Кафедра ПТ им. А.Н. Даниярова Слайд-лекция по дисциплине «Транспортное право» для специальности 5 В 090100 «Организация перевозок, движения и эксплуатация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УСТАВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ.
Advertisements

Паспорт ГУ «Отдел земельных отношений города Приозерск»
Лекция 13. Предмет и система финансово-страхового права ВОПРОСЫ: 1.Понятие страхования и страховой деятельности 2.Формы, отрасли, классы и виды страхования.
Бондарева Е.Д.. Договор перевозки является одним из договоров, регулирующих отношения по территориальному перемещению объектов или людей с помощью транспортных.
Тема 7. Подтверждение соответствия Согласно руководству ИСО/МЭК 2"Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности"; система.
Технология сдачи и приема груза на морском транспорте при интермодальной перевозке.
О внесении изменений в земельное законодательство.
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА КДнРТиУ ХАШБА АННА ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ.
Тема 13 Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и земель иного специального назначения. Правовой режим земель промышленности,
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ТРАНСПОРТНИКОВ Оценки и предложения по отдельным положениям законопроекта « О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного.
В соответствии 793 ГК РФ в случае неисполнении,либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК.
Лекция 6. Нетарифное регулирование ВЭД в России. Основные понятия Нетарифное регулирование, лицензирование и квотирование, исключительное право на экспорт.
Правовые аспекты и особенности законодательства Российской Федерации в сфере деятельности такси.
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации МЭРИЯ ГОРОДСКОГО.
Государственное регулирование биржевой деятельности в Республике Беларусь.
Перевозка грузов железнодорожным транспортом.. Перевозка грузов по железным дорогам – один из самых распространенных видов перевозок в РФ. Железнодорожные.
Выполнили студенты гр Зайнуллина И.И. Халилова Р.И. Выполнили студенты гр Зайнуллина И.И. Халилова Р.И.
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
Транксрипт:

Кафедра ПТ им. А.Н. Даниярова Слайд-лекция по дисциплине «Транспортное право» для специальности 5В «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта» Авторы Авторы: ст. преп., магистр Адилова Н.Д., ст. преп. Конирова Ж.А.

Тема: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРАНСПОРТЕ

План лекций: 1. Законодательство о транспорте; 2. О собственности на средства транспорта; 3. Система государственного регулирования и управления деятельностью транспорта.

1. Законодательство о транспорте состоит из норм Гражданского кодекса Республики Казахстан (1), настоящего Закона (2), международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, иных нормативных правовых актов. Отношения, связанные с деятельностью трубопроводного транспорта, регулируются соответствующим законодательством Республики Казахстан. Условия перевозок, порядок использования транспортных средств, обеспечения безопасности движения, соблюдения правил охраны труда, противопожарной безопасности, технико-технологических и санитарных норм определяются нормативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта, утверждаемыми в установленном порядке и являющимися обязательными для всех участников транспортных отношений. Правовые нормы к перевозкам, использованию транспорта, обеспечению безопасности движения, соблюдению правил охраны труда, противопожарной безопасности, техническим, технологическим и санитарным нормам утверждаются в установленном порядке по видам транспорта и являются обязательным для всех сторон, участвующих в перевозках.

Транспорт в Республике Казахстан основывается на многообразных формах собственности. Все собственники транспорта равны и пользуются защитой закона в равной степени (6). Магистральные железные дороги, республиканские автомобильные дороги общего пользования, включенные в установленном порядке в сеть государственных международных маршрутов, а также имеющие оборонное значение согласно перечню, утверждаемому Правительством Республик и Казахстан, включая инженерные сооружения на них, судоходные водные пути, маяки, устройства и навигационные знаки, регулирующие и гарантирующие безопасность судоходства, аэронавигационные устройства системы управления воздушным движением, сети телекоммуникации, инженерные сети, связанные с обеспечением безопасности полетов воздушных судов, а также метрополитен являются государственной собственностью.

Малодеятельные участки железных дорог и узкоколейные линии, а также автомобильные дороги, за исключением указанных в части третьей настоящей статьи, могут быть государственной так и частной собственностью. Порядок обеспечения режимных требований при перевозке грузов оборонного значения определяется законодательством Республики Казахстан, независимо от формы собственности средств транспорта и участков дорог.

2. Земли транспорта. Порядок предоставления земель и вод для нужд транспорта Землями транспорта в республике признаются: -земли, отведенные землепользователям под объекты транспорта; -земли для транспортных дорог и путей, отводимые транспортным, дорожным и другим организациям, осуществляющим их строительство и эксплуатацию. Земельные и водные отношения, возникающие с предоставлением земель и вод транспорту и их использование регулируются земельным, водным и транспортным законодательством. В целях обеспечения надежной эксплуатации сооружений и других объектов транспорта в районах, подверженных обвалам, оползням, размывам, селям и опасным природным воздействиям, устанавливаются охранные зоны. В районах, подверженных обвалам, оползням, размывам, селям и другими опасными воздействиями природы, нормами строительства объектов транспорта дополнительно отводятся охранные зоны.

Транспортные предприятия и перевозчики обязаны использовать предоставленные им земли в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления, применять природоохранные технологии производства и не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей деятельности.

3. Система государственного регулирования и управления деятельностью транспорта 3.1 Государственное регулирование деятельности транспорта Уполномоченный государственный орган регулирует предпринимательство транспортного предприятия, рыночными методами, осуществлением единой правовой, финансовой, инвестиционной, кредитной, тарифной, социальной, научно- технической политики, контроля за исполнением транспортными предприятиями законодательства Республики Казахстан. Уполномоченный орган государства не должен вмешиваться в предпринимательство транспортного предприятия, отвлекать персонал эксплуатации на другие работы, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. 3.2 Государственное управление транспортом Управление транспортом осуществляется уполномоченным государственным органом, образуемым по решению Президента Республики Казахстан и действующим в соответствии с Положением, утвержденным Правительством Республики Казахстан.

Основными задачами уполномоченного государственного органа являются: - охрана прав предпринимательства и интересов рынка спроса и предложения транспортных услуг Республики Казахстан; - осуществление межгосударственного и международного сотрудничества в области транспорта; - разработка проектов законодательных и иных актов, стандартов, норм, определяющих правовой и нормативный порядок функционирования всех видов транспорта, независимо от форм собственности; - разработка государственных национальных программ и концепций развития всех видов транспорта, формирование и проведение инвестиционной, научно­-технической и социальной политики, а также подготовка кадров; - создание условий для обеспечения потребностей экономики и населения республики в перевозках и связанных с ними услугах; - правовая защита потребителя услуг транспорта; - разработка прогнозов и своевременное качественное обеспечение потребностей государственных нужд республики и населения в перевозках; - координация работы и осуществление функции государственного регулирования деятельности транспортного комплекса РК.

3.3 Лицензирование транспортной деятельности Лицензирование транспортной деятельности - это определение перечня деятельности транспорта на право осуществления перевозок пассажиров, груза и других сопутствующих услуг на транспорте. Лицензирование транспортной деятельности - это выполнение положений и норм права, на коммерческо-предпринимательскую деятельность, связанной с осуществлением перевозок пассажиров, грузов и других транспортных услуг, на которые получены лицензии. Перечень транспортной деятельности и транспорта, подлежащих лицензированию, устанавливается законодательными актами (6). Физическим и юридическим лицам – владельцам двух и более транспортных средств, при выдаче лицензии оформляется документ на каждую транспортную единицу, документ, подтверждающий наличие лицензии.

3.4 Полномочия в сфере транспорта представительных и исполнительных органов на местах Полномочия представительных и исполнительных органов в сфере транспорта осуществляются на местах в соответствии с Законом Республики Казахстан «О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан» и другими законодательными и нормативными актами. При организации перевозок пассажиров на регулярных маршрутах городского пассажирского транспорта перевозчики должны заключать договоры с исполнительными местными органами или уполномоченными ими органами на обслуживание данных маршрутов.

4 Требования к отгрузке по Законодательству о поставках Выполнение перевозок и норм требований к условиям перевозок по поставкам товара осуществляется по сформировавшемуся спросу предложений рынка на транспортные услуги во всех его многоукладных видах перевозочных отношений. Перевозка и правовые требования к условиям перевозок осуществляются в целях выполнения обязательств, вытекающих из востребования спроса рынка на транспортные услуги во всех формах его многоукладных хозяйств и собственности.

Транспорт и Законодательство о поставках Обязательство поставки исполняются погрузкой продукции соответствующим транспортом, который принимает грузы для доставки в пункт назначения по исполнению обязательств грузоотправителя перед получателем. В данном случае поставщик (грузоотправитель по договору), а покупатель (получатель по договору поставки). В законодательстве о поставках имеются нормы, содержащие юридические требования, предъявляемые к поставщику и связанные с транспортировкой продукции. Старые требования согласно Положению от (11).

Договор поставки и условия перевозок Поставки товаров Поставщиком осуществляются согласно Договору Получателя путем отгрузки железнодорожным, автомобильным или водным транспортом. Выбор транспортных средств или способ транспортировки, в первую очередь, оговариваются условием договора и грузоотправителем гарантирован в том случае, если Получатель и Перевозчик удовлетворят все его потребности в перевозке данным видом транспорта. При этом Поставщик по требованию покупателей - оптовиков обязан по отдельным товарам выполнить условия следующих поставок (11): 1. Рыбы, рыбные товары, мясо и мясопродукты по железной дороге в районы потребления формировать в вагонные партии (сборные вагоны) с адресованием их одному или нескольким получателям, расположенных в одном направлении, при чем не менее 1-го вагона холодильника по каждому товару (11).

2. Минеральные воды и др. напитки в бутылках полногрузными вагонами и контейнерами. Другие грузы баржами навалом, штабелями. 3. Минимальные нормы отгрузки. Они определяются договорами в особых условиях различными показателями: количеством и весом мест, единицами изделия, стоимостью продукции, видом продукции, отправки (вагон, контейнер, мелкая отправка и др.). 4. Если минимальные партии для отдельной продукции не нормированы, то они согласуются в договорах, т.к. для транспортных средств это считается недогрузом. Дополнительные условия оговаривают специфику организации транспортного процесса (Дополнение груза, скоропортящиеся грузы, количество перевозок, сертификат товаров и сроки поставки).

Транспортные договоры Виды транспортных договоров на перемещение груза из одного пункта в другой всегда оформляются договорами перевозки конкретного груза. (Приложение 1. Примерная форма договора перевозки конкретного груза). Отношения сторон при этом оформляются договорами на перевозку, которые характерны для автомобильного, речного, морского и воздушного транспорта, но не существуют на железнодорожном транспорте (7). Транспортно- экспедиционные услуги могут быть в рамках договора перевозки или посредством заключения самостоятельного договора транспортной экспедиции на оказание транспортно- экспедиционного обслуживания. Эксплуатация малодеятельных участков железных дорог оформляется также договорами. Указанные выше договора отличаются друг от друга своей ролью в транспортном процессе, содержанием, формой, порядком заключения. Значения договоров стало более необходимым в условиях рынка на выполнение перевозок конкретных грузов, партии грузов в условиях различной формы собственности юридических лиц и форм оплаты.

Договор перевозки груза Договор перевозки - основной договор. В настоящее время различают договор перевозки груза и долгосрочные договоры на организацию перевозки. В первом случае транспортная организация обязуется своевременно доставить вверенный ему груз в пункт назначения, обеспечив его количественную сохранность и выдать грузополучателю, а обязанность грузополучателя оплатить перевозки. Исполненным договор считается в момент сдачи груза. Формой договора является соответствующая транспортная накладная: на ЖД и речном транспорте, грузовая накладная на воздушном транспорте, товарно-транспортных накладная на автомобильном транспорте. На морском транспорте или перевозке между портами груз оформляется коносаментом, а при смешанных перевозках плотов, нефтеналивных цистерн накладной.

Накладная представляет собой договор, потому что в ней содержится взаимно согласованные сторонами грузоотправителем и транспортной организацией все условия перевозки груза. Без накладной нет договора перевозки. Исключение на автоперевозках - товар отпускается по накладным на отпуск. Однако в случае споров все документы, кроме ТТН, не имеют юридической силы. ТТН на автоперевозках является кроме всего документом учета товаров и соответственно для списания груза отправителем. Коносамент при морских перевозках грузов имеет еще свойство Договора перевозки, распиской удостоверяющей факт принятия груза, перевозчиком и дает ему право на распоряжение грузом.

Долгосрочные договоры на организацию перевозок В случаях предоставления провозных документов, конкретизирующих условия выполнения организации перевозок, возможны подачи транспорта под погрузку и заключению договора перевозок конкретного груза. Так, на ЖД в провозных документах все условия оговорены, что достаточно к перевозке накладной для доставки в пункт назначения. На транспорте других видов иные договора на перевозку грузов, регулирующие отношения сторон, участвующих в перевозках. Долгосрочные договоры на организацию перевозок заключаются при необходимости согласования; сроков предъявления груза к перевозке, порядок подачи транспортных средств и других организационных во взаимоотношений сторон по подготовке необходимых условий предстоящей перевозки на автомобилях - договор на перевозку грузов; на речном транспорте - навигационные; на морском транспорте - специальные навигационные; на воздушном транспорте - специальные.

На автотранспорте годовой договор на перевозку грузов - важнейшее средство организации взаимоотношений автотранспортного предприятия и грузоотправителя по выполнению обязательств перевозок по договорам. Типовой годовой договор является - нормативным актом и условия в нем имеют обязательную силу для автотранспорта. В настоящее время, когда перевозки носят эпизодический характер, перевозки оформляются заказом. В заказе содержатся все сведения, необходимые для выполнения в нем перевозок, - дата и время подачи автомобилей, пункты отправления и назначения, наименование и количество груза, режимы работ складов, фронт погрузки и данные об оплате перевозок. В данном случае заказ выступает в роли договора. На морском и речном долгосрочном договоре перевозок указывают: способы определения веса груза, о таре, о способе упаковки, условия погрузки и размещения груза на судне.

Договоры на транспортно-экспедиционное обслуживание При автоперевозках транспортно-экспедиционные операции для грузоотправителей принимает на себя перевозчик, независимо от того, какой вид перевозок им осуществляется: доставка груза от пункта отправления грузоотправителем на автомобилях до склада станции железной дороги, порта, пристаней или вывоз груза со станций, портов и пристаней к грузополучателю. Обычно автотранспортные предприятия выполняют при этих перевозках и транспортно-экспедиционное обслуживание без заключения с грузоотправителем и грузополучателем самостоятельных договоров, и эти услуги входят в договор на перевозку грузов. Специальные договора не заключают и при централизованном вывозе и завозе грузов на станциях, пристанях, в портах и аэропортах.

Отдельные договоры на транспортно-экспедиционное обслуживание заключаются предприятиями ЖД транспорта, согласно которым ЖД могут осуществлять транспортно- экспедиционное обслуживание предприятий, организаций, учреждений, пользующихся железнодорожным транспортом и создавать для этой цели транспортно-экспедиционные организации, содержащиеся за счет платежей, поступающих за производимые операции. В обязанности этих контор входит наряду с приемом и оформлением грузов и перевозка грузов от станции ЖД до грузополучателя и от грузоотправителя до станции, для чего они пользуются услугами автотранспорта оборотов вагонов. Ветвевладелец вносит установленную плату за пользование участком земли, занятыми подъездными путями и сооружениями в полосе отвода. В случае использования «ветвевладельцем» услуг локомотива железной дороги, также заключается договор на эксплуатацию подъездных путей, но по другой форме, где предусматривается подача вагонов к местам погрузки-разгрузки и возможность выставить их по фронту разгрузки. Важным условием при этом является размер фронта разгрузки и сроки простоя вагонов под грузовыми операциями.

Контрольные вопросы 1. Законодательство о транспорте; 2. Земли транспорта; 3. Государственное регулирование деятельности транспорта; 4. Управление транспортом; 5. Лицензирование транспортной деятельности; 6. Транспортные договоры; 7. Виды договоров.

Литература 1.Гречуха. В.Н. Транспортное право. Ч.1. М.: МГИУ, Егиазаров В.А. Транспортное право. М.: Юстицинформ, Новиков В.М. Транспортное право (железнодорожный транспорт). М., Стрельникова И.А. Отношения, составляющие предмет транспортного права // Сборник научных статей «Экономика, управление, культура» / Под ред. Л.Д. Абрамовой. Вып М.: ГУУ, 2007.