МБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Вологды» Проект осуществлен благодаря финансовой поддержке благотворительного фонда Елены.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила студентка v курса З. О АФВ Фомиченко Т. А Проверил преподователь Люсова О. В.
Advertisements

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов». СРЦН «КАНСКИЙ»
Руководители: Виноградова Ирина Васильевна. Специальность: учитель истории; психолог и преподаватель психологии. Любимова Светлана Владимировна. Специальность:
М ЕТОДЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛЮДЯМ В СИТУАЦИЯХ ТЯЖЁЛЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ.
«От инновации – к школе сотрудничества и взаимодействия»
РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА. « ОДИНОЧЕСТВО – САМОЕ СТРАШНОЕ НАКАЗАНИЕ », – ГОВОРИЛ ИЗВЕСТНЫЙ ПИСАТЕЛЬ XIX В. Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ.
Особенности взаимодействия с людьми пожилого возраста Максим Подберёзкин Москва,
Педагогический совет Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
IV Международный форум «Каждый ребенок достоин семьи» Москва, октября 2015 Значение установления консультативного контакта с кандидатами в приемные.
Взаимодействия родителей и педагогов в процессе интегрированного обучения. Успешное решение проблем ребенка немыслимо без участия родителей. Но родители.
Перспективы применения технологий социальной работы с естественным социальным окружением клиента.
Профессиональный стресс (ПС). Профессиональный стресс многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации.
Профессиональная деформация. Профессиональная деформация - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Вы замечали, что некоторым людям очень тяжело произнести слово «нет»? Они боятся, что это слово может разрушить их добрые отношения с собеседником, и.
Цели: Виды конфликтов. Формула конфликта. Какие существуют модели поведения в конфликте? Из-за чего возникают конфликты? Роль эмоций в конфликтах. Что.
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
Психологическое здоровье Психологическое здоровье (по И.В. Дубровиной) - это совокупность личност­ных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости,
Методика организации интерактивного обучения. МОУ СОШ 46 Учитель математики Корнева М.С.
Характер – это не погода, его можно изменить Развитие Личностных качеств.
Транксрипт:

МБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Вологды» Проект осуществлен благодаря финансовой поддержке благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко « ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ПРЕОДОЛЕНИИ ГОРЯ И ТЯЖЕЛОЙ УТРАТЫ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ» ( методическое пособие для специалистов учреждений социального обслуживания) разработали: Чиркова С.К.- специалист по социальной работе Яснина Т.А. –психолог Кулькова Г.Н. –специалист по социальной работе

Актуальность. Человек в любом возрасте может столкнуться с горем, тяжелыми потерями, смертью. Однако именно для пожилых людей вероятность потерь увеличивается. Множественные проблемы, такие как: сильное физическое страдание или потеря здоровья, смерть супруга, угроза зависимости, уход на пенсию и потеря возможности активного участия в общественной жизни, сильное психологическое или психическое истощение и другие, характерны для людей позднего возраста. До недавнего времени не принималось почти никаких мер по работе с этими проблемами человека в позднем возрасте. Вероятно, это связано со сложностью проблемы. Переживание утраты является сугубо личным. Однако, переживание утраты – это процесс, и он поддается пониманию. Людям, потерявших родственников можно помочь, можно облегчить страдания пожилых людей.

ФАЗЫ ПРЕЖИВАНИЯ ГОРЯ: Шок и оцепенение. Длится в среднем 7-9 дней. Человек ощущает нереальность происходящего, душевное онемение, бесчувственность, физиологические нарушения. Фаза поиска. По времени частично накладывается на первую и последующую фазы. Наблюдается ощущение присутствия умершего, нереалистическое стремление вернуть его и отрицание постоянства утраты. Фаза острого горя. Длится 6-7 недель. Наблюдается отчаяние, страдание, множество тяжелых и пугающих чувств и мыслей, ощущение пустоты и бессмысленности, нереалистическое стремление вернуть утраченное и отрицание не столько факта смерти, сколько постоянства утраты. Возникают периодические приступы физического страдания, могут наблюдаться некоторые изменения сознания. Фаза остаточных толчков. Длительность около года. В этот период происходят самые важные и трудные для человека эмоциональные события: понимание, осознание причин травмы и горя, оплакивание потери. Своеобразный девиз этого этапа – «простить и проститься». Фаза завершения. На этой фазе происходит адаптация к реальности произошедшего, и душевная боль уменьшается, всё больше и больше начинают занимать окружающие люди и новые события. Уменьшается зависимость от утраты, однако это не означает забвения.

Восстановление: в завершение переходного периода, наступившего после смерти близкого, жизнь человека восстанавливается до нормального состояния, его личность стабилизируется, сохраняя прежнее содержание (основные ценности, представления и идеалы, личностная модель мира остаются неизменными ). Трансценденция: это процесс духовного возрождения, требующий глубочайшего проникновения в скорбь, чего не каждый может или хочет. В точке максимального переживания утраты человек ощущает, словно его погребли с умершим. После этого его базовые личностные особенности подвергаются изменениям, видение мира обогащается, а жизнь получает качественное развитие. Человек становится мужественнее, мудрее, добрее, начинает больше ценить жизнь. Изменяется отношение к другим: возрастают сострадание, понимание и бескорыстная любовь. Фиксация на горе: состояние человека в таком случае характеризуется отчаянием, гневом, горечью и печалью. Он испытывает недостаток духовной веры, смысла жизни или умения адаптироваться, боится собственной кончины, страдает от продолжительного стресса или заболеваний.

ФОРМЫ ОСЛОЖНЕННОГО ГОРЯ: Хроническое горе – форма переживаний, носящая постоянный характер и не снижающаяся со временем Конфликтное горе – форма переживаний, когда один или несколько признаков горя искажаются, как правило, это чувства вины и гнева. Подавленное (маскированное) горе – форма переживаний, когда внешнее проявление горя либо незначительно, либо полностью отсутствует. Но вместо этого появляются жалобы на здоровье и признаки болезни, очень часто совпадающие с теми, которые были у умершего Неожиданное горе – форма переживаний в виде невозможности, вследствие внезапности, принятия утраты; при этом возникает чувство тревоги и именно в случае неожиданного горя очень часто встречается суицидальное поведение среди выживших. Отставленное горе – форма переживания горя, откладываемая на длительный период; сразу после потери возникают эмоциональные проявления, но потом они как бы исчезают и человек не желает примиряться с потерей, не желает расставаться с дорогими вещами, все напоминает об ушедшем. Отсутствующее горе – форма переживания, при которой отсутствуют какие-либо внешние проявления, как если бы утраты не было вообще. Человек либо полностью отрицает ее, либо находится в состоянии шока. Если это состояние продлится, у человека наступает сильное эмоциональное расстройство, которое получило название посттравматического стрессового расстройства.

КРИТЕРИИ НЕОСЛОЖНЕННОГО ГОРЯ: наличие динамики состояния. периодическое отвлечение внимания от болезненной реальности смерти. появление позитивных чувств в течение первых 6 месяцев после смерти близкого человека. переход от острого горя к интегрированному. способность субъекта, пережившего утрату, не только признать смерть близкого человека и расстаться с ним, но и поиск новых и конструктивных способов продолжать отношения с умершим КРИТЕРИИ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ГОРЯ: задержка реакции на смерть близкого ; сильная депрессия, сопровождающаяся бессонницей, чувство самоуничижения, напряжение ; появление болезней психосоматического характера развитие симптомов, от которых страдал умерший; развивать кипучую деятельность, не ощущая боль утраты; неистовая враждебность, направленная против конкретных людей, ; устойчивая нехватка инициативы или побуждений; неподвижность; резкие переходы от страданий к самодовольству. Возможное вынашивание суицидальных планов; изменение отношения к друзьям и родственникам; раздражительность, уход от социальной активности; при особенно сильных переживаниях горе может даже стать причиной болезни и смерти скорбящего человека.

Горе - это ядерная энергия наших эмоций. Если его понять, обуздать и направить, оно станет созидательной силой. Но если горе выходит из-под контроля, если оно искажено и не понятно, оно может стать деструктивной силой. (Боб Дейтс «Наутро после потери» ). Одним из серьезнейших психических расстройств, возникающих после смерти близкого человека, является депрессия. Клинически выраженная депрессия сохраняется в течение года у 15– 20% людей, переживающих утрату. Депрессия бывает легкой, умеренной и тяжелой степени. Тяжелый депрессивный эпизод может протекать без психотических симптомов или с психотическими симптомами. Наиболее важными диагностическими признаками депрессии являются: снижение способности к сосредоточению и вниманию; снижение самооценки и уверенности в себе; идеи виновности и самоуничижения; мрачное и пессимистическое видение будущего; идеи или действия, приводящие к самоповреждению или суициду; нарушенный сон; сниженный аппетит.

Утраты заставляют нас выше ценить ушедших близких, а также учат ценить оставшихся близких и жизнь в целом. После постигшей утраты мы раскрываем глубины своей души, наши истинные ценности и выделяем соответствующие приоритеты. Утрата учит состраданию. Перенесшие потерю обычно тоньше ощущают чувства других и часто испытывают желание помочь другим людям, облегчить их состояние. В целом улучшаются взаимоотношения с людьми. Смерть напоминает нам о непостоянстве жизни. Осознавая текучесть времени, мы еще больше ценим каждый миг бытия. Многие пережившие горе больше сосредоточиваются на жизни и духовности. Горе учит смирению и мудрости. Благодаря утрате может возникать или усиливаться ощущение бессмертия. «Регулярные ежедневные молитвы способствуют формированию и углублению религиозного умонастроения и религиозного мировосприятия. Они оказывают непосредственное психотерапевтическое действие, сопоставимое с действием медитаций, психотерапевтический эффект которых хорошо изучен. Религиозные обряды и ритуалы также имеют психотерапевтическое значение. Их выполнение сопровождается облегчением психического состояния ». (Ю. И. Полищук «Значение религиозной веры в преодолении реакций горя в позднем возрасте»)

НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ПОМОЧЬ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ В СКОРБИ: 1. Человек не должен бояться своих переживаний. Напомните ему, что эмоции (даже гнев) - это естественная, нормальная реакция на печальную ситуацию. 2. Плач - лучший и самый здоровый метод выражения горя. Иногда заботливое прикосновение другого человека в такое время может быть исцеляющим. 3.Слушайте. Не прерывайте его своими соображениями. Это время, когда ему необходимо выговориться. 4. Не следует отрицать или скрывать горе, оно всё равно останется горем.. 5. Если человек подавлен, его необходимо побудить на какую-нибудь позитивную активность. Если депрессия продолжается, необходима профессиональная помощь психолога. 6. Иногда очень полезным (для скорбящего человека) могут быть попытки выразить свои мысли на бумаге. Человек может описать свои чувства и эмоции в дневнике или написать письмо тому, кого потерял. 7.Открытки, цветы, записки, телефонные звонки помогают даже тогда, когда само событие уже в прошлом. 8. Определенная музыка, фильмы о природе, помогают избегать стресса и выводят из депрессии. 9. Для верующих людей важна совместная молитва, чтение определенных мест Библии, посещение Церкви, зажжение свечи. их переживаний

1 Неосложненное горе слушайте, принимая, а не осуждая; сделайте так, чтобы человеку стало ясно, что у вас есть искреннее желание ему помочь выразить свое горе; принимайте чувства и страхи человека серьезно; будьте готовы, что некоторые люди будут злиться на вас; дайте время для того, чтобы появилось доверие: пока его нет, клиент не способен делиться с вами своими переживаниями; дайте надежду, подбодрите клиента тем, что, несмотря на болезненность испытания, люди все же оправляются от горя; соблюдайте уместную дистанцию, не позволяйте себе запутаться в чужих проблемах настолько, чтобы стало невозможным сохранять позицию помогающего. 2. Осложненное горе (реакция утраты искажена) : побуждайте выражение и осознание чувств; работайте над проблемами, созданными отношением сильной зависимости; обратите внимание на двойственные отношения между умершим и горюющим человеком; ищите, в чем их истоки; если чувство вины необоснованно, помогите человеку избавиться от него; если чувство вины обоснованно, подумайте о том, как человек может с этим жить, может ли он как-то искупить свою вину; попытайтесь найти незаконченные дела между умершим и горюющим и проработайте этот вопрос.

Первая ступень - изучение состояния скорбящего. Задача специалиста - дать возможность потерпевшему рассказать историю своими словами. Навыки : внимание к скорбящему; отражение чувств ; активное слушание скорбящего; соблюдение дистанции. Вторая ступень - «новое понимание». Задача специалиста на этом этапе в том, чтобы дать возможность человеку Навыки : помочь человеку продвинуться вперёд к более глубокому эмпатийному пониманию; помочь в понимании непоследовательностей переживания горя; ставить лицом к лицу со сложными и болезненными проблемами; приводить новые точки зрения; активизировать постановку целей на будущее. Третья ступень - «побуждение к действию или переменам». Задача специалиста - поддержать клиента в его желаниях перемен в соответствии с планом поставленных целей и оценить его действия; Навыки : все навыки первой и второй ступеней способность к разрешению проблем и принятию решений; способность оценить действия; способность изменить отношения к изменениям и переменам

смягчение чувства одиночества путем развития социальных навыков, коммуникативных практик в семье и предоставления пожилым людям возможности получения эмоциональной поддержки; формирование у пожилых людей и членов их семей чувства духовной и смысловой согласованности как внутри семьи, так и со значимыми «другими»; развитие духовной и досуговой активности; привитие навыков рефлексии, практики получения и оказания психологической и социальной помощи, в том числе в семье; активизация навыков планирования и целеполагания, связи прошлого и будущего опыта в противовес потери перспективности жизни. «Одними из ключевых задач социальной работы с пожилыми людьми в семье в ситуации утраты близких людей являются привитие и использование социально активного и позитивно окрашенного социального конструкта старения и смерти, а также превращение включенности в среду во внутреннее стремление пожилого человека» ( Заманаева Ю.В. Автореферат диссертации по теме "Переживание утраты близкого как процесс изменений во внутреннем мире личности"

ЭЛЕМЕНТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ УМИРАЮЩЕГО ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА Открытость в обсуждении вопросов, касающихся ухода из жизни. Присутствие (нахождение рядом). Искренний интерес к состоянию пожилого человека, его самочувствию. Важно приглашение к диалогу, которое может побуждать пожилого человека говорить Ресурс воспоминаний. Воспоминания пожилого человека могу помочь вновь пережить счастливые моменты, удачи и достижения в жизни, даже если это время было много лет назад. Обзор всей жизни. Воспоминания помогают перенести фокус восприятия из «здесь и сейчас», вспомнить о достигнутом, заново «пережить» значимые на протяжении жизни ценности и отношения (любовь, работа, воспитание детей...) Принятие. Пожилой человек может сделать вас мишенью своего гнева и обвинений, причем в момент, когда Вы этого меньше всего ждете. Не считайте, что эта ярость направлена на вас. Конечность жизни. Социальный работник должен философски относиться к теме смерти и умирания. Если Вы охвачены страхом, тревогой, запрещаете себе вопросы смерти, Вам будет трудно взаимодействовать с уходящим из жизни человеком.

ПОЗАБОТЬТЕСЬ О СЕБЕ! Физически и эмоционально напряженная работа по уходу за больным может привести к истощению, депрессии и настоящему синдрому выгорания на работе. Многим ухаживающим за больными сложно найти время для себя. Но даже короткие периоды времени, посвященные заботе о собственных потребностях, могут помочь вам. Многим социальным работникам требуется помощь. Некоторые обращаются к друзьям и к семье, но многим необходима профессиональная психологическая помощь. Вам необходимо обратиться к психологу, если вы испытываете: сильное беспокойство или депрессию; взаимодействие и общение между вами и пациентом нарушается или становится болезненным и трудным; плохо себя чувствуете, ощущаете опустошенность и одиночество.

ПРИЗНАКИ ГОРЕВАНИЯ, ПРИ КОТОРОМ ЧЕЛОВЕКУ НУЖНА ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА: 1. Человек не может говорить об умершем, не демонстрируя при этом признаков острого горя, хотя потеря произошла давно. 2. Подобные события у других людей запускают интенсивные переживания собственной утраты. 3. Человек часто поднимает тему утрат или тему своего бесправия и отсутствия власти над обстоятельствами жизни. 4. Сохранение вещей умершего в пределах, переходящих разумные. 5. Появление симптомов сходных с теми, что были у больного при смерти. 6. Человек делает радикальные перемены в жизни, не соответствующие данным обстоятельствам. 7. Хроническая депрессия с чувством вины и потерей самоуважения. 8. Подражание умершему. Иногда даже если у человека нет желания это делать. 9. Наличие саморазрушительных импульсов, вплоть до неосознанное стремления к смерти. 10. Необъяснимая печаль, возникающая в одно и тоже время года. 11. Различные страхи (фобии), ограничительное поведение.

НАПРАВЛЕНИЯ: 1. Информирование о психологических закономерностях горевания. 2. Психологическое сопровождение и поддержка семьи в процессе горе­вания: помощь в осознании и принятии факта смерти члена семьи; оказание членам семьи психологической поддержки и помощи в отреагировании сильных чувств, связанных с болью потери; помощь в реорганизации жизни семьи после смерти одного из ее членов (перераспределение семейных ролей и функций, выработка ритуалов); помощь в завершении эмоциональных отношений с умершим (отреагирование сильных чувств по отношению к нему и факту его смерти).. ПРЕВЕНТИВНЫЕ ПОДХОДЫ ДЛЯ СВЕДЕНИЯ К МИНИМУМУ ЧУВСТВА ПОТЕРИ: 1. Эмоциональная поддержка. 2. Поощрение анализа прожитой жизни. 3. Побуждение к словесному выражению предчувствуемой потери. 4. Просвещение пациента и семьи относительно признаков и симптомов прогрессирующей болезни и процесса умирания. 5. Побуждение пациента и членов семьи закончить незавершенные дела. 6.Присутствие, активное выслушивание, прикосновение и утешение

Первая задача – признание факта потери. Выполнение этой задачи предполагает осознание реальности утраты, выход из шокового состояния. Невыполнение выражается в отрицании факта потери с разными формами проявлений Вторая задача - переживание боли (по W.Worden) или «Второй выбор: переживание сильной боли и необходимость социальной поддержки» (по E.Neeld). Выполнение задачи предполагает проживание случившегося пусть даже через сильную боль. Невыполнение этой задачи будет выражаться в попытках избежать тяжелых чувств, связанных с потерей; нежелании вспоминать о произошедшем, что приводит к блокировке переживаний и затягиванию всего процесса Третья задача - принятие окружающего мира без утраченного (по W. Worden) или «Третий выбор: переоценивание» и «Четвертый выбор: поворот к жизни без утраченного» (по E.Neeld). Невыполнение этой задачи заключается в нежелании жить полноценной жизнью, в отрицании этой возможности, в фиксации на потере. Четвертая, задача – выстроить новое отношение к умершему и продолжать жить ( по W.Worden) или «Пятый и шестой выбор: реконструкция и проживание» и «Седьмой выбор: интеграция» (по E.Neeld). Решение этой четвертой задачи не предполагает ни забвения, ни отсутствия эмоций, а только их перестройку. Данный подход не предполагает личностное и тем более духовное развитие и не указывает на возможность проживания утраты, путем поиска глубинных внутренних ресурсов

Стадия 1. Изучение (исследование) Задачи клиента: рассказать историю, посмотреть на нее со стороны, как бы «исследовать» ее. Задача консультанта на первой стадии: участвовать в разговоре начать работать над тем, как помочь клиенту и защитить себя. Дать возможность клиенту рассказать его историю своими словами. Стадия 2. Новое понимание Задача клиента: понять с помощью психолога, какую роль играет это событие в его жизни, посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, со стороны. Задача консультанта: помочь клиенту, применяя персонификацию, т.е. горюющий должен быть сфокусирован на своих собственных чувствах и на истории, которую он признает своей. Дать возможность клиенту проработать задачи горя в его темпе Стадия 3. Действия Задача клиента: принятие потери и адаптация к новой жизни (уже без умершего). Задача консультанта: поддержать клиента каким- нибудь способом в соответствии с планом; осуществить его и оценить произведенные действия.

быть рядом. Человек, понесший утрату, страдает от образовавшейся пустоты и от того, что невозможно изменить, поэтому ему необходимо присутствие рядом человека, который сопереживает ему, дает ощущение опоры и слушает. дать дорогу чувствам. чувства это живой двигатель работы горя. Акцентирование внимания на эмоционально значимых моментах помогает актуализировать имеющиеся чувства, а чуткое пребывание рядом с переживающим человеком помогает ему прожить их. принятие. Мало выслушать горюющего человека, помочь ему выразить чувства, необходимо еще и принять его целиком, со всеми его чувствами и опытом. Принять - значит отказаться от осуждения и признать право человека на ошибку и на те чувства, которые он сейчас испытывает. Принятие – это и принятие неизбежности страданий. идти в ногу с клиентом. Со стороны психолога при работе с горем требуется терпение и доверие к внутренней мудрости клиента. Иногда может казаться, что он «топчется на одном месте» или движется по замкнутому кругу, однако неоднократное переживание одних и тех же чувств может быть проявлением работы горя и выступать важным этапом на пути к признанию и принятию утраты. Главная цель психолога помочь человеку в последовательном переживании всех чувств, связанных с утратой, и прохождении всех индивидуальных этапов горя, ведущих к исцелению и реорганизации. опора на религиозность. Призывает психолога независимо от своего отношения к вопросам веры поддерживать религиозные устремления человека (когда они есть). Вера в Бога и в продолжение жизни после смерти, конечно, не устраняет горе, но приносит определенное утешение.

1. Стадия гнева и обиды : помочь человеку понять, что переживаемые им негативные чувства, направленные на других, являются нормальными; помочь ему выразить эти чувства в приемлемой форме, направить их в конструктивное русло Стадия вины и навязчивостей : работа с проблемой вины перед умершим 2. Стадия страдания и депрессии : помощь в принятии утраты- вскрыть психологические корни (чувство вины, иррациональные убеждения, культуральные стереотипы, социальные ожидания и т. д.) и попытаться их скорректировать ; отношение человека к своей собственной смерти. 3. Стадия принятия и реорганизации : помочь человеку перестроить свою жизнь, выйти на новый этап жизнедеятельности ( найти способы приспособления к новой реальности; перестроить систему взаимоотношений с людьми ; пересмотреть жизненные приоритеты и выявить наиболее важные смыслы; определить долговременные жизненные цели, построить планы на будущее.

Консультирование при утрате - трудная работа, начиная с утешения и поддержки и заканчивая разрешением тяжелой и болезненной реакции потери Профессиональная задача психолога заключается в том, чтобы помочь клиенту по- настоящему пережить утрату, совершить работу горя, а не в том, чтобы притупить остроту душевных переживаний. При консультировании нужно обращать внимание на следующие ключевые моменты: слушайте, принимая, а не осуждая; сделайте так, чтобы человеку стало ясно, что у вас есть искреннее желание ему помочь выразить свое горе; принимайте чувства и страхи человека серьезно; будьте готовы, что некоторые люди будут злиться на вас; дайте время для того, чтобы появилось доверие; дайте надежду, подбодрите тем, что, несмотря на болезненность испытания, люди все же оправляются от горя; соблюдайте уместную дистанцию, не позволяйте себе запутаться в чужих проблемах настолько, чтобы стало невозможным сохранять позицию помогающего. Цель консультации – это позволить пережившему утрату выразить целый ряд чувств, мыслей и действий. Психологическое консультирование

Для православного психолога очевидно, что глубинное разрешение внутреннего конфликта происходит на невидимом фронте брани духовной. И поле битвы – это душа человека ХРИСТИАНСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ -это направление в психологии, главным отличием которого является отношение к богоподобной личности как к наивысшей ценности, а также особое отношение к смыслу жизни, смерти, болезни «Духовно-нормативный» тип – это утешение без утешения, ему не хватает человеческого тепла. Оно проходит мимо переживания «Духовно-участливый» тип -утешение сострадательно погружается в душевное переживание, а затем воздвигает духовную лестницу, движением по которой человеческое переживание может претворяться в молитву и тем преображаться. В практической жизни отмечено, что молитва, независимо от того верующий человек или нет, вырывается из души в экстремальных точках переживания, когда и жизнь невозможна, и переживание становится невозможным. На человека обрушилась беда, но сквозь рассудок, мимо него из глубины души в глубину неизвестности несется молитва, и тогда, во тьме отчаянья вспыхивает искра надежды «На место переживания должна прийти молитва. Прийти, но не заместить его. Не вместо переживания, а в месте переживания должна быть затеплена лампада молитвы, она должна гореть вместе с переживанием. Само переживание будет при этом переплавляться, перерождаться в молитву, как масло, поднимаясь по фитильку, становится огнем». (Ф.Е. Василюк )

1. 1. Примите свое горе 2. Проявляйте свои чувства. 3. Следите за своим здоровьем 4. Уравновесьте работу и отдых. 5. Проявите к себе терпение. 6. Поделитесь болью утраты с друзьями. 7. Посетите людей, находящихся в горе. 8 Церковь может стать вам опорой в переживании горя. 9. Помогайте другим. 10. Делайте сегодня то, что необходимо, но отложите важные решения. 11. Примите решение вновь начать жизнь.

ФУНКЦИИ ГРУППЫ САМОПОМОЩИ: Функция аффилиации основана на потребности человека в эмоциональном сближении с окружающими людьми, установлении, укреплении и сохранении с ними добрых человеческих отношений Функция самовыражения и самопринятия основана на получении возможности самореализации через новые познания, углубление знаний по решению своей проблемы, приобретение нового опыта и путей адаптации к новой жизненной ситуации. Функция помощи заключается в представление непосредственной помощи в решении проблем с помощью самих участников и учреждения.

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРУППЫ: сплоченность коллектива и гибкость его в принятии новых членов; комфортный психологический климат в группе; взаимная поддержка членов группы; повышение заинтересованности, мотивации к участию; результативность деятельности; наличие продукта совместной деятельности актуальность и значимость данных встреч для членов группы; личностные особенности руководителя группы.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ В ГРУППЕ САМОПОМОЩИ : 1. ДОБРОВОЛЬНОСТЬ 2. САМОДИАГНОСТИКА 3. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАТНОЙ СВЯЗИ 4. ВЕДУЩИЙ ПОДДЕРЖИВАЕТ УЧАСТНИКОВ 5. НЕКОНКУРЕНТНЫЙ ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЙ 6. ПОМОГАЯ ДРУГИМ, ПОМОГАЕШЬ СЕБЕ 7. ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ 8. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ РАБОТЫ В ГРУППАХ САМОПОМОЩИ 1. Формирование умения высказывать свои мысли и чувства. 2. Формирование умения помогать другим. 3. Общение внутри группы. 4. Развитие жизненной устойчивости, формирование полезных навыков и уверенности в себе. 5. Пробуждение надежды. 6. Видение перспективы. 7. Зарождение и проявление собственной активности. 8. Преодоление чувств изоляции и отчужденности. 9. Эмоциональная и социальная поддержка 10. Практическая помощь.

ПОМОГИТЕ СЕБЕ САМИ не убегайте от своих чувств проводите время с тем, кто приносит успокоение говорите с другими о том, о чем вам необходимо сказать ищите способы борьбы со стрессом ставьте себе небольшие цели делайте то, что приносит вам радость обращайтесь за профессиональной помощью, если это необходимо ЧЛЕНЫ ГРУПП САМОПОМОЩИ ПОЛУЧАЮТ: поддержку в преодолении горя; новые знания в свете личной проблемной ситуации; совершенно иные способы обращения со своей проблемой; возможность заниматься активной совместной деятельностью; возможность научиться уверенному обращению с людьми новый смысл жизни и перспективы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГРУППЫ САМОПОМОЩИ Цели: Оказание всесторонней помощи людям, переживающим тяжелую утрату, путем обмена личными переживаниями и трансляцией участниками успешного опыта в преодолении горя. Создание безопасного эмоционального пространства для личностного восстановления человека с тяжелыми негативными переживаниями. Гармонизация психоэмоционального состояния. Адаптация к ситуации и успешная социализация. Задачи: Сплочение группы. Создание доверительной атмосферы. Закрепление веры в преодолении горя. Устранение ощущения безвыходности ситуации. Поддержание ощущения взаимной отдачи. Предоставление информации, как возможности и необходимости обмена социальным опытом между участниками группы относительно способов преодоления горя. Формирование адекватных эмоциональных реакций в отношении себя и своих возможностей. Понимание собственных внутренних процессов, как разрушительного, так и созидательного порядка. Актуализация и мобилизация собственных психологических ресурсов. Межличностное обучение конструктивному взаимодействию для установления полноценных социальных связей с окружающим миром. Формирование и развитие микросоциальных взаимоотношений. Проработка форм адекватного поведения в повседневной жизни. Обеспечение «обратной связи» в процессе общения в группе, совершенствование умения общаться, выражать свои мысли. Обучение участников. По инициативе членов группы в качестве консультантов могут приглашаться специалисты различных профилей. Организация проведения совместного досуга (экскурсий, посещение театров, концертов, празднование

СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ ГРУПП САМОМОПОМОЩИ встречи и беседы в ветеранских организациях города работа с партнерскими организациями : онкодиспансеры и онкобольницы, бюро ритуальных услуг ; работа в социальных сетях ; через печатные информационные материалы (объявления о доступной помощи, короткие информационные буклеты, брошюры и т.п.). ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : регулярные встречи для оказания взаимной помощи; телефонная связь между членами группы; предоставление информации; различные мероприятия, учебные, оздоровительные и другие занятия членов группы; оказание помощи тем, кто не может участвовать в работе группы

ЧТО ТАКОЕ ГРУППА САМОПОМОЩИ представляет собой своего рода разговорный кружок с участием определенного числа людей (около 6 –20 членов); Самостоятельно определяют направление своей деятельности, то есть тематика и методы работы группы разрабатываются самими членами группы; требуют от своих членов активного и непрерывного сотрудничества; как правило, их руководством не занимаются профессиональные помощники; Организуют систематические встречи в определенные сроки (например, раз в неделю, каждые 2 недели или раз в месяц). ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГРУППЫ САМОПОМОЩИ (модель Брюса Такмэна) Этап 1: Становление знакомятся друг с другом определяют свои цели формулируют основные принципы своей работы начинают доверять друг другу Этап 2: Смятение Это конфликтная стадия, на которой группа вырабатывает модели взаимоотношений и направление деятельности. Этап 3: Сплочение одобрение людей и ролей групповая гармония следование групповым целям и принципам Этап 4: Собственно работа эффективное решение проблем подвижность ролей благополучное разрешение конфликтов Этап 5: Роспуск отношение к роспуску группы оценка успехов и неудач обратную связь по поводу значения группы для других людей возможность возобновления работы группы в будущем завершение работы

СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ В ГРУППУ САМОПОМОЩИ Распространение брошюр, буклетов, памяток, плакатов-листовок организации; Использование газет, радио, ТВ, Интернета; Контакты с ветеранскими общественными и религиозными организациями, поликлиниками, бюро ритуальных услуг. Проведение социологического опроса среди населения города. Выявление потенциальных участников группы самопомощи. Привлечение добровольцев из уже существующих групп, переживших горе или тяжелую утрату, привлечение социальных работников, родственников и друзей, осуществляющих уход за умирающими больными. Проведение акций: Информационная работа с людьми пожилого возраста (в ветеранских организациях города) : круглые столы, семинары, беседы посвященные вопросам переживания горя или тяжелой утраты и предотвращение развития патологии в процессе переживания с участием медицинских работников, священнослужителей, психологов. Распространение памяток и буклетов Проведение консультаций психологов в общественных организациях для решения проблем пожилых людей, находящихся в кризисных ситуациях.

ПЛАН СОБЕСЕДОВАНИЯ Виды вопросов для собеседования Содержание вопроса Установление контакта Какую помощь и поддержку Вы хотели бы получить? Что Вам хотелось бы узнать о создаваемой группе? Выяснение мотиваций Что побудило Вас согласиться на нашу встречу? Что Вас наиболее заинтересовало? Что Вам дает возможность почувствовать, что вы работаете успешно? Как Вы считаете, что наиболее важно для участников групп взаимопомощи? Какую помощь Вы оказывали людям раньше? Что Вам нравилось в таком взаимодействии с другими людьми? Определение навыков Какими навыками оказания помощи Вы владеете? Что Вам нравится делать? Какой опыт взаимопомощи Вы имеете? Расскажите, пожалуйста, о вашем первом опыте взаимопомощи. Как Вы справляетесь с непредвиденными обстоятельствами? Определение пригодности Что Вам наиболее нравится и не нравится во взаимопомощи? Опишите, пожалуйста, идеального участника группы взаимопомощи. Какие типы участников группы Вам нравятся наиболее и наименее? Какова, на Ваш взгляд, роль специалиста по социальной работе в группе взаимопомощи? Получение дополнительной информации о потенциальном участнике группы Приведите, пожалуйста, пример… Расскажите, пожалуйста, еще о… Что Вы думаете по этому поводу…

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ГРУПП САМОПОМОЩИ 1 –ый принцип Все члены принимают добровольное участие в группе самопомощи в связи с личными проблемами 2- ой принцип Все члены группы самопомощи наделены равными правами и определяют стиль деятельности группы сообща. 3-ий принцип Темы, обсуждаемые в группе самопомощи, не выходят за пределы группы и не сообщаются посторонним (сохранение тайны). 4-ый принцип Каждый член принимает участие в группе самопомощи с тем, чтобы в первую очередь помочь самому себе, а не другим. 5-ый принцип Каждый участник отвечает за себя, группу и развитие событий в группе. ПРАВИЛА И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ 1. Начало и конец заседания группы устанавливаются конкретно. 2. Каждый рассказывает только о своих личных проблемах, но не о чужих. 3. Приоритет в прерывании обсуждения 4. Как я чувствую себя сегодня? 5. Спонтанное высказывание 6. Feedback (обратная связь) 7. Руководство ведением обсуждения ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ГРУПП САМОПОМОЩИ 1. Общий опыт. 2. Помощь другим. 3.Информация. 4. Получение обратной связи 5. Обучение специальным методам

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ: КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, БЕСЕДА, ДИСКУССИЯ, ТРЕНИНГ, МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ И МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ (музыко-терапии, песочной терапии, библио-терапии, терапии воспоминаниями и т.д.) направлены на: овладение умениями общения (формирование умения высказывать свои мысли и чувства ); формирование умения помогать другим ; формирование полезных навыков и уверенности в себе ; пробуждение надежды ; проявление собственной активности ; преодоление чувств изоляции и отчужденности. ТЕМЫ ДЛЯ БЕСЕДЫ И ДИСКУССИИ : «Основные проблемы старости:…»; «Эпитафия на моем надгробии могла бы звучать так…»; «Смерть для меня – это…» «Что я еще не успел сделать?» «Почему я не боюсь смерти?» «Для чего человеку жить?» «Значение религиозной веры в преодолении реакций горя в пожилом возрасте» «Смерть - это не конец, а дверь в вечную жизнь»

Этап 1. «Работа с письмами» Письма: помогают понять и выразить значимые мысли и чувства способны поглощать страх перед сильными ощущениями и недопустимыми мыслями являются первым действенным шагом к прояснению собственной позиции, снижению напряженности и преодолению чувства вины; дают необходимое чувство безопасности и не вызывают сопротивления Этап 2. «Исцеление» Избавление от фиксированных идей, связанных в данном случае с утратой и скорбью, и нахождение новых ресурсных состояний Техника 1.«Общее расфиксирование» (упражнения) Техника 2. «Работа с чувством потери» Техника 3. «Работа с чувством зависимости» Техника 4. «Автоматическое самоисцеление» Техника 5. «Изменение образа жизни Техника 6. «Ресурсные состояния» kaya_pomoshch_blizkim/gl4. shtm Упражнение 1. «Исцеляющие письма» Упражнение 2. «Письмо, в котором, я говорю тебе «спасибо»» о умершему» Упражнение 4. «Послание небес» Упражнение 5. «Письм Упражнение 3. «Письмо из будущего» Упражнение 1. «Мои жизнь и смерть» Упражнение 2. «Работа со стихиями» Упражнение 3. «Техника волка» Упражнение 4. «Поплавок» Упражнение 5. «Сила вашего рода Упражнение 1. «Определение пользы фиксированной идеи» Упражнение 2. «Изучение последствий»