Использование метода обучения в сотрудничестве на уроках основ безопасности жизнедеятельности как средство формирования познавательной и творческой активности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология обучения в сотрудничестве (The cooperative learning)начала разрабатываться в 1970 е годы тремя группами американских педагогов из: университета.
Advertisements

Педагогический Совет год. 1. «Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый.
«Обучение в сотрудничестве» Коммуникативная деятельность в обучении.
Выполнила: студентка 17 ПО(бп)МФ Чеченева Екатерина.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 7 ПОСЁЛКА ЗАРЕЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ.
«Технология обучения в сотрудничестве». Что мы понимаем под «ошибкой ученика»? Что же такое обучение в сотрудничестве? Каковы основные «варианты» организации.
Главное, надо помнить – мы в одной лодке: или выплывем вместе, или утонем вместе! Помогая другим – учимся сами!
Технология обучения в сотрудничестве. Цель: развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно- материалистического.
Выполнила : Матвеева С. А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово 2012 г.
Введение новых стандартов образования приоритетными направлениями определило формирование предметных и метапредметных компетенций, ведущими из которых.
Обобщение педагогического опыта учителя математики СОШ 1 г. Меленки Стукаловой Галины Вячеславовны 1 квалификационная категория. Тема: «Развитие познавательных.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Елгозинская средняя общеобразовательная школа.
Защита Защита реферата реферата. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Знание только тогда знание, когда.
Проектная деятельность учащихся на уроках биологии МОУ СОШ с. Ленинское учитель биологии Чабунина А.С.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Подготовил: учитель начальных классов Полякова Н. Ю.
Презентация педагогической технологии Учителя физики и математики Новокотяковской ООШ им А.Т.Краснова Порфирьева Геннадия Аркадьевича.
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»
Цель - рассмотрение организации проектной деятельности с обучающимися начальной школы для повышение эффективности учебно- воспитательного процесса; раскрытия,
П. Ф. ЛЕСПАФТ Вся тайна состоит в том, чтобы дать ребёнку самому развёртываться, взрослые должны всегда относиться к ребёнку, как к человеку, с полным.
Методический совет по теме: «Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного.
Транксрипт:

Использование метода обучения в сотрудничестве на уроках основ безопасности жизнедеятельности как средство формирования познавательной и творческой активности учащихся Автор : Авраменко Валентина Ивановна, учитель ОБЖ МБОУ «Красненская основная общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»

Нельзя чему – нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя. Галилео Галилей

Условия возникновения и становления опыта МБОУ «Красненская основная общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области», в которой я работаю более двадцати лет, на сегодняшний день представляет собой общеобразовательное учреждение, в котором обучается 89 человек. Педагогический коллектив школы работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск неординарных форм организации учебно- воспитательного процесса.

Проблема развития творческой активности и познавательной деятельности школьников

В сентябре 2011 года среди учащихся была проведена предварительная диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению (использовалась диагностика, основанная на опроснике Ч.Д. Спилберга (модификация А.Д. Андреевой 1987 г.)). Получились следующие результаты: Высокая познавательная активность-7% Средняя познавательная активность-49% Низкая познавательная активность-44%

В ходе анализа результатов исходного состояния развития познавательной активности учащихся определилась необходимость в ее активизации.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - это общедидактическая проблема, которая присуща особенностям преподавания учебного предмета «основы безопасности жизнедеятельности»

Среди разнообразных направлений, современных методик и технологий наиболее адаптированным в меняющихся жизненных ситуациях, помогающий быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах является, на мой взгляд, метод обучения в сотрудничестве

Актуальность опыта Поиск новых форм и приемов изучения основ безопасности жизнедеятельности в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. В современных условиях обучение должно быть направлено на формирование сильной личности.

Ведущая педагогическая идея опыта Ведущей педагогической идеей данного опыта является использование технологии обучения в сотрудничестве с целью подготовки ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

Применение технологии обучения в сотрудничестве на уроках основ безопасности жизнедеятельности является важным методическим средством для развития творческих способностей детей школьного возраста. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Длительность работы над опытом Работа по активизации познавательной и творческой активности учащихся охватывает период с 2011 по 2013 год.

Диапазон опыта Технологию обучение в сотрудничестве использую как в урочной, так и во внеурочной деятельности, при проведении занятий кружка «Русский дом»

Теоретическая база опыта Основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), университета Миннесота (Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон), группой Дж. Аронсона, Калифорния.

Технология обучения в сотрудничестве появилась как альтернативный вариант традиционной классно-урочной системе. Ее авторы объединили в едином процессе три идеи: обучение в коллективе, взаимооценку, обучение в малых группах.

Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде.

Степень новизны опыта Метод обучения в сотрудничестве дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей.

Цель опыта создание функциональной модели использования метода обучения в сотрудничестве как средства повышения познавательной и творческой активности учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и во внеурочной деятельности.

При использовании данной технологии педагог ставит перед собой следующие задачи: развитие познавательной самостоятельности школьников. использование дифференцированного подхода к обучению. ведение мониторинга с целью коррекции индивидуальных способностей учащихся. повышения мыслительной активности и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; развитие умения ориентироваться в информационном пространстве; самостоятельно конструировать свои знания; воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества учащихся, развивать креативные способности, способствовать социализации учащихся.

Работа в группах Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то создается ситуация, в которой каждый ученик отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет школьника равнодушным), но что особенно важно, за результат всей группы.

За результат всей группы

Задача, поставленная перед группой- выполнена!

Обучение в команде Этот метод уделяет внимание "групповым целям" и успеху всей команды при работе над темой, проблемой или вопросом, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки. Вся группа заинтересована в усвоении, так как команда получает отметку одну на всех.

Учимся вместе Класс разбивается на однородные группы. Каждая группа получает одно задание, которое является под заданием по какой-либо большой теме, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп в целом происходит усвоение всего материала. Внутри группы учащиеся определяют роли каждого члена. Задание группа выполняет сообща под руководством лидера.

Каждый ученик учится в силу собственных возможностей и поэтому имеет шанс сам оценить себя, наравне с другими. Если одаренный ученик затрачивает определенные усилия для достижения своего уровня, а слабые - максимум усилий для своего, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково, при условии, что каждый сделал, что смог.

Их усилия будут оценены одинаково

Подход «пила» Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Например, тема " Безопасность на воде " может быть разбита на следующие фрагменты: -польза здоровью школьника -правила поведения на воде -по тонкому льду -если ты провалился под лед Каждый член группы находит материал по своей части.

Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется "встречей экспертов". После этого они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Командно-игровая деятельность Соревновательные турниры между командами. Для этого организуются «турнирные столы» по три ученика за каждым столом, равные по уровню обученности. Задания даются дифференцированные по сложности. Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от «планки» стола

За турнирным столом

Результативность опыта Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает личностно-ориентированный подход.

Результаты применения данного метода 1. Работа в группах стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предмету. Это подтверждается следующими фактами: – уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают работы в группах; – повторная диагностика показала следующие результаты: Высокая познавательная активность- 9% Средняя познавательная активность-58% Низкая познавательная активность-33%

Результаты успеваемости учащихся Учебный год Класс Количество обучающихся детей Успеваемост ь по предмету (%) Качество знаний (%)

Качество знаний учащихся ( в %)

Общедидактическая проблема практически решена!

Спасибо всем за внимание! С уважением к Вам автор опыта