ТЕМА: НОРМАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ, ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ, ПСЕВДОПРОЕКТЫ
НОРМАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Нормальный» проект – это социальный проект, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, который имеет пространственно-временные и ресурсные границы, воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.
НОРМАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Исходя из того, что социальное проектирование – это конструирование действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам, основные характеристики «нормального» или стандартного социального проекта:
НОРМАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ 1. Целевая направленность – достижение социально значимой цели. То есть востребованной обществом или значительной социальной группой. В рамках объектно- ориентированного подхода это может быть развитие новых социальных процессов, явлений или изменение социальных институтов.
НОРМАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В рамках проблемно-ориентированного подхода – это может быть решение социальных проблем, существующих в реальности и осознаваемых обществом, социальными группами как значимое противоречие, осложняющих их жизнь. В рамках субъектно-ориентированного (тезаурусного) подхода – это может быть раскрытие творческого потенциала социальных субъектов, их личностное становление и развитие.
НОРМАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ 2. Наличие полного жизненного цикла. То есть, в данном проекте должны быть представлены все стадии жизненного цикла: 2.1. Аналитическая стадия – анализ, продумывание и осмысление актуальности, объекта и предмета, цели и задач Стадии планирования – планирование этапов, содержания работ, сроков и т.д Стадии реализации 2.4. Стадии завершения или подведения итогов.
НОРМАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ 3. Научная обоснованность проекта, его практическая значимость Проект должен дать реальный результат, который окажет реальное, а не иллюзорное влияние на жизнь какой- либо социальной группы Затраты на реализацию проекта должны быть обоснованы, рациональны и функциональны. Нельзя «выбрасывать деньги на ветер».
ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Впервые слово престиж, пришедшее к нам из французского языка (фр. prestige), фиксируется русской лексикой лишь в начале XX в. – в 3-м (Бодуэновском) издании «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля, где для этого слова даются значения «авторитет, влияние» и «обаяние, обольщение». Эти значения несут на себе отпечаток семантики исходного французского слова.
ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Еще в 60-е гг. XIX в. слово престиж носило оттенок чужеродности, т.е. ощущалось носителями языка как иностранное слово. Так, в этот период А.И. Герцен пишет слово престиж то русскими, то латинскими буквами. В некоторых контекстах престиж выступает фактически в качестве синонима слова репутация.
ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Преимущественная сфера приложения оценки престиж в этот период – это сфера власти, именно к ней относится абсолютное большинство употреблений данного понятия. Как правило, речь идет о престиже институтов власти (престиж монархии, папской власти и проч.) и отдельных лиц или групп лиц, обладающих властью и высоким социальным статусом (например, престиж императора, генерал- губернатора).
ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Содержание в своей семантике, смысловом значении элемента «власти» – влияния, способности повелевать, указывает, что слово «престиж» подразумевало способность побуждать людей к каким-либо действиям, возможность влияния.
ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Во второй половине XIX в. уже намечается осознание престижа как чего-то иллюзорного, основанного лишь на внешнем впечатлении, а не на реальных ценностях и заслугах; возникают смысловые оппозиции «престиж» и «функциональность», «престиж как иллюзорная ценность» и «реальные ценности».
ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ В к. XX – н. XXI в. понятие престиж уже регулярно вступает в указанные смысловые оппозиции: на одном полюсе ПРЕСТИЖЕМ – на другом – УТИЛИТАРНОСТЬ. «Это не машина и не спортивный болид, это скорее символ престижа, статусная вещь и супердорогая игрушка для взрослых мальчиков, выброшенные на ветер престижа деньги».
ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Престиж осознается как «роскошь», как нечто необязательное, противопоставленное чему-то жизненно важному. Престиж осознается как ложная ценность и, соответственно, противопоставляется настоящим ценностям, настоящим заслугам. Актуализируется понимание престижа как «необеспеченной» ценности – как оценки, не обоснованной реальными заслугами, как «понты».
ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Отсутствие такой обоснованности, в свою очередь, приводит к тому, что престиж необходимо демонстрировать какими-либо внешними проявлениями, отсюда – «разбазаривание ресурсов». «С точки зрения экономики это чистой воды разбазаривание ресурсов, это спираль престижей, явление, мягко говоря, уродливое. Какое отношение это имеет к делу?»
ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Понятие престиж сближается с понятием имиджа: стремление к созданию или поддержанию имиджа может заставить забыть об утилитарных соображениях (рекламный слоган: имидж ничто – жажда все) и нравственных ценностях. Наблюдается устойчивая связь понятия престиж с представлениями о материальном благосостоянии.
ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Другой аспект взаимосвязи престижа и «денежной» сферы состоит в том, что дорогие вещи являются символами, знаками престижа. Наличие знаков, символов – один из важных признаков понятия престиж, отличающих его от смежных понятий.
ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Это отчасти связано с тем, что: 1) для поддержания престижа важна эксклюзивность: престиж возникает вследствие обладания тем, чего нет и не может быть у всех, что выделяет тот или иной объект или лицо (сами «блюдут» свою марку, заботясь о ее престиже и эксклюзивности). 2) престиж, в отличие от авторитета, не всегда основывается на реальных заслугах, поэтому он «окружает» себя знаками- подтверждениями.
ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Престиж социальный – общественная оценка положения отдельного человека или социальной группы в социальной системе. Различные статусные позиции в обществе наделяются разным социальным престижем, выражающим оценку привлекательности тех или иных позиций.
ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Социальный престиж является важным показателем социальной стратификации. Он символически оформляет и закрепляет поляризацию общества, взаимные оценки, притязания и ожидания социальных групп, становится механизмом консервации новых отношений.
ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Макс Вебер рассматривал престиж как показатель социальной репутации, "ресурс особого рода", наделяющий социальной значимостью определенные статусные группы. В современной социологии Поль Бурдье выразил эту проблему в идее "символического капитала", который наряду с экономическим, культурным и социальным капиталом определяет позицию и влияние своего носителя в обществе.
ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Престиж-проекты – проекты, целевая установка которых основывается на феномене престижного потребления. Их, по существу, нельзя отнести ни к одному из выделенных типов: такие проекты могут возникать в любой тематической области, иметь любую форму финансирования, обладать любым масштабом и требовать самых разных сроков для реализации.
ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Специфика их замысла состоит в закреплении социальных различий знаками престижа. Финансовая сторона таких проектов основывается на парадоксе потребительского поведения, вскрытом известным американским экономистом и социологом Торстейном Вебленом ( ) в его книге «Теория праздного класса» (1899).
ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Определенными социальными слоями покупается не то, что экономически выгоднее (минимум затрат при максимуме качества), а то, что является престижным. Однако престижность изменяет не только стоимостные показатели проекта, но и другие его характеристики, поскольку речь идет об особом жизненном стиле показного потребления, демонстративных трат.
ПСЕВДОПРОЕКТЫ Псевдопроект – видимость проекта, форма, которой прикрывается какое- то другое содержание, не представленное в самом псевдо проекте. Социальный феномен псевдо проектной деятельности вполне объясняется популярностью проектной формы.
ПСЕВДОПРОЕКТЫ Выделяют две разновидности псевдо проектов: проекты-фикции и квази проекты. 1. Проекты-фикции используют проектную форму как маскировку (латинское «fictio» означает выдумку, вымысел). Это могут быть псевдопроекты по типу конторы «Рога и копыта» Остапа Бендера, когда фикция имеется уже на стадии замысла. Это могут быть и своего рода декорации деятельности, изображение позитивных результатов проектов там, где они не были достигнуты.
ПСЕВДОПРОЕКТЫ В этих случаях, прежде всего, обнаруживается заинтересованность в получении финансирования под проект, которое на самом деле планируется или потратить на другие цели (тогда мы имеем дело с «Рогами и копытами»), или использовать на проект только частично, позже составив фиктивный отчет о расходовании средств и представив реализацию проекта на отдельных удавшихся объектах (тогда перед нами – «Потемкинские деревни»).
ПСЕВДОПРОЕКТЫ 2. Квазипроектами (латинская приставка «quasi» означает «как будто» и соответствует по значению словам «мнимый», «ненастоящий») мы называем те, что обладают всеми признаками настоящего проекта, но планируют нововведение, которое на самом деле таковым не является. Форма проекта в этом случае позволяет сохранить инициаторам имеющееся положение под видом того, что это инновация.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Основная характеристика престиж- проектов и псевдо проектов – это: 1. Отсутствие социально значимой цели. 2. Отсутствие научной обоснованности проекта, практической значимости. 3. Затраты на реализацию проекта не обоснованы, не рациональны, отвлекают ресурсы от реализации того, что составляет общественный интерес.