Курс: Корпоративные Финансы и налогообложение Тема 9: Финансовое планирование Преподаватель: Ворникова Н.И., магистр в экономике, лектор Кишинэу, 2015.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Advertisements

ДИСЦИПЛИНА «Финансовая политика компании» Лектор: Вершинина Ольга Васильевна.
Бюджет автор: Кирюшина А.А. План лекции Содержание, цели и задачи финансового планирования и бюджетирования. Виды финансовых планов,
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
Инвестиционное планирование. Что такое инвестиции? Инвестиции – долгосрочные вложения капитала в собственной стране или за рубежом в предприятия разных.
Финансы организации Преподаватель – Грабовский А.Е.
БУХГАЛТЕРСКИЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ Тема 4: « Система финансовых коэффициентов и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия» © И.В. Депутатова.
Финансы и кредит Финансы предприятий. Сущность финансов предприятий Финансы предприятий - это система денежных отношений, охватывающая широкий круг денежных.
БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ЭУ-302 Бодьсурэн Чимэдцэеэ.
Швецова Ирина Николаевна Сыктывкар Коуз Р.определяет фирму как «…систему отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть.
Анализ чувствительности Внутренняя устойчивость проекта - прогнозируемые значения выгод и затрат и соответствующие показатели состояния проекта, при которых.
Цели финансового анализа. Выявление изменений показателей финансового состояния; Выявление факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия; Оценка.
Модуль 2 «Управление финансовыми ресурсами корпораций» Тема 1 «Управление финансовым капиталом корпорации (организации)»
Стратегия и тактика финансового менеджмента. Стратегия - это искусство руководства, планирования, управления, основанное на перспективных прогнозах. С.
Подготовил Ст-т 3 к 2 гр Умардибиров Гамзат. Инвестициями называются все виды денежных, имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты.
Сущность, необходимость и структура бизнес-плана.
Отношения, связанные с обеспечением финансовыми ресурсами называются финансовыми отношениями. Сферу финансовых отношений в практической деятельности предприятия.
Мастер бюджет или управленческий баланс в планировании. Назначение годового плана. Исходные данные годового плана. Правила разработки годового плана. Структура.
Анализ финансовой отчетности предприятия. Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно погашать свои внешние.
Транксрипт:

Курс: Корпоративные Финансы и налогообложение Тема 9: Финансовое планирование Преподаватель: Ворникова Н.И., магистр в экономике, лектор Кишинэу, 2015

Финансовое планирование - это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде.

В условиях рыночных отношений, когда в полной мере реализуются принципы самостоятельности и ответственности предприятий за результаты своей деятельности, возникает объективная необходимость финансового планирования.

Финансовое планирование напрямую связано с планированием производственной деятельности предприятия. Практически все финансовые показатели базируются на показателях объема производства, ассортимента продукции, себестоимости продукции.

Финансовое планирование способствует выявлению внутренних резервов предприятия, соблюдению режима экономии.

Во-первых, получение планового размера прибыли и других финансовых показателей возможно лишь при условии соблюдения плановых норм затрат труда и материальных ресурсов.

Во-вторых, объем финансовых ресурсов, рассчитанных на основе финансовых планов, устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов, непроизводительные расходы, внеплановые финансовые инвестиции и т. д.

В-третьих, создает необходимые условия для эффективного использования производственных мощностей, повышения качества продукции.

Финансовое планирование на предприятии охватывает 3 основных его вида: 1) оперативное планирование финансовой деятельности; 2) текущее планирование финансовой деятельности; 3) прогнозирование финансовой деятельности.

Каждому из этих видов финансового планирования соответствуют определенные формы представления его результатов.

Все три вида финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности.

Первоначальным этапом финансового планирования является прогнозирование финансовой деятельности, которое определяет задачи текущего ее планирования. В свою очередь, текущее планирование финансовой деятельности создает основу для более углубленного оперативного ее планирования.

1. Прогнозирование финансовой деятельности предприятия представляет собой наиболее сложный этап планирования, требующий высокой квалификации исполнителей.

Под прогнозированием финансовой деятельности предприятия следует понимать формирование системы долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижений.

Прогнозирование финансовой деятельности предприятия является частью общей стратегии экономического развития предприятия и носит по отношению к ней подчиненный характер и должно быть согласовано с ее целями и направлениями.

В рамках прогнозирования финансовой деятельности разрабатывается общая концепция финансового развития и финансовая политика предприятия по отдельным аспектам финансовой деятельности.

Прогнозирование финансовой деятельности предусматривает установление последовательности и сроков достижения отдельных целей и стратегических задач. Как правило, период прогнозирования составляет 35 лет.

Текущее планирование финансовой деятельности состоит в разработке системы финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия.

Текущее планирование позволяет определить на предстоящий период все источники финансирования деятельности предприятия, сформировать систему его доходов и расходов, обеспечить постоянную платежеспособность предприятия, предопределить структуру его активов и пассивов на конец планируемого периода.

Отдельные виды текущих финансовых планов предприятия составляют обычно на предстоящий год с разбивкой по кварталам.

В процессе текущего финансового планирования на предприятиях разрабатываются обычно следующие виды финансовых планов: план доходов и расходов по основной хозяйственной деятельности; план доходов и расходов по основной хозяйственной деятельности; план поступления и расходования денежных средств; план поступления и расходования денежных средств; балансовый план; балансовый план; план формирования и использования финансовых ресурсов. план формирования и использования финансовых ресурсов.

3. Оперативное планирование финансовой деятельности заключается в разработке системы бюджетов.

Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода (до 1 года), отражающий расходы и поступление средств по отдельным аспектам финансовой деятельности, отдельным хозяйственным операциям или инвестиционным проектам.

Разработка бюджета направлена на решение двух основных задач: определение объема и структуры расходов; определение объема и структуры расходов; обеспечение покрытия этих расходов финансовыми ресурсами из различных источников. обеспечение покрытия этих расходов финансовыми ресурсами из различных источников.

В практике оперативного финансового планирования используются два вида бюджетов: бюджет капитальных затрат и поступления средств, бюджет капитальных затрат и поступления средств, бюджет текущих денежных расходов и доходов. бюджет текущих денежных расходов и доходов.

Бюджет капитальных затрат и поступления средств это бюджет, разрабатываемый на этапе осуществления реального инвестирования, связанного с новым строительством, реконструкцией и модернизацией объекта.

Бюджет текущих денежных расходов и доходов это бюджет, разрабатываемый по отдельным хозяйственным операциям или по хозяйственной деятельности предприятия в целом в разрезе отдельных краткосрочных периодов (в порядке конкретизации плана доходов и расходов по основной хозяйственной деятельности).

В целях увеличения объема прибыли, рентабельности своей работы предприятие должно разрабатывать проекты, которые предусматривают вложение финансовых ресурсов в создание новых технологий, организацию новых производств, реконструкцию оборудования для выпуска конкурентоспособных товаров на внутреннем и внешнем рынках, строительство филиалов и цехов, приближенных к источникам сырья и рынкам сбыта и т. д.

Каждый из этих проектов должен быть обоснован в бизнес-плане от идеи до расчета конкретной суммы прибыли, которая будет получена от его реализации. Каждый из этих проектов должен быть обоснован в бизнес-плане от идеи до расчета конкретной суммы прибыли, которая будет получена от его реализации. Таким образом, бизнес-план представляет собой программу, которая описывает экономико-организационную сторону проекта, реализация которого должна принести прибыль предприятию-инвестору. Таким образом, бизнес-план представляет собой программу, которая описывает экономико-организационную сторону проекта, реализация которого должна принести прибыль предприятию-инвестору.

Всем участникам бизнес-план дает необходимую информацию для анализа и оценки проекта с точки зрения его разумности и реалистичности, перспективности и результативности.

Бизнес-план состоит из трех частей: Описание проекта (разделы маркетинга и производства). Описание проекта (разделы маркетинга и производства). Финансовая информация (баланс, финансовый план, стратегия инвестиций, товарно- материальное обеспечение, кредитование, страхование и расчеты рентабельности). Финансовая информация (баланс, финансовый план, стратегия инвестиций, товарно- материальное обеспечение, кредитование, страхование и расчеты рентабельности). Сопроводительные документы (организационный и юридический планы, учредительные документы, копии контрактов, лицензий и т. п.). Сопроводительные документы (организационный и юридический планы, учредительные документы, копии контрактов, лицензий и т. п.).

Структура бизнес-плана предприятия:

Бизнес-план включает следующие разделы: Общее описание проекта, в котором указывается цель осуществления затрат, их необходимость, характеристика инвестиционного объекта. Общее описание проекта, в котором указывается цель осуществления затрат, их необходимость, характеристика инвестиционного объекта. Характеристика товаров, услуг, патентов, «ноу-хау», которые смогут быть предложены рынку, или других результатов, которые достигаются после завершения проекта и дают прибыль (например, снижение себестоимости продукции, увеличение ее надежности, повышение других качественных характеристик, которые могут увеличить рентабельность продукции). Характеристика товаров, услуг, патентов, «ноу-хау», которые смогут быть предложены рынку, или других результатов, которые достигаются после завершения проекта и дают прибыль (например, снижение себестоимости продукции, увеличение ее надежности, повышение других качественных характеристик, которые могут увеличить рентабельность продукции).

Маркетинговая программа, которая разрабатывается с целью исследования и прогнозирования рынка. Маркетинговая программа, которая разрабатывается с целью исследования и прогнозирования рынка. Характеристика сырьевой и экспериментальной базы, кадровое обеспечение и других сторон ресурсного обеспечения проекта. Характеристика сырьевой и экспериментальной базы, кадровое обеспечение и других сторон ресурсного обеспечения проекта. Расчет экономической эффективности финансовых результатов проекта и сроков окупаемости затрат. Расчет экономической эффективности финансовых результатов проекта и сроков окупаемости затрат.

Как правило, бизнес-план составляется, если предприятие испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для выполнения того или иного проекта, и это вынуждает его обращаться к инвесторам или в банк за кредитом.

Ключевым разделом бизнес-плана является финансовый план. Для инвестора, как и для самого предприятия, он интересен, поскольку: обобщает результаты всех предыдущих разделов бизнес-плана; обобщает результаты всех предыдущих разделов бизнес-плана; обосновывает общие потребности данного проекта в инвестициях; обосновывает общие потребности данного проекта в инвестициях;

позволяет судить о том, насколько данный проект вообще приемлем с экономической точки зрения; позволяет судить о том, насколько данный проект вообще приемлем с экономической точки зрения; показывает источники получения финансовых ресурсов и направления их расходования, показывает источники получения финансовых ресурсов и направления их расходования, соотношение текущих потребностей в денежных средствах с движением наличности, соотношение текущих потребностей в денежных средствах с движением наличности, дает оценку финансового состояния предприятия в результате реализации проекта. дает оценку финансового состояния предприятия в результате реализации проекта.

Вышеизложенные аспекты финансового плана отражаются в трех основных его частях: Плане доходов и расходов (план прибыли и убытков). Плане доходов и расходов (план прибыли и убытков). Плане денежных поступлений и выплат (плановый кассовый бюджет или план движения наличности). Плане денежных поступлений и выплат (плановый кассовый бюджет или план движения наличности). Плановом балансе. Плановом балансе.

Главным инструментом разработки бизнес-плана является сметное планирование.

Смета это форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий предприятия на предстоящий период. Смета это форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий предприятия на предстоящий период.

Задачей составления сметы является расчет объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объем экономического показателя (продажа, выпуск продукции, объем услуг и т п.).

Различают два подхода к расчетам смет: Разработка сметы с «нуля». Применяется в случаях, когда проектируется новое предприятие или когда предприятие меняет профиль работы. Разработка сметы с «нуля». Применяется в случаях, когда проектируется новое предприятие или когда предприятие меняет профиль работы. Планирование от достигнутого. Применяется в случаях, когда профиль работы предприятия не изменяется. Планирование от достигнутого. Применяется в случаях, когда профиль работы предприятия не изменяется.

Финансовое планирование является и отправной точкой, и конечным пунктом всей системы планирования, включая в себя производственно- хозяйственную и финансовую деятельность предприятия.

Однако, в деятельности некоторых предприятий возникают проблемы с платежеспособностью, которые в последствие могут привести к банкротству.

Z-модель Альтмана математическая формула, измеряющая степень риска банкротства каждой отдельной компании, разработанная американским экономистом Эдвардом Альтманом в 1968 году. Эдвардом Альтманом Эдвардом Альтманом

Общий экономический смысл модели представляет собой функцию от некоторых показателей, характеризующих экономический потенциал предприятия и результаты его работы за истекший период. При разработке собственной модели Альтман изучил финансовое положение 66 предприятий, половина из которых обанкротилась, а другая половина продолжала успешно работать.

Пятифакторная модель Альтмана для акционерных обществ, чьи акции котируются на рынке. Самая популярная модель Альтмана, именно она была опубликована ученым 1968 году. Формула расчета пятифакторной модели Альтмана имеет вид.

Z = 1,2 × Х1 + 1,4 × Х2 + 3,3 × Х3 + 0,6 × Х4 + Х5 где X1 оборотный капитал к сумме активов предприятия. X2 нераспределенная прибыль к сумме активов предприятия: отражает уровень финансового рычага компании. X3 прибыль до налогообложения к общей стоимости активов. Показатель отражает эффективность операционной деятельности компании. X4 рыночная стоимость собственного капитала к балансовой стоимости всех обязательств. Х5 объем продаж к общей величине активов предприятия характеризует рентабельность активов предприятия.

В результате подсчета Z показателя для конкретного предприятия делается заключение: Если Z < 1,81 вероятность банкротства составляет от 80 до 100%; Если Z < 1,81 вероятность банкротства составляет от 80 до 100%; Если Z = 1,81-2,77 средняя вероятность краха компании от 35 до 50%; Если Z = 1,81-2,77 средняя вероятность краха компании от 35 до 50%; Если Z = 2,77-2,99 вероятность банкротства не велика от 15 до 20%; Если Z = 2,77-2,99 вероятность банкротства не велика от 15 до 20%; Если Z > 2,99 ситуация на предприятии стабильна, риск неплатежеспособности в течение ближайших двух лет крайне мал. Если Z > 2,99 ситуация на предприятии стабильна, риск неплатежеспособности в течение ближайших двух лет крайне мал.

Точность прогноза в этой модели на горизонте одного года составляет 95%, на два года 83%, что является ее достоинством. Недостатком же этой модели заключается в том, что ее по существу можно рассматривать лишь в отношении крупных компаний, разместивших свои акции на фондовом рынке.

Несостоятельность (банкротство) предприятия представляет собой неспособность предприятия удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса предприятия. Несостоятельность (банкротство) предприятия представляет собой неспособность предприятия удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса предприятия.

Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или не способно обеспечить выполнение требований кред иторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

Виды банкротства: Реальное банкротство. Данный вид характеризуется неспособностью предприятия восстановить свою платежеспособность в силу реальных потерь собственного и заемного капитала. Высокий уровень потерь капитала, повышение доли кредиторской задолженности обуславливают невозможность ведения хозяйственной деятельности. Реальное банкротство. Данный вид характеризуется неспособностью предприятия восстановить свою платежеспособность в силу реальных потерь собственного и заемного капитала. Высокий уровень потерь капитала, повышение доли кредиторской задолженности обуславливают невозможность ведения хозяйственной деятельности.

Банкротство бизнеса. Термин банкротство бизнеса используется компанией «Dun & Bradstreet» крупнейшим агентством по статистике банкротств, как характеристика такого вида бизнеса, который прекратил операции, принеся убытки своим кредиторам. Таким образом, бизнес определяется «Dun & Bradstreet» как несостоятельный, даже если он формально не прошел процедуру банкротства. Банкротство бизнеса. Термин банкротство бизнеса используется компанией «Dun & Bradstreet» крупнейшим агентством по статистике банкротств, как характеристика такого вида бизнеса, который прекратил операции, принеся убытки своим кредиторам. Таким образом, бизнес определяется «Dun & Bradstreet» как несостоятельный, даже если он формально не прошел процедуру банкротства.

Временное (условное) банкротство, характеризуется таким состоянием неплатежеспособности организации, которое вызвано превышением актива баланса предприятия над его пассивом, а также большим размером дебиторской задолженности и затовариванием готовой продукции. Такой вид банкротства предприятия при антикризисном управлении с использованием инструментария санирования не приводит к его ликвидации. В условиях проведения внешнего управления появляется реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия, переориентировать производство с учетом требований рынка и обеспечить в перспективе его устойчивое развитие. Временное (условное) банкротство, характеризуется таким состоянием неплатежеспособности организации, которое вызвано превышением актива баланса предприятия над его пассивом, а также большим размером дебиторской задолженности и затовариванием готовой продукции. Такой вид банкротства предприятия при антикризисном управлении с использованием инструментария санирования не приводит к его ликвидации. В условиях проведения внешнего управления появляется реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия, переориентировать производство с учетом требований рынка и обеспечить в перспективе его устойчивое развитие.

Преднамеренное (умышленное) банкротство, связано с преднамеренным созданием руководителями и владельцами предприятия состояния его неплатежеспособности, нанесением ему экономического вреда (хищение средств предприятия) в личных интересах и в интересах иных лиц. Преднамеренное (умышленное) банкротство, связано с преднамеренным созданием руководителями и владельцами предприятия состояния его неплатежеспособности, нанесением ему экономического вреда (хищение средств предприятия) в личных интересах и в интересах иных лиц.

Фиктивное банкротство это ложное объявление предприятием о своей неплатежеспособности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них льгот по уплате финансовых обязательств, либо для погашения долгов фирмы неконкурентоспособной продукцией. Виновные в ложном объявлении предприятия неплатежеспособным, в утаивании активов для погашения кредиторской задолженности преследуются в уголовном порядке. Фиктивное банкротство это ложное объявление предприятием о своей неплатежеспособности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них льгот по уплате финансовых обязательств, либо для погашения долгов фирмы неконкурентоспособной продукцией. Виновные в ложном объявлении предприятия неплатежеспособным, в утаивании активов для погашения кредиторской задолженности преследуются в уголовном порядке.

Реструктуризация - комплекс правовых, организационно-технических и операционных мер, инициированных кредиторами, собственником предприятия или его менеджером, и направленных на финансово- экономическое оздоровление предприятия на основе рекапитализации, изменения структуры активов и обязательств, перестройки менеджмента и рыночной политики, внесения изменений в производственно-операционный процесс

Главная цель реструктуризации поиск источников развития предприятия с помощью внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы основаны на выработке операционной, инвестиционной и финансовой стратегий создания стоимости фирмы за счет собственных и заемных источников финансирования; внешние на реорганизации видов деятельности и структуры предприятия.

Реорганизация предприятия проводится в следующих случаях: при признании предприятия банкротом, а структуры его баланса - неудовлетворительной; при признании предприятия банкротом, а структуры его баланса - неудовлетворительной; с целью повышения эффективности платежеспособного предприятия. Реорганизационные процедуры проводятся по инициативе юридических лиц. с целью повышения эффективности платежеспособного предприятия. Реорганизационные процедуры проводятся по инициативе юридических лиц.

Задачами реформирования предприятия являются: защита прав собственников; защита прав собственников; четкое разграничение ответственности собственников и руководителей предприятий, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества; четкое разграничение ответственности собственников и руководителей предприятий, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества; обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия; обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

формирование стратегии развития предприятия; формирование стратегии развития предприятия; подготовка и переподготовка кадров; подготовка и переподготовка кадров; анализ положения предприятия на рынке; анализ положения предприятия на рынке; анализ существующих сетей сбыта продукции; анализ существующих сетей сбыта продукции; анализ существующей системы снабжения; анализ существующей системы снабжения; экономический анализ ассортимента выпускаемой продукции; экономический анализ ассортимента выпускаемой продукции; анализ финансового состояния и эффективности финансового управления; анализ финансового состояния и эффективности финансового управления; анализ сильных и слабых сторон предприятия. анализ сильных и слабых сторон предприятия.

К основным направлениям реформирования предприятий относятся: К основным направлениям реформирования предприятий относятся: выявление и устранение нарушенных прав акционеров; выявление и устранение нарушенных прав акционеров; инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия; инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия; рыночная оценка активов предприятия; рыночная оценка активов предприятия; анализ положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием; анализ положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием;

создание системы хозяйственно-договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств; создание системы хозяйственно-договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств; создание эффективного механизма управления предприятием; создание эффективного механизма управления предприятием; использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых ресурсов; использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых ресурсов; повышение квалификации работников предприятия как один из факторов повышения устойчивости развития предприятия. повышение квалификации работников предприятия как один из факторов повышения устойчивости развития предприятия.

Спасибо за внимание!