Организация работы над диссертацией Презентацию подготовила аспирантка 1-го курса заочного отделения Российского нового университета Александрова Анна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Научное направление «Химия и химические технологии». Подготовка к исследованию Доктор биологических наук, кандидат химических наук, доцент, профессор кафедры.
Advertisements

Формы организации исследовательской работы с учащимися.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Критерии оценивания исследовательских работ подготовила учитель математики МБОУ « Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В. М.» Одинцова.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Учебно- исследовательская деятельность в школе. Учебно-исследовательская деятельность – одна из форм работы учащихся, которая максимально стимулируется.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Научно-исследовательская работа учащихся. Методика написания, правила оформления и защиты Косовцова И.В., учитель истории МОУ-СОШ 31 г. Белгорода.
Наука имеет свой язык, методы и принятые в научном сообществе формы представления результатов исследовательской деятельности.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Государственное учреждение образования «Средняя школа 3 г. Крупки» Заместитель директора по учебной.
Научно-практическая конференция в МОУ СОШ 3 г. Черепаново Учебно-исследовательская работа учащихся Учитель иностранного языка Попова Елена Харисовна.
Методическая разработка по естествознанию по теме: Как правильно написать и оформить исследовательскую работу.
Организация исследовательской деятельности учащихся.
Умения и навыки исследовательского поиска: умение видеть проблемы; умение вырабатывать гипотезы; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение.
Как составить реферат Как составить реферат Памятка для старшеклассников Копейский городской округ 2006.
Транксрипт:

Организация работы над диссертацией Презентацию подготовила аспирантка 1-го курса заочного отделения Российского нового университета Александрова Анна Сергеевна

Рабочий план диссертационного исследования Для диссертанта главным повседневным контролером работы над диссертацией является разработанный им рабочий план диссертации. Рабочий план – это подробный перечень вопросов по теме каждой структурной части диссертации, это совокупность «элементарных», то есть более нераздробленных, доведенных до предела делимости частных задач, подлежащих решению, это своеобразный каркас ученого сочинения, наполненного проблемами, которые надо решить. Первоначально рабочий план только в основных чертах содержит характеристику исследования, в дальнейшем он уточняется и развивается. Рабочий план имеет произвольную форму. Как правило, он представляет собой ряд вопросов, которые будут рассмотрены в диссертации. Постепенно рабочий план превратится в план-проспект диссертации, который затем трансформируется в структурно-фактологическую схему диссертационной работы. Рабочий план носит творческий характер, он не должен сковывать развитие идеи и замысла исследователя. Он должен предусматривать все, что можно заранее предусмотреть в диссертационном исследовании избранной темы. Главным стержнем рабочего плана является структура диссертации по главам/разделам и параграфам. Каждый самостоятельно исследуемый вопрос должен быть органической частью темы и позволять изучить ее наиболее полно, всесторонне, так, чтобы диссертационная работа стала законченным исследованием. Названия глав/разделов и параграфов, их количество и объемы в процессе работы могут меняться. Критерием здесь выступает прежде всего наличие материала.

Затем разрабатывается внутренняя структура каждой самостоятельной части диссертации, определяется количество и характер вопросов, которые предполагается исследовать, их последовательность, логическая связь, взаимозависимость, подчиненность. «Расщепление» каждой части диссертации – дело весьма трудное, особенно в самом начале работы. Трудно нащупать тот предел, когда надо остановиться, так как объять необъятное, как известно, никому не удавалось. Более часто встречаются рабочие планы, которые имеют по пунктов, а то и более. По этим пунктам исследователь собирает материал, изучает литературу. Они как бы внедряются в сознание исследователя, и когда он что- то читает, тут же воспринимает, где и как этот материал должен отложиться. В зависимости от накопления материала одни пункты видоизменяются, другие в силу недостатка материала закрываются, третьи становятся доминирующими. Каждая частица рабочего плана носит исследовательский характер, поэтому сами формулировки приводятся в форме: «доказать», «опровергнуть», «выяснить», «уточнить», «установить», «вскрыть», «обосновать».

Разработка действительно научного плана – это наиболее эффективное средство проникновения в самую суть темы диссертации. Поэтому каждый аспирант должен непременно самостоятельно разработать план диссертации, преодолеть все трудности в сложном деле самостоятельного, научного, творческого решения этой задачи. На план диссертации не следует смотреть как на окончательный и неизменный. В принципе, это только гипотеза, подлежащая проверке и уточнению в процессе исследования. Собственно, только по завершении работы над диссертацией можно сказать, что план отработан окончательно. Это важный элемент организации (точнее – самоорганизации) работы над диссертацией. Ф.А. Кузин (Кандидатская диссертация стр. 41) пишет: «Логическая последовательность диктует раскрытие существа задачи. Пока не изучен первый раздел, нельзя переходить ко второму». Эта рекомендация правильна. Но можно предложить и другой метод написания диссертации. Основа, конечно, должна лежать в рамках логики рабочего плана. Но все же можно выписывать любую часть структуры рабочего плана по мере накопления материала. После получения новой информации вносим его в обработанном виде в соответствующий пункт рабочего плана. Тем самым работа ведется по всему рабочему плану одновременно.

Научный факт Диссертация – это научное произведение, поэтому исследование должно строиться на научных фактах. Понятие «научный факт» существенно шире и многограннее понятия «факт», используемого в обыденной жизни. Научный факт является элементом научного знания, отражающим объективные свойства вещей и процессов. Научный факт – это событие, явление, которое используется для изучения темы, для подтверждения выводов. На основании научных фактов определяются свойства и закономерности явлений, выводятся теории и законы. Научные факты характеризуются объективностью, достоверностью, точностью. При использовании научного факта большое значение имеет его новизна. В силу значимости научного факта исследователь подвергает его критической оценке, выявляет его объективность, достоверность. Достоверность определяется на основании первоисточников его происхождения. Если достоверность научного факта не установлена, он, во-первых, не может быть назван научным, во-вторых, не может быть использован в научном труде, каким является диссертация. К достоверным источникам научного факта относят монографии и другие научные труды, в которых представлен источник получения научного факта, его происхождение, дается обоснование достоверности. Научный труд сам создает научный факт, который может быть использован другими исследователями с оформлением источников. Но научный факт, приводимый в монографии без обоснования источника, не может в последующем использоваться как научный факт без выявления и подтверждения его достоверности. В монографии, тем более в статье, ученый большое внимание уделяет формулированию своей собственной позиции по каким-то вопросам, приводит словесные доказательства. В данном случае позиция автора представляет для исследователей познавательный и научный интерес, но не научный факт.

В контексте сказанного следует охарактеризовать фактический материал в виде цитаты. Цитата – это часть документа, авторского произведения, используемая в диссертации дословно и вплетаемая в канву диссертационного текста. В диссертации основное внимание уделяется научному анализу, в том числе и привлекаемого материала. Но в отдельных случаях необходимо точно передать положение документа или авторскую мысль. Тогда из документа, авторской монографии и т.д. берется дословный текст, который ограждается кавычками. Цитата служит необходимой опорой исследователю при анализе и синтезе информации, а также может использоваться для подтверждения отдельных научных суждений диссертанта. Сколько должно быть в диссертации цитат – никто сказать не может, все зависит от текста, от потребности. Ясно одно, что цитаты, конечно же, не должны доминировать над авторским текстом. При использовании текста в форме цитаты следует установить, нет ли в них искажений смысла анализируемых источников. Иногда цитаты вырываются из контекста, берется текст, который не отражает смысл документа или научной статьи, который выгоден тому, кто составляет цитату. Порой в цитате излагается точка зрения не на тот предмет, который рассматривается в данном контексте. Все это надо иметь в виду, мобилизуя материал для диссертационного исследования. Диссертанты часто прибегают к пересказу текста первоисточника. Здесь также могут допускаться неточности, проявляемые как случайно, так и преднамеренно.

Системный, комплексный, целостный подход к исследованию темы Система организации работы над диссертацией должна обеспечить системный, комплексный, целостный подход к исследованию темы диссертации. Системный подход ориентирует диссертанта на раскрытие целостности объекта исследования, не вырывая его из контекста самого научного явления. Комплексный подход предполагает совокупность предметов (явлений) исследования, составляющих одно целое. Целостный подход предусматривает рассмотрение всех элементов, составляющих явление. Все это должен иметь в виду диссертант, подходя к своему исследованию. А.М. Новиков в книге «Как работать над диссертацией» (М., стр. 43) высказывает довольно спорное мнение: «Для кандидатской диссертации претензии на системный подход, хотя они довольно часто и имеют место, довольно рискованны, поскольку Вас на защите или предзащите могут попросить доказать системность Вашего исследования». Когда диссертант рассматривает исследуемый объект целостно, представляет его составляющие элементы, то и ответить на этот вопрос не представит какой-либо сложности. Научное исследование требует от его автора научной объективности, последовательности, системности, настойчивости, упорства и упрямства, мужества. Сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю, до нее приходится долго идти, читая книги, проводя эксперименты. В науке недостаточно установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему научное объяснение, доказать его познавательное, теоретическое, практическое значение. Само накопление научных фактов является творческим процессом. Диссертационное исследование должно быть единым, вести «цепочку» от определения задач исследования до заключения диссертационного совета о диссертации.

Цель и задачи исследования Цель и задачи исследования определяют направления, по которым соискатель раскрывает тему диссертации. Цель исследования, поставленная в работе, это то, к чему стремится соискатель в своих научных исследованиях, то есть конечный результат работы. Цель работы обычно созвучна названию темы диссертационного исследования. Целью работы может быть описание нового явления, изучение его характеристик, выявления закономерностей и т.д. Формулировка цели исследований обычно начинается с преамбулы: «разработать..», «установить…», «обосновать…», «выявить…» и т.д. После формулирования цели формируются задачи исследования (задачи диссертации). Задачи исследования определяют основные этапы исследования для достижения поставленной цели. При формулировании задач исследования необходимо учитывать, что описание решения этих задач составит содержание глав и параграфов диссертации, названия которых созвучно поставленным задачам. При определении задач необходимо разбить научные исследования на основные этапы и в соответствии с их содержанием сформулировать задачи исследования. Каждому этапу обычно посвящается отдельная задача. В перечне решаемых задач необходимо выделять наиболее крупные без их дробления на более мелкие задачи. Формулировка задач обычно начинается со слов: «Исследовать сущность», «уточнить определение», «систематизировать», «проанализировать», «уточнить и дополнить», «обосновать» и т.д.

Литературная обработка текста диссертации Диссертация – научное и одновременно квалификационное произведение, поэтому ее автор должен уделять серьезное внимание языку, стилю изложения материала. Прежде всего диссертация не приемлет «пустот», когда текст не несет смысловой, доказательной нагрузки. Текст диссертации должен давать как бы ответ на вопросы: почему, зачем, для чего, как именно, когда именно, кто именно и т.д. Если нет ответа на вопросы, если текст пишется, чтобы только написать, без смысла, без того, чтобы непременно что-то доказать, открыть – то нет и науки, нет настоящего ученого сочинения. Конечно, и в данном случае все должно быть в норме, нужны и факты, причем много фактов. Внимательно должен отрабатываться тезис о «связи темы исследования с современностью». Это один из неубедительных тезисов многих диссертаций. Нелогичны в научном тексте местоимения «что-нибудь», «кое-что», «что-то» и прочие слова и обороты речи, допускающие неопределенность восприятия. Для выражения превосходной степени используются слова «наиболее», «наименее», но не употребляются такие слова, как «побыстрее», «повыше». Вообще слова, отражающие превосходную степень, нежелательны в тексте диссертации, который должен быть точен, однозначно воспринимаемым.

Диссертация требует ясности, а для этого необходимо писать доступно и доходчиво. Авторы часто признаются, что утрата ясности изложения вызвана стремлением придать тексту диссертации научность, но это лишь видимость научности. Порой доступность и доходчивость текста считают его простотой. Но простота, общедоступность научного языка изложения только лишь способствуют тому, что текст диссертации читается легко, мысли, положения, выводы автора воспринимаются без затруднения. Но простота ни в коем случае не должна вести к примитивности.