Тема: Предмет и методы изучения государственного и муниципального управления План лекции: 1. Понятие предмета государственного и муниципального управления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Advertisements

Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Общие принципы управления. -это правила, которыми руководствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики, т.е. они.
Методология научного познания. 1.Методология научного познания - совокупность определенных правил, приемов, способов познания. По степени общности и сфере.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
Политология как наука. Современные политические теории. Занятие 1 Тема 1 Лекция Лекция.
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
Государственная гражданская служба как система: содержание, характеристики элементов и подсистем ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА 3 КУРСА ГРУППЫ 3104 КУГОТОВА ФАТИМАТ.
Презентацию выполнила студентка группы АЛ-ДЛМ-001 Эрбист Вероника.
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «Уголовно-исполнительное право» Презентация на тему: «Понятие уголовно-исполнительной политики и её место в политике государства в сфере.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Система государственного управления 1.Система управления 2.Субъект государственного управления 3.Объект государственного управления 4.Процесс государственного.
Система государственного управления взаимодействие управляющей подсистемы и управляемой подсистем совокупность целей, видов, принципов, методов, функций,
Политология Тема1. Политика-сфера общественной жизни и наука. "Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все". Перикл.
Конева Наталья Сергеевна канд. юрид. наук, доцент Конституционное право России.
Лекция 3. Методологические основы планирования в домашнем хозяйстве.
Система – (греч. – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность,
Исполнительная власть и государственное управление.
Транксрипт:

Тема: Предмет и методы изучения государственного и муниципального управления План лекции: 1. Понятие предмета государственного и муниципального управления. 2. Субъект и объект управления в системе государственного и муниципального управления. 3. Методы управления, используемые государственной и местной властью.

Первый вопрос. Понятие предмета государственного и муниципального управления. Предмет государственного и муниципального управления это объективно необходимая функция государства и муниципальных образований как рациональной деятельности, не исключающей свободу, а являющейся общественно-политической формой ее выражения и осознанной реализации общественной необходимости. Предметом государственного и муниципального управления выступают законы, принципы, формы и методы, а также особенности субъекта и объекта государственного и муниципального управления.

Предметом государственного и муниципального управления выступает деятельность государственных и муниципальных исполнительно- распорядительных органов по воздействию на объект управления для его перевода в состояние, необходимое для достижения цели соответствующего территориального или отраслевого образования посредством: принятия решений, организации контроля исполнения этих решений подготовки проектов правовых актов, принятие актов органов законодательной (представительной) власти.

Предметом государственного и муниципального управления как комплекса учебных дисциплин и области научных знаний является: изучение возникновения, становления и развития различных типов и форм государства и местного самоуправления, исследование институтов и механизмов функционирования органов государственной и муниципальной власти России в целом, субъектов Российской Федерации и народов России в определенные исторические периоды, изучение экономических, правовых и политических институтов конкретных стран и народов. Предмет очерчен в основном следующими категориями: государство, политика, государственное управление и власть, муниципальное образование, местное самоуправление.

Существуют различные мнения по наличию и содержанию потенциальных связей между перечисленными выше категориями: 1) политика должна быть дистанцирована от управления; 2) государственное управление суть правового и хозяйственного управления, т.е. это отрасль науки администрирования; 3) государственное управление это политическая наука.

Второй вопрос. Субъект и объект управления в системе государственного и муниципального управления. Субъектом управления выступают государственные и муниципальные институты, то есть организации специальных групп людей, наделенных необходимыми для управленческих действий властными полномочиями и действующих от имени общества и каждого гражданина на основе установленных правовых норм. Объект государственного и муниципального управления - общество в целом или его отдельные группы, общественно-политические, экономические, культурные и прочие организации, их деятельность.

Управляющее воздействие государственных и муниципальных институтов - это целенаправленное воздействие на состояние общества в интересах классов и других больших социальных групп с целью обеспечения его функционирования в соответствии с установленными нормами, адаптации к изменяющимся условиям среды, совершенствования и развития.

Первый блок системы государственного и муниципального управления - общие понятия, характеризующие управление как основную функцию государства и муниципальных органов: государственное управление, государство и муниципальные органы как субъект управления (государственные и муниципальные органы, аппараты, учреждения); объект государственного управления (социальные группы, общественные процессы, социальные институты); государственная власть (политическая, административная, экономическая и др.); управленческая деятельность (политическое руководство, административное управление, нормативно- правовое регулирование); управленческие отношения (организационно- экономические, социально-политические, нормативно- правовые).

Второй блок понятия, описывающие государственное и муниципальное управление как процесс функциональной деятельности; функции государственного и муниципального управления; законы и принципы управления; формы, методы, средства и стиль управляющей деятельности. Третий блок - понятия, отражающие основные элементы управленческого процесса и его этапы: политический выбор, целеполагание, политическая стратегия; выработка государственного или муниципального решения, принятие и реализация этих решения.

Четвертый блок - понятия, характеризующие источники и движущие силы, мотивирующие и блокирующие факторы управленческой деятельности и отношений: национально-государственные интересы; политические интересы социальных групп и общностей; конфликт интересов; общенациональные и групповые ценности.

Пятый блок - понятия, описывающие государственное и муниципальное управление в целом: система управления; система власти; уровни субъектов управления и власти; централизация и децентрализация власти и управления и др. Шестой блок понятия, описывающие внешнюю среду, в которой осуществляется государственное и муниципальное управление. Это различные виды пространства, в которых реализуются эти формы управления: социальное, политическое, правовое, экономическое, геополитическое и др.

Третий вопрос. Методы управления, используемые государственной и местной властью. Методологические подходы к осуществлению государственного и муниципального управления базируются на трех основных требованиях: государство и муниципальные образования должны рассматриваться как социальные системы соответствующих уровней, а их управленческая деятельность - как один из видов социального управления; государственное и муниципальное управление следует понимать как объективированную рациональную (сознательную) деятельность; теоретический анализ государственного и муниципального управления должен строиться с учетом принципа конкретно-исторического подхода.

Комплексный характер государственного и муниципального управления и его методологической основы определяет и соответствующую совокупность объективных и субъективных, исторических и социологических, политологических и общенаучных, теоретических и эмпирических методов изучения политико-социальной и политико-правовой реальности.

Объективный метод означает взгляд на изучаемые объекты государство и местное самоуправление и их деятельность - извне, как бы со стороны. Это способ объяснения совокупности элементов и взаимосвязей, составляющих государственное и муниципальное управление, через анализ объективных результатов управленческой деятельности безотносительно к их оценке познающим субъектом. Субъективный метод предполагает рассмотрение объекта изнутри как собственной организации людьми своей политико-социальной, экономической и других видов жизни как реальности, связанной с общественными интересами и ценностями.

Конструирование объекта исследования (подбор фактов) как метод - субъективный процесс, но результаты должны быть объективными, общезначимыми, научно-образовательными. Научно-практический эксперимент. Это способ получения информации об изменениях в поведении и деятельности субъектов и объектов государственного управления, обусловленных воздействием на них некоторых управляемых и контролируемых факторов. Эксперимент метод опытной проверки обоснованности и эффективности определенных научных положений и рекомендаций теории. В практике государственного управления это важный источник эмпирических данных для принятия эффективных решений.

Социологические методы основное средство изучения обратных связей во взаимодействии систем управления и общества, выражающихся, например, в отношении отдельных социальных групп населения к тем или иным решениям государственных институтов. Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственного и муниципального управления в различных стра­нах или регионах одной и той же страны на разных этапах разви­тия. При этом выявляются общие черты, различия и особенности развития, изменения основных понятий и их причины.

Эмпирическое исследование фиксирует определенное отношение респондентов к поступкам или к конкретным акциям государственной власти в отдельно взятой ситуации. Исторический метод подходит к государственному и муниципальному управлению как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Он позволяет выявлять основные элементы изучаемого объекта и происходящие изменения в их содержании и взаимоотношениях.

Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся, управляющих и управляемых систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних связей, выявление системообразующих элементов. Статистический метод используется при исследовании количественных сторон развивающегося процесса. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

Умозаключение по аналогии - это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определённых отношениях, сделан­ный на основании их сходства в других отношениях. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны. Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса) на другую его часть. Экстраполяция содействует прогнозированию, особенно тогда, когда объектом исследования является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего.