Студенка : Шалбузова Элида. Этика бизнеса.решения и их этические основы»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
Advertisements

Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Основы управления образовательными системами. Образовательные системы - социальные институты, цель которых - образование Образовательные системы имеют.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
Выполнил:слушатель 832 уч.взвода Ряд.милиции Кадыржанов А.А.
МЕНЕДЖМЕНТ. Природа процесса принятия решений. Управленческая проблема
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Тема 11. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. План лекции Определение понятия "управленческое решение" Модели принятия решения Индивидуальные стили принятия.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Тема 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО МЕНЕДЖМЕНТА. Эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе.
Лекция 7. Особенности применения принципов менеджмента качества в вузе Цель: ознакомиться с принципами как ключевой составляющей концепции менеджмента.
ОРГАНИЗАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Выполнила: Варсегова Елена 412 гр.
Эффективные методы по управлению персоналом Работу выполнил Студент группы 21 О Красюк С.И.
ПОДГОТОВИЛИ: СУРОВА КСЕНИЯ КОННОВА ЮЛИЯ МБ 01/1301 Эффективность управленческого решения.
ПОДГОТОВИЛИ: СУРОВА КСЕНИЯ КОННОВА ЮЛИЯ МБ 01/1301 Эффективность управленческого решения.
Тема 1. Общая теория управления. Закономерности управления различными системами.
Менеджеры в организации. Принятие и реализация управленческих решений.
1. Безусловное выполнение предусмотренных Конституцией прав и обязанностей граждан в трудовой области; соблюдение всеми организациями и отдельными гражданами.
МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК. ЭКСПЕРТИЗА В УПРАВЛЕНИИ Роль экспертов в управлении: Основные трудности, связанные с информацией, возникающие при выработке сложных.
Транксрипт:

Студенка : Шалбузова Элида

План Введение 1. Сущность управленческих решений 2. Процесс принятия управленческих решений 2.1 Принятие и реализация управленческого решения 2.2 Роль руководителя в процессе принятия управленческих решений 2.3 Факторы, влияющие на процесс принятия решений 2.4 Групповое принятие решений 2.5 Сущность и виды ответственности руководителей за принимаемые ими решения 3. Управленческие решения и их этические основы Заключение

Введение В процессе управления производственной системой непрерывно возникают ситуации, когда руководители различных уровней ( от мастера до министра ) сталкиваются с необходимостью выбора какого - либо одного из нескольких возможных вариантов действий. Выработка и принятие решения – узловая процедура в деятельности руководителя, которая определяет весь дальнейший ход процесса управления, в особенности конечный результат управленческой деятельности. Процесс принятия определенных управленческих решений в современном менеджменте занимает свою исключительную нишу. Среди множества проблем управленческих дисциплин, и менеджмента в частности, важнейшими, как ни странно, являются разработка, принятие и осуществление управленческого решения, представляющего собой основной инструмент управляющего воздействия. Решение это всегда выбор альтернативы. К решениям относится как малозначащий выбор одежды для работы или меню второго завтрака, так и выбор места работы или спутника жизни. Хотя зачастую альтернатив множество, почти все каждодневные решения мы принимаем без систематичного продумывания. Что касается других решений, например, о том, куда направиться жить после окончания университета, или какой стиль жизни удовлетворил бы нас, то мы принимаем их после размышлений, длящихся дни, месяцы, годы.

Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Управленческое решение - это совокупность действий, намечаемых к осуществлению для приведения в соответствие реального состояния организации желаемому состоянию. Управленческое решение это выбор альтернативы, осуществляемый лицом, принимающим решение, в рамках его должностных полномочий и компетенций, направленный на достижение целей организации.

Управленческие решения от всех других решений отличают : - цели. Субъект управления ( будь то индивид или группа ) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации - последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей - разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда - профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения исходя из своего опыта.

Управленческие решения различаются по степени их программируемости ( термин введен лауреатом Нобелевской премии Гербертом Саймоном ). Программируемые решения – это решения повторяющихся и четко определенных проблем. Как правило, это стандартные задачи, неоднократно возникающие в организации, по поводу которых имеется достаточно надежная и достоверная информация, а также готовые, разработанные и успешно применявшиеся ранее правила и процедуры. Процедура устанавливает порядок, последовательность действий, права, обязанности участников взаимодействия в процессе принятия решения. Непрограммируемые решения связаны с новыми, сложными, не встречавшимися ранее, нетрадиционными, непредвиденными проблемами, не поддающимися точной количественной оценке. Как правило, их сложно определить и структурировать, они характеризуются неясной формулировкой цели, неточностью и неопределенностью информации, отсутствием четких правил и процедур решения.

Управленческое решение – это продукт управленческого труда, а его принятие – процесс, ведущий к появлению этого продукта. Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы как : проблемы цели альтернативы

предлагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации ( рациональное решение ). « организованной максимизации » в принятии решений предполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным попадает в зависимость как от возможностей познания « личностно - ограниченной рациональности » в принятии решений отражает желание членов организации максимально реализовать свои индивидуальные интересы. « индивидуальной максимизации » Решения могут приниматься на уровне индивида или на организационном уровне. В зависимости от того, как процесс принятия решения воспринимается и интерпретируется на этих двух уровнях можно выделить четыре модели принятия решения

Принятие решения – это сознательный выбор из имеющихся вариантов направления действий, позволяющий достичь цели. Решение – это форма, в которой осуществляется управляющее воздействие субъекта управления на объект управления. Решение должно отвечать ряду требований. Главные среди них - обоснованность четкость формулировок реальная осуществимость своевременность экономичность

Разработка эффективных управленческих решений необходимое условие обеспечения конкурентоспособности продукции и организации на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики, регулирования социально - психологических отношений в организации, создания положительного имиджа. В общем виде управленческое решение ( индивидуальное или групповое ) определяет программу деятельности коллектива по эффективному разрешению сложившейся проблемы на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.

2.1 Принятие и реализация управленческого решения Непременными элементами процесса принятия решения являются проблемы, цели, альтернативы и решения. Процесс принятия управленческого решения состоит из четырех стадий, каждая из которых включает в себя несколько этапов

Рассмотрим процесс принятия управленческого решения по его стадиям и этапам : 1. Стадия диагностики проблемы состоит в осознании возникшей проблемы и включат два этапа : - восприятие и признание проблемы ; - формулирование проблемы.

2. Стадия подготовки решения состоит в изыскании возможных путей решения проблемы и включает в себя три этапа : определение целей, формулировка ограничений и критериев успешного решения проблемы ; выявление альтернативных вариантов решения ; отбор допустимых вариантов решения.

3. Стадия принятия решения состоит в сознательном выборе плана или направления действий из имеющихся альтернативных вариантов и включает в себя два этапа : оценка эффективности альтернативных вариантов решения выбор наилучшего варианта решения. В зависимости от основы, используемой при выборе варианта для принятия управленческого решения, различаются три следующих разновидности решений : - интуитивное решение ;- решение, основанное на суждениях ;- рациональное решение

4. Стадия выполнения решения состоит в реализации выработанных мер по устранению возникшей проблемы и включает в себя четыре этапа : - разработка плана реализации решения - организация выполнения решения - анализ и контроль выполнения решения ;- корректировка хода выполнения решения.

Большую роль в принятии решений играет интуиция менеджера ( предчувствие, воображение, проницательность ), его опыт и умении держать в голове все. Что связано с проблемой, в течение всего процесса принятия решения. Полный и всесторонний охват проблемы позволяет менеджеру с развитой интуицией быстро переходить от этапа к этапу.

В процессе решения можно выделить следующие основные функции руководителя : руководитель должен управлять процессом выработки решения руководитель выдвигает задачу для решения он выполняет сложную работу по самому принятию решения руководитель организует выполнение решения, возглавляя работы на этапе реализации принятого решения

При принятии решений необходимо учитывать целый ряд разнообразных факторов. Здесь описываются лишь некоторые важнейшие моменты, от которых непосредственно зависит, как принимаются решения и насколько эффективными они будут. Рассматриваются личностные оценки руководителя, уровень риска, время и изменяющееся окружение, информационные и поведенческие ограничения, отрицательные последствия и взаимозависимость решений.

Личностные оценки содержат субъективное ранжирование важности, качества или блага. В отношении принятия решений оценки выступают в качестве компаса, указывающего человеку желательное направление, когда приходится выбирать между альтернативами действий. В ходе рассмотрения социальной ответственности и этики мы привели несколько примеров решений, принятых руководителями, которые отражают ценности этих людей в том, что касается добра и зла, порядочности. Важно подчеркнуть, что все управленческие решения, а не только связанные с вопросами социальной ответственности и этики, построены на фундаменте чьей - то системы ценностей

Поведенческие ограничения. Многие из факторов, затрудняющих межличностные и внутриорганизационные коммуникации, влияют на принятие решений. Например, руководители часто по - разному воспринимают существование и серьезность проблемы. Информация необходима для рационального решения проблем. Порой, однако, необходимая для принятия хорошего решения информация недоступна или стоит слишком дорого. Негативные последствия. Принятие управленческих решений во многих отношениях являются искусством нахождения эффективного компромисса. Выигрыш в одном почти всегда достигается в ущерб другому. Взаимозависимость решений. В организации все решения некоторым образом взаимосвязаны. Единичное важное решение почти наверняка может потребовать сотен решений менее значительных.

В большинстве организаций многие решения принимаются в коллективах, группах. Менеджеры часто сталкиваются с ситуациями, требующими обсуждения на собраниях. Решение требует специальных знаний в ряде областей, которыми обычно один человек не обладает. Это требование наряду с очевидной реальностью, что принятые решения должны восприниматься и выполняться множеством подразделений организации, расширило применение коллективного подхода к процессу принятия решений.

Существует множество методов группового обсуждения проблемы и принятия решения. Основными из них являются : написание сценариев планирование согласия метод экспертных оценок метод Дельфи метод номинальной группы синектика

Полномочия и права, делегируемые руководителю, формируют круг проблем, которые он должен решать, разрабатывая и реализуя управленческие решения. За эту работу руководитель получает согласно договору материальное и моральное вознаграждение. Полномочия и права немыслимы без обязанностей и ответственности за выполненную работу. Обязанность это круг действий, возложенных на кого - нибудь и обязательных для выполнения. Выделяют : служебные общественные всеобщие воинские обязанности

Ответственность это необходимость, обязанность отдавать кому - либо отчет в своих действиях, поступках. Юридическая ответственность частично или полностью касается тех видов ответственности, в которых закреплены регламенты, входящие в состав государственных законов и норм государственного регулирования Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, нарушения прав и свобод граждан. Экономическая ответственность призвана компенсировать полный или частичный ущерб от управленческих решений, нанесенный руководителем в материальной или денежной форме. Этическая ответственность наступает в случае нарушения руководителем этических норм, представляющих собой систему общих ценностей и правил этики, соблюдение которых обязательно для всех работников организации. Политическая ответственность наступает за неправильную или ненадлежащую деятельность субъекта государственной власти и управления, а также деятельность субъекта общественных группировок.

Все вышеперечисленные виды ответственности можно классифицировать по трем критериям : уровням ответственности ( международный, государственный, уровень компании и ее подразделений и уровень собственного Я ( перед самим собой ); времени ответственности ( за прошлые, настоящие или будущие результаты уже принятого решения ); ущербу, вызванному ошибочными решениями ( ответственность за существенный ущерб и имеющая сроки давности

Содержание наиболее распространенных в новом веке принципов построения этической аргументации сводится к следующему. Согласно принципу утилитаризма, этичное поведение приносит наибольшую пользу, создает максимальный социальный результат для наибольшего числа людей. Данный подход предполагает, что тот, кто принимает решение, обдумывает, рассчитывает каждую альтернативу с привлечением всех заинтересованных сторон, но и выбирает решение, которое удовлетворяет наибольшее число людей.

В процессе принятия решений могут быть учтены следующие моральные права : 6) Право на жизнь и безопасность 5) право на должный прием 4) право на свободу слова. 3) право на свободу совести 2) право на частную жизнь, тайну, секрет 1) право свободного согласия.

Для эффективного использования этики в процессе принятия управленческих решений необходимы по меньшей мере два условия высокая организационная культура и внимание менеджеров к этическим решениям. Последнее характерно для тех компаний, где высок уровень корпоративной культуры, где руководители являются подлинными лидерами, где положение « этичный бизнес это хороший бизнес » разделяется всеми, стратегия и тактика подчинены удовлетворению запросов основных участников бизнеса и сложился гибкий механизм приспособления к меняющемуся внешнему окружению. В таких компаниях убеждены, что этика это необходимое, хотя не достаточное условие хорошего бизнеса, и что она поддерживает корпоративную культуру на должной высоте, что помогает укреплять бизнес.

Согласно одной из существующих моделей этически обоснованных решений, принимающие их менеджеры действуют по следующей схеме : Собирают информацию для всестороннего обоснования решения. Подбирают соответствующие этические гипернормы и микронормы. Исключение неприемлемых вариантов решений. Выявление возможностей преобразования минимально приемлемого этического обоснования в желательное.

Любое управленческое решение должно быть конкретным, содержательным, рациональным и одновременно эффективным и качественным. Помимо этого, оно должно соответствовать и всецело опираться на закрепленную за ним ресурсную базу. Конечно, ситуационный подход играет базовую роль в процессе принятия и дальнейшего исполнения управленческого решения. Однако в любой ситуации любое управленческое решение обязано содержать в себе определенный набор качеств и свойств, его характеризующих. Стабильность, устойчивость с одной стороны и предотвращение возможных угроз с другой – вот те качества и свойства, которые должно содержать в себе рациональное и качественное управленческое решение менеджера. Ведь, как известно, успешные показатели работы самой организации всецело и напрямую влияют на успех и продвижение по работе ее кадров.

1. Веснин В. Р. Основы менеджмента : Учебник. - М.: Изд - во « Триада. Лтд », Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент : человек, стратегия, организация, процесс : 2- е изд.: Учебник. - Мн.: « Гардарика », Глущенко В. В., Глущенко И. И. « Разработка управленческого решения. Прогнозирование – планирование - оценка. Теория проектирования экспертов »: Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, с. 4. Голубков Е. П. Какое принять решение ? Москва « Экономика », Карданская Н. Л. Основы принятия управленческих решений / НЛ Карданская. – Москва : Русская деловая литература, с. 6. Рейльян Я. Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: Ромащенко В. Н. Принятие решений : ситуации и советы. Киев : Политиздат Украины, Смирнов Э. А. « Разработка управленческих решений »: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Соболев Н. Н. Менеджмент. Учебное пособие.- М.: Академия ГПС МЧС России, Фатхутдинов Р. А. Разработка управленческого решения Москва :« Интел - синтез »,1997.