Для подготовки тренинга использовались материалы с сайта К.Ю. Полякова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задачи ЕГЭ, при решении которых используются знания о системах счисления.
Advertisements

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ В4. Анализ последовательностей «Мысль выражать числа 10 знаками настолько проста, что трудно понять насколько она удивительна." Лаплас( ).
Измерение количества информации Домашнее задание. ДЕМО В4 Все 5-буквенные слова, составленные из букв А, О, У, записаны в алфавитном.
{ определение – правила равенства, суммы и произведения – принцип включений – исключений – обобщение правила произведения – общее правило произведения.
Измерение информации. Алфавитный подход. Алфавитный (объемный) подход к измерению информации применяется в цифровых (компьютерных) системах хранения и.
Кодирование чисел. Системы счисления. Ege16.. Кодирование чисел. Системы счисления. Что нужно знать: чтобы перевести число, скажем, N, из системы.
Системы счисления. Подготовка к ЕГЭ по теме:. Система счисления Система счисления - это способ наименования и представления чисел с помощью символов.
LOGO Методика подготовки к ЕГЭ Информация и системы счисления Учитель МБОУ СОШ 26 с. Краснокумского Внукова Ольга Олеговна.
Измерение количества информации Алфавитный подход.
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Системы счисления § 9. Системы счисленияСистемы счисления § 10. Позиционные системы счисленияПозиционные системы счисления.
Системы счисления Система счисления – это способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр). Набор цифр, используемых в системе.
Тест по информатике «Информация и ее кодирование».
Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.
1 Как измерить информацию? Вопрос: «Как измерить информацию?» очень непростой. Ответ на него зависит от того, что понимать под информацией. Но поскольку.
Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации по информатике и ИКТ на основе анализа результатов ЕГЭ-2012 ПДС «Организация деятельности учителей информатики,
Кафедра математики и моделирования Старшие преподаватели Е.Д. Емцева и Е.Г. Гусев Курс «Высшая математика» Лекция 7. Тема: Размещения. Цель: Рассмотреть.
Перестановки. Перестановки Определение 1 Перестановкой из n элементов называется всякий способ нумерации этих элементов Пример 1 Дано множество. Составить.
ГБОУ СПО «Минераловодский колледж железнодорожного транспорта»
Информация и информационные процессы. Кодирование и декодирование Для обмена информацией с другими людьми человек использует естественные языки. Наряду.
Кодирование информации. Системы счисления.. 1. Римская непозиционная система счисления. В ней семь чисел обозначаются буквами: 1 I, 5 V, 10 X, 50 L, 100.
Транксрипт:

Для подготовки тренинга использовались материалы с сайта К.Ю. Полякова

Содержание 1. Теоретический материал 2. Разбор задач: Комбинаторика Комбинаторика Комбинаторика Анализ последовательностей (системы счисления) Анализ последовательностей (системы счисления)Анализ последовательностей Анализ последовательностей 3. Задачи для тренировки

Теоретический материал Что нужно знать : 1. русский алфавит 2. принципы работы с числами, записанными в позиционных системах счисления Количество цифр в алфавите системы счисления равно основанию системе счисления. Старшая цифра в алфавите системы счисления и её основание связаны следующим образом К=Р-1, где К – старшая цифра, Р –основание системы счисления 3. формулу для вычисления числа перестановок с повторениями 4. таблица степеней двойки, она же показывает, сколько вариантов Q можно закодировать с помощью K бит:

Разбор задач Комбинаторика Задача 1 Азбука Морзе позволяет кодировать символы для сообщений по радиосвязи, задавая комбинацию точек и тире. Сколько различных символов (цифр, букв, знаков пунктуации и т. д.) можно закодировать, используя код азбуки Морзе длиной не менее четырёх и не более пяти сигналов (точек и тире)? Решение : согласно условию, алфавит содержит только два знака – точку и тире «не менее четырёх и не более пяти сигналов» означает, что нужно определить количество всех 4- и 5-буквенных слов в двоичном алфавите количество 4-буквенных слов равно 2 4 = 16, а количество 5- буквенных 2 5 = 32 поэтому общее количество 4- и 5-буквенных слов равно = 48 ответ: 48.

Задача 1 Какое наименьшее число символов должно быть в алфавите, чтобы при помощи всевозможных трехбуквенных слов, состоящих из символов данного алфавита, можно было передать не менее 9 различных сообщений? Задачи для тренировки Ответы

Задача 3 Сколько существует различных четырехзначных чисел, в записи которых используются только четные цифры? 1) 1252) 250 3) 5004) 625

Задача 4 Сколько существует четырехзначных чисел, в записи которых все цифры различны? 1) 35282) ) 50404) 9000

Задача 5 Сколько существует различных четырехзначных чисел, в записи которых ровно две девятки, стоящие рядом? 1) 2122) 225 3) 2434) 280

Задача 6 Сколько существует различных четырехзначных чисел, в записи которых не более двух различных цифр? 1) 4462) 5163) 5764) 640

Задача 7 Сколько существует различных четырехзначных чисел, в записи которых все цифры нечетные и хотя бы одна из них равна 5? 1) 2262) 3693) 6004) 625 Решение : все числа, состоящие только из нечетных цифр, можно разбить на две группы: те, в которых есть пятерка, и те, где ее нет общее число чисел, состоящих только из нечетных цифр, находим аналогично первой рассмотренной задаче; учитывая, что среди них нет нуля, получаем 5·5·5·5 = 625 вариантов теперь аналогично найдем количество чисел, состоящих только из цифр 1, 3, 7 и 9 (без пятерки); поскольку на каждом из 4-х мест может стоять одна из 4-х цифр, получаем 4·4·4·4 = 256 вариантов нужный нам результат – это разница 625 – 256 = 369 вариантов таким образом, правильный ответ – 2. Задачи для тренировки

Анализ последовательностей Задача 1 Сколько существует различных символьных последовательностей длины 5 в четырёхбуквенном алфавите {A, C, G, T}, которые содержат ровно две буквы A? Решение (вариант 1, перебор): рассмотрим различные варианты слов из 5 букв, которые содержат две буквы А и начинаются с А: АА*** А*А**А**А* А***А Здесь звёздочка обозначает любой символ из набора {C, G, T}, то есть один из трёх символов. итак, в каждом шаблоне есть 3 позиции, каждую из которых можно заполнить тремя способами, поэтому общее число комбинаций (для каждого шаблона!) равно 3 3 = 27 всего 4 шаблона, они дают 4 · 27 = 108 комбинаций теперь рассматриваем шаблоны, где первая по счёту буква А стоит на второй позиции, их всего три: *АА** *А*А**А**А они дают 3 · 27 = 81 комбинацию два шаблона, где первая по счёту буква А стоит на третьей позиции: **АА* **А*А они дают 2 · 27 = 54 комбинации и один шаблон, где сочетание АА стоит в конце ***АА они дают 27 комбинаций всего получаем ( ) · 27 = 270 комбинаций ответ: 270.

Задача 1

Задача 2 Сколько слов длины 5, начинающихся с гласной буквы, можно составить из букв Е, Г, Э? Каждая буква может входить в слово несколько раз. Слова не обязательно должны быть осмысленными словами русского языка. Решение: первая буква слова может быть выбрана двумя способами (Е или Э), остальные – тремя общее число различных слов равно 2*3*3*3*3 = 162 ответ: 162. Решение (через формулы, А.Н. Носкин): Дано слово длиной 5 символов типа *****, где красная звездочка – гласная буква (Е или Э), а черная буква любая из трёх заданных. Общая формула количества вариантов: N = M L, где М – мощность алфавита, а L – длина кода. Так как положение одной из букв строго регламентировано (знак умножения в зависимых событиях), то формула всех вариантов примет вид: N = M 1 L 1 M 2 L2, Тогда M 1 = 2 (алфавит гласных букв), а L 1 = 1 (только 1 позиция в слове). M 2 = 3 (алфавит всех букв), а L 2 = 4 (оставшиеся 4 позиции в слове). В итоге получаем: N = = 2 81 = 162. ответ: 162.

Задача 3 Все 4-буквенные слова, составленные из букв К, Л, Р, Т, записаны в алфавитном порядке и пронумерованы. Вот начало списка: 1. КККК 2. КККЛ 3. КККР 4. КККТ …… Запишите слово, которое стоит на 67-м месте от начала списка. Решение: самый простой вариант решения этой задачи – использование систем счисления; действительно, здесь расстановка слов в алфавитном порядке равносильна расстановке по возрастанию чисел, записанных в четверичной системе счисления (основание системы счисления равно количеству используемых букв) выполним замену К 0, Л 1, Р 2, Т 3; поскольку нумерация слов начинается с единицы, а первое число КККК 0000 равно 0, под номером 67 будет стоять число 66, которое нужно перевести в четверичную систему: 66 = Выполнив обратную замену (цифр на буквы), получаем слово ЛККР. Ответ: ЛККР.

Все 5-буквенные слова, составленные из 5 букв А, К, Л, О, Ш, записаны в алфавитном порядке. Вот начало списка: 1. ААААА 2. ААААК 3. ААААЛ 4. ААААО 5. ААААШ 6. АААКА …… На каком месте от начала списка стоит слово ШКОЛА? Решение: по аналогии с предыдущим решением будем использовать пятеричную систему счисления с заменой А 0, К 1, Л 2, О 3 и Ш 4 слово ШКОЛА запишется в новом коде так: переводим это число в десятичную систему: = = 2710 поскольку нумерация элементов списка начинается с 1, а числа в пятеричной системе – с нуля, к полученному результату нужно прибавить 1, тогда… Ответ: Задача 4

Все 5-буквенные слова, составленные из букв А, О, У, записаны в обратном алфавитном порядке. Вот начало списка: 1. УУУУУ 2. УУУУО 3. УУУУА 4. УУУОУ …… Запишите слово, которое стоит на 240-м месте от начала списка. Решение (2 способ, троичная система, идея М. Густокашина): по условию задачи важно только то, что используется набор из трех разных символов, для которых задан порядок (алфавитный); поэтому для вычислений можно использовать три любые символа, например, цифры 0, 1 и 2 (для них порядок очевиден – по возрастанию) выпишем начало списка, заменив буквы на цифры так, чтобы порядок символов был обратный алфавитный (У 0, О 1, А 2): …… это напоминает (в самом деле, так оно и есть!) числа, записанные в троичной системе счисления в порядке возрастания: на первом месте стоит число 0, на втором – 1 и т.д. тогда легко понять, что 240-м месте стоит число 239, записанное в троичной системе счисления переведем 239 в троичную систему: 239 = заменяем обратно цифры на буквы, учитывая обратный алфавитный порядок (0 У, 1 О, 2 А): АААОА Ответ: АААОА. Задача 5 Задачи для тренировки Ответы