Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы Беськаевой Елены Алексеевны.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Advertisements

СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь.
Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной.
Кружок « Люби и знай свой край родной » Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Березово Автор презентации:
Фоменко Людмила Александровна учитель истории и обществознания МОУ СОШ 49 Копейский городской округ 2014 г.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Смирнова Юлия Алексеевна учитель начальных классов МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» образование – среднее специальное учитель начальных.
Зелова Ольга Григорьевна, методист Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Пригодич.
Патриотическое воспитание «Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» «Человек только тогда становится гражданином,
Использование метода проектов как средства повышения интереса к изучению коми языка Автор: Терентьева Татьяна Александровна, учитель коми языка и литературы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Вятская средняя общеобразовательная школа Духовно-нравственное воспитание в условиях перехода к ФГОС второго.
1 ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Использование исторического материала на уроках окружающего мира в начальной школе в условиях ФГОС.
Литературное и лингвистическое краеведение как фактор повышения мотивации и качества обучения Сторожева Т.Ю., учитель русского языка и литературы МОУ –
КРУЖОК «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ПРИРОДЫ» Учитель: Смирнова Татьяна Геннадьевна МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Мамолаевская средняя общеобразовательная школа» Ковылкинского муниципального района.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
«Для каждого в отдельности и всех вместе - приумножить добро, хранить традиции. Знать и ценить историю свою, родную и всего человечество». Д. Лихачев.
Содержание воспитательной системы в условиях введения ФГОС.
Реализация гражданского и патриотического воспитания учащихся в условиях образовательного учреждения Факультет повышения квалификации руководителей образовательных.
Транксрипт:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы Беськаевой Елены Алексеевны

1. Актуальность и перспективность педагогического опыта. 2. Идея формирования опыта. 3. Теоретические аспекты реализации национально - регионального компонента Нормативные документы Исторический аспект. 4. Технология педагогического опыта по использованию регионального компонента в школе Уроки литературы Уроки русского языка Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ Региональный компонент во внеклассной работе Элективный курс Исследовательская работа. 5. Результативность опыта. 6. Проблемы использования опыта. 7. Рекомендации по использованию педагогического опыта. 8. Список использованных источников

« Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе : они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной » Д. С. Лихачев.

На современном этапе развития общества образование выступает субъектом его модернизации, так как является основным фактором накопления, передачи, развития интеллектуального и духовного потенциала человечества в целом ; а в рамках отдельного региона народов, наций. Мордовия является составной частью Поволжья крупнейшего региона России, в котором образовательное пространство формировалось веками. В последнее время научный интерес к многовековой истории просвещения и образования в Мордовском крае и Мордовии возрастает. Методическая проблема, над которой я работаю, это « Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы и внеурочное время ». Считаю, что данная проблема актуальна как в образовательном, так и в культурологическом и воспитательном направлениях. Государственными приоритетами в области образования являются единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие национальных культур и литератур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Данные ориентиры позволяют воспитать гражданина страны, мира, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, обладающего высокой политической и демографической культурой, признающего общечеловеческие ценности. Бесспорно, только открыв для себя местную национальную культуру, ее закономерности и противоречия, ученик сможет гармонично войти в российские, мировые сообщества и стать востребованной обществом личностью.

Целями реализации НРК являются : пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям мордовского края ; приобщение учащихся к литературному, историческому, культурному и природному наследию края ; воспитание любви к родному краю, уважение к традициям народов мордвы ; воспитание любви к природе родного края ; формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения республики и её земляков ; стремление к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края. Задачи, которые решаются в ходе реализации проблемы : изучить литературу, историю, культуру, обычаи, верования мордовского народа ; расширить общий кругозор, глубже познакомиться с творчеством писателей родного края ; развить творчество, поисковые навыки, умения систематизировать и правильно оформлять материалы ; интеллектуальные и творческие способности учащихся с учетом их интересов и склонностей ; формировать активные жизненные позиции.

На формирование ведущей педагогической идеи оказали влияние следующие факторы : интерес к истокам национальной культуры ; интерес к мордовской художественной литературе ; изучение методической литературы по педагогической проблеме ; изучение опыта коллег по проблеме ; курсовая переподготовка : курсы повышения квалификации ; участие в работе городских методических объединений. Ведущей педагогической идеей ставлю для себя максимальное развитие ребенка, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, культурного, умственного и физического совершенствования.

Нормативные документы Исторически сложившийся региональный опыт в сфере развития образовательных систем представляет собой ценнейший источник плодотворных педагогических идей, аксиологических приоритетов, оригинальных новаторских методов и форм их практического осуществления и может оказать неоценимую услугу в действенном решении современных задач образования подрастающего поколения. На современном этапе развития общества образование выступает субъектом его модернизации, так как является основным фактором накопления, передачи, развития интеллектуального и духовного потенциала человечества в целом ; а в рамках отдельного региона народов, наций. Одним из основополагающих направлений модернизации в России является построение новых отношений центра с регионами. Перспективы экономического роста, преодоление духовного кризиса, возрождение этнокультурных ценностей, а также решение многочисленных общероссийских и региональных проблем образования связаны с развитием региональных систем образования, декларированных Законом РФ « Об образовании », Федеральной и региональными программами развития образования.

В « Национальной доктрине образования в Российской Федерации » подчеркивается, что система образования призвана обеспечить « историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России » Мордовия является составной частью Поволжья крупнейшего России, в котором образовательное пространство формировалось веками. Исследование этого пространства имеет большое значение для понимания процессов развития образования и его регионализации. Мордовский этнос - один из старейших на территории России. Среди его особенностей, наложивших отпечаток на духовно - нравственную культуру и жизнь народа, - многовековое совместное проживание с русскими, татарами, чувашами, марийцами, удмуртами и другими народами Поволжья, многоплановые, в том числе и образовательные, взаимодействия с ними. В последнее время научный интерес к многовековой истории просвещения и образования в Мордовском крае и Мордовии возрастает. Стало очевидным, что унифицированная система образования, не учитывающая специфику отдельных регионов, игнорирующая социально - экономические различия между ними, исторические и национальные особенности и природно - географические факторы, привела к сковыванию творческой инициативы педагогов и руководящих органов образования и в конечном счете оказалась неспособной в новых условиях обеспечить дальнейший прогресс российского общества. Особое значение исследование региональных систем образования приобретает сегодня, в период смены образовательной парадигмы.

В целях реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от – р Министерством образования Российской Федерации разработан проект базисного учебного плана и примерные учебные планы. В приложении 1 к письму Министерства образования Российской Федерации от г. 13 – 51 – 145/13 дана пояснительная записка к федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений, в которой говорится : « В федеральном базисном учебном плане устанавливается соотношение между федеральным компонентом и двумя другими компонентами : региональным ( национально - региональным ) компонентом и компонентом образовательного учреждения : федеральный компонент - не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования ; региональный ( национально - региональный ) компонент – не менее 10 процентов ». Республику Мордовия, как и всю Российскую Федерацию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из них обладает соответствующим языком и культурой, особенностями поведения и жизнедеятельности. Это формирует уникальный общественный, культурный ландшафт, является важнейшей общечеловеческой ценностью и основой прогрессивного и многоукладного развития российского общества и государства.

Историческая справка Основные идеи о значении познания окружающего мира были высказаны К. Д. Ушинским, П. А. Флоренским, Д. Д. Семеновым, В. А. Сухомлинским. Вопросам « отчизноведения », « родиноведения », « краеведения » посвящены работы Н. Х. Веселя, К. Д. Ушинского, Е. А. Звягинцева, И. Н. Манькова, С. П. Аржанова, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого. Краеведение является основой духовного и нравственного возрождения общества. Зародившись еще во времена М. В. Ломоносова краеведение доказало свою жизненность и необходимость нашему обществу познания родного края. В советское время М. И. Калинин говорил, что патриотизм начинается с углубленного познания родного края. Идея изучения родного края и использования краеведческого материала в педагогическом процессе не новая. Она получила педагогическое обоснование в трудах Я. А. Коменского, Ж.- Ж. Руссо, М. В. Ломоносова, К. Д. Ушинского, В. П. Вехтерева и др. Школьное краеведение – одно из прогрессивных начинаний дореволюционной русской педагогики. Начало ему положено К. Д. Ушинским, который разработал первоосновы краеведения и дал научно – психологическое обоснование целесообразности использования окружающего материала в обучении, начиная с первых классов.

К. Д. Ушинский ввел в педагогику термин « окрестнография », определил его значение в обучении родному языку и нравственном воспитании ( идея народности школы ), определил педагогическое значение познания местного края ( Т. В. Данилова, 2005). Изучение родного края А. Е. Ставровским (1951) связывается с самой разнообразной общественно – полезной деятельностью. В его работе раскрыта взаимосвязь между учебными предметами и внеклассной работой. Определены основы школьного краеведения, разработаны содержания, принципы школьного краеведения, требования к отбору учебных целей. Дает определение школьному краеведению : «… это изучение родного края на учебных занятиях по основам наук, углубляющееся к самостоятельной классной работе учащихся под руководством учителей ». В своих работах П. В. Иванов (1990) обосновывает, что школьное краеведение обладает конкретно – познавательной, понятийно – осмыслительной, идейно – воспитательной и практической педагогическими сторонами. Учеными доказано, что краеведение выступает универсальным педагогическим средством, помогающим учителям формировать и развивать познавательный интерес учащихся, их мотивационную сферу, активизировать их учебную деятельность, воспитывать разносторонне развитого человека, патриота своей родины.

Использование регионального компонента помогает расширять представления учащихся о культуре, истории, литературе, искусстве, политики, экономики Мордовии, способствует формированию умений и навыков, ориентированных на региональную тематику. Исходя из требований, предъявляемых региональной программой по русскому языку и литературе, изучение материала можно проводить как на уроках, так и на факультативных занятиях и во внеурочных мероприятиях. Таким образом, реализация национально - регионального компонента в школьной практике предъявляет особые требования к деятельности учителя. Он должен выступать не только как носитель и передатчик этнонациональной культуры со всеми ее специфическими особенностями, но и как широко мыслящий, образованный наставник, способный определить место этнической культуры в общемировой поликультурной системе, как посредник между различными культурами. Педагогу необходимо, в первую очередь, самому осознать, что региональный компонент в образовании и воспитании реализуется в контексте формирования национального самосознания учащегося. Области использования регионального компонента в работе учителя :

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ ПРОЕКТЫ МУЗЕИ, ВЫСТАВОЧНЫЕ ЗАЛЫ, ТЕАТРЫ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ и ОГЭ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

При изучении произведения мордовских авторов использую методику сравнивания данного произведения с произведением русского автора. Как правило, такие уроки провожу после изучения русского писателя или поэта. На таких уроках вырабатывается умение обобщать и сравнивать с произведениями русских авторов по проблематике, по тематике, по художественным образам, по языку текста. Дети учатся находить параллели, что характерно для подготовки к ЕГЭ по литературе ( задания С 2, С 4). Возьмем к примеру урок по повести М. Брыжинского « Ради братий своих ». Данный урок проводится после изучения поэмы Н. А. Некрасова « Кому на Руси жить хорошо ». Образ Марии – главной героини повести – сравнивается с женскими образами произведений русских авторов : Пушкина, Некрасова, Тургенева, Толстого.

Ученики готовят сообщения об авторе повести, историческом событии, которое вошло в основу произведения ( восстание под предводительством Степана Разина ). О традиционной обрядовой культуре ( знахарство, свадебные обряды, картины мордовского быта, знахарство, пчеловодческие обряды, семейные обряды, фольклорные обряды ). Конец произведения - гибель Алены - сравниваем с повестью « Тарас Бульба » Н. В. Гоголя.

Технологии интеграции помогают на уроках с использованием НРК. Например, урок « И жизнь, и слезы, и любовь » ( Любовная лирика А. С. Пушкина ) по творчеству А. С. Пушкина яркий тому пример. Учащиеся готовят сообщения об адресатах любовной лирики, читают стихи, посвященные женщинам Пушкина. И когда говорим о Н. Гончаровой, обращаем внимание на её портрет, написанный рукой мордовского портретиста 19 века И. М. Макаровым. Ученик готовит сообщения о жизни Н. Н. Гончаровой после смерти великого поэта.

Задаемся вопросом : мог ли привлечь мордовский край внимание русских поэто и писателей ? Да, мог. Так ка Мордовия находится в средней полосе России, многие русские писатели и поэты XIX и XX веков так или иначе были связаны с мордовским краем. Этих писателей можно разделить на 3 группы : Писатели, которые имели русские корни ( В. Шукшин, Л. Татьяничева, А Куприн и др.) Писатели, которые бывали в Саранске и на территории Мордовии ( А. Толстой, Л. Толстой, М. Салтыков - Щедрин, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Чернышевский, А. Солженицын идр ). Писатели, отразившие в своих произведениях исторические события, происходившие в нашем крае ( А. Платонов, А. С., Пушкин, В. Шукшин, К. Федин., В. Короленко и др.). Все это вызывает повышенный интерес у современной молодежи, что активирует их познавательную деятельность. Учащиеся испытывают чувство гордости за свой родной край. Поэтому при программном изучении биографии и творчества русских писателей подчеркиваю связь с мордовским краем, на каком этапе жизни писатель обращался к теме мордвы. В этом плане помогают труды М. Д. Воронина « Литературные деятели и литературные места в Мордовии », Л. В. Седовой « Русские писатели и мордовский край ». Последняя книга представляет собой учебное пособие для учащихся 5-11 классов и рекомендовано Министерством образования Республики Мордовия. Здесь материал строится в соответствии с федеральными программами по литературе. Это дает возможность включение материала в систему уроков по литературе 5-11 классов. Такие книги в школьной библиотеке в достаточном количестве. Из собственного педагогического опыта могу предложить таблицу, на каких этапах урока применяю элементы НРК :

Класс Тема по федеральной программе Элементы НРК на уроке 5Русские народные сказки Посещение музея –усадьбы А.С.Пушкина в с.Болдино. 5А.С.Пушкин. Стихотворение «Няне» Болдинская осень. Няня Арина Родионовна 6Роман А.С.Пушкина «Дубровский» Болдинский перид жизни А.С.Пушкина 6Лирика М. Лермонтова Посещение музея –усадьбы М.Лермонтова в Тарханах. 7Повесть «Детство» М.Горького Связь Горького с мордовским краем 8Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Страницы биографии Пушкина, связанные в собирании материала о Пугачёвском восстании 9Биография и творчество А.С.Пушкина Пребывание А.Пушкина и его потомков в мордовском крае. Портреты жены и детей Пушкина на полотнах мордовского живописца Макарова. Стихи мордовских поэтов о Пушкине

10И.А.Гончаров. Биография.Родственники Гончарова в Мордовии. Письма писателя. 10М.Е.Салтыков-Щедрин. Биография.Пребывание Салтыкова-Щедрина в Саранске. Письма писателя. Воспоминания современников писателя. 10Биография Л.Н.Толстого.Пребывание Л.Н.Толстого в Саранске. Воспоминания современников писателя. Письма писателя. 10 Ф.М.Достоевскйи. Роман «Преступление и наказание» Горский П.Н, находился в ссылке в Саранске –прототип Мармеладова. Архивные материалы. 11С.А.Есенин. Биография. ЛирикаС.Есенин о мордве в своих произведениях. Мордовские поэты о Есенине 11Биография А.И.Куприна Экскурсия в дом- музей Куприна в Наровчате. Связь с мордовским краем. 11Биография В.М.Шукшина Мордовские корни писателя. Интерес к мордве в произведении «Я пришел дать вам волю»

Далее предлагаю таблицу, где представлены уроки, которые включаю после изучения биографии и произведений русских писателей и поэтов. На данных уроках проводим параллели мордовских произведений с произведениями русских писателей по проблемному, тематическому, языковому содержанию. Класс После изученияНРК 5Мифы Древней Греции Мифология мордвы. Персонажи. 5Русская народная сказка. Сказка о царевне-лягушке Мордовские народные сказки. 5И.А.Крылов. Басни Максим Бебан. Басни 6Народная обрядовая поэзия Мордовский обрядовый фольклор 7Русские народые песни. Песни лирические, исторические. Исторические песни мордвы о Пугачеве, Разине, Иване Грозном. Лирические песни. Содержание песен. 8Древнерусская житийная литература Житие Преподобного Серафима Саровского. Житие Феодора Ушакова. 8А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка». А.С.Пушкин. «История Пугачевского бунта» 9Творчество А.С.Пушкина Посещение краеведческого музея им А.И Полежаева. А.И.Полежаев и родной край. Лирика. Поэма «Сашка» 10Поэзия Ф.Тютчева и А.Фета Жизнь и творчество Н.П.Огарева 10Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Повесть М.Брыжинского «Ради братий своих» 11Творчество В.М.Шукшина Рассказ В.М Коломасова «Лавгинов». Чеховские и шукшинские традиции

Проблемы обучения русскому языку как родному связаны с вопросами формирования национального сознания учащихся. Необходимость их решения не может не повлиять на характер наших сегодняшних уроков. Мною на уроке используется следующее содержание регионального компонента курса русского языка. Во - первых, оно включает словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края, и, во - вторых, языковой материал, составляющий лингвистическую специфику региона : слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности, историческую ономастику, топонимику региона, фольклор, специальную лексику профессий, наиболее характерных для региона, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т. п. На уроках с использованием регионального компонента формируется следующий минимум знаний и умений школьников : 1. Иметь представление о языке как культурно - исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края. 2. Уметь связно изложить свои мысли на региональные темы ( природа, культура, в том числе языковая ( определенного края ). 3. Уметь анализировать ( в том числе языковой анализ ) художественных произведений местных писателей, журналистов и т. п. 5. Изучение языка ( местной ) прессы ( радио и телевидения, периодической печати ).

Анализ мини - отрывков из художественных произведений может сопровождать и традиционную орфографическую работу. Так обучающий диктант любой разновидности ( выборочный, объяснительный и т. п.) формирует определенный навык правописания. В этом случае ученики, записав под диктовку предложения и прокомментировав их со стороны правописания, обращают внимание на то, как каждый из этих отрывков по - разному передает явление действительности, какие наблюдения поэтов обогащают наше представление об этом явлении, какие образные языковые средства помогают точнее и ярче описать разные его признаки. Именно работа с поэтическим текстом вызывает особый интерес у учащихся, пробуждает в них чувство слова. Действительно, поэтический текст обладает особой силой воздействия на душу, воспринимается не столько разумом, сколько сердцем и ученики начинают ощущать, что это такое поэтический текст. Для лингвистического анализа на уроках русского языка можно использовать не только поэтические тексты, но и пословицы, поговорки, мини - тексты, состоящие из двух - трех предложений, выбранных в соответствии с изучаемой темой из художественных произведений местных писателей.

Анализ текста особенно важен в старших классах, так как старшие школьники уже подготовлены к полному комплексному анализу текста. Также такие тексты можно использовать при подготовке к ЕГЭ ( части В и С ). Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край. Использую материалы НРК к подготовке ОГЭ и ЕГЭ. Готовясь к урокам по подготовке написания сочинения - рассуждения по тексту, стараюсь подобрать текст из региональных газет, журналов, научных статей. Это заставляет выпускников написать оригинальные работы, не обращаясь к Интернет - источникам и другим подсказкам. В такой работе я использую статьи из молодежного журнала « Странник ». Есть хорошая возможность использовать материал с официального сайта журнала Использую те тексты, где авторы поднимают актуальные, животрепещущие проблемы современного общества. Объемные тексты стараюсь сократить до логичности, связности. В основном это тексты мордовских публицистов : Полины Смородиной, Валерия Петрухина, Анны и Константина Смородиных и др. Для составления заданий к подготовке ОГЭ помог материал из методического пособия « Включение регионального компонента в уроки внеурочное время » А. Алукаевой и О. В. Кочеваткиной. К данным текстам я составила задания в соответствии с заданиям ОГЭ. Таких аналогичных заданий мною составлено к девяти текстам. Вот образец такого задания :

Пять лет назад перед слушателями МРИО представляла мастер - класс « Анализ текста как подготовка к сочинению - рассуждению в 11 классе ( части С ) » ( с использованием регионального компонента ). Данный урок я переработала и связала его с 70- летием Победы в Великой Отечественной войне. Текст раскрывает злободневную проблему утрачивания ценности боевых наград для ветеранов войны. Вот образец анализа текста по подготовке к ЕГЭ :

В 1. Выпишите из 7 предложения слово, образованное бессуфиксным способом. В 2. Из предложений выписать все местоимения. В 3. Из предложения 24 выписать подчинительное словосочетание со связью примыкание. В 4. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения. В 5. Среди предложений 1-13 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. В 6. Среди предложений 1-13 найдите предложение сложносочиненное предложение. Напишите номер этого предложения. В 7. Среди предложений 7-13 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза, контекстного синонима и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения. В 8. Мордовский журналист М. Ишенин, обращаясь к одной из актуальных проблем современности, показывает отношение людей к заслуженным наградам ветеранов. Мы видим, что эта тема глубоко волнует автора. При этом он использует такой прием, как _______( в предложениях 24). Удачно используются синтаксические средства ________( в предложениях 13,22) и такие лексические средства, как _________« опьяненные возможностью заработать » в предложении 15 и ____( предложение 8). Список терминов : 1) эпитет 2) цитирование 3) парцелляция 4) развернутая метафора 5) диалектизмы 6) восклицательное предложение 7) ирония 8) ряды однородных членов 9) антитеза

Внеклассная работа с включением регионального компонента является неотъемлемой частью в работе учителя. Здесь поле действия очень обширно. Это, во - первых, посещение музеев, выставочных залов, театра с постановками произведений мордовских авторов ; экскурсии в Болдино, Тарханы, Наровчат, Нижний Новгород. Мною написанные сценарии к мордовским сказкам « Куйгорож », « Девушка - березка », также поставлены на школьной сцене. Ребята охотно играют в таких постановках. Умело используют язык сказок, передают колорит мордовского быта, придумывают костюмы, декорации. Традицией в школе являются литературные вечера, композиции и другие мероприятия школьного масштаба. Очень познавательны и интересны в этом плане мероприятия с использованием регионального компонента. Литературный вечер, посвященный 135- летию со дня рождения Д. С. Эрьзи Литературный вечер, посвященный 200- летию со дня рождения Н. П. Огарева. Литературная гостиная, посвященная творчеству А. И. Полежаева Учащиеся охотно принимают участие в региональных творческих конкурсах : Сочинения о Саранске Рассказ ветерана войны Навеки вместе Юность, опаленная войной Звуки родной речи За что я люблю театр ? Все эти работы с привлечением материалов краеведения. Данные мероприятия способствуют раскрытию творческого потенциала у школьников.

Республика Мордовия имеет ярко выраженные природные, национальные, культурно - исторические особенности, что, несомненно, следует учитывать в урочной и внеурочной деятельности. подобный подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю, а также оказывает влияние на формирование личности. На своих уроках создаю комфортную психологическую атмосферу, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Плодотворная работа с детьми позволила мне достичь определенных результатов : - у многих учащихся сформировалась положительная мотивация изучения литературы мордовского края ; - учащиеся с увлечением принимают участие в исследовательской деятельности ; - обогащается культурный баланс, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных творческих конкурсах не только муниципального, но и республиканского и межрегионального уровней.

Таким образом, использование национально - регионального компонента формирует у учащихся чувство гражданина как к своей малой родины, так и России в целом. Участие в различных мероприятиях городских, республиканских, всероссийских дало мне возможность распространить свой педагогический опыт, познакомить коллег со своими методическими разработками уроков. В 2012 году в рамках семинара проведен открытый урок « Судьба женщины в мордовской литературе ». С данной разработкой приняла участие в муниципальном Фестивале методических разработок. Стала победителем в номинации « Урок ». Конспект урока был напечатан в сборнике МО « ИМЦ » « Деятельность педагогических коллективов по внедрению ФГОС в практику школы. Материалы городского педагогического марафона « Образование. Творчество. Развитие », Саранск, 2012 г. По теме своей педагогической проблеме выступала с докладами на августовской подсекции учителей русского языка и литературы республики Мордовия, на МО учителей русского языка и литературы г. о. Саранск. Своими наработками из педагогического опыта делюсь перед слушателями МРИО в рамках прохождения курсов. В 2012 г. возникла идея создать элективный курс « По страницам современной мордовской литературы ». Данный курс защитила на экспертном совете в МРИО.

Но в связи с этим хочется отметить и о проблемах в работе учителя по использованию национально - регионального компонента. Во - первых, мало написано критической литературы на то или иное произведение мордовских писателей ), чтобы от чего – то оттолкнуться учителю. А на современные произведения и вовсе отсутствует критическая литература. И поэтому на уроке в ходе совместного решения проблем, затронутых автором в произведении, учитель и учащиеся ищут пути разрешения проблем. Часто это ведет к полемике, в которой рождаются ответы на все вопросы. Для самого учителя это тоже титанический труд, так как он детально должен изучить произведение по форме и содержанию. Учитель должен сделать вывод после прочтения произведения : чем будет полезно это или иное произведение для современных школьников.

Свой педагогический опыт могу порекомендовать педагогам, которые в своей работе используют национально - региональный компонент. Свой материал периодически помещаю на страничках сайтов : proshkolu.ruproshkolu.ruuser/avdeeva30/,user/avdeeva30/

1. Акашкин М. М. Русскоязычная литература Мордовии – Саранск, 2009 г. 2. Алукаева А. П., Кочеваткина О. В. Введение регионального компонента в учебный процесс – Саранск, 2005 г. 3. Алукаева А. П., Кочеваткина О. В. Включение регионального компонента в уроки и внеурочное время. Саранск, 2008 г. 4. Брыжинский А. И. Писатели Мордовии – Саранск, 2001, с Васильев Н. Л. Русские писатели в мордовском крае (XVIII- начало XX в. ), Мордовское книжное изд - во, Воронин И. Д. Литературные деятели и литературные места в Мордовии. Саранск, 1976 г., с Гераськин Т. В., Шаронова Е. А. Русь и мордва в фольклоре и исторической прозе. Саранск, Дейкина А. Д. Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку. // РЯШ. – – с Кочеваткина О. В, Алукаева А. П. Элективные курсы в образовательной области « Филология », Саранск, Мордва. Историко - культурные очерки. Саранск, 1995 г. С Мордовская литература. Учебная хрестоматия в 2- х частях. Саранск, 1990 г. 12. Мордовская филология в контексте национальной культуры // Под редакцией В. М. Макушкина. Саранск – 2006 г. 13. Седова Л. В. Русские писатели и мордовский край. Саранск Хрестоматия по литературному краеведению / Учебное пособие для педагогических вузов. Саранск – 1997 г. 15. Седова Л. В. Национально - региональный компонент в преподавании литературы в общеобразовательной школы. Журнал « Интеграция образования », Изд - во МГУ им. Н. П. Огарева