Магистратура: формирование нового сигнала на российских рынке труда и рынке образования Рощин С.Ю., Рощина Я.М. НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, 10 апреля 2015.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Факторы образовательных и трудовых планов российских студентов Рощина Яна, Доцент НИУ-ВШЭ Москва, ЛЭСИ, 2014.
Advertisements

Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления Старт вашей карьере даcт.
Высшее образование в Великобритании и в России Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение «Гимназия 57» Исследовательская работа подготовлена.
ФГБОУ ВПО Национальный исследовательский университет «МЭИ» ОПЫТ МЭИ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ЭНЕРГЕТИКИ. Москва, 18 апреля 2012 г. НИУ Начальник управления.
Переход РТА на международно признанную систему подготовка «бакалавра» и «магистра»: благо или новые проблемы? Подготовила студентка 2 курса Экономического.
Профильная подготовка кадров высшей квалификации: за и против Брежнева Валентина Владимировна, декан Библиотечно- информационного факультета Санкт-Петербургского.
Реализация международных образовательных программ как фактор повышения конкурентоспособности российских вузов: опыт программы «двойной российско-немецкий.
Направление подготовки: Религиоведение Магистерская программа: Методология религиоведения.
МАГИСТРАТУРА САПРЫКИНА Ольга Анатольевна – канд. экон. наук, директор института магистратуры, аспирантуры и научных исследований (ИМАиНИ) ФАДЕЙКИНА.
Двухуровневая система высшего образования в Бурятской ГСХА им. В.Р.Филиппова Попов А.П. ректор, профессор.
МАГИСТРАТУРА. Магистратура – это второй уровень двухуровневой системы высшего профессионального образования, созданной в процессе реформирования российской.
Профессиональная компетентность выпускника - условие успешной адаптации на рынке труда. «Социально-профессиональная компетентность – это сформированное.
-Si potes praeesse oportet ! - Отделение статистики, анализа данных и демографии факультета экономики Заведующий отделением доктор экономических наук,
Приоритетом научной деятельности кафедры экономики и управления является исследование региональных моделей воспроизводства, формирования и развития человеческих.
Социологический факультет Магистерская программа Управленческое консультирование и социальные технологии Квалификация (степень): магистр социологии Москва.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
Многообразие профессий выбор профессии выбор профессии классификации профессий пути получения профессии Вопросы дня.
Уфимский государственный авиационный технический университет.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
Современное высшее образование: формирование компетентности специалиста.
Транксрипт:

Магистратура: формирование нового сигнала на российских рынке труда и рынке образования Рощин С.Ю., Рощина Я.М. НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, 10 апреля 2015

Магистратура в российском образовании Более высокий уровень подготовки по сравнению с бакалавриатом Предполагает специализированную подготовку «вглубь» или «вширь» Возможность формирование сложных образовательных траекторий, бакалавриат + магистратура по другому направлению

Магистратура в российском образовании Первый прием годы 2011 год - переход к приему по новому перечню образовательных направлений, первый массовый прием в бакалавриат 2015 год - первый массовый выпуск бакалавров, основа для массового спроса на магистратуру

Выпуск специалистов с высшим проф. образованием из государственных вузов по уровню полученных дипломов Получили диплом: Количество (тыс.чел.) бакалавр 67,769,771,685,4161,5 специалист 1084,71052,41011,9920,6782,4 магистр 25,435,343,653,968,3 ИТОГО1177,81157,31127,11059,91012,3

Выпуск специалистов с высшим проф. образованием из государственных вузов по уровню полученных дипломов Получили диплом: Доля от выпуска (%) бакалавр 5,76,06,48,116,0 специалист 92,190,989,886,977,3 магистр 2,23,03,95,16,8 ИТОГО100,0

Прием студентов в государственные вузы по уровню программ обучения Принято Количество (тыс.чел.) бакалавр 159,4855,2886,6827,7768,8 специалист 980,4129,8137,3140,9132,6 магистр 55,772,786,798,1111,0 ИТОГО1195,41057,71110,61066,71012,4

Прием студентов в государственные вузы по уровню программ обучения Принято Доля от приема (%) бакалавр 13,373,978,778,175,9 специалист 83,211,212,213,313,1 магистр 4,76,37,79,311,0 ИТОГО100,0

Зачем учиться в магистратуре? (теория) Формирование большего человеческого капитала (Беккер Г.) Выше конкурентоспособность на рынке труда (более высокие заработки, доступ к «лучшим» рабочим местам) Приобретение сигнала о большей производительности (Спенс М.) Выше конкурентоспособность на рынке труда (более высокие заработки, доступ к «лучшим» рабочим местам)

Зачем учиться в магистратуре? (данные опросов) Выше конкурентоспособность на рынке труда (более высокие заработки (?), доступ к «лучшим» рабочим местам (?)) Академическая карьера Смена специализации, направления образования Подготовка к продолжению обучения (в аспирантуре, за рубежом и т.д.)

Данные Мониторинг экономики образования, НИУ-ВШЭ Опрос студентов вузов ( ), респондентов Опрос работодателей (2012), 1012 респондентов

Различия в отношении к специалистам, бакалаврам и магистрам со стороны работодателей

Работодатели (МЭО, 2012) бакалавры магистры Практически нет различий с проф.подготовкой специалистов 15,715,5 Профессиональная подготовка хуже, чем у специалистов 8,62,0 Профессиональная подготовка лучше, чем у специалистов 0,84,0 Затрудняюсь ответить 6,45,3 Не имел опыта работы с бакалаврами\ магистрами 68,573,2

Если бы на вакансию на вашем предприятии претендовал кандидат с дипломом бакалавра и с дипломом магистра, кого бы вы предпочли? (Работодатели, МЭО 2012) ТИП ВАКАНСИИ Магистр БакалаврБезразлично Руководитель функционального подразделения 35,02,362,7 Менеджер подразделения, ответственный за основную производственную деятельность 26,55,368,2 Исполнитель высшей квалификации, специалиста функционального подразделения 24,35,670,1 Специалист, занятый в линейном подразделении, ответственный за основную производственную деятельность 20,57,372,3 Служащие, офисные работники, технические исполнители 9,45,984,8

Опрос студентов (МЭО) Ежегодно – 80 вузов, панель (всего – 119), треть – из Москвы, 80% - государственных Специальности: общественные науки – 38%, гуманитарные – 9%, естественные -11%, технические – 13%, медицинские – 5%, культура – 9%, другое – 14%

Есть ли у тех, кто имеет диплом магистра, преимущества на рынке труда перед теми, кто имеет диплом специалиста? (Студенты, МЭО, 2014) МАГИСТРЫ..... Бак.Спец.Маг.Всего могут занять более высокую должность 41,728,949,238,1 могут получить более высокую ЗП 26,514,136,523,2 могут быстрее найти работу 21,313,023,018,8 другое преимущество 1,00,90,01,0 нет преимуществ 36,357,227,842,3

Есть ли у тех, кто имеет диплом магистра, преимущества на рынке труда перед теми, кто имеет диплом бакалавра? (Студенты, МЭО, 2014) МАГИСТРЫ..... Бак.Спец.Маг.Всего могут занять более высокую должность 57,551,773,856,4 могут получить более высокую ЗП 39,926,759,536,7 могут быстрее найти работу 31,425,139,729,8 другое преимущество 0,9 0,80,9 нет преимуществ 18,830,77,121,9

Динамика потенциальных трудовых и образовательных траекторий (студенты, МЭО, )

Собираются учиться в магистратуре (%), бакалавры+специалисты

Собираются учиться в магистратуре (%) в зависимости от уровня обучения

Собираются учиться в магистратуре (%) в зависимости от мотивов выбора вуза при поступлении

Собираются учиться в магистратуре (%) в зависимости от материальной обеспеченности семьи родителей

Намерение учиться в магистратуре (регрессионный анализ) Позитивные факторы Семья обеспеченная Окончил спецшколу Ориентация на качество обучения Успеваемость (+ш Бакалавра Классический университет Москва Творческие кружки Негативные факторы Специализация – культура (база – общественные науки) Негосударственный ВУЗ Вечернее обучение Позитивные факторы Научная работа (2011) Знание ин.языка (2011)

Различия в заработках молодых специалистов РМЭЗ НИУ ВШЭ (RLMS HSE) , молодые люди с ВО в возрасте лет (N = 6741) 4,6% учились в аспирантуре, в том числе 2% отметили, что «получили диплом», но наличие кандидатской или докторской степени признали 1% Имели диплом магистра – 2006 – 4,7%, 2011 – 6,9% Диплом специалиста и бакалавра в РМЭЗ НИУ ВШЭ в эти годы не различался

Различия в заработках молодых специалистов с высшим образованием Заработная плата (на первой работе) с образованием магистра на 30% выше заработной платы работника с образованием бакалавра или специалиста Заработная плата работника с образованием магистра и со степенью кандидата наук примерно равны

Выводы Происходит постепенное формирование «магистерского» сигнала на рынках труда и образования Начала формироваться «премия» на магистерское образование Предпочтения работодателей в пользу магистров пока слабо выражены, так как их мало на рынке Спрос на магистратуру предъявляют в большей степени студенты бакалавриата, ориентированные на качество образование из семей с лучшей материальной обеспеченностью Изменение ситуации произойдет в году после выхода на рынок труда массового выпуска бакалавров и увеличения выпуска магистров