Особенности методологической рефлексии (в традиции ММК) и формы ее организации В.Л. Данилова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОДИ 80-х годов: несостоявшийся институт методологического мышления Данилова В.Л. XIX Чтения памяти Г.П. Щедровицкого.
Advertisements

5-я ежегодная конференция по схематизацииСхематизация в мышлении, деятельности, рефлексии Москва, 2 июня 2011 г. Вячеслав Марача «Схема схем»: методологическое.
Особенности методологического мышления и схематизация В.М. Розин Конференция по схематизации Москва 24 июня 2010.
Предмет, распредмечивание, опредмечивание Доклад на конференции по схематизации Розин В.М.
Флямер М.Г. Программный клуб «Методологические и управленческие практики» 30 мая 2013 г. Методологическая конференция "Технологии мышления"
© Тольяттинская академия управления Чтения 2008 Педагогика Г.П.Щедровицкого (СМД – педагогика в версии ТАУ)
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного.
Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
Вячеслав Марача – Рефлексивный анализ Чтений-2008 под углом зрения понятия «практики методологии» Вячеслав Марача –
Понятие «практика» и проблема анализа «методологической практики» Розин В.М. Доклад на XVI Чтениях памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2010 года.
Знание и опыт Данилова В.Л. Школа по методологии 2012.
Цой Любовь Николаевна канд. соц.наук Организационный Конфликтменеджмент © Обучение рефлексии в «offline» и «online» коммуникации.
Семинар 6 Образовательный проект как один из способов построения антропопрактики Дозморова Е.В.
Система дидактических принципов деятельностного метода Маркова Галина Ивановна, учитель математики МАОУ «СОШ2»
Технология деятельностного метода как средство реализации ФГОС Подготовила: Е.П.Вязинько, зам. директора по УВР МКОУ «ООШ с. Полевое» год.
Вячеслав Марача Пространство институционализации методологического мышления: первая прорисовка XIX Чтения памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2013 г. Москва.
Проблема становится таковой в силу отсутствия способов перевода ее на уровень задач.
Система развивающего обучения В. В. Давыдова Системно- деятельностный подход Г. П. Щедровицкого и др. Мыследеятельностная педагогика.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
Транксрипт:

Особенности методологической рефлексии (в традиции ММК) и формы ее организации В.Л. Данилова

Проблемный контур обсуждения темы конференции Нормы методологической коммуникации требуют от меня не только обсудить выбранную тему по содержанию, но и указать рамки, в которых обсуждение этой темы осмысленно, и тот специфический ракурс, из которого я ее обсуждаю. Такими рамками является для меня с одной стороны, проблема трансляция методологической культуры, с другой – проблема институционализации методологического мышления. Очевидно, что включение темы в такой проблемный контур требует сложной организации рассуждения, которое должно с одной стороны «зачерпывать» опыт методологической работы, а с другой стороны, опираться на ряд внешних по отношению к этому опыту аналитических позиций. Я предлагаю следующее пространство обсуждения темы моего доклада (на мой взгляд, оно может использоваться и в обсуждении других докладов на этой конференции теми, кто принимает указанные выше рамки).

Пространство обсуждения темы доклада 1

Выбор тематизма Иными словами мы оказываемся перед необходимостью отстранения от того целостного события ММК, опыт которого несут в себе участники. Мы должны проанализировать (расчленить) эту целостность для различения в ней существенного и несущественного, актуального сейчас и исторически прошедшего, для выделения единиц трансляции («норм») и ситуаций, требующих нормировки и т.д. Ориентация на разные аспекты интеллектуальной и духовной культуры и озабоченность различными аспектами будущего задает разные тематизации в обсуждении опыта ММК и требует использования средств различных подходов и дисциплин. Я ориентируюсь на культуру философской антропологии и рассматриваю опыт ММК в этом ракурсе. С другой стороны рассмотрение исторических кейсов институционализации убеждает меня в том, что возникновение нового интеллектуального института с необходимостью предполагает оформление нового образа жизни (т.е. новых норм индивидуального поведения и социального взаимодействия). Следовательно, и при техническом отношении к институционализации этот аспект необходимо отслеживать и проектировать.

Цель и первоначальная предметизация Целью обращения к антропотехнической и социотехнической стороне опыта ММК должен стать, на мой взгляд, анализ тех «человеческих» характеристик (индивидуальных и социальных), которые являются условием реализации специфических для методологии форм организации мышления. А перспективным предметом рассмотрения является рефлексия и сложившиеся на семинаре и ОДИ средства и формы ее организации, поскольку эти формы с необходимостью являются двунаправленными: с одной стороны они задают объективированное пространство мыслительной работы, с другой – требования к самоопределению участников (и соответственно – требования к их рефлексивным компетенциям).

Особенности методологической рефлексии 1.Соотнесение через рефлексию разномасштабных и разноприродных единиц мыследеятельности – действия и мышления, индивидуального и универсумального, индивидуального и коллективного. Наиболее характерной является связка между пристрастным действием в ситуации и предельно десубъективированной универсумальной деятельностью. 2.Организация рефлексии ортогональными схемами (соответственно требование по меньшей мере двух контуров рефлексии).

Соотнесение (связь) через рефлексию разномасштабных единиц Массовое Действие Мышление Индивидуальное

Схема организации рефлексии через 3 ортогональные доски

Значение этих особенностей для индивидуального самоопределения и организации взаимодействия Именно в силу этих особенностей рефлексия: 1.обеспечивает скоординированность действий людей в условиях, когда нет сложившихся форм кооперации и/или общих знаний, обеспечивающих согласованность действий, 2.дает человеку возможность трансцендировать за пределы индивидуальной жизни и опыта.

Средства организации методологической рефлексии По-видимому, необходимым средством осуществление рефлексии такого рода является идея позиции и графема «человечка» на схеме. Более подробно это обсуждал в тезисах, присланных на 1 конференцию по схематизации А.Г.Раппопорт (Раппопорт А. Г. «Человечки» на схемах Теории деятельности. А условием того, что такая рефлексия будет осуществляться – участие в гетерархировано организованном взаимодействии, направленном на практическую реализацию идеальной конструкции (и решение возникающих на этом пути проблем).

Нужны новые игры? Возможно ли (и как) систематически воспроизводить такую организацию индивидуального самоопределения, общественной коммуникации и совместной деятельности, которая по своей рефлексивной организации служила бы материалом-носителем для методологического мышления? В годы эту функцию выполняли интеллектуальные методологические игры (ИМИ). В 80-е годы эту функцию выполнили организационно-деятельностные игры (ОДИ). Что может выполнять эту функцию сейчас?