Систематизация и обобщение по теме « Сложное бессоюзное предложение » Урок русского языка в 9 классе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Запишите предложение: Раздавался по радио звонкий голос диспетчера, шумел по телефону начальник,мелькало озабоченное лицо инженера. - Докажите, что предложение.
Advertisements

ГБОУ Тростянская ООШ Презентация по русскому языку. Презентация по русскому языку. 9 класс. 9 класс. «Обобщение по теме Б.С.П.» «Обобщение по теме Б.С.П.»
Практикум Работа с поэтическим текстом В поле чистом с..р..брит (?) ся Снег в..лнистый и р..бой Светит месяц тройка мчит (?) ся По дороге столбовой. Пой.
Урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения» 900igr.net.
Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения» Синтаксис. 9 класс. (20-25 минут)
Бессоюзные сложные предложения. Бессоюзные сложные предложения – это такие сложные предложения, части которых связаны только смыслом и интонацией, без.
Пилиндромы или перевертыши А роза упала на лапу Азора Кок, поп, потоп, топот, довод Город дорог. Голод, чем меч долог?
(Электронное приложение к циклу уроков) ». -Прочитайте предложения. Изменится ли в них интонация в зависимости от знака препинания? Бабушка сердилась,
ТЕМА УРОКА: Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные:
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Урок в 9 классе, учитель русского языка и литературы Курепина Венера Алексеевна.
Бессоюзные сложные предложения (урок обобщения, систематизации и проверки знаний)
Урок 18 Тире в бессоюзном сложном предложении. Теоретический материал Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится: Тире.
Спишите, расставляя ударения: Согнутый, сосредоточение, средства, таможня, танцовщица, творог, торты, убыстрить, углубить, украинский.
Русский язык. 9 класс Тема. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзное сложное предложение КАНАЕВА М.Х-А. Учитель русского языка и литературы ГКОУ»ЦДО»
Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзное сложное предложение Вилисова Н.Н. Учитель русского языка и литературы ОСОШ г. Колпашево.
Бессоюзные сложные предложения Бессоюзные сложные предложения (урок обобщения, систематизации и проверки знаний)
Транксрипт:

Систематизация и обобщение по теме « Сложное бессоюзное предложение » Урок русского языка в 9 классе

Определите значения данных бессоюзных сложных предложений, объясните употребление в них запятой и точки с запятой. ( Устно ) 1. По расчищенному месту побежали изгороди, стали скирды и стога, разрастались маленькие дымные юртенки ; наконец, точно победное знамя, на холмике из середины поселка выстрелила к небу колокольня Речь у него лилась плавно и страстно, слова гнались одно за другим вперегонку и потом становились стройными рядами.

Определите значения данных бессоюзных сложных предложений, объясните употребление в них запятой и точки с запятой. ( Устно ) 3. Бедному псу, по – видимому, тоже становилось страшно ввиду наступающего царства мертвящего мороза ; он прижимался ко мне и, задумчиво вытягивая острую морду, настораживая чуткие уши, внимательно вглядывался в беспросветно серую мглу. 4. На небе мигали звезды, внизу снега уходили вдоль ровною пеленой, чернела гребнем тайга, синели дальние горы.

Объясните постановку знаков препинания в бессоюзных предложениях. ( Устно ) 1. За столом и на скамейках сидели приезжие якуты ; на столах стояли чашки с водкой ; кое – где перемещались кучки играющих в карты. 2. Макар ясно видел острые уши лисицы ; ее пушистый хвост вилял из стороны в сторону, как будто заманивая Макара в чащу. 3. Ему, как местному жителю, татарин оказал больше почета : широко отворив двери, он поддал бедняге сзади ногою леща. 4. Поп Иван и не обижался ; ему требовалось одно : всякий раз надо было поставить бутылку водки. 1. Перечисление событий 2. Второе предложение осложнено 3. Пояснение 4. Пояснение

Объясните постановку знаков препинания в бессоюзных предложениях. ( Устно ) 4. Только в трех местах тихо мерцали расплывчатые фосфорические пятна - это снаружи сквозь оконные льдины тускло заглядывал в юрту мертвящий якутский мороз. 5. Еду к вашим воротам и думаю : неужто не пустит меня ночевать. 6. Из глубины души уже подымались в нем призывы тайги, его манила уже от серых будней безвестная, заманчивая и обманчивая даль. 4. Вывод 5. Пояснение 6. Перечисление событий

Расставьте недостающие знаки препинания. ( Письменно ) 1. Пламя осветило его лицо глаза глядели тускло. 2. Перестал слушаться жизнь моя кончилась. 3. Туман стоял неподвижно выжатый из воздуха сорокоградусным морозом и все тяжелее налегал на примолкшую землю всюду взгляд упирался в бесформенную безжизненную серую массу и только вверху прямо над головой где – то далеко - далеко висела одинокая звезда пронизывавшая холодную пелену острым лучом. 4. У него была задняя мысль выведать кое – что от старого попика. 5. Макар удивился при виде этой бешеной скачки как мог он пеший догнать конного татарина. 6. И потом туманы заколыхались золотые воины наклонились долу. Проверь себя

1. Пламя осветило его лицо : глаза глядели тускло. ( и я увидел ) 2. Перестал слушаться - жизнь моя кончилась. ( следствие ) 3. Туман стоял неподвижно, выжатый из воздуха сорокоградусным морозом, и все тяжелее налегал на примолкшую землю ; всюду взгляд упирался в бесформенную, безжизненную серую массу ; и только вверху, прямо над головой, где – то далеко - далеко, висела одинокая звезда, пронизывавшая холодную пелену острым лучом. 4. У него была задняя мысль : выведать кое – что от старого попика. ( а именно ) 5. Макар удивился при виде этой бешеной скачки : как мог он, пеший, догнать конного татарина. ( пояснение ) 6. И потом туманы заколыхались, золотые воины наклонились долу.

Определите смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения и расставьте недостающие знаки препинания. ( Письменно ) 1. При фосфорическом свете ему была ясно видна невысокая городьба из валежника он видел даже первую плаху. 2. Ветка лиственницы сдернула шапку из головы Алешки, но тому некогда было подымать ее Макар уже настигал его с яростным криком. 3. Взглянув себе под ноги он так же не увидел следов снег был чист и гладок, как скатерть. 4. Они шли уже целую неделю так много они оставили за собой падей и сопок, рек и озер так много прошли они лесов и равнин.

Определите смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения и расставьте недостающие знаки препинания. ( Письменно ) 5. Между другими фигурами Макару попался незнакомый старик он был, очевидно, чалганец это было видно по лицу по одежде даже по походке. 6. Вот подходим к реке под вечер видим на берегу люди какие – то. 7. Клубы дыма, дружно поднимаясь изо всех слободских изб, не стояли прямыми, неподвижными столбами их гнуло к западу веял восточный ветер. Проверь себя

Определите смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения и расставьте недостающие знаки препинания. 1. При фосфорическом свете ему была ясно видна невысокая городьба из валежника ; он видел даже первую плаху. 2. Ветка лиственницы сдернула шапку из головы Алешки, но тому некогда было подымать ее : Макар уже настигал его с яростным криком. 3. Взглянув себе под ноги, он так же не увидел следов : снег был чист и гладок, как скатерть. 4. Они шли уже целую неделю : так много они оставили за собой падей и сопок, рек и озер, так много прошли они лесов и равнин.

Определите смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения и расставьте недостающие знаки препинания. 5. Между другими фигурами Макару попался незнакомый старик ; он был, очевидно, чалганец ; это было видно по лицу, по одежде, даже по походке. 6. Вот подходим к реке под вечер, видим : на берегу люди какие – то. 7. Клубы дыма, дружно поднимаясь изо всех слободских изб, не стояли прямыми, неподвижными столбами - их гнуло к западу, веял восточный ветер.

Потренируемся !

1. Какое утверждение является неверным ? А ) В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией Б ) Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений В ) Знаки препинания в бессоюзных сложных предложений не зависят от характера смысловых отношений между его частями В В

2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные способы связи Наступает время грибной охоты Трудно усидеть дома Лес зовёт и манит

3. Допишите, образуя БСП : А ) Нас охватило чувство страха … ( причина ) Б ) Я давно написал другу письмо … ( противопоставление ) В ) Раздался удар грома … ( быстрая смена событий )

4. Перепишите сложные союзные предложения, перестроив их в бессоюзные. Расставьте знаки препинания А. Любите книгу, так как она открывает вам много интересного. Б. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

5. Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги …, чтобы получились предложения следующих типов : А простое с однородными членами ( без союзов ) Б бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить запятую В бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить точку с запятой

6. Какова роль тире в предложении Высоко над нами зашумел ветер – предвестник бурана. А ) разделяет подлежащее и сказуемое Б ) обозначает пропуск члена предложения В ) Разделяет части сложного бессоюзного предложения Г ) отделяет приложение Г Г

7. Укажите, почему стоит тире в БСП Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. А ) Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого Б ) Предложения рисуют быструю смену событий В ) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении В В

8. Объясните, почему стоит двоеточие в БСП : Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил : они все стояли на реке. А ) Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом. Б ) Второе предложение поясняет первое, то есть раскрывает его содержание. В ) Второе предложение распространяет один из членов первого предложения. Б Б

9. Прочитайте предложения ( знаки препинания не проставлены ) 1. Несмотря на тёплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени. 2. Волнистые облака рассеялись и стало жарко 3. До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак. 4. Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует прелесть нашей земли. 5. Дрозд ранняя перелётная птица появляющаяся в конце марта – первой половине апреля. Заполните таблицу : Виды предложений Номер предложений Простые ССП СПП СБП 1, Проверь себя