Профилактика аутодеструктивного поведения подростков в условиях школы Миронова Е.К. врач психиатр, суицидолог ГККП « МЦ ППЗ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ Классный час в 11 классе на тему :
Advertisements

Автор- составитель презентации Дувалка Елена Геннадьевна. Педагог-психолог МКОУ СОШ пгт. Верхошижемье имени И.С. Березина.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Школьный центр психолого-медико-социального сопровождения «Ресурс» г. Казань Стараясь о счастье других,
ВОЗ рекомендует основную причину детских самоубийств искать в семье. Демонстрация намерения совершить самоубийство – это « крик о помощи ». Чаще всего.
Факторы суицидального риска у подростков. Основные понятия Суицид - осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций,
Родительское собрание «Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних»
Профилактическая работа по предотвращению суицида среди несовершеннолетних.
Профилактика суицида среди детей и подростков Великий Новгород 2008 г.
Депрессивные расстройства в у младших школьников. УПК «Ясли-сад-начальная школа 6» г. Бреста Педагог-психолог Ирина Ивановна Гуреева.
СУИЦИД (САМОУБИЙСТВО) СУИЦИД (САМОУБИЙСТВО) Нет, пожалуй, ни одного думающего человека, который, хотя бы раз в жизни, не задумывался о самоубийстве. Уильям.
« СУИЦИД» По количеству самоубийств Россия занимает в мире - 2 место. По количеству самоубийств среди детей и подростков – 1 место. Ежегодно более 1,5.
Профилактика суицида Подготовила педагог – психолог Лозовенко О.Ю.а.
Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних.
Психологические особенности суицидального поведения подростков Красник Елена Николаевна, практический психолог Новогродовской ОШ І – ІІ ступеней 8.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков педагог-психолог МБОУ ЦДиК г.Узловая Чунихин Ю.А.
Предупреждение самоубийства снижает степень его реализации.
Тема круглого стола: Профилактика суицидального поведения.
Подготовила педагог-психолог БОУСОШ 2 Пахомова Ольга Николаевна Профилактика суицидального поведения в условиях образовательного учреждения.
Профилактика суицида в подростковой среде Презентацию подготовила: педагог- психолог Рожкова Н.Л.
Транксрипт:

Профилактика аутодеструктивного поведения подростков в условиях школы Миронова Е.К. врач психиатр, суицидолог ГККП « МЦ ППЗ»

Статистика суицида Суицид. Это слово пугает родителей и педагогов. Но жизнь складывается так, что знания о подростковом суициде и его профилактике должны быть озвучены и актуализированы. Частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте лет бывают суицидальные мысли, 8% юношей и 15% девушек совершают суицидальные действия.Анализ научной литературы говорит о том, что только в 8% случаев суицидальное поведение имеет цель покончить с собой, а в 90% подростки пытаются привлечь к себе внимание. По данным государственной статистики, количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние 5 лет самоубийством покончили жизнь несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти.

Статистика суицида Суицид является второй после несчастных случаев причиной смерти у молодых людей в возрасте от 15 до 20 лет, мысли о самоубийстве возникают у каждого пятого подростка, по прогнозам исследователей, в последующие 10 лет число суицидов будет расти. Поэтому и встает острая необходимость профилактики суицидального поведения подрастающего поколения. Начинать работу по профилактики необходимо с устранения причин, толкающих молодых людей покончить с жизнью.

К провоцирующим подростковые суициды, явлениям школьной жизни относятся: частые нарушения профессиональной этики, такта, грубые педагогические ошибки, вызывающие протест учащихся и их родителей. некомфортный уровень морально-психологического климата школы. низкий рейтинг руководителей, проявление неуважения к человеческому достоинству учащихся, применение методов физического и психического насилия по отношению к ним.

Причины самоубийств у подростков: Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых Резкое повышение общего ритма жизни Социально-экономическая дестабилизация Алкоголизм и наркомания среди родителей Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие Алкоголизм и наркомания среди подростков Неуверенность в завтрашнем дне Отсутствие морально-этических ценностей Потеря смысла жизни Низкая самооценка, трудности в самоопределении Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни Безответная влюбленность

Причины, предпосылки и условия проявления суицида. Считается, что суицидом подросток пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Нередко это акт отчаяния, когда подростку кажется, что он исчерпал все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.

Психологический смысл подросткового суицида. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Характерные черты подросткового суицида Суицид подростков имеет следующие черты: - суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе); - конфликт воспринимается как крайне значимый и атравматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий; - суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п. - суицидальное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»; - суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета; Почти у всех детей лет с девяти просыпается философский «интерес к смерти». Подрастая, ребенок может провести над собой эксперимент. Но подросток не осознает, что «оттуда» не возвращаются.

Признаки суицидального риска. Учитывая актуальность профилактики суицида, многие специалисты задаются вопросом: нельзя ли заранее распознать суицидента и помешать его намерению?

Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются: 1 Разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера. 2. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам. 3. Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и т.д. 4. Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.

Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду. - тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки; - затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных; - напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией; - депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость; - выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью; - тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями; - употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.

Внешние обстоятельства суицидального подростка неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей; беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком; неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка; отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе; серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми.

Признаки, свидетельствующие о наличии риска суицида у подростка: Эмоциональные Чувство беспомощности, безнадежности, собственной мало значимости, растерянности. Чувство переживания горя. Депрессия (сниженное настроение, нарушение сна, отгороженность). Ощущение поражения, неудачи, вины. Чрезмерные страхи, тревога. Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду. Постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти. Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствия. Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку. Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы. Погруженность в размышления о смерти. Отсутствие планов на будущее. Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей. Словесные Самообвинения. Высказывания о собственной беспомощности, о желании умереть. Прощание. Сообщения о конкретном плане самоубийства.

Признаки, свидетельствующие о наличии риска суицида у подростка: Поведенческие Внезапные изменения поведения. Прогулы уроков. Отдаление от близких. Совершение опрометчивых поступков. Приобретение средств для совершения суицида, литературы о суицидах. Пренебрежение своим внешним видом. Туннельное (суженное) сознание. Суицидальные попытки подростка взаимосвязаны с его девиантным (отклоняющимся от нормы) поведением. Такими социальными отклонениями могут быть: отклонения корыстной ориентации воровство, коллективные кражи, угон автомашин и др.; отклонения агрессивной ориентации хулиганские поступки, драки, вандализм, нанесение самоповреждений; отклонения социально-пассивного типа прогулы уроков, уходы из дома, бродяжничество, алкоголизация.

Роль педагога в работе с суицидальными детьми. Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи специалистов. Нагружать неискушенного педагога работой с суицидентами – значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний. Начнем с того, что отведем педагогу свою роль в работе с такими подростками. Эту роль можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика. Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что – часто общаясь с ребенком – он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста. Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.

Необходимо немедленно обратиться за психиатрической,суицидологической помощью, если в диалоге с подростком вам удалось выявить у него следующие признаки: социальная изоляция, потеря связей с родителями, друзьями, педагогами, отсутствие доверительных отношений с кем-либо из ближайшего окружения; наличие четкого плана самоубийства; психоз с галлюцинациями, требующими покончить с собой, воссоединиться с умершим; мысли о смерти, несмотря на вмешательство родителей, друзей, врачей, педагогов; депрессии, особенно с идеями вины, чрезмерным чувством стыда, самоуничижением; попытки самоубийства в прошлом, утверждения, что самоубийство единственный выход.

Как незаменимый помощник в плане профилактики суицидов может выступить служба экстренной психологической помощи населению г Астаны, призванная выступить в роли друга, принимающей и сочувствующей стороной, способной помочь подростку преодолеть какую – либо кризисную ситуацию, могущую привести к суицидальному поведению. Служба представлена кабинетом кризисной поддержки 8 ( суицидологическим) который работает на базе 3 студ поликлиники улица Биржан Сал 1 ежедневно с ч, кроме четверга,выходных и праздничных дней.

Для взрослого населения Служба представлена кабинетом кризисной поддержки 300 в ( суицидологическим) который работает на базе 4 гор поликлиники улица Шевченоко 1 ежедневно с ч, кроме четверга, выходных и праздничных дней.

Мы рядом с Вами, когда Вам тяжело. Звоните: Телефон экстренной психологической помощи, который работает в круглосуточном, бесплатном, анонимном режиме

В окружении каждого человека, покончившего с собой, в среднем остается 6 человек, для которых его самоубийство является тяжелой душевной травмой. Суицидальный человек помещает свой психологический скелет в шкафу у оставшихся в живых близких. Эдвин Шнейдман

Спасибо за внимание!