ст. 52 Закона "Об акционерных обществах" предоставить информацию (материалы) лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров. 3) при предоставлении акционеру права получить соответствующую информацию по своему желанию. В этом случае акционер должен обратиться в общество с заявлением о предоставлении ему документов общества. Право акционера на информацию означает, что акционер имеет право знать о том, какие документы из определенных законом имеются у общества, и получать к ним доступ.

6. Порядок раскрытия корпоративной информации. Согласно п. 1 ст. 52 Закона "Об акционерных обществах" уведомление о проведении общего собрания акционеров, в том числе рассылка бюллетеней для голосования, осуществляется заказным письмом (адресная информация). Однако сообщение акционерам о проведении общего собрания может быть сделано в форме опубликования информации в органе печати, доступном неопределенному кругу акционеров (безадресная информация). Общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, перечисленным в п. 1 ст. 89 Закона "Об акционерных обществах", за исключением документов бухгалтерского учета и протоколов заседаний коллегиального исполнительного органа акционерного общества, право доступа к которым имеют акционеры, обладающие в совокупности не менее 25% голосующих акций общества. По требованию акционера общество обязано предоставить ему за плату копии таких документов, как устав общества, изменения и дополнения к нему, свидетельство о государственной регистрации АО, внутренние документы общества, положения о филиале и представительстве, проспект эмиссии акций, протоколы общих собраний акционеров, заседаний совета директоров, списки аффилированных лиц, заключения ревизионной комиссии (ревизора), аудитора и др. (п. 1 ст. 89 Закона "Об акционерных обществах").

6. Порядок раскрытия корпоративной информации. Предусмотренные в данной статье документы должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества (п. 1 ст. 91 этого же Закона). Таким образом, акционер имеет право изучить предоставленные ему по его заявлению документы и получить копии документов. При этом плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затрат на их изготовление. Обеспечение доступа к информации, которую общество обязано хранить и предоставлять акционерам в соответствии с законодательством, обычно возлагается на корпоративного секретаря общества. Анализ норм действующего акционерного законодательства показывает, что в целом оно закрепляет основные принципы корпоративного управления и является основополагающей базой для их реализации в акционерных обществах. Вместе с тем эти принципы не всегда последовательно отражаются в законодательстве. Именно в этом направлении оно и должно совершенствоваться.

6. Порядок раскрытия корпоративной информации. Кроме того, акционерные общества, осуществляющие публичное размещение акций, обязаны раскрывать информацию о деятельности акционерных обществ в публичном порядке (путем публикаций в СМИ). Так, обязательными для публикации, согласно ст. 92 Закона "Об акционерных обществах", являются: годовой отчет общества, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, списки аффилированных лиц общества с указанием количества и категорий (типов) принадлежащих им акций, а также иные сведения, определяемые ФКЦБ России. Также законодатель установил дополнительные обязанности в отношении открытых акционерных обществ в части раскрытия информации финансового характера. Бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, годовой отчет открытого акционерного общества должны быть опубликованы не позднее 1 июня года, следующего за отчетным (ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" ). Согласно п. 1.2 Порядка публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами, утв. приказом Минфина России от 28 ноября 1996 г. N 101, публикацией бухгалтерской отчетности признается объявление обществом бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации для всеобщего сведения. Причем бухгалтерская отчетность общества считается опубликованной в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров данного общества, если публикация фактически состоялась хотя бы в одном периодическом печатном издании, которое может быть определено уставом общества или решением общего собрания общества.

6. Порядок раскрытия корпоративной информации. Своевременность и полнота предоставления такой информации из реестра владельцев ценных бумаг зависит от того, насколько правильно и эффективно осуществляется ведение данного реестра, включая вопросы внесения записей в реестр о смене владельцев ценных бумаг. В то же время уровень развития российской информационной инфраструктуры, использования информационно-коммуникационных технологий в общественном производстве и государственном управлении не в полной мере соответствует задачам диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности, а также существенно уступает развитым странам мира. Сохраняется неравенство в доступе к информации и информационно-коммуникационным технологиям различных групп населения и регионов, которое все больше превращается в фактор, тормозящий социально- экономическое развитие общества. Наряду с этим, в России в последние годы заметно возросла роль договора как важнейшего инструмента охраны прав акционеров. Так, договорный механизм охраны прав акционеров предусмотрен Постановлением ФКЦБ России от 9 января 1997 г. N 2, утвердившим Положение о системе раскрытия информации на рынке ценных бумаг. В нем предусматривается, что прием от раскрывателей и хранение информации, обеспечение доступа к информации, подлежащей раскрытию, осуществляет Технический центр в соответствии с договорами, заключенными с регулирующими органами. Техцентр разрабатывает и публикует основные условия договора о порядке предоставления доступа к раскрываемой информации, которые являются обязательными для включения их в каждый отдельный договор, заключаемый Техцентром с любым лицом, заинтересованным в доступе к информации. Техцентр в любом случае не вправе отказаться от заключения договора с лицом, изъявившим желание получить доступ к информации.

6. Порядок раскрытия корпоративной информации. Возможно также использование и административных механизмов, предусматривающих ответственность в отношении управляющих. Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" способен оказать существенную помощь в защите прав акционеров, предусматривая механизм обжалования действий управляющих в ФКЦБ России (ФСФР). Так, например, согласно ст. 12 указанного Закона ФКЦБ России (ФСФР) и ее региональное отделение может налагать штрафы на должностных лиц (управляющих), в частности, за следующие действия: а) непредоставление инвестору определенной информации; б) нарушение порядка и сроков раскрытия (опубликования) определенной информации профессиональным участником или эмитентом; в) незаконный отказ или уклонение от внесения записей в реестр владельцев ценных бумаг, либо внесение в указанный реестр недостоверных сведений, либо нарушение сроков выдачи выписки из указанного реестра; г) воспрепятствование осуществлению прав инвестора со стороны эмитента, регистратора, оказание давления на инвестора. Решение федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (его регионального отделения) выносится в форме постановления о наложении штрафа, являющегося исполнительным документом, который обязателен для исполнения банками и иными кредитными организациями в порядке, установленном законодательством РФ об исполнительном производстве.

6. Порядок раскрытия корпоративной информации. Важно отметить, что нормы, устанавливающие административную ответственность, аналогичные зарубежному институту "инсайдер дилинг", были закреплены в новейшем отечественном административном законодательстве. Так, в ст КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование служебной информации для заключения сделок на рынке ценных бумаг лицами, располагающими такой информацией в силу служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, а также за передачу служебной информации для совершения сделок третьим лицам. Вместе с этим законодатель предусмотрел в сфере рынка ценных бумаг и уголовную ответственность. Согласно ст. 185 УК РФ уголовное наказание предусмотрено за внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации, а также утверждение проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверную информацию, или утверждение заведомо недостоверных результатов эмиссии, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба. Недавно принятая статья УК РФ предусматривает ответственность за злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах. Как видно, обеспечение и защита прав акционеров на получение информации остаются актуальной правовой проблемой в России и за рубежом. В этой связи следует развивать законодательство, регулирующее информационную прозрачность российских акционерных обществ, в том числе с привлечением позитивного зарубежного опыта.

7. Принципы раскрытия корпоративной информации. За раскрытие информации о деятельности общества несут ответственность: а) общее собрание; б) исполнительные органы; в) совет директоров. В соответствии с ФЗ от ФЗ информация может классифицироваться на: общедоступную информацию и информацию с предоставлением ограниченного доступа. В соответствии с действующим законодательством, конфиденциальная информация (информация с ограниченным доступом) разграничивается по следующим признакам: информация, имеющая частный характер о жизни человека (исключая сведения, которые распространяются в СМИ в соответствии с действующим законодательством); информация, являющаяся служебной; информация, полученная в ходе выполнения профессиональной деятельности (например, врачебная тайна, тайна почтовых отправлений и т. д.); информация, которая связана с осуществлением коммерческой деятельности и т. д. Коммерческая тайна представляет собой конфиденциальную информацию, которая позволяет, при определенных обстоятельствах, ее обладателю увеличить получаемый доход, избежать лишних расходов, а также сохранить свое положение на рынке, или получить другую коммерческую выгоду. Такое понимание термина коммерческой тайны представлено в ФЗ «О коммерческой тайне». Информация согласно Закону о коммерческой тайне, является конфиденциальной, если она задокументированная, с указанием обязательных реквизитов, позволяющие идентифицировать ее, и доступ к такой информации ограничивается в соответствии с законодательством РФ. Обладатель конфиденциальной информации это лицо, владеющее на законном основании конфиденциальной информацией, которая составляет коммерческую тайну, и к ней ограничен доступ третьих лиц, а также установлен режим коммерческой тайны. Получатель конфиденциальной информации это лицо, которому обладатель передал конфиденциальную информацию.

8. Ответственность за раскрытие корпоративной информации с ограниченным доступом. За разглашение конфиденциальной информации действующее законодательство предусматривает следующие виды ответственности: дисциплинарная ответственность, она возлагается на лицо, в случае нарушения самого режима коммерческой тайны, хотя и не приводящее к разглашению ее третьим лицам или в случае, если обладателю не причинен вред; административная ответственность (предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях); возложение на нарушителя конфиденциальной информации гражданско-правовой ответственности позволяет возместить ущерб ее обладателю; уголовная ответственность предусмотрена за разглашение, в том числе неправомерное получение и использование конфиденциальной информации (ст. 183 УК РФ).

Заключение Итак, корпоративная информация - общедоступная информация о деятельности общества, акциях и других ценных бумагах общества и сделках с ними, раскрытие которой направленно на обеспечение интересов всех участников корпорации. Основной объем прав на информацию содержится в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Как видно, обеспечение и защита прав акционеров на получение информации остаются актуальной правовой проблемой в России и за рубежом. В этой связи следует развивать законодательство, регулирующее информационную прозрачность российских акционерных обществ, в том числе с привлечением позитивного зарубежного опыта.

Список литературы Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от N 51-ФЗ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от N 14-ФЗ; ФЗ от г. 208-ФЗ "Об акционерных обществах«; ФЗ от г. 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью«; ФЗ N 98-ФЗ "О коммерческой тайне«; Гражданское право. Под ред. Алексеева С.С. (Учебник) - М.: 2009 г.; Кашанина Т. В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА М, 1999 г.; Шихвердиев А.П., Гусятников Н.В., Беликов И.В. Корпоративное управление. – М.: Изд. Центр «Акционер», 2001.