Комплексная программа по сопровождению детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями в возрасте от 1 года до 3-х лет в условиях реабилитационного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Advertisements

Стажировочная площадка на базе ГБОУ Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Детство» «Распространение современных.
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр психолого-медико-социального.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении Педагог-психолог ДС1 «Айголек» Кун Анастасия Александровна.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида 1 для детей с нарушением речи Подготовила заведующий МДОУ 1 А. С.
«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Программа развития Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центра.
Кафедра специальной педагогики и психологии Цель: сформировать современные представления о системном подходе к организации и содержанию коррекционно-развивающего.
Авторы: Колесникова Е.С., педагог-психолог, Царёва С.В., учитель-логопед.
Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности.
Город Шелехов 2011 г. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 19 «Малышок»
Оказание ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь.
Направления деятельности и оказываемые услуги Диагностика развития детей до 3 лет Диагностическое Диагностическое Коррекционно-развивающее Коррекционно-развивающее.
Психолого-медико- педагогическое сопровождение дошкольников и школьников с нарушением речи в центре «Логос»
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
Причины обращений в ПМПк Тяжелая адаптация ребенка в ДОУ Нарушения эмоционально- волевой и коммуникативной сферы Низкая познавательная активность Низкий.
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
- Выявление детей с ОВЗ и детей – инвалидов, нуждающихся в психолого – педагогической помощи; - Взаимодействие со специалистами районных ДОУ, СОШ, детским.
Транксрипт:

Комплексная программа по сопровождению детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями в возрасте от 1 года до 3-х лет в условиях реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями «Ступени в жизнь» Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс» Реализуется в рамках опытно- экспериментальной и инновационной деятельности в учреждении (на основании приказа Депсоцразвития Югры от р «О присвоении статуса ресурсное учреждение социального обслуживания) в течении гг.

Цель программы «Ступени в жизнь» создание системы профилактики инвалидности у детей с ограниченными возможностями, имеющих III и IV группы здоровья, минимизации отклонений в состоянии здоровья детей -инвалидов на основе комплексной реререререабилитации и ререререререабилитации в раннем возрасте Целевая группа дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие III и IV группы здоровья в возрасте от 1 до 3 лет, проживающие на территории города Урай

Задачи программы «Ступени в жизнь» изучить состояние проблемы на территории города; разработать механизм межведомственного взаимодействия; выявить и привлечь в учреждение семьи, воспитывающие детей раннего возраста с нарушениями развития, не охваченные услугами учреждения; разработать и внедрить систему комплексной реререререабилитации и ререререререабилитации детей раннего возраста на основе модели социально-медико-психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития; повысить уровень компетентности специалистов для оказания комплексной помощи детям; проанализировать результаты реализации программы; распространить положительный опыт среди профессионального сообщества. изучить состояние проблемы на территории города; разработать механизм межведомственного взаимодействия; выявить и привлечь в учреждение семьи, воспитывающие детей раннего возраста с нарушениями развития, не охваченные услугами учреждения; разработать и внедрить систему комплексной реререререабилитации и ререререререабилитации детей раннего возраста на основе модели социально-медико-психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития; повысить уровень компетентности специалистов для оказания комплексной помощи детям; проанализировать результаты реализации программы; распространить положительный опыт среди профессионального сообщества.

Перечень нормативных документов учреждения, регламентирующих опытно-экспериментальную деятельность положение об организации опытно- экспериментальной и инновационной работе; положение о рабочей группе и состав рабочих групп; положение об экспертно-методическом совете; мониторинг опытно-экспериментальной и инновационной деятельности; план-график на гг. предоставления отчетной документации. положение об организации опытно- экспериментальной и инновационной работе; положение о рабочей группе и состав рабочих групп; положение об экспертно-методическом совете; мониторинг опытно-экспериментальной и инновационной деятельности; план-график на гг. предоставления отчетной документации.

Этапы и сроки реализации программы аналитический январь – май 2016 г. практический 2014 г. – декабрь 2015 г. организационный январь-август 2014 г.

В рамках организационного этапа решены следующие задачи: Проведен анализ внешней и внутренней среды по охвату социальным обслуживанием детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в возрасте от 1 года-до 3 лет Определена целевая группа из числа детей раннего возраста – 15 человек. Разработан механизм межведомственного взаимодействия учреждения здравоохранения и образования Разработана модель социально-медико-психолого- педагогической помощи детям с нарушениями развития Проведен анализ внешней и внутренней среды по охвату социальным обслуживанием детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в возрасте от 1 года-до 3 лет Определена целевая группа из числа детей раннего возраста – 15 человек. Разработан механизм межведомственного взаимодействия учреждения здравоохранения и образования Разработана модель социально-медико-психолого- педагогической помощи детям с нарушениями развития

БУ ХМАО- Югры КЦСОН «Импульс» БУ ХМАО-Югры «Урайский специализированный Дом ребенка» 6 правил взаимодействия: - знать особенности деятельности партнёров; - уметь рекламировать себя; - направленность на партнёра; - целесообразность взаимодействия; - потребности целевой группы; - общность мотивов взаимодействия. Инновационная идея Анализ ситуации Постановка цели, задач Определение партнёров Рабочие встречи с партнёрами БУ ХМАО-Югры «Урайская городская клиническая больница» Детская городская поликлиника МБДОУ детский сад компенсирующего вида 16 «Золотой ключик» Разработка планов сотрудничества Заключение соглашений Реализация планов сотрудничества Анализ результатов деятельности Освещение в СМИ, интернет-ресурсах Деловой этикет Коммуникативная культура Механизм межведомственного взаимодействия, социального партнёрства Общественные организации

Наши партнеры по реализации программы «Ступени в жизнь» БУ ХМАО- Югры КЦСОН «Импульс» Родители детей- инвалидов (будущая общественная организация) городское отделение общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 16 «Золотой ключик» казенное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Урайский специализированный «Дом ребенка» учреждение Ханты- Мансийского автономного округа – Югры «Урайская городская клиническая больница»

Карта рисков и возможностей субъектов межведомственного взаимодействия

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНОК I модуль Диагностический II модуль Коррекционно-развивающийIII модуль Аналитико-прогностический iV модуль Постреабилитационный

Модель системы социально-медико-психолого- педагогической помощи детям с нарушениями развития Для реализации модели разработаны: план реабилитационных мероприятий; индивидуальная карта предоставления социально- реабилитационных услуг; карта медицинской ререререререабилитации ребёнка; индивидуальные листы учёта оказываемых услуг. Для реализации модели разработаны: план реабилитационных мероприятий; индивидуальная карта предоставления социально- реабилитационных услуг; карта медицинской ререререререабилитации ребёнка; индивидуальные листы учёта оказываемых услуг.

Практический этап реализации В рамках практического этапа решены следующие задачи: Повышение уровня компетентности специалистов для оказания комплексной помощи детям Разработка и внедрение системы комплексной реререререабилитации и ререререререабилитации детей раннего возраста на основе модели социально-медико-психолого- педагогической помощи с нарушениями развития Распространение положительного опыта среди профессионального сообщества В рамках практического этапа решены следующие задачи: Повышение уровня компетентности специалистов для оказания комплексной помощи детям Разработка и внедрение системы комплексной реререререабилитации и ререререререабилитации детей раннего возраста на основе модели социально-медико-психолого- педагогической помощи с нарушениями развития Распространение положительного опыта среди профессионального сообщества

Мероприятия, направленные на повышение уровня профессиональной компетентности специалистов учреждения Доля специалистов, прошедших курсы повышения квалификации увеличилась на 20% (4 чел.); доля повысивших квалификационную категорию (аттестация) не изменилась; Количество участников мероприятий окружного уровня – увеличилась на 30%. Доля специалистов, прошедших курсы повышения квалификации увеличилась на 20% (4 чел.); доля повысивших квалификационную категорию (аттестация) не изменилась; Количество участников мероприятий окружного уровня – увеличилась на 30%.

Тематика курсов повышения квалификации «Организация деятельности Службы раннего вмешательства» г.Сургут «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии» г.Сургут «Распространение моделей раннего выявления и комплексного сопровождения детей с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей»- Центр патологии речи г.Димитровград «Организация деятельности Службы раннего вмешательства» г.Сургут «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии» г.Сургут «Распространение моделей раннего выявления и комплексного сопровождения детей с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей»- Центр патологии речи г.Димитровград

Посещение методических мероприятий специалистами в Доме ребенка мастер-класс «Составление индивидуальных программ на воспитанников «Дома ребенка» мастер-класс «Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями» семинар-практикум «Интегрированный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста интегрированные музыкально-коррекционные занятия с использованием ИКТ и куклотерапии для детей раннего возраста мастер-класс «Составление индивидуальных программ на воспитанников «Дома ребенка» мастер-класс «Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями» семинар-практикум «Интегрированный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста интегрированные музыкально-коррекционные занятия с использованием ИКТ и куклотерапии для детей раннего возраста

Интегрированные музыкально-коррекционные занятия с использованием ИКТ и куклотерапии в Доме ребенка

Методические мероприятия для родителей тренинг общения родителей с детьми раннего возраста мастер-класс «Развиваемся играя» мастер-класс «Краски спрятанные в пальчики» семинар-практикум «Интегрированный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста консультации дефектолога для семей, воспитывающих детей раннего возраста тренинг общения родителей с детьми раннего возраста мастер-класс «Развиваемся играя» мастер-класс «Краски спрятанные в пальчики» семинар-практикум «Интегрированный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста консультации дефектолога для семей, воспитывающих детей раннего возраста

Интегрированный детско-родительский игровой сеанс «Растем вместе» Интегрированный детско-родительский игровой сеанс «Растем вместе»

Интегрированное арттерапевтическое занятие «Путешествие колобка»

Тренинг общения родителей с детьми раннего возраста

Мастер-класс для родителей «Краски, спрятанные в пальчики»

Программы и методики, рекомендованные Министерством образования и науки РФ методика психолого-педагогической диагностики развития детей раннего возраста Е.А. Стребелевой. программа коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста Ю.И. Забаровской «Шаг за шагом». диагностический дневник М.Н. Бахаровской методика психолого-педагогической диагностики развития детей раннего возраста Е.А. Стребелевой. программа коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста Ю.И. Забаровской «Шаг за шагом». диагностический дневник М.Н. Бахаровской

Разработанные (адаптированные) специалистами программы и методики Проект по коммуникативно-речевому развитию детей раннего возраста «Шаг за шагом» Методика «Интегрированные детско-родительские игровые сеансы «Растем вместе» Методика «Развитие мелкой моторики рук раннего возраста в процессе формирования сенсорно-перцептивной деятельности» Методика «Фангопарафиновые аппликации на подъязычную область и область ладоней» Методика «Массаж при врожденной косолапости» Проект по коммуникативно-речевому развитию детей раннего возраста «Шаг за шагом» Методика «Интегрированные детско-родительские игровые сеансы «Растем вместе» Методика «Развитие мелкой моторики рук раннего возраста в процессе формирования сенсорно-перцептивной деятельности» Методика «Фангопарафиновые аппликации на подъязычную область и область ладоней» Методика «Массаж при врожденной косолапости»

Социально-педагогическая реабилитация Логопедическая коррекция, коммуникативно- речевое развитие Развитие мелкой моторики Сенсорное развитие

Логопедическая коррекция, коммуникативно- речевое развитие детей раннего возраста Логопедическими коррекционными занятиями охвачено 100% (15 детей) целевой группы Составлены индивидуальные логопедические мини-программы «Пропедевтика тяжелых нарушений речи у детей раннего возраста» Проведен цикл с родителями «Игротека общения»- 32 занятия По «Курсу раннего развития» проведено 127 индивидуальных бесед и консультаций Логопедическими коррекционными занятиями охвачено 100% (15 детей) целевой группы Составлены индивидуальные логопедические мини-программы «Пропедевтика тяжелых нарушений речи у детей раннего возраста» Проведен цикл с родителями «Игротека общения»- 32 занятия По «Курсу раннего развития» проведено 127 индивидуальных бесед и консультаций

Логопедические коррекционные занятия с детьми и родителями

Индивидуальные встречи-занятия мамы обучаются многим специальным педагогическим приемам совместное проговаривание слов с помощью прошагивания, отхлопывания Индивидуальные встречи-занятия

Занятие для родителей «Курс раннего развития»

Логопедические коррекционные занятия с детьми Логопедическое занятие с использованием сенсорной панели «Палетто» Проведение логопедического массажа

Итоги логопедической коррекции У 100% детей выявлена положительная динамика в: повышении уровня коммуникативного поведения развитии познавательной активности и мотивации к взаимодействию, улучшении характеристики зрительного и слухового восприятия У 100% детей выявлена положительная динамика в: повышении уровня коммуникативного поведения развитии познавательной активности и мотивации к взаимодействию, улучшении характеристики зрительного и слухового восприятия

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.. Пальчиковые игры Действия (игры) с предметами (движения пальцев с предметами, игры с мозаикой, игры с вкладышами, игры с водой, пальчиковыми красками, игры с песком и т.д.) Художественно-эстетическая деятельность (пальчиковые игры с пластилином, игры с бумагой, рисование на бумаге пальчиками, ладошками, показ сказок пальчиками.) Развитие мелкой моторики пальцев ног (зарядка для пальчиков ног: массажные мячи, ребристая доска и т.д. Обучение детей раннего возраста приемам самомассажа (самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней.

Действия с предметами

Совместное групповое занятие с родителями

Занятие с элементами Монтессори-материалов

Сенсорное развитие детей раннего возраста создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом. формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.). воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметам

Групповые занятия по сенсорному развитию

Социально-психологическая реабилитация цикл индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с ребенком в присутствии родителя, основной целью которого является показ и обучение родителя методам и приемам развития ребенка. индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания и развития ребенка раннего возраста. интегрированные семинары- практикумы с родителями, которые проводятся совместно с другими специалистами

Психологическая работа с родителями Основной целью работы психолога с родителями является повышение уровня психолого-педагогической грамотности по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста, а так же разрешение ряда психологических проблем (воспитательная неуверенность, ощущение изолированности и т.д.)

Проведено 120 индивидуальных коррекционно-развивающих занятий направленных на сенсорное развитие и формирование навыков предметно-практической деятельности детей раннего возраста. С родителями проведено 122 консультации по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста. Проведено 120 индивидуальных коррекционно-развивающих занятий направленных на сенсорное развитие и формирование навыков предметно-практической деятельности детей раннего возраста. С родителями проведено 122 консультации по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста.

Занятия в сенсорной комнате

Итоги коррекционной психологической работы в результате коррекционно -развивающей работы у 14 (93%) детей наблюдается положительная динамика развития; у 5 (33%) детей повысился уровень умственного развития (у 4 х детей пограничное состояние умственного развития перешло в норму, у 1 го ребенка – повышение с 3 го на 2 ой уровень. в результате коррекционно -развивающей работы у 14 (93%) детей наблюдается положительная динамика развития; у 5 (33%) детей повысился уровень умственного развития (у 4 х детей пограничное состояние умственного развития перешло в норму, у 1 го ребенка – повышение с 3 го на 2 ой уровень.

Социально-медицинская реабилитация восстановление детей, родившихся с отклонениями в здоровье, в большей степени зависит от раннего выявления патологии, своевременно начатого лечения и ререререререабилитации.

Структура патологии детей целевой группы перинатальное поражение центральной нервной системы (ППЦНС)- 4 детей врожденные пороки развития (ВПР)- 7 ребенка синдром Дауна -2 ребенка детский центральный паралич (ДЦП) – 1 ребенок рецидивирующий ОРВИ- 1 ребенок перинатальное поражение центральной нервной системы (ППЦНС)- 4 детей врожденные пороки развития (ВПР)- 7 ребенка синдром Дауна -2 ребенка детский центральный паралич (ДЦП) – 1 ребенок рецидивирующий ОРВИ- 1 ребенок

Направления социально-медицинской ререререререабилитации медикаментозное лечение физиолечение массаж лечебная физкультура оксигенотерапия квалифицированное консультирование родителей Лечение и реабилитация направлены на лечение основного заболевания и на повышение защитных сил организма медикаментозное лечение физиолечение массаж лечебная физкультура оксигенотерапия квалифицированное консультирование родителей Лечение и реабилитация направлены на лечение основного заболевания и на повышение защитных сил организма

Лечебная физкультура и массаж

Теплолечение –фангопарафиновые аппликации

Электролечение

Оксигенотерапия (кислородный коктейль)

Результаты социально-медицинской ререререререабилитации Положительная динамика у 53% детей целевой группы : улучшение соматического состояния – 7 детей повышение двигательной активности – 3 ребенка понижение количества респираторных заболеваний - у 2 детей состояние без изменений – 7 детей, что связано с тяжестью заболевания, необходимостью оперативного лечения Положительная динамика у 53% детей целевой группы : улучшение соматического состояния – 7 детей повышение двигательной активности – 3 ребенка понижение количества респираторных заболеваний - у 2 детей состояние без изменений – 7 детей, что связано с тяжестью заболевания, необходимостью оперативного лечения

Охват программными мероприятиями детей с ограниченными возможностями в возрасте от 1 до 3 лет составил 65,2% (15 чел.) от всего количества детей, стоящих на учёте в детской поликлинике. Дети-инвалиды в возрасте от 1 года до 3 лет охвачены программными мероприятиями на 100% (10 чел.) Дети с ОВ от 1 до 3 лет - 65,2% (15 чел.) Дети- инвалиды от 1 года до 3 лет - 100% (10 чел.)

Проведена диагностика стартовых и промежуточных показателей и вводная диагностика профессиональных компетенций специалистов, принимающих участие в разработке и реализации инновационной программы По результатам промежуточной диагностики показателей программы положительная динамика наблюдается у 45% детей (7 чел.) стабильное состояние здоровья наблюдается у 55% детей (8 чел.)

Результаты промежуточной диагностики: Из 15 детей раннего возраста 9 находятся на I уровне развития (норма), 4 детей на II уровне (пограничное состояние) и 2 на III уровне (умеренная форма умственной отсталости). Iуровень (норма) 9 детей III уровень (умерен. форма умст. отсталости) 2 ребенка II уровень (пограничное состояние) 4 ребенка

Реализация мероприятий комплексной программы «Ступени в жизнь» позволила организовать: систему ранней диагностики и комплексной реререререабилитации и ререререререабилитации детей раннего возраста обеспечить необходимое взаимодействие заинтересованных ведомств, увеличить долю детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями раннего возраста, имеющих положительную динамику психомоторного развития Промежуточные результаты реализации программы подтверждают целесообразность ее дальнейшего внедрения в решение вопросов ререререререабилитации детей раннего возраста позволила организовать: систему ранней диагностики и комплексной реререререабилитации и ререререререабилитации детей раннего возраста обеспечить необходимое взаимодействие заинтересованных ведомств, увеличить долю детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями раннего возраста, имеющих положительную динамику психомоторного развития Промежуточные результаты реализации программы подтверждают целесообразность ее дальнейшего внедрения в решение вопросов ререререререабилитации детей раннего возраста

Тиражирование положительного опыта среди профессионального сообщества на XIX Окружных социальных чтениях «Поддержка семьи и детства как приоритет социальной ответственности и предмет конструктивного взаимодействия государства и общества» представлен мастер-класс «Особенности психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями раннего возраста»; опубликованы статьи в методическом пособии «Технология раннего вмешательства как комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья», в сборнике интернет- конференции (ноябрь 2014 г.) «Инновации в социальной сфере: теория, методика, практика». в режиме он-лайн проведено итоговое совещание рабочих групп «Освоение инновации на стадии опытного внедрения»; размещено 12 информаций на сайте Профессиональное сообщество «Социальная защита Югры» и на сайте учреждения. на XIX Окружных социальных чтениях «Поддержка семьи и детства как приоритет социальной ответственности и предмет конструктивного взаимодействия государства и общества» представлен мастер-класс «Особенности психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями раннего возраста»; опубликованы статьи в методическом пособии «Технология раннего вмешательства как комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья», в сборнике интернет- конференции (ноябрь 2014 г.) «Инновации в социальной сфере: теория, методика, практика». в режиме он-лайн проведено итоговое совещание рабочих групп «Освоение инновации на стадии опытного внедрения»; размещено 12 информаций на сайте Профессиональное сообщество «Социальная защита Югры» и на сайте учреждения.

Мастер-класс на XIX Окружных социальных чтениях «Особенности психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями раннего возраста»

Перспективы развития на год психолого-медико- педагогический консилиум (СПМПК); Внедрение в реализацию программы такого структурного элемента, как социально- психолого-медико- педагогический консилиум (СПМПК); родителей всей семьей Расширение целевой группы программы и включение в нее помимо самих детей (детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих III и IV группы здоровья в возрасте от 1 до 3 лет) и родителей, так как работа ведется комплексно со всей семьей; дети с ограниченными возможностями дополнительными услугами Такой категории, как дети с ограниченными возможностями, мы предлагаем воспользоваться дополнительными услугами, входящими в перечень, разработанный и утверждённый в учреждении психолого-медико- педагогический консилиум (СПМПК); Внедрение в реализацию программы такого структурного элемента, как социально- психолого-медико- педагогический консилиум (СПМПК); родителей всей семьей Расширение целевой группы программы и включение в нее помимо самих детей (детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих III и IV группы здоровья в возрасте от 1 до 3 лет) и родителей, так как работа ведется комплексно со всей семьей; дети с ограниченными возможностями дополнительными услугами Такой категории, как дети с ограниченными возможностями, мы предлагаем воспользоваться дополнительными услугами, входящими в перечень, разработанный и утверждённый в учреждении

Спасибо за внимание!