ГОУ Прогимназия 1667 Мастер-класс «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста » Ноябрь-2010год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Advertisements

. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Выступление на педагогическом совете г. Составила : Занкина М. В. Структура Основной образовательной программы. Универсальные учебные действия.
Стандарты второго поколения Фундаментальное ядро содержания общего образования функции Система ведущих идей, теорий, основных понятий, Относящихся к областям.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
УУД (универсальные учебные действия) в широком значении: - умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД от информационной образовательной модели к деятельностной: признание роли активной познавательной деятельности на основе.
- это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Учитель начальных классов Т.Е. Данилова.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Психологическое сопровождение реализации ФГОС. Стандарт Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований,
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Федотова А.В., методист ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Транксрипт:

ГОУ Прогимназия 1667 Мастер-класс «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста » Ноябрь-2010год

Закон РФ « Об образовании » Содержание образования должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации…», на«формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру».

ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход. Системно - деятельностный подход предполагает : Воспитание и развитие качеств личности, Усвоение обучающимися универсальных учебных действий, познания и освоения мира, что составляет цель и основной результат образования ; Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего ( полного ) общего образования ;

ДОУ Средняя школа Старшая школа Взаимодействие между участниками образовательно – воспитательного пространства Начальная школа

ДОУ Начальная школа Средняя школа Старшая школа Универсальные учебные действия - как средство создания единого образовательного пространства

Универсальные учебные действия Универсальные учебные действия - умение учиться (учить себя) - развитие личности воспитанника на основе освоения им способов деятельности

Универсальные учебные действия Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.* Совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.*

УУД Личностные УУД Регулятив- ные УУД Познаватель- ные УУД Коммуникатив ные УУД Виды универсальных учебных действий (УУД)

Личностные универсальные учебные действия Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Самоопределение - внутренняя позиция, самооценка будущего школьника. Смыслообразование – мотивация учебной деятельности. Нравственно - этическая – выбор действия в условиях моральной дилемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия Умение устанавливать контакты со всеми участникам образовательно – воспитательного процесса, организация совместной деятельности. Умение учитывать позицию собеседника; Умение учитывать позицию собеседника; Умение согласовывать взаимодействие со сверстником Умение согласовывать взаимодействие со сверстником и взрослым; и взрослым; Умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми; Умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми; Умение владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с формами родного языка. Умение владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с формами родного языка.

Познавательные универсальные учебные действия Умение самостоятельно (при помощи взрослого) создать алгоритмы деятельности при решении задач творческого и поискового характера Умение выделять и формулировать познавательную цель Умение выделять и формулировать познавательную цель задания. Умение применять методы информационного поиска. Умение применять методы информационного поиска. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Оценка процесса и результатов деятельности. Оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия Умение строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами поведения; умение осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий умение сохранять и выполнять задачу педагога (целеполагание); умение сохранять и выполнять задачу педагога (целеполагание); умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей педагога (планирование); умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей педагога (планирование); уметь видеть результат своей деятельности (погнозирование); уметь видеть результат своей деятельности (погнозирование); у умение осуществлять контроль по результату деятельности, по процессу деятельности (контроль); умение видеть свою ошибку (по указанию взрослого) и вносить необходимые коррективы в исполнение (коррекция); умение видеть свою ошибку (по указанию взрослого) и вносить необходимые коррективы в исполнение (коррекция); умение оценить правильность выбранного действия или поступка, адекватное понимание оценки взрослого и сверстника (оценка); умение оценить правильность выбранного действия или поступка, адекватное понимание оценки взрослого и сверстника (оценка); умение прилагать волевое усилие для достижения цели (волевая саморегуляция). умение прилагать волевое усилие для достижения цели (волевая саморегуляция).

Как сформировать у выпускников ДОУ универсальные учебные действия

Системно - деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования ; создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Из заключения Российской Академии образования (14 июля 2006 года) Российская академия образования отмечает, что авторскому коллективу Ассоциации «Школа 2000…» удалось создать современную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования и эффективно реализует современные идеи восстановления единства образовательного пространства на этапе его перехода к деятельностной парадигме образования, методологизации содержания образования, непрерывно и преемственно организованного от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы, а затем и в системе среднего и высшего профессионального образования.

Теоретико - методологическая основа системно - деятельностного подхода Теория деятельности А. Н. Леонтьева ( психологическая версия ) Теория деятельности Г. П. Щедровицкого ( социотехническая версия ) Общая теория деятельности Г. П. Щедровицкого, О. С. Анисимова ( методологическая версия ) Теория учебной деятельности В. В. Давыдова Мыследеятельностная педагогика Ю. В. Громыко

Алгоритм деятельности Самоопределение к деятельности. Анализ возможностей. Выявление причин затруднения и постановка целей деятельности. Составление плана действий. Оценка результата.

Структура учебной деятельности (версия «от здравого смысла») Пробное действие Затруд- нение Само- контроль Само- оценка Само- определени е КИ П цель проект Рефлексия Реали- зация проекта

Как сформировать у выпускников ДОУ универсальные учебные действия 1.Сформировать первичный опыт выполнения этого действия. 2.Основываясь на имеющемся опыте, сформировать способ действия (алгоритм) 3.Ввести этот способ в практику своих действий. 4.Организовать контроль сформированности данного УУД.

Этапы занятияТребования к этапам 1.Введение в игровую ситуацию *ситуация, включающая детей в игровую деятельность; *обращение к личному опыту детей, *создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в деятельность. 2.Актуализация и затруднения в игровой ситуации. *актуализация изученных ранее способов действий и знаний, достаточных для «открытия» нового знания; *создание ситуации затруднения; *фиксация в речи причины затруднения. 3. Открытие нового знания. *организация подводящего диалога с целью открытия нового знания; *фиксация нового знания в речи и знаково; *создание ситуации успеха. 4.Включение нового знания в систему знаний. *соответствие используемых игр цели занятия; *индивидуальные затруднения в играх; *ситуация успеха в совместной деятельности. 5. Итог занятия.*организация анализа детской цели; *фиксация нового знания в речи; *определение выполнения взрослой цели.

Приоритетными целями занятий с дошкольниками в технологии деятельностного метода являются: тренировка природных задатков детей дошкольного возраста к выполнению в игровой ситуации всех видов деятельности, тренировка мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сериации, абстрагирования, конкретизации, классификации; развитие внимания, памяти, речи; развитие коммуникативных способностей, инициативности, творческих способностей и навыков самоконтроля

Содержание занятий в технологии деятельностного метода на дошкольной ступени выступает как инструмент для реализации деятельностных и воспитательных целей; обеспечивает целостное восприятие ребенком окружающего мира и создает базу для построения содержания начального образования.