Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Advertisements

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ДО 1. Преемственность дошкольного и начального общего образования 2 Соблюдение требований к условиям реализации.
Эта презентация использует макрос Drag and Drop, созданный Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного.
ЧАСТЬ 4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
МБДОУ 36 Кызыл Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия 2.Обеспечение равных.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад 1 г. Губаха, Пермский край Примерная общеобразовательная.
Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Краткая презентация образовательной программы дошкольного образования. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 30.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ДО. Оценка индивидуального развития детей связана с оценкой эффективности педагогических действий и лежит в.
Эта презентация использует макрос Drag and Drop, созданный Основная образовательная программа государственного бюджетного дошкольного образовательного.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Презентация Основной образовательной программы (ООП) в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
ФГОС Что это такое? 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования должен обеспечивать: -единство образовательного пространства.
Презентация основной образовательной программы дошкольной разновозрастной группы МОУ Козская СОШ.
2014 г. ФГОС Требования к структуре Основной образовательной программы ДО Требования к условиям реализации ООП ДО Требования к результатам освоения ООП.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Утвержден приказом МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 октября 2013 г.
«Знатоки ФГОС дошкольного образования» (деловая игра) Подготовил: старший воспитатель МДОУ – детского сада 16 г. Маркса Солод Елена Викторовна.
Транксрипт:

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко» села Лорино»

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко» села Лорино» Принята на заседании Педагогического совета Протокол 1 от «28» августа 2015 г. Утверждена приказом заведующего 63 от «28» августа 2015 г.

Структура Основной общеобразовательной программы дошкольного образования Целевой раздел. Содержательный раздел. Организационный раздел. Приложение

1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко» села Лорино» (далее - Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Нормативно-правовая база: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. 462 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих от 31 октября 2010 г; Постановление государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. 26 «Об утверждении Сан ПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Программа МБДОУ «ДС Солнышко» с. Лорино» (далее – Организация) обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от полутора до семи лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по пяти образовательным областям: социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию, физическому развитию. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Цель Программы Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Задачи программы: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Принципы и подходы к формированию Программы 1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; 2. Построение образовательной деятельности с учетом индивидуализации дошкольного образования; 3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений; 4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5. Сотрудничество учреждения с семьей; 6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности; 8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9. Учет этнокультурной ситуации развития детей. 10. Учет интеграции образовательных областей; 11. Соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.

1.2. Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности. Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности. Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их. Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу. Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами. Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях. Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно- ролевых играх. Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация). У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам. Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности. Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены. Проявляет ответственность за начатое дело. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте. Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде. Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях. Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу. Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших. Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Система оценки результатов освоения Программы В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальным достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Как следует из ФГОС ДО, целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

Педагогическая диагностика Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе: коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.) игровой деятельности; познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности); проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность); художественной деятельности; физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); оптимизации работы с группой детей. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей МБДОУ «ДС«Солнышко» с. Лорино» Группа Количество групп Количество детей в группе Возраст детей 1 2 ранняя 119 от 1 г. 6 м. до 3 лет 21 младшая 122 от 2 до 3 лет 32 младшая от 3 до 4 лет 4 средняя 122 от 4 до 5 лет 5 старшая 120 от 5 до 6 лет 6 подготовительная от 6 до 7 лет Всего групп 6 – детей – 124.

Возрастные особенности психофизического развития детей Первая младшая группа (от 2 до 3 лет) На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Средняя группа (от 4 до 5 лет) В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Старшая группа (от 5 до 6 лет) Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков.

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Содержание ООП ДО обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие Основная цель – Основная цель – воспитание целостной гармонически развитой личности развитие предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства ( словесного, музыкального, изобразительного ), мира природы реализация самостоятельной творческой деятельности детей ( изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.) становление эстетического отношения к окружающему миру формирование элементарных представлений о видах искусства восприятие музыки, художествен - ной литературы, фольклора стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений Задачи художественно – эстетического развития

Физическое развитие

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ «Программа обучения детей родному (чукотскому) языку» под редакцией Н.И. Вемруной, И.М. Кайсагалиевой, Н.Н. Кравцовой

Пояснительная записка «Программа обучения детей родному (чукотскому) языку» (далее -Программа) предусматривает связь с основными направлениями Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» ( Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.).

Цели и задачи программы Ведущая цель программы: формирование языковой среды, как основы национальной культуры. Задачи программы: Развивать навыки чукотской разговорной речи. Формировать элементарные представления о растительном и животном мире Чукотки. О явлениях природы. Познакомить детей с трудом взрослых: охотник, рыбак, зверовод, оленевод, швея, косторез. Рассказывать о важности и значимости их труда. Прививать любовь к родной речи, желание разговаривать на родном языке, последовательно излагать увиденное и услышанное.

Принципы построения программы Программа построена на общих принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка: видеть, понимать и любить красоту окружающего мира, на совершенствование разговорной чукотской речи дошкольников, их мышления, развитие творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию, а пониманию речи. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует возрастным особенностям детей и имеет возможность реализации в других образовательных учреждениях округа. Программа позволяет решить поставленные цели и задачи на национальном материале. Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса обучения детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста. Строится с учётом принципа интеграции образовательных областей с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Основывается на комплексно-тематическом принципе. Предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, праздников. Построение образовательного процесса предлагается в игровой форме, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Принцип гуманизации: признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка; признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка; уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса. Принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития. Принцип непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего возраста до подготовительной к школе группы. Приоритетом непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе. Принцип системности. Все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы.

Содержательная часть программы Программа состоит из 6 блоков: - первый блок - содержит знакомство с предметами ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, лицо. - второй блок - это знакомство с животными моря (кит, морж, нерпа, касатка, белый медведь, белуха, лахтак); птицами (чайка, утка, баклан, гагара, топорок); рыбами (голец, камбала, корюшка, сайка, треска, навага). - третий блок – это знакомство с животными тундры: олень, волк, лиса, медведь, заяц, евражка, песец, мышь, лемминги, горностай; птицами: пуночки, вороны, совы, журавли, гуси, утки, куропатки, кулики; насекомыми: комар, паук, бабочка, божья коровка. - четвертый блок – это знакомство с трудовой деятельностью и орудиями труда взрослых: рыбак, охотник, оленевод, зверовод, косторез, швея. - пятый блок - это знакомство с малой Родиной (семья, родной поселок, родной край, главный город Чукотки, герб и флаг Москва –Россия – Анадырь – Чукотка) - шестой блок - содержит материал о природных явлениях, характерных для всех времен года и формы его использования в различных видах учебно - игровой деятельности: занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация); развитие речи (рассматривание картин, звуковая культура речи, чтение художественной литературы), игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, пальчиковые). Также включены темы: солнечная система, где даются понятия о солнце и луне, закате, восходе, заре; о небе и звездах; об атмосферных явлениях (молния, гром, гроза), облака и тучи, осадки (дождь, снег, град, роса, иней, туман); о состоянии моря (штиль, шторм, прилив, отлив).

Материально- техническое обеспечение программы Наглядный материал: предметные и сюжетные картинки для индивидуальной работы с детьми, панно – тундра, море; подобраны иллюстрации, фотографии по родному краю; изготовлены муляжи морских и тундровых животных, видеоматериал, сделаны презентации по некоторым темам занятий, подобраны картинки для звуковой культуры речи, рассказы, сказки, стихи, физминутки. На физминутках используются словесные игры, национальные подвижные игры со считалками, национальные танцы. К подвижным играм подготовлено много атрибутов: арканы, рога, нарты, мешки с песком для бега, кольцебросы, снегоступы, чукотские мячи; шапочки для подвижных игр. В этноцентре собраны орудия труда охотников: байдарка, гарпун, копье, весла, нож для разделки кита, ружье, закидушка, сачок для ловли рыбы, удочки, скребок из кремния для выделки шкур; домашняя утварь: яранга, туша оленья с внутренностями, сшитая из ткани, жирник, огниво и трут, блюдо деревянное для еды мяса, плошки для обрядов, выбивалка для снега, ножи. Имеется театр кукол по чукотским сказкам. Все занятия предусматривают артикуляционную гимнастику, звуковую культуру речи, небольшие полилоги, введён активный и пассивный словарь, словарная работа для усвоения новых слов и фраз, предусмотрены физкультурные минутки.

Программа валеологической направленности Пояснительная записка В настоящее время возрастает необходимость активной разработки и использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений, стимулирующих приобретение опыта ценностного отношения к своему здоровью уже в дошкольные годы. Основная цель валеологического образования – научить ребенка быть здоровым. В настоящее время роль педагогики оздоровления стремительно растет, задача взрослых – помочь ребенку сформировать доминирующие потребности сохранения здоровья. Под здоровьем подразумевается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», таким образом, понятие «здоровье» включает физический, психический и нравственный компоненты.

Цель и задачи программы Цель программы: -приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - создать здоровьесберегающую и развивающую среду, предусматривающую осуществление закаливающих и оздоровительных мероприятий, обеспечивающих комфортное пребывание ребенка в детском саду в соответствии с его индивидуальными особенностями и состоянием здоровья. Желательно оборудовать специальное помещение для физкультурных занятий, разместив в нем необходимое оборудование, спортивный инвентарь и игрушки; - особое внимание уделить подбору и расстановке кадров на группы с учетом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что результаты физического развития детей зависят, прежде всего, от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний, необходимо продумать систему всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей в сочетании с контролем за организацией воспитательно-образовательного процесса; - специально организованное обучение детей на занятиях; - организовывать рациональное распределение нагрузки на детей в течение дня; - осуществление планирования.

Принципы создания программы 1. Доступность: - адаптированность материала к возрасту ребенка. 2. Систематичность и последовательность: - постепенная подача материала от простого к сложному; - частое повторение усвоенных правил и норм. 3. Динамичность: - интеграция программы в разные виды деятельности. 4. Опережающий характер обучения: - учет уровня развития ребенка; - перенос освоенной ребенком информации в незнакомые условия.

Содержательная часть программы Программа валеологической направленности включает четыре раздела, которые представлены в перспективно-тематическом планировании для каждого возрастного периода на весь учебный год. Это такие разделы: Я открываю себя; Я осваиваю гигиену и этикет; Я среди опасных предметов; Я двигаюсь. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, имеют свою специфику, свою воспитательно- образовательную ценность и цели. Согласно возрастным особенностям ребенка разработаны требования к уровню усвоения программы.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Распорядок и/или режим дня Вид деятельности Младша я группа 3-й год жизни Младшая группа 4-й год жизни Средняя группа 5-й год жизни Старшая группа 6-й год жизни Подго товит ельна я групп а 7-й год жизни Прием, самостоятельная игровая деятельность Утренняя гимнастика Подготовка к завтраку, завтрак, второй завтрак, дежурство (со средней группы)

Самостояте льная игровая деятельност ь, игра Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки Подготовка к обеду, обед Подготовка ко сну, дневной сон Постепенны й подъем, закаливающи е водно- воздушные процедуры Полдник

Игры, самостояте льная деятельнос ть Чтение художествен ной литературы Подготовка к прогулке, прогулка Подготовка к ужину, ужин – – Самостоятел ьная игровая деятельност ь, игра Уход детей домой 18.20

Режим двигательной активности детей общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 50-70% периода бодрствования ребенка; содержанием двигательного режима является двигательная деятельность, разнообразная по составу движений, физических упражнений, видам и формам деятельности. При этом целесообразными движениями должны быть насыщены и игры детей, бытовая и трудовая деятельность; определенную часть двигательного режима составляют физические упражнения, специально подобранные для формирования систем и функций организма, которые включаются в организованные и индивидуальные формы работы с детьми; периоды двигательной активности чередуются со спокойными «сидячими» видами деятельности; каждый ребенок по своему желанию должен иметь возможность двигаться самостоятельно в любое время дня.

Развивающая предметно-пространственная среда в МБДОУ «ДС «Солнышко» с. Лорино» Вид помещения Основное предназначение Оснащение Кабинет заведующего ДОУ Индивидуальные консультации, беседы с педагогическим, медицинским, обслуживающим персоналом и родителями; Библиотека нормативно – правовой документации; Компьютер, принтер, сканер, факс; Документация по содержанию работы в ДОУ (охрана труда, приказы, пожарная безопасность, договоры с организациями и пр.)

Музыкальный зал Проведение непосредственной образовательной деятельности по музыке; Развлечения тематические; Театральные представления; Праздники; Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей Шкаф для используемых педагогом дополнительного образования по музыке пособий, игрушек, атрибутов; Музыкальный центр, аудиокассеты, диски с детскими песнями, пианино, телевизор, DVD- проигрыватель; Микрофон; Театр би-ба-бо, ширма; Шапочки для хороводных игр; Дидактические музыкальные игры. Физкультурный зал Утренняя гимнастика; Развлечения, тематические, физкультурные досуги, праздники НОД по физкультуре Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания; Шкафы для мелкого спортивного оборудования Демонстрационный, раздаточный материал для занятий

Коридоры ДОУ Информационно- просветительская работа с сотрудниками ДОУ и родителями. Стенды для родителей, визитка ДОУ. Стенды для сотрудников (административные вести, охрана труда, профсоюзные вести, пожарная безопасность). Участок Прогулки, наблюдения; Игровая деятельность; Самостоятельная двигательная деятельность, Физкультурное занятие на улице. Трудовая деятельность на участке. Прогулочные площадки для детей всех возрастных групп. Игровое, функциональное, (столы, скамьи) и спортивное оборудование. Физкультурная площадка

Групповые комнаты Сюжетно-ролевые игры Самообслуживание Трудовая деятельность Самостоятельная творческая деятельность Ознакомление с природой, труд на природе Сенсорное развитие Развитие речи Ознакомление с окружающим миром Ознакомление с художественной литературой и художественно- прикладным творчеством Развитие элементарных математических представлений Обучение грамоте Стол воспитателя, методический шкаф (полка); Детская мебель для практической деятельности; Книжный уголок; Уголок для изобразительной детской деятельности; Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье», «Библиотека», «Школа»; Природный уголок; Конструкторы различных видов; Головоломки, мозаики, пазлы, настольно-печатные игры, лото; Развивающие игры по математике, логике; Различные виды театров; Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения; Дидактические материалы по сенсорике, математике, развитию речи, обучению грамоте; Глобус «Вода-суша», глобус «Материки»; Географический глобус; Географическая карта мира; Карта России; Муляжи овощей и фруктов Календарь погоды Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей морей и рек, рептилий

Групповые комнаты Сюжетно-ролевые игры Самообслуживание Трудовая деятельность Самостоятельная творческая деятельность Ознакомление с природой, труд на природе Сенсорное развитие Развитие речи Ознакомление с окружающим миром Ознакомление с художественной литературой и художественно- прикладным творчеством Развитие элементарных математических представлений Обучение грамоте Различные виды театров; Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения; Дидактические материалы по сенсорике, математике, развитию речи, обучению грамоте; Глобус «Вода-суша», глобус «Материки»; Географический глобус; Географическая карта мира; Карта России; Муляжи овощей и фруктов Календарь погоды Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей морей и рек, рептилий

Медицинский кабинет Осмотр детей, консультации медсестры, врачей; Консультативно- просветительская работа с родителями и сотрудниками ДОУ Изолятор; Процедурный кабинет; Медицинский кабинет. Кабинет педагога- психолога Коррекционная работа с детьми; Индивидуальные консультации с родителями; Занятия по коррекции поведения детей. Детская мебель; Театр би-ба-бо, теневой театр; Развивающие игры, игровой материал. Шкафы для методической литературы, пособий; Методическая литература по психологии; Стол для песочной терапии; Мягкие модули; Материал для обследования детей.

Этноцентр -Проведение непосредственной образовательной деятельности по чукотскому языку Сюжетно-ролевые игры на национальную тематику Самообслуживание Трудовая деятельность Самостоятельная творческая деятельность Ознакомление с природой Чукотки, труд на природе Сенсорное развитие Развитие чукотской речи Ознакомление с окружающим миром Чукотки Ознакомление с художественной литературой и художественно-прикладным творчеством Чукотки Наглядный материал: Предметные и сюжетные картинки для индивидуальной работы с детьми, панно – тундра, море; иллюстрации, фотографии по родному краю; муляжи морских и тундровых животных, видеоматериал, презентации по некоторым темам занятий, картинки для звуковой культуры речи, рассказы, сказки, стихи, физминутки. Атрибуты к подвижным играм: арканы, рога, нарты, мешки с песком для бега, кольцебросы, снегоступы, чукотские мячи; шапочки для подвижных игр. Материал для сюжетно-ролевых игр: орудия труда охотников: байдарка, гарпун, копье, весла, нож для разделки кита, ружье, закидушка, сачок для ловли рыбы, удочки, скребок из кремния для выделки шкур; домашняя утварь: яранга, туша оленья с внутренностями, сшитая из ткани, жирник, огниво и трут, блюдо деревянное для еды мяса, плошки для обрядов, выбивалка для снега, ножи, театр кукол би-ба-бо по чукотским сказкам.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. Период 1 младшая 2 младшая средняястаршая подготовител ьная 2 недели сентября Я в мир е чел ове к Я и моя семья Я - ребенок. Я в мире человек Я вырасту здоровым Я - гражданин 2 недели сентября Ранняя осень 1 недели октября Мой дом. Мой дом. Мое село. Мое село. Моя страна Моя малая Родина Чукотка Моя малая Родина Чукотка. День народного единства 3 недели октября Мой дом. Мой дом. Мое село. Мое село. Моя страна Моя малая Родина Чукотка Моя малая Родина Чукотка. День народного единства

4 недели ноября Поздняя осень Поздняя осень. Животные тундры. Поздняя осень. Животные тундры 2 недели декабря Вместе дружная семья День Чукотки 2 недели 9 декабря 1 неделя января 10 января Новогодний праздник Новый год 3 недели Января 1 неделя февраля Зима 2 недели феврал я Папин день День защитник ов Отечества 1 неделя Февраля 1 неделя марта Мамин день Междуна родный женский день

3 недели марта Весна 2 недели апреля Народные игры. Народная культура и традиции. Народная культура и традиции. Кильвей Наша планета. Космос 2 недели апреля Народная культура и традиции. Кильвей. 2 недели мая Лето День Победы 2 недели мая Лето До свиданья, детский сад. Здравствуй, школа! 1 июня - 1 сентября.В летний период детский сад работает в каникулярном режиме

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!