ИТ СФЕРА В РОССИИ СЕГОДНЯ: ВЫЗОВЫ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА Мария Юргелас Независимый эксперт Доцент кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Человеческий потенциал – ключевой фактор успеха реформ А.Б.Никитин – Фонд «Новая Экономика», исполнительный директор.
Advertisements

Гриднев Виктор Вячеславович ( ) – Эксперт проекта «Институциональная.
ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕГИОН Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Март 2008, Тюмень Подход к созданию Электронного правительства для граждан Тюменской области Злобин Вадим Александрович Вице-президент.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО А.Ю. ДЕМИДОВ. ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ 2 1.Основные функции Федерального казначейства «как есть» 2.Факторы, влияющие на трансформацию.
Администрация городского округа Самара 1.Отсутствует научно-методическое сопровождение процессов информатизации. 2.Город не имеет единой телекоммуникационной.
Россия, , г. Самара, ул. Ново-Садовая, 14а ИНТЕГРАЦИЯ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫ ОБРАЗОВАНИЕМ С.
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2009.
Системы электронного документооборота в бизнес-процессах предоставления государственных услуг.
Общая архитектура системы электронного правительства.
«Региональная информатизация: тренды, вызовы, перспективы» заместитель руководителя Смирнов Алексей Владимирович Департамента информатизации и связи Республики.
Формирование инфраструктуры электронного правительства. Сервисная модель Единого оператора.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ О ходе реализации областной целевой программы «Развитие информатизации Ярославской области» на 2011–2013 годы Докладчик.
Развитие электронных государственных услуг в регионах как основной элемент стратегии построения информационного общества в Российской Федерации Андрей.
Муниципальная автоматизированная система управления и обеспечения безопасности жизнедеятельности г. Пенза.
Современные подходы к реализации элементов электронного правительства Виктор Серебряков Вице-президент, директор Департамента комплексных проектов ЛАНИТ.
Государственная интегрированная информационная система «Электронный бюджет» Заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Республике.
КРОК ОПЕРАТИВНАЯ РЕАКЦИЯ НА ИЗМЕНЕНИЯ РЫНКА Дмитрий Васильев ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА КОМПАНИИ КРОК.
Реализация проекта по созданию объединенной инфраструктуры электронного правительства Московской области.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Директор ГУЗ «Ульяновский областной медицинский информационно- аналитический центр» А.Р. Гайнутдинов.
Транксрипт:

ИТ СФЕРА В РОССИИ СЕГОДНЯ: ВЫЗОВЫ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА Мария Юргелас Независимый эксперт Доцент кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти ВШЭ, ноябрь 2015

СОДЕРЖАНИЕ Цифровая экономика и новая роль ИТ «Макет» российской ИТ сферы: основные игроки на рынке Реалии кризиса: стимул к развитию отрасли Ключевые тренды и технологии Роль государства: ключевой заказчик/драйвер vs регулятор Открытые вопросы 2

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ОСНОВА РОСТА БЛАГОСОСТОЯНИЯ ГРАЖДАН

НОВАЯ МИССИЯ ИТ: ГЕНЕРАЦИЯ ИННОВАЦИЙ Изменение и усиление роли ИТ приведет к инновациям во всех сферах ИТ создает новые ценности в процессе модернизации НОВАЯ РОЛЬ ИТ: Повышение стоимости продуктов и бизнеса; Построение более совершенного общества; Расширение возможностей людей ПОВСЕДНЕВНАЯ РОЛЬ ИТ: Повышение продуктивности; Повышение эффективности бизнес- процессов СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ БИЗНЕС ИННОВАЦИИ МОДЕРНИЗАЦИЯ (ОСНОВА ИННОВАЦИЙ)

ПРИМЕР АРХИТЕКТУРЫ ИКТ КОМПАНИИ Публичные информационные ресурсы (Порталы, промо сайты, активность в соц.сетях ) Корпоративные ИС (ERP, CRM, BI, ИНТРАНЕТ ПОРТАЛЫ, БУХГАЛТЕРСКИЕ СИСТЕМЫ, и др.) Единая базовая инфраструктура (оборудование, коммуникации, системное и специальное программное обеспечение ) ИНТЕРНЕТ Интранет/интернет Обеспечивают: работу с целевыми группами (лояльность, мониторинг итд) Продажи (маркетинг, продвижение, реклама, прямые продажи итд) Имидж, общ.мнение интерактивное участие целевых групп в деятельности компании. Обеспечивают: Автоматизацию внутренних процессов компании Взаимодействие между департаментами и филиалами Взаимодействие с Федеральными АИС Мониторинг деятельности компании Предоставление аналитической информации при принятии решений и планировании деятельности Обеспечивает: Развитие и эксплуатацию ИКТ компании в рамках Единой технической политики и концепции и единого SLA Экономию средств на эффекте масштаба Повышение надежности функционирования ИС и Публичных ресурсов ПОТРЕБИТЕЛИ, ПАРТНЕРЫ, ЧИНОВНИКИ, ГРАЖДАНЕ СОТРУДНИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА И РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ, И ФИЛИАЛОВ,УПОЛНОМОЧЕНН ЫЕ СОТРУДНИКИ ТЕХНИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ИНФРАСТРУКТУРЫ КОМПАНИИ Пользователи Функции АРМ, ЛВС, интранет Система управления ИНТЕРНЕТ Система управления

ПРИМЕР АРХИТЕКТУРЫ ИКТ РЕГИОНА Публичные региональные информационные ресурсы (Порталы Электронного правительства, Открытого правительства, Мобильные приложения, Интернет-Приемная, Очередь в Дошкольные и Средние ОУ, Туристический портал) АИС ведомственные и обще региональные (государственные информационные системы: ГАС «Управление», РГИС, «Электронный бюджет» и др.) Единая базовая инфраструктура (оборудование, коммуникации, системное и специальное программное обеспечение ) ИНТЕРНЕТ СМЭВ Обеспечивают: обработку запросов граждан, предоставление государственных услуг в электронном виде, публичное информирование населения региона о деятельности ОГВ (прозрачность) интерактивное участие населения в деятельности ОГВ. Обеспечивают: Автоматизацию внутренних процессов ОГВ и РОИВ Взаимодействие между ОГВ Взаимодействие с Федеральными АИС Мониторинг деятельности ОГВ Предоставление аналитической информации при принятии решений и планировании деятельности Обеспечивает: Развитие и эксплуатацию ИКТ ОГВ МО в рамках Единой технической политики и концепции. Экономию средств на эффекте масштаба Повышение надежности функционирования АИС и Публичных ресурсов ГРАЖДАНЕ И ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИКИ ВЕДОМСТВ ИСПОЛНЯЮЩИЕ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, СОТРУДНИКИ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТЕХНИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА Пользователи Функции АРМ, ЛВС Система управления ИНТЕРНЕТ Система управления

СТРУКТУРА СИЛИКОНОВОЙ ДОЛИНЫ / «МАКЕТ» РОССИЙСКОЙ ИТ СФЕРЫ государствовендорыстартапы «in-house» компании системные интеграторы Университеты Фонды Сервисные компании Исследовательские организации

ИТ В ЦИФРАХ, 2014 Общий объем ИТ рынка на 2014 г – 698 млрд.руб vs 658 млрд.руб в 2013 г Рост ИТ рынка в рублях, при общем падении российской экономики на 10-11% Падение ИТ рынка на ~15% в иностранной валюте ИКТ расходы гос.сектора снизились, в том числе: Снижение ИКТ-расходов федеральных ведомств (-14% к 2013 г.) Рост ИКТ-затрат в регионах (+15% к 2013 г.) Разнонаправленные прогнозы на гг 8

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫЗОВЫ КРИЗИСА: СТИМУЛ ДЛЯ РОСТА Валютный курс Зарубежные санкции в отношении компаний и технологий Вопросы национальной безопасности Реорганизация ИТ-отрасли

КЛЮЧЕВЫЕ ТРЕНДЫ И ТЕХНОЛОГИИ Повышение качества государственных услуг Программа импортозамещения Интеграция информационных систем Ориентация на конечного потребителя Оптимизация бизнес процессов и инфраструктуры Наукоемкие продукты

КЛЮЧЕВЫЕ ТРЕНДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИТ-аутсорсинг ИТ-консалтинг Мобильность Развитие социальных сетейИТ-ресурсы по запросу (Cloud)Большие данные (Big Data) + «третья платформа» + интернет вещей

10 ГЛАВНЫХ ПРЕДСКАЗАНИЙ IDC ДО 2018 ГОДА * 12 До конца 2015 г. более 70% ИТ-директоров изменят свою роль с прямого руководства ИТ на роль инновационных партнеров в своей компании. К 2017 г. только 40% ИТ-директоров смогут вырасти настолько, чтобы продвигать рост бизнеса, используя BI и большие данные. 70% ИТ-директоров смогут с помощью облаков увеличить готовность предприятий к рискованным проектам ради повышения оперативности бизнеса. К 2017 г. 60% ИТ-директоров будут использовать мобильные технологии для создания гибкой инфраструктуры. Демографический сдвиг в строну молодых и мобильных пользователей заставит 80% ИТ- директоров развивать в бизнесе ориентированные на конечных пользователей решения, а также интегрировать бизнес-системы с социальными сетями уже в 2015 г. К 2015 г. развитие «третьей платформы» заставит 60% ИТ-директоров использовать корпоративную архитектуру как обязательный инструмент, но только 40% смогут сделать это эффективно. К 2015 г. бюджеты на ИБ у 60% ИТ-директоров будут на 30–40% меньше, чем необходимо для эффективной защиты наиболее уязвимых унаследованных систем. К 2017 г. переход к «третьей платформе» потребует от 60% ИТ-директоров сосредоточиться на финансировании бизнес-инноваций. К 2016 г. 80% ИТ-бюджетов будут предназначаться для предоставления широкого спектра ИТ- и бизнес-услуг. К 2018 г. адаптация технологий под «третью платформу» изменит 90% ролей в ИТ. * - Источник: IDC, 2013

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА: ГОСУДАРСТВО КАК РЕГУЛЯТОР Нормативно-правовое обеспечение Стандарты и методологии в сфере ИТ Финансирование (прямое, фонды) Закон о контрактной системе закупок Экспертиза проектов и контрактов Поддержка профильного образования

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА: ГОСУДАРСТВО КАК КЛЮЧЕВОЙ ЗАКАЗЧИК Продолжение крупномасштабных интеграционных проектов (гражданский сектор) Разработка новых продуктов и технологий (военный сектор) Государственно-частное партнерство (ГЧП)

ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ «Кадровый голод» СПО vs проприетарное vs российское Облачные технологии для госсектора Методология и стандарты

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КРУПНЕЙШИЕ ИТ-КОМПАНИИ РОССИИ, 2013* Название организации Город Сфера деятельности Совокупная выручка в 2013 г. (тыс.) (1) Совокупная выручка в 2012 г. (тыс.) (2) Рост выручки 2013/2012, % Штатная численность сотрудников на НККМосква Группа компаний % ЛАНИТМосква Группа компаний % Техносерв МоскваИТ-услуги % Энвижн Груп МоскваИТ-услуги % IBSМосква Группа компаний % СМосква Разработка ПО %Н/д 79 ITG (Inline Technologies Group) МоскваИТ-услуги % Softline Москва Дистрибуция ПО % Крок МоскваИТ-услуги % Ай-Теко МоскваИТ-услуги %2 660 *- источник Сnews Analytics, 2014

КРУПНЕЙШИЕ ИТ-КОМПАНИИ РОССИИ, Название организации Город Выручка от проектов в госсекторе в 2014 г., pтыс. Выручка от проектов в госсекторе в 2013 г., pтыс. Рост,% Доля проектов в госсекторе в общей выручке 2014, % Доля проектов в госсекторе в общей выручке 2013, % 13Техносерв Москва н/д Cognitive Technologies Москва ITG (INLINE Technologies Group) Москва Softline Москва Компьюлинк Москва *- источник Сnews Analytics, 2015

КРУПНЕЙШИЕ ИТ-КОНСУЛЬТАНТЫ, 2014 Название Выручка компании от оказания ИТ-услуг (консалтинг, аудит, внедрение, сервисная поддержка) в 2013 г. (тыс., с НДС) Выручка компании от оказания ИТ-услуг (консалтинг, аудит, внедрение, сервисная поддержка) в 2012 г. (тыс., с НДС) Рост 1Ланит ,96% 2Энвижн Груп ,95% 3IBS* ,93% 4Техносерв ,42% 5EPAM Systems ,05% 6Крок ,43% 7 ITG (INLINE Technologies Group) ,09% 8Компьюлинк ,44% 9Ай-Теко ,87% 10AT Consulting ,08%

КРУПНЕЙШИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ В ГОССЕКТОРЕ Система Функционал системы и этапы интеграционных проектов СМЭВ Позволяет федеральным, региональным и местным органам власти в электронном виде обмениваться данными, необходимыми для оказания государственных услуг гражданам и организациям. Является ядром сервисов электронного государства и взаимодействует с ЕГИСЗ, ГИС ГМП и целым рядом других ИС. СМЭВ имеет сервис-ориентированную инфраструктуру и состоит из сети защищенных каналов связи между узлами, расположенными в ЦОДах «Ростелекома». К концу 2014 г. удалось достичь готовности региональных сведений в продуктивной среде СМЭВ около 99%. Также идет подключение органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов к информационной системе досудебного обжалования решений и действий, совершенных при предоставлении госуслуг ЕГИСЗ Для оперативного контроля над деятельностью и отчетностью ЛПУ из единого центра с целью эффективного Расходования средств ФОМС, ИТ-систему решено было централизовать. Общая архитектура ЕГИСЗ стала состоять из сегмента централизованных общесистемных компонентов и сегмента прикладных компонентов. НИИ «Восход» сейчас предоставляет Минздраву услуги основного центра обработки данных, а «Ростелеком» – резервного ЦОДа. С «Ростехом» Минздрав заключил контракты на поддержку уже разработанных федеральных сервисов электронной регистратуры и интегрированной электронной медицинской карты ГИС ГМП ГИС ГМП задумывалась как информационная система, которая предоставляет заинтересованным сторонам информацию о фактах оплаты. Через СМЭВ она соединяется с банками. Основной объем работ был связан с интеграцией множества систем и налаживанием гарантированного обмена данными обо всех транзакциях в них ГИС ЖКХ Одна подсистема ГИС ЖКХ в режиме реального времени будет проводить автоматическую проверку начислений, сравнивая их с установленными тарифами (информация о тарифах будет поступать в ГИС через СМЭВ от Федеральной службы по тарифам). С помощью еще нескольких подсистем жильцы могут контролировать деятельность управляющих компаний, принимать участие в голосованиях по дому и т.д. В проекте предстоит объединить в огромном хранилище данные, поступающие из множества систем и источников ЕСИА При любом электронном взаимодействии государства (в лице чиновников и служащих МФЦ) с гражданами их авторизация должна проходить через ЕСИА. Соответственно, и сайты федеральных органов власти и регионов, подразумевающие авторизацию, в будущем должны будут подключиться к ЕСИА. С ее помощью государство, зная мобильный телефон человека и его , намеревается помимо информирования о штрафах и т.д. наладить обратную связь с гражданами – ИС «Мониторинг качества государственных услуг». Оператором ЕСИА, ответственным за ее развитие, является Минкомсвязь

КРУПНЕЙШИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ВЕДОМСТВА РОССИИ ПО ВЕЛИЧИНЕ ИКТ-РАСХОДОВ, 2014 Позиция 2014 Позиция 2013Ведомство 2013, тыс. руб.2014, тыс. руб.Изменение , % 11МВД , , ФНС , , Казначейство , , ФТС России , , Минкомсвязь , , ФМС России , , Минобороны , , МЧС , , Росреестр , , Центризбирком , ,7-53.9

ИКТ-РАСХОДЫ РЕГИОНОВ, 2014 Регион Расходы региона на ИКТ, млн руб Субсидия из федеральн ого бюджета в 2014 г., млн руб Суммарные расходы на ИКТ в 2014 г., млн руб Рост 2014/2013, % Расходы региона на ИКТ 2015 (план), млн руб Рост 2015/2014, % 1Москва Санкт-Петербург Московская область Хабаровский край Новосибирская область Республика Татарстан Тюменская область Нижегородская область ХМАО-Югра

ВЕНЧУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИКТ В МИРЕ ПО ЧИСЛУ СДЕЛОК, В % Источник: : CB insights, Json & Partners Consulting, 2015

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИКТ РЕГИОНА

1. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ИТ-ИНФРАСТРУКТУРЫ 1. Использование передового ЦОДа: a) предоставление облачных услуг государственным и бюджетным структурам региона, включая муниципальные образования b) размещение в ЦОД электронного документооборота, СМЭВ, систем для учреждений здравоохранения, образования, градостроительного комплекса, МФЦ, портала госуслуг и пр. 2. Совершенствование каналов связи для доступа к централизованным системам информационным ресурсам: a) расширение пропускной способности каналов b) совершенствование мультисервисной сети c) повышение конкуренции среди телекоммуникационных операторов 3. Управление инфраструктурой ИКТ и контроль качестве ее функционирования посредством единой системы учета инцидентов Централизованная эксплуатация ИС, закупки и обслуживания техники

2. ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ 1. Строительство МФЦ : a) перенос информационной системы, обслуживающей МФЦ, в ЦОД b) интеграция с казначейской системой – получение информации о платежах за госуслуги c) Продолжение наращивания количества услуг (более 100 услуг ) d) запуск единого контакт центра (получение госуслуги по телефону, трекинг запросов) 2. Запуск единого контакт центра для получение госуслуги a) расширение пропускной способности каналов b) совершенствование мультисервисной сети c) повышение конкуренции среди телекоммуникационных операторов 3. Выстраивание сквозных бизнес процессов, охватывающих муниципальные и региональные учреждения. Запуск единой информационной системы, обеспечивающей ИТ поддержку этих процессов

3. ДЛЯ ГРАЖДАН И БИЗНЕСА 1. Развитие портала государственных услуг : a) появление первого регионального мобильного приложения для граждан 2. Внедрение ИКТ технологий в сферах : a) здравоохранения – внедрение электронной регистратуры в ЛПУ региона, формирование единых банков данных результатов обследований пациентов, медицинских изображение и пр. b) образования – создание сквозной системы в области дополнительного образования, системы единой записи в общеобразовательные школы, система контроля входа детей в школу и запись в профессиональные и высшие учебные заведения, появление систем дистанционного обучения как преподавателей, так и учеников c) культуры – информатизация государственных библиотек и музеев региона, оцифровка их фондов, создание новых бесплатных образовательных ресурсов для школьников, запуск туристического портала и т.д. 3. Развитие систем на базе спутниковой навигации: a) мониторинг общественного транспорта, школьных автобусов, машин скорой помощи, мусоровозов и прочей ЖКХ техники b) внедрение технологии интеллектуальной оплаты проезда (списание денег с карт в зависимости от расстояния, преодоленного пассажиром)