МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК. ЭКСПЕРТИЗА В УПРАВЛЕНИИ Роль экспертов в управлении: Основные трудности, связанные с информацией, возникающие при выработке сложных.
Advertisements

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. Инновационный менеджмент взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособ-
Теория систем и системный анализ Тема4 «Системный анализ: методы системного анализа »
Логико-структурная основа проекта. Методики социального и образовательного проектирования Методика матрицы идей Методика вживания в роль Метод аналогии.
А.М. Новиков, Д.А. Новиков ПРОЕКТ как цикл инновационной деятельности.
Одним из руководящих принципов дидактики с первых лет существования этой науки и по настоящее время является принцип связи обучения с жизнью (или связи.
Основы управления образовательными системами. Образовательные системы - социальные институты, цель которых - образование Образовательные системы имеют.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Тема 7. Методы исследования мировых товарных рынков и прогнозирования спроса на товары и услуги Вопросы: 1. Методы индивидуальной и коллективной экспертной.
Дистанционное обучение общественных экспертов (членов Управляющих советов всех уровней, родителей, педагогов, управленцев) Минеева Светлана Алексеевна,
Консультационное предпринимательство (консалтинг) Выполнил; Худойбердиев. А Приняла ; Ёдгорова.
Оценка результатов деятельности Серова Н.Л.. Результаты профессиональной деятельности Сохранность контингента; Сохранность контингента; Уровень достижений.
Проектный менеджмент(П.М.) Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Презентацию выполнила студентка группы АЛ-ДЛМ-001 Эрбист Вероника.
«Технико-экономический анализ деятельности предприятия» Гиндуллина Тамара Камильевна, к.т.н., доцент кафедры АСУ.
Тема 4. Модели принятия решений Концептуальные модели развития человеческого общества (организации) в целом Органическая модель предполагает, что.
Проблемно-поисковые образовательные технологии проблемное обучение метод проектов «мозговой штурм»
СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Планирование и прогнозирование в системе менеджмента.
Транксрипт:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университетов» кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» научно дискуссионный клуб «Аналитик» ВСТРЕЧА г. НА ТЕМУ «ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РЕШЕНИИ АНАЛИТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ____________________________________________________ В ЭКОНОМИКЕ АВТОРЫ: АНГЕЛИНА НИЛОВА, АЛЕКСАНДРА АЛЕКСЕЕВА, АНДРЕЙ СЕРГЕЕВ АРТЕМ ХАЧАТРЯН АННА ДУМАЧЕВА ____________________________________________________ В ЭКОНОМИКЕ АВТОРЫ: АНГЕЛИНА НИЛОВА, АЛЕКСАНДРА АЛЕКСЕЕВА, АНДРЕЙ СЕРГЕЕВ АРТЕМ ХАЧАТРЯН АННА ДУМАЧЕВА

ВВЕДЕНИЕ В современных мировых условиях наблюдается рост потребности экономики в специалистах, владеющих инновационными, нестандартными подходами к профессиональной деятельности. В связи с этим, эвристические методы становятся особо актуальными и могут быть широко применимы в сфере экономики, так как обладают способностью стимулирования развития: Интуитивного мышления; Возможностей воображения; Творчества и прогнозирования.

Эвристика в экономике метод анализа экономических явлений и процессов, принятия решений, основанный на интуиции, находчивости, аналогиях, опыте, изобретательности, опирающийся на особые свойства человеческого мозга и способности человека интуитивно решать задачи, для которых формальное математическое решение не известно. 1 Не гарантирует нахождение лучшего решения и вообще какого-либо решения 2 Может дать неверное решение в некоторых случаях

СОКРАТ Впервые разработал и ввел в практику учение об эвристических методах АРХИМЕД В "Учении о методах механики" подробно описал способы рассмотрения и решения новых задач. От него искусство решения трудных проблем получило свое название "Эвристика".

СУЩНОСТЬ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ЭВРИСТИКЕ « Эвристическими называются приемы и методы, с помощью которых человек строит нестереотипные планы и программы, открывает новые способы решения. » 1. Называются эвристиками 2. Объединяются с приемами и способами мыслительной деятельности 3. Рассматриваются как процесс системного применения эвристических правил, приемов, операций и рассуждений

Идеальный конечный результат это гипотетическое идеализированное решение, к которому следует стремиться и которое соответствует поставленной цели. Эти методы сочетаются с самой важной теорией экономики теорией принятия решения, которую образуются такие концептуальные подходы как: Теория полезности; Теория проспектов; Теория анализа иерархий; Теория взвешенной суммы оценок критериев; Попарное сравнение альтернатив и др.

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ – это последовательность предписаний или процедур обработки информации, выполняемая с целью поиска более рациональных и новых конструктивных решений. Они являются неформальными решениями экономических задач.

УСЛОВИЯ, ПРЕДОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ Экстремальность анализируемой ситуации Отсутствие технических средств с соответствующими характеристиками для аналитического моделирования Нецелесообразность и недостаток времени и средств для исследования Отсутствие четкого предметного описания и математической формализации предмета оценки Большая неопределенность исходных данных для анализа Качественный характер исходной информации

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ЭВРИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА I. Методы, в которых ведущая роль принадлежит коллективным формам творческой работы (коллективное решение). II. Методы, основанные на системном анализе комплексных решений, упорядочении признаков частных решений, анализе комплексных решений путем комбинирования частных решений. III. Методы, в которых главное место отводится ассоциативному мышлению, использованию аналогий, метафор и семантических свойств понятий. IV. Методы, в которых подсказывается способ разрешения противоречий с помощью эвристических приемов.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ Суть методов заключается в привлечении к анализу и прогнозированию финансовой устойчивости организации независимых экспертов, сторонних наблюдателей и т.п. ОЦЕНОЧНО-ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ (методы психологической активизации) Базируются на стимулировании мыслительных процессов.

БЕЗКРИТЕРИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ Метод экспертной оценки - это метод организации работы со специалистами-экспертами и обработки их мнений. Информацию, получаемую от экспертов, НЕЛЬЗЯ СЧИТАТЬ ГОТОВОЙ для использования, она должна быть обработана и только после этого применяться для принятия управленческих решений.

БЕЗКРИТЕРИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ Метод экспертной комиссии основан на выработке специально подобранными экспертами единого коллективного мнения при обсуждении поставленной проблемы и альтернатив ее решения в результате определенных компромиссов. Информация, полученная в процессе экспертного опроса, должна быть обработана специальными или традиционными способами анализа, после чего ее можно использовать для принятия управленческих решений.

БЕЗКРИТЕРИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ Метод Дельфи - заочный и анонимный опрос экспертной группы (5-10 человек) в несколько туров с согласованием мнений экспертов. При получении ответов от экспертов могут сложиться разные ситуации: Все эксперты пришли к одному мнению; Мнение экспертов разделилось. В первом случае мнение экспертов принимается как результат решения задачи, во втором - процесс экспертизы будет продолжен.

БЕЗКРИТЕРИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ Метод сценариев - совокупность приемов и процедур подготовки и реализации любых хозяйственных решений. Этапы разработки сценария: 1) определение системы показателей; 2) выделение факторов, определяющих развитие организации; 3) выявление тенденции развития; 4) разработка альтернативных сценариев развития и выбор основного варианта развития.

Внутренние факторы (компания) Внешние факторы (индустрия, рынок) S TRENGTHS Сильные стороны W EAKNESSES Слабые стороны O PPORTUNITIES Возможности T HREATS Угрозы SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз, исходящих из ее рыночного окружения (внешних факторов).

SWOT-анализ Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, в соответствующих ячейках которой отражаются сильные и слабые стороны организации, а также рыночные возможности и угрозы.

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ Метод контрольных вопросов - поиск аналитического решения с помощью специально подготовленного перечня наводящих вопросов. Использование метода контрольных вопросов реализуется в несколько этапов: 1) формулируется задача; 2) составляется список контрольных вопросов; 3) рассматриваются все идеи, которые можно использовать при решении задачи; 4) отбираются идеи, с помощью которых можно решить поставленную задачу, и разрабатывается программа мероприятий.

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ Целевая оценка - оценка объектов анализа по определенным критериям. При его использовании: Выбираются критерии оценки альтернатив; Всем вариантам решений по каждому критерию присваивается ранг предпочтения; По каждой альтернативе рассчитывается суммарный ранг по всем критериям; Осуществляется ранжирование вариантов по суммарному рангу.

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ Метод "паутина" - графический количественно-качественный метод. Может использоваться во всех случаях, когда оценку объектов анализа целесообразно осуществлять по разнообразным количественным и качественным признакам. Основное достоинство метода - визуализация результатов анализа, что особенно ценно при представлении материалов исследования не узким специалистам, а руководителям.

ОЦЕНОЧНО-ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ Метод комиссий и конференций - наиболее распространенная форма групповой работы, в процессе которой происходит свободное выдвижение идей, осуществляется их критика. Недостаток метода заключается в том, что аналитики в своих суждениях изначально ориентированы на компромисс, что увеличивает риск получения искаженных результатов анализа.

ОЦЕНОЧНО-ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ Метод «мозгового штурма» - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фанатичных. Основные принципы и правила этого метода – абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик, шуток. Этапы метода мозгового штурма: 1. Постановка задачи. 2. Выдвижение идей. 3. Обсуждение идей.

ОЦЕНОЧНО-ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ Метод коллективного блокнота обеспечивает выдвижение членами коллектива независимых идей с последующей оценкой предложений. Метод коллективного блокнота удобен в тех случаях, когда невозможно организовать продолжительную совместную работу, привлечь опытных консультантов. Для использования метода необходимо наличие в коллективе организации творчески мыслящих, опытных специалистов.

ОЦЕНОЧНО-ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ Банк идей - является одним из наиболее распространенных эвристических методов. Предполагает обращение к картотеке или автоматизированной базе данных, создаваемой в процессе практической деятельности. Такие базы данных созданы во многих консультационных фирмах мира. Метод банка идей часто называют синтетическим.

ОЦЕНОЧНО-ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ Метод активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК) заключается в разработке и применении пособия, содержащего конкретные рекомендации по совершенствованию деятельности пользователей данного материала. Подсчитывание суммарного балла каждой рекомендации, исключение несоответствующих Оглашение всех советов, оценка Формирование рекомендаций членами группы экспертов Объявление темы организатором

ОЦЕНОЧНО-ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ Деловые игры - моделирование анализируемых процессов и будущего развития прогнозируемого явления в разных вариантах и рассмотрение полученных данных. Деловые игры используются как в учебном процессе, так и на производстве. В определенном виде они включают в себя идеологию методов Дельфи и сценариев. Для обеспечения точности оценки рисков допускается максимальный разброс их оценки, т.е. обеспечивается более жесткий подход к согласованности мнения экспертов.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) - метод системного исследования функций объекта (изделия, процесса, структуры), направленного на минимизацию затрат на всех стадиях жизненного цикла при сохранении (повышении) качества и полезности объекта для потребителей. ФСА направлен на обнаружение, предупреждение, сокращение или ликвидацию излишних затрат. Работа экспертов строится, как правило, на основе списка контрольных вопросов. Рекомендательный и этап внедрения Готовится вся необходимая документация, определяется экономический эффект и оформляется отчет о результатах ФСА Аналитический, творческий и исследовательский Производятся детализация изучаемого объекта на функции, их классификация, определение стоимости каждой из них Подготовительный и информационный этапы Осуществляется общая подготовка к проведению ФСА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Эвристический метод - один из основных методов, который позволяет проявить творческую активность в процессе обучения умениям решать физические задачи. НЕДОСТАТКИ ЭВРИСТИКИ И ЭВРИСТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ: Отсутствие механизма для составления списка всех возможных вариантов (а значит, нет гарантии выхода на самые выгодные, экономичные решения); Отсутствие объективных критериев отбора лучших вариантов: предложения оцениваются специалистами, и выбирают они, естественно, то, что подсказывает им здравый смысл (т.е. психологическая инерция): генерирование нетривиальных идей сводится на нет тривиальным отбором.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ (ТВОРЧЕСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТКРЫТИЕИЗОБРЕТЕНИЕРАЦИОНАЛИЗАТОРСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕНОУ-ХАУ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ