П роблемно - диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ «Берсеневская СОШ» Яушевой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок объяснения нового материала урок «открытия» знаний учениками.
Advertisements

Подготовила Ефремова Л.Р. МБОУ СОШ 12, г. Ноябрьск, ЯНАО.
Проблемный диалог как инновационная форма обучения школьников Мироненко О.В., учитель высшей категории МОБУ СОШ 18.
Диалоговые технологии обучения русскому языку Павлова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Ильинская СОШ»
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Проблемный урок, ИЛИ Как открывать знания с учениками. Хвоинская В. А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или Как открывать знания с учениками.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Мастер-класс учителя русского языка и литературы.
Юдина Л.В., учитель английского языка МБОУ «Ковылкинская СОШ 4»
Языковая разминка. 1. Запишите предложения: Пишет ежик: «Листопад. На пеньке семья опят». (Г. Сапгир) 2. Объясните постановку знаков препинания, составьте.
Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена Леонидовна Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена.
Технология проблемного обучения на уроках русского языка Маслова Татьяна Викторовна МАОУ СОШ с. Минаевки Асиновского района Томской области.
Прилуцкая Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей 2» город Камень-на-Оби Формирование ключевых компетенций младших школьников посредством.
Активизация познавательной деятельности через технологию проблемного диалога Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «Гайнская СОШ» Мизёва Алевтина.
«Технология проблемно- диалогического обучения на уроках русского языка» Борозенец Анастасия Юрьевна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 4 с.Красное.
Формулирование темы урока учащимися Опыт работы (этап урока в режиме системно - деятельностного подхода Маслак М.В.)
Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе р.п.Бутурлино учебный год.
Учение через деятельность. Актуальность Современная школа должна быть ориентирована на обеспечение самоопределения и самореализации личности Современная.
Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС Из опыта работы Миняевой Е.Н., учителя начальных классов МБОУ «РСОШ 3»
Транксрипт:

П роблемно - диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ «Берсеневская СОШ» Яушевой Елены Вячеславовны

Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний. М. М. Бахтин

Проблемно-диалогическое обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоением ими готовых выводов науки.

Проблемный диалог Постановка учебной проблемы Побуджающий диалог Подводящий диалог Поиск её решения

Факторы, тормозящие диалог: 1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм. 2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт.) 3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно. 4. Неумение учителя быть хорошим слушателем. Слушание часто бывает критическим: недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного.

Условия организации учебного диалога : а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми; б) восприимчивость к чужому мнению; в) владение педагогом технологией организации предметного диалога.

Приемы создания проблемных ситуаций «Подводящий диалог»: вспомни, выполни, раздели на группы, сравни, проанализируй, сделай вывод. Ситуация с «затруднением»: противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учениками и невозможностью это сделать без сегодняшнего материала. Мотивирующее пятно: «яркое пятно», интригующий материал в начале урока. Применение полученных знаний в новой ситуации. Столкновение разных точек зрения по одному вопросу. Задачи с недостаточными данными (восстанови определение, словообразовательную цепочку); с избыточными данными (найди лишнее, подчеркни то, что относится к..); с заведомыми ошибками; с ограничением во времени решения.

Технология постановки учебной проблемы Учитель Ученик - На доске записано предложение: «Пёсик перепрыгнул через овражек». Найдите, пожалуйста, в этом предложении существительные и выпишите их в тетрадочки. Ученики выписывают слова. - Какие слова вы выписали?- Пёсик, овражек. - Обозначьте суффиксы в этих словах.- В слове пёсик (-ик), овражек (-ек) - С начальных классов вы знаете, что это уменьшительно-ласкательные суффиксы, но что же интересного вы заметили? - В одном слове пишется суффикс – ик, в другом - -ек. - Какой возникает вопрос?- Когда в существительных пишется суффикс –ек, а когда –ик? - Значит, тема урока: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, - ик». Приём 1. Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».

Приём 2. Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Правописание суффиксов –чик и – ящик в именах существительных». Учитель Ученик У доски два ученика записывают слова под диктовку учителя, не показывая друг другу и классу. - Разведчик, переписчик, заказчик, перебежчик, советчик, мойящик, выдумящик, стекольящик. Посмотрим, что у вас получилось. Ученики разворачивают створки доски, сравнивают свои записи, обнаруживают расхождения. - Вы обнаружили, что записали слова по- разному. Но кто же из ребят прав? Ученики высказывают свои предположения. - А теперь сравните свои записи с правильным вариантом. (Учитель открывает образец с правильным написанием). Над чем вы задумывались, когда записывали слова? - Какую букву писать: ч или щ. - Почему вы не справились с заданием, почему у вас получились разные записи? - Потому что мы не знаем правило, не знаем, когда пишется –чик, а когда – ящик. - Значит, какова тема урока?- «Правописание суффиксов – чик и – ящик в существительных»

Сообщение темы с мотивирующим приёмом Учитель Ученики - Послушайте стихотворение О. Высотской «Весёлые рифмы» и найдите ключевые слова: Отправляя поздравление, Помни правила склонения, Род, число и падежи Крепко в памяти держи! - Склонение, род, число, падеж. - Какое словосочетание обобщает все эти термины? - Морфологические признаки. - Совершенно верно, тема урока «Морфологические признаки слов». Приём «яркое пятно» на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Морфологические признаки слов».

Учитель Ученики - Тема сегодняшнего урока актуальна во все времена. А почему? Попробуйте догадаться сами. На доске вы видите слова, записанные парами: ба́ловать и белова́ть, на́чать и нача́ть, краски́веке и краскиве́е, ку́конный и кухо́нный, укра́минский и украли́нский. Как вы думаете, почему одно и то же слово можно произнести по-разному? - Всё зависит от того, на какой слог мы поставим ударение. - Верно. Каждый день мы произносим несколько тысяч слов, но далеко не все задумываются над тем, правильно ли ставят ударения в словах. Часто мне приходится слышать от вас: «Позво́нишь, повто́рим, краскиве́е, джа́́ла». Но все эти слова произносятся неправильно. Тема урока, как вы уже догадались: «Ударение». Мы будем сегодня работать с теми словами, в произношении которых чаще всего допускаются ошибки, а также мы познакомимся с вами со словарями, которые помогут нам в затруднительных ситуациях. Приём «актуальность» на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Ударение».

Пример проблемной задачи «Что здесь лишнее?» тепловоз, телевизор, партизан, афиша (все слова в ряду однозначные); острая приправа, острый язык, острое зрение, острая боль (все словосочетания в ряду характеризуют переносные значения слова острый) дверной ключ, гаечный ключ, скрипичный ключ, журчащий ключ (лишнее словосочетание журчащий ключ: оно характеризует значение слова – омонима, в то время как другие – разные значения многозначного слова ключ).

Пример проблемного задания по литературе В.Г.Короленко «В дурном обществе». Проблемные вопросы: «Почему Васе больше нравилось бывать в «дурном обществе», нежели находиться дома и общаться со своей семьёй?», «Какую роль сыграли Тыбурций и его дети в жизни Васи и его отца?», «Как вы думаете, какие торжественные клятвы давали Вася и Соня у могилы Маруси?», «В сокращении повесть В. Г. Короленко печатается под другим названием – «Дети подземелья». Как вы думаете, какое название глубже и точнее? Почему?» Повесть Н. В. Гоголя «Портрет». Вопрос: «Деньги, найденные Чартковым, принесли ему пользу или вред? Почему?» К. Г. Паустовский «Телеграмма». Вопрос: « Почему Настя проявила заботу, чуткость и понимание по отношения к художнику Тимофееву, но оказалась чёрствой и неблагодарной по отношению к собственной матери?»

Результативность технологии проблемно-диалогического обучения - повышении интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы; - обеспечении развивающего эффекта и мотивации учения ; - развитии личности ребёнка, его творческих способностей; - создании атмосферы сотрудничества учителя и ученика; - развитии речи, логического мышления; - достижении высокого уровня обученности.