L/O/G/O Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Старый Оскол
Образовательная программа - нормативно- управленческий документ, определяющий с одной стороны, содержание образования соответствующего уровня и направленности, а с другой – характеризующий специфику содержания образования, особенности образовательного процесса и управления данного учебного учреждения
Закон РФ «Об образовании» ст.9 Образовательная программа К основным общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования.
Закон РФ «Об образовании» Ст.14 Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно Основная образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 23 ноября 2009 года 655; зарегистрированы в Министерстве юстиции России 08 февраля 2010 г ; опубликованы в журнале «Вестник образования» 6, 2010 г.
Примерная образовательная программа дошкольного образования На основе федеральных требований разрабатываются: примерная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
Модель организации педагогического процесса вид дошкольного учреждения; приоритетные направления деятельности коллектива; особенности условий реализации выбранной программы и технологий в работе с детьми.
- физическому - социально-личностному - познавательно-речевому - художественно-эстетическому Содержание программы включает совокупность образовательных областей по основным направлениям:
Программа должна: соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости; соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности; обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
1) обязательная часть 2) часть, формируемая участниками образовательного процесса Структура образовательной программы дошкольного образования (согласно Федеральных государственных требований) должна состоять из двух частей:
- пояснительная записка раскрывает: 1) возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении; 2) приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации образовательной программы дошкольного образования; 3) цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации образовательной программы дошкольного образования; 4) особенности осуществления образовательного процесса; 5) принципы и подходы к формированию Программы. Разделы обязательной части
Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы 1. Качественный подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка. Качественный подход постулирует, что психика ребенка обладает качественно другими характеристиками, чем психика взрослого человека, и лишь в процессе онтогенетического развития она начинает обладать характеристиками взрослой особи. 2. Генетический подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка. Психика имеет логику своего развития: более поздние структуры возникают в филогенезе и онтогенезе в результате качественного преобразования более ранних структур. 3. Возрастной подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка. Возрастной подход к развитию психики ребенка учитывает, что психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста. 4. Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский) к развитию психики человека. Культурно-исторический подход к развитию психики человека, предложенный Л.С.Выготским, рассматривает формирование психики в онтогенезе как феномен культурного происхождения. Культурно-исторический подход Л.С.Выготского наиболее полно отражает качественный подход к развитию ребенка. В рамках этого подхода развитие определяется как «...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Л.С.Выготский, 1956).
Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы 5. Личностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) к проблеме развития психики ребенка. Все поведение ребенка определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие. Исходит из положения, что в основе развития лежит прежде всего эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения. Идея о поступательном развитии ребенка главным образом за счет его личностного развития принципиально противоположна господствующим в современной педагогике идеям о приоритете интеллектуального развития. 6. Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов) к проблеме развития психики ребенка. В рамках деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования
Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы Основные принципы культурно-исторического подхода: Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка. В качестве основных условий полноценного развития ребенка выступают: общение между ребенком и взрослым и нормальное развитие (созревание и функционирование) нервной системы ребенка. Причем, функциональное развитие нервной системы, с одной стороны, является условием личностного, интеллектуального и физического развития, а с другой стороны, зависит от их развития. Основные принципы личностного подхода: Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка. Принцип ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому. Принцип уникальности и самоценности развития ребенка в дошкольном детстве. Принцип амплификации развития (А.В.Запорожец) в противоположность принципу интенсификации. Основные принципы деятельностного подхода: Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка. Деятельность является движущей силой развития ребенка. Принцип амплификации развития(А.В.Запорожец).
-организация режима пребывания детей в образовательном учреждении включает: 1) описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей; 2) проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями. Разделы обязательной части
- содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей: « Физическая культура» «Здоровье» «Безопасность» «Социализация» «Труд» «Познание» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество» «Музыка» Разделы обязательной части
- содержание коррекционной работы направлено на: обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей; обеспечение возможности освоения детьми с ограниченными возможностями Программы и их интеграции в образовательном учреждении с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков. Разделы обязательной части
-планируемые результаты освоения детьми образовательной программы: Итоговые результаты должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.; Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей. Разделы обязательной части
Планируемые итоговые результаты физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; –любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
Планируемые итоговые результаты способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.); способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
-система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы : обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы; включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга; требует использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. Разделы обязательной части
1)видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2)специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Часть, формируемая участниками образовательного процесса отражает
Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы Объем части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы
учета вида образовательного учреждения при выборе образовательной стратегии; мотивационного и организационного единства руководства и педагогического коллектива; знания теории, технологии и практики современного дошкольного образования. Разработка образовательной программы ДОУ требует:
L/O/G/O Спасибо за внимание!