Технологии, стратегии и приемы познавательной деятельности Презентацию подготовила: д.п.н., О.Б.Даутова Санкт-Петербург 2 0 12 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Графические способы представления информации Денотатные графы Автор презентации: Лебедева М. Б.
Advertisements

Нетрадиционные технологии и приемы организации самостоятельной работы обучающихся.
Опарина О.А.,учитель истории МОУ СОШ 2. : - способность ставить новые, полные смысла вопросы; - вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; -
Техники работы с источниками информации. Двойной дневник Выписки из текстаВопросы и комментарии 1.Цитата 2.Фраза 3.Ключевое понятие 4.….. 1.Что заставило.
Кластеры (гроздья): выделение, смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди 2.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Организация самостоятельной работы студентов на лекции.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Развитие критического мышления на уроке. Критическое мышление Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование.
Графические способы представления информации о проекте.
Методы работы с источниками информации Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться.
Мастер-класс: урок истории в 5 классе «Олимпийские игры» с использованием технологии "кластер и инсерт"
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Графические способы представления информации Причинные диаграммы (Схема «Рыбий скелет») Автор презентации: Лебедева М. Б.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Приемы, способствующие формированию общеучебных универсальных действий Структурирование знаний: составление таблиц, схем и моделей.
Методические приемы для развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
В методическую палитру тьютора ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Транксрипт:

Технологии, стратегии и приемы познавательной деятельности Презентацию подготовила: д.п.н., О.Б.Даутова Санкт-Петербург г.

IV технологический (1930 – 1980) уклад включает массовое производство (тяжелое машиностроение, автомобили, самолеты, большая химия). V технологический (1970 – 2015) уклад включает производство компьютеров и электроники, создание телекоммуникации и Интернет, малотоннажную химию. VI технологический (2010 – 2050) уклад связан с развитием биотехнологии, нанотехнологии и лазерной техники. Внедряются гибкие системы «безлюдного» производства с использование робототехники. Осуществляется вложение капитала в человека через систему образования нового уровня. Создаются новые виды скоростного, большегрузного, дальне магистрального и относительно дешевого транспорта, комбинированные коммуникационные системы, включая международные транспортные коридоры. Внедряются энергосберегающие технологии, расширяется использование нетрадиционных источников энергии (солнца и ветра).

Ключевой фактор образовательные технологии, решающие задачи формирования у обучающихся базовой многомерной матрицы изменяющихся знаний.

Ключевые ресурсы цивилизационного развития не капитал, и сырье, а человек Культуры, его жизненные смыслы, культурные образцы, способы самореализации, стремление к самосовершенствованию. Новая культура = Этика солидарного развития + Истина Дидактическая культура.

Дидактическая компетентность - это навык трансформирования содержания предмета в учебное содержание и конкретную деятельность обучающегося…. Дидактическая культура – форма методологии процесса познания. Потребность в постоянном обновлении базовой матрицы знаний, владение современными способами познания, способность трансформирования нового знания в содержание образования.

Модель обучения Предыдущий опыт Восприятие ситуации (хорошее преподавание, чёткие цели) Преподаватель Ситуация (специализация, предмет, контекст) Образ действий (как Вы учитесь, н-р, глубоко/ поверхностно) Результаты

«Знание не считается больше отражением того, что было дано человеку извне; это индивидуальная конструкция, которой человек придает смысл, соотнося элементы знаний и опыта с некоторой организующей схемой». Резник

Что меняется? 4 процедуры учения обучающийся выступает как партнер в процессе обучения «динамика происходящего в аудитории» соблюдение условий для «открытости познавательной позиции» «проактивный подход» в обучении - активность+ответственность

Цель (идеальная модель результата) Мотив (побуждает и направляет) Потребность (побуждает деятельность) Действия, операции Средства (идеальные и материальные) Предмет Результат удовлетворяющий потребность

составление списка «известной информации», систематизация материала (графическая) кластеры; таблицы, в том числе концептуальные; денотатные графы; методы активного чтения; ментальные карты; ведение различных записей типа двойного дневника, бортового журнала; поиск ответов на поставленные вопросы и т. д.

Методика «Бортовой журнал» Схема заполнения журнала Имя_____________________________________Тема ___________________ ___________________ Дата______________________________________Время работы_____________________________ Ключевые понятия сообщения Рисунок или схема

Связи, которые я смогу установить: ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ __________________ Оставшиеся вопросы: ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ __________________

«Бортовой журнал» 1. Преподаватель объясняет, каким образом необходимо работать с «бортовым журналом»; 2. В течение минут преподаватель читает лекцию для всей аудитории; 3. Обучающиеся в течение 5 минут заполняют свои «бортовые журналы» (ключевые слова, рисунки, связь с опытом и т.д.); 4. Обучающиеся в парах, а затем в группе обсуждают содержание своих журналов, отвечают на вопросы друг друга, а в некоторых случаях обращаются за консультациями к преподавателю (5-8 минут); 5. Преподаватель обсуждает «бортовые журналы» со всей аудиторией, проясняет непонятные моменты, отвечает на общие вопросы, обсуждает со студентами связь информационного сообщения с «реальной» жизнью (5-10 минут); 6. Преподаватель читает следующий отрывок лекции и цикл повторяется. В заключении обучающиеся выполняют задания «бортового журнала» и оценивают свое участие в работе.

Когнитивные стратегии = стратегии мышления/обучения– инструменты интеллектуальной деятельности.

I - interactive N - noting S - system E - effective R - reading and T - thinking само активизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления " V " - уже знал " + " - новое " - " - думал иначе " ? " - не понял, есть вопросы

"v" "+" " -""?" поставьте "v"(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете поставьте "+"(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым поставьте " - "(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

Когнитивные стратегии Примеры Тип стратегии Формирование аналогий, перефразирование, подведение итогов, связывание Сложные стратегии обработки Формирование психических образов или других ассоциаций, таких как… Базовые стратегии обработки Подчеркивание всех важных пунктов в тексте Сложные стратегии повторения Простое повторение правила Базовые стратегии повторения

Примеры Тип стратегии Предвосхищение последствий академических успехов (например, получения стипендии); глубокое дыхание и другие релаксационные техники; положительный настрой Аффективные и мотивационные стратегии Вопросы для самоконтроля; перечисление основных пунктов, (тезисов); постановка целей и отслеживание своего продвижения к этим целям Стратегии отслеживания усвоенного материала Идентификация основных идей; разработка понятийных обобщающих таблиц Сложные стратегии организации Группировка, классификация, упорядочивание Базовые стратегии организации Когнитивные стратегии

Применение кластеров Термин "кластер" происходит от английского "cluster" - рой, гроздь, груда, скопление. В центральное овале располагается ключевое слово, понятие, фраза, в дополнительных слова, раскрывающие смысл ключевого. С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи).

Пример кластера

Назначение графа Денотатный граф - [от лат. denoto обозначаю и греч. пишу] способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Способ создания денотатного графа: Выделение ключевого слова или словосочетания. Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку). Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия). Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова "веточки". Соотнесение каждого слова "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.

Категория сравнения Персоналии факты

Церковь (собор) Годы строительства Архитек- тор Место расположения Архитек- турный стиль Первая Вторая Третья Четвертая Какова история строительства Исаакиевского собора?

Как место проживания влияет на удовлетворенность людей? Городской исторический центр Деловой центр Городские трущобы Спальные районы Конкретный район Петербурга Качество застройки Заболеваемость Эмоциональный настрой Взаимоотноше- ния Социальная инфраструктура

Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий. Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления).

Тема 1Тема 2 Линия сравнения Тема 3Тема 4 «Линии сравнения»,то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики

Извозчик КонкаОмнибус Линия сравнения Трамвай АвтобусТаксомотор Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее.

Модель постановки и решения проблемы позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем ( поле проблем).

Схемы (диаграммы) «фишбоун» были придуманы профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называются диаграммы Ишикава.

Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.

на широком листе бумаги провести горизонтальную стрелку через середину листа; дать название главной стрелке. Это главная (хребтовая) кость схемы; от главной кости нарисовать дополнительные «косточки» под углом 45, каждая из них посвящена одной проблеме или группе проблем, подписать каждую из «косточек»; добавить дополнительные «косточки»; идеально, если разные части проблемы расположены так, что наиболее важная находится в голове рыбы.

Факты Причины Почему мы говоримо глобальномэкологическомкризисе?

В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Фиксация: какая часть текста произвела наибольшее впечатление? Комментарий: что заставило меня записать именно эту цитату? Какие мысли она у меня вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней?

Эссе Эссе- это реферативная работа, при выполнении которой на первый план выступает личное отношение автора к исследуемой проблеме. Обучающимся предлагается самостоятельно изучить и расширить предложенные литературные источники, посвященные современным проблемам науки.

Эссе Эссе состоит из четырех частей, отвечающих следующим требованиям: 1. Краткое содержание, в котором: определяется тема и предмет исследования или приводятся основные тезисы /это может быть один тезис/; дается краткое описание структуры и логики развития материала; формулируются основные выводы. 2. Основная часть эссе. Эта часть эссе содержит основные положения и аргументацию. 3. Заключение. В заключении представляются результаты исследования и полученные выводы, могут быть обозначены вопросы, которые не были решены, и новые вопросы, появившиеся в процессе исследования 4. Библиография. Рекомендуемый объем для расширенного эссе слов.

Читать и делать пометки: Прочтите изучаемый отрывок и отметьте (кратко) своими словами самые значимые пункты. Активное воспроизведение: Отложите записи, вспомните значимые пункты прочитанного и запишите их. Ваши пометки не должны быть развёрнутыми. Повторение: Повторите пункты 1. и 2. дважды. Время, затраченное Вами на это, будет всегда укорачиваться, и одновременно значимо зримо изменится Ваше понимание текста. А то, что Вы уже поняли, Вы сохраните надолго.

Когнитивная игра – придание смысла информации в целях ее более эффективного запоминания и использования.

Метод, дающий студентам обратную связь об их образе учёбы и о распределении времени. Требуется ведение дневника наблюдений на определённом отрезке времени в течение семестра (н-р, две надели). В исследованиях установлено, что больший обучающий эффект состоит для студентов в реалистичной оценке их учебных затрат и времени на выполнение заданий.

Прием «Плюс - Минус - Интересно» (Автор Эдвард де Боно, 1968) Стратегия «Таблица-синтез» (Составил Загашев И.О.) Стратегия «Знаю - Хочу узнать - Узнал» (Автор Донна Огл, 1984) «Бортовые журналы» «Двойные (двухчастные) дневники» Стратегия «Трехчастные дневники» (Автор Черил Форбс) «Ключевые термины» «Свободное письменное задание» «Десятиминутное сочинение и другие свободные письменные задания» «Пятиминутное эссе» «Письменное интервью» «Синквейн» «Портфолио» и др.

Литература Тони и Барри Бьюзен. Супер мышление. – Минск, Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни.- М.-С-Пб., Гелб М.Дж. Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи.- Мн., Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб., Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., Лебедева М.Б. Графические способы представления информации о проекте. Презентация. Санкт-Петрбург. Репьев Ю.Г. Интерактивное самообучение: Монография. – М., 2004.

вопросов. Составьте список из сотни вопросов. 2. Составьте ваш собственный словарь.

Ни одно желание не дается нам без силы, достаточной для того чтобы его осуществить. Р.Бах