С ОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Котова Светлана Аркадьевна, Канд. пс.н., доцент РГПУ им.А.И.Герцена.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
любому обществу нужны одаренные люди; задача общества -рассмотреть и развить способности всех его представителей; задача семьи -вовремя увидеть, разглядеть.
Advertisements

Коучинг – это партнерское взаимодействие коуча и клиента, способствующее клиенту в достижении его цели.
Педагогический совет:«Внедрение инновационных технологий обучения в условиях перехода в ФГОС»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА Вариативность решения.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Основы тьюторства и педагогики поддержки Истина должна быть пережита, а не преподана Г. Гессе.
Афанасьева Е.Н. Межкафедральный семинар «Принципы и методы организации управляемой самостоятельной работы студентов»
Личность и культура педагога в условиях реализации ФГОС нового поколения.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 7 ПОСЁЛКА ЗАРЕЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ.
Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов.
ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ «Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКА В ШКОЛЕ. Рябцева О.В.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Коучинг и менторинг Цель: в конце занятия слушатели понимают эффективность использования коучинга и менторинга при оказании помощи подопечному в реализации.
Проект «Модель тьюторского сопровождения в НОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ города Чайковский» 2010 год.
Личностное портфолио воспитанника ЦДТ. Личностное портфолио представляет собой набор или комплект социально значимых качеств, свойств и характеристик,
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС В ШКОЛЕ МБОУ Междуреченская СОШ Психолого-педагогическая служба г.
«Технология сопровождения инклюзивного процесса в образовательных организациях Мурманской области» Технология поддержки педагогов, реализующих инклюзивную.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Транксрипт:

С ОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Котова Светлана Аркадьевна, Канд. пс.н., доцент РГПУ им.А.И.Герцена

С ЛОВО « TUTOR » В ПЕРЕВОДЕ С АНГЛИЙСКОГО ОЗНАЧАЕТ " ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ". Во многом предупреждением трудностей в обучении осуществляется через новый вид сопровождения развития ученика - тьютерство. Тьютерство как индивидуальное наставничество и сопровождение практикуется в образовательных учреждениях, где большое значение придается учебной деятельности по индивидуальным учебным планам и самостоятельной работе с источниками информации.

Ц ЕЛИ ТЬЮТЕРСТВА Тьютерство - это общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся; форма воспитательной работы, основанная на сопровождении развития личности воспитанника. Тьютерство - это умение выявить потенциал ученика и вести его в нужном направлении в соответствии с его возможностями.

Н АПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ШКОЛЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ : Проработка учебного материала как базовая задача образования; Отработка отдельных познавательных УУД; Повышение зрелости мотивационно-эмоциональной, волевой, произвольно-регулятивной, аффективно- потребностной сфер ( регулятивные УУД); результативность обучения, обеспечение более высоких личностных результатов.

ПРИМЕР «У нас в лицее у каждого учителя есть дополнительная группа, с которой занимаемся индивидуально, прокладывая для каждого свой индивидуальный маршрут. Например, с Л. и Ч. я занимаюсь журналистикой, помогаю готовить публикации для местной печати. М. и К. занимаются исследовательской деятельностью, с ними ходим по архивам, собираем материал, я так же помогаю грамотно оформить работу. Ш. и К. готовятся к олимпиадам по русскому языку и т.д. То есть у каждого ребёнка свой круг интересов, и моя задача, как я её понимаю, помочь её реализовать». (Из блога).

Тьютерство - это изменение позиции учителя, а не должность. Тьютерство – это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуального образования в школе.

З АДАЧИ ТЬЮТОРА Оказывать помощь в достижении наилучшего образовательного результата; Отслеживать ход обучения; Давать групповые и индивидуальные консультации; Обеспечивать поддержку обучающихся в образовательном процессе; Организовать саморефлексию учащимся достигаемых результатов; Совместно с учащимся анализировать результаты принимаемых им решений; Совместно намечать дальнейшие образовательные задачи.

С ОПРОВОЖДЕНИЕ НА ВСЕХ ЭТАПАХ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕНИКОМ ПРОЕКТА

Т ЕХНОЛОГИИ ТЬЮТЕРСТВА : Проектная технология; Технология портфолио; Технологии консультирования; Технологии профильных и профессиональных проб; Информационные технологии.

К ОУЧИНГ ( COACHING ) – ЭТО ПРОЦЕСС, В ХОДЕ КОТОРОГО КОУЧ ПОМОГАЕТ КЛИЕНТУ ДЕЙСТВОВАТЬ ПРОДУКТИВНО И МАКСИМАЛЬНО РЕАЛИЗОВЫВАТЬ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ. Коучинг позволяет осознать огромное количество происходящих вокруг изменений, выбрать наилучшие из них и создать свой жизненный сценарий.

К ОУЧИНГ ВКЛЮЧАЕТ : раскрытие и использование сильных сторон людей; помощь в преодолении личных барьеров и ограничений; выработку стратегий для достижения лучших результатов; повышение результативности взаимодействия с окружающими людьми.

К ОУЧИНГ ( АНГЛ. С OACHING – НАСТАВЛЯТЬ, ТРЕНИРОВАТЬ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ, РЕПЕТИРОВАТЬ, ВООДУШЕВЛЯТЬ, ГОТОВИТЬ К ЭКЗАМЕНАМ ). С УЩЕСТВУЕТ ТАКЖЕ В ВАРИАНТЕ КАК CO - ACHIEVING – СОДОСТИЖЕНИЕ, СОДЕЙСТВИЕ ( ЧТО БОЛЕЕ ТОЧНО ). Коучинг – это искусство способствовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека … Он опирается не на знание, опыт, мудрость или предвидение коуча, но в большей степени на способность человека учиться самому и действовать творчески. [М.Эриксон]

К ОУЧИНГУ НА З АПАДЕ 30 ЛЕТ, ОН НАСЧИТЫВАЕТ ОКОЛО 500 ВИДОВ ВО ВСЕХ ОБЛАСТЯХ ПРОФЕCСИОНАЛЬНОЙ И ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ. Пришел из спорта благодаря Тимоти Голви – тренеру, описавшему выращивание чемпионов по гольфу и теннису. Другие ключевые фигуры: Томас Дж. Леонард (финансовый консалтинг), Джон Уитмор (бизнес-менеджмент); Милтон Эриксон (психотерапия); Роберт Дилтс – креативное обучение (НЛП- коучинг, психология) и др.

М ИЛТОН Э РИКСОН ПИШЕТ Изначально со всеми людьми все в порядке, их не надо чинить, внутри каждого есть гений. У всех есть все необходимые ресурсы для достижения своих целей. Каждый может научиться тому, чему он хочет. В каждый момент времени мы делаем наилучший выбор из всех возможных. У каждого действия есть изначально позитивное намерение. … Другие принципы: работа в паре; разделение ответственности; приоритет настоящего и будущего (а не зацикливание на прошлом); конфиденциальность; отсутствие советов; безоценочная позиция; помощь в создании новых возможностей и способностей, развитии своего потенциала; экологичность.

Ф ЕНОМЕН КОУЧИНГА В ОБРАЗОВАНИИ Н.М. Зырянова рассматривает коучинг в школе как форму консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развитии необходимых способностей и формирования новых навыков.

П ЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОУЧИНГ - ИСКУССТВО МОТИВИРОВАНИЯ УЧЕНИКА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЗАДАВАНИЯ ВОПРОСОВ Внедрение педагогического коучинга, где цель - достижение профессиональной и личной успешности ученика требует создания определенных организационно-педагогических условий, разработки технологии педагогического сопровождения, диагностики и мониторинга. Результатом такого обеспечения в интеграции будут: развитые коммуникативные и организаторские умения, способности прогнозировать и проектировать свою учебную деятельность и деятельность других; полученные навыки : ставить цели и достигать успеха (результата); эффективно управлять временем, анализировать и структурировать информацию, работать в команде, быстро принимать решения в проблемной ситуации, преодолевать конфликты, ориентироваться на собственные успехи и сильные стороны других.

М ОДЕЛЬ КОУЧИНГА : ПАРТНЕРСТВО - РАСКРЫТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ - РЕЗУЛЬТАТ В коучинге используется модель творческий тандем : коучер- ученик (по горизонтали, на равных), где творчество указывает скорее на характер отношений между ним и подопечным, их подход к общему делу. Они работают вместе, деля пополам ответственность за результат, становятся неделимым целым. Разделение такого дуэта всегда сказывается на результате. Здесь эффект синергии в действии: =… 3, а может 1 x 1 x 1=…111. Эта модель эффективна при условии обязательной обратной связи, которая существует в форме скрытых вопросов, направленных на саморазвитие обучающегося. Коучер обычно выстраивает общую последовательность, при которой обучающийся задает себе следующие вопросы: Кто я? – Чего я хочу? – Кем я хочу быть? – Каким я хочу быть? – Что мешает? – Как это преодолеть?

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОУЧИНГЕ ОТСУТСТВУЕТ ДИРЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Коучер не приказывает, не руководит, не инструктирует, не дает советы, одним словом не оказывает давление, воздействие. Он слушает, чтобы понять, обдумывает, перефразирует, суммирует, задает вопросы, пробуждающие осознанность, вносит предложения, осуществляет обратную связь. Главное - забота о том, чтобы обучающийся (группа, класс) решил проблему/вопрос сам.

Д ЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОУЧЕРА Коучер задает следующие вопросы: А что ты думаешь (видишь, чувствуешь) в данной ситуации?, Чего тебе не хватает (ресурсов, знаний, навыков и т.д.)?, Какую роль ты бы играл?и др. Вопросы направлены по технике АБС на: Шаг A. Понимание ситуации. Шаг B. Понимание, что могло быть лучше. Шаг C. Понимание, как сделать лучше. Некоторым ученикам, чтобы осознать случившееся, нужно услышать произносимые ими слова, другим нужно увидеть, что они написали. Третьим достаточно произнести это про себя.

«В НУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ И МОТИВАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА » Желания и ожидания Ограничивающие и помогающие убеждения Техника для изменения убеждений Логические уровни (Пирамида Роберта Дилтца) Определение ценностей в процессе общения Ценные вопросы для определения ценностей Обретение аутентичного «Я» Мотивы действий Ресурсы изменений

К АК ОБУЧИТЬСЯ КОУЧИНГУ ? Художественный фильм «Кто ты?» Этот фильм стал признанным событием в мировой культуре коучинга 2009 года ( Автор и режиссер Олег Ковриков. Фильм, который напомнил, что главное – это человек!

Р ЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА : 1. Дауни М. Эффективный коучинг. Уроки тренера коучей /Пер. с англ. – М.: ООО Издательство Добрая книга, Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков /Вестник практической психологии образования. – – 1. – С. 46– Лейблинг М., Прайор Р. Коучинг – это просто. СПБ.: Питер, 2008.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: Для сопровождения детей-сирот нам необходим тьютор? Чего мы можем добиться с помощью тьютера? Для сопровождения детей-сирот нам необходим коуч? Чего мы можем добиться с помощью коуча? Кто может быть тьютером? Кто может быть кучером?

ВОПРОСЫ: Что в этих условиях получат дети-сироты? Что получат учащиеся школы? Что получат педагоги школы? Что получит школа в целом?