О.Б. Логинова 10 декабря, 2015 Методическая поддержка педагогов – важнейшее условие повышения качества и доступности образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГИА по истории 2013 г. Подготовка выпускников 9 классов к ГИА.
Advertisements

Содержательные и методические особенности урока в условиях подготовки к ЕГЭ Сообщение с курсов Подготовила Н.Д. Райхель.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
ФОРМЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ: -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ -ТВОРЧЕСКАЯ -ИНФОРМАЦИОННАЯ -ИГРОВАЯ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Под умением в педагогической литературе понимаются освоенные учеником способы выполнения действия.
Технологическая карта учебный год. Основные виды УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД смыслообразование нравственно-этическая.
Власова И.А., год. ПЛАН РАБОТЫ 1 Разработка рабочей программы педагога в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2 Отличительные особенности рабочей.
Доклад: «ФОРМИРОВАНИЕ УУД» (УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ) Подготовила учительница начальных классов Гаджиева П.А.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Фактически, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно- познавательных.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Универсальные учебные действия (УУД)
По новым стандартам школа работает в штатном режиме с 2011 года.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 5 класс Авторы: Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина, Л.Н. Монченко Издательство: БАЛАСС.
Использование интерактивных образовательных ресурсов для формирования универсальных учебных действий в условиях ФГОС второго поколения учитель начальных.
Использование результатов регионального мониторинга качества начального общего образования при подготовке к ВПР по математике»
Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках информатики Сафиуллина И.С., учитель информатики МАОУ лицей 1 имени А.С. Пушкина.
Транксрипт:

О.Б. Логинова 10 декабря, 2015 Методическая поддержка педагогов – важнейшее условие повышения качества и доступности образования

2 Основные тезисы (по результатам международных сравнительных Исследований) Основные тезисы (по результатам международных сравнительных Исследований) Качество школьного образования детерминируется качеством подготовки педагогов (по результатам PISA) Качество образовательных достижений школьников детерминируется качеством учебных заданий, предлагаемых им педагогами (по результатам ITL)

Известная проблема советской и российской школы Известная проблема советской и российской школы формализмом знаний Раньше мы это называли сегодня – ситуационностью знаний Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни. Сенека (4 г. до н.э. 65 г. н. э.) Российские и международные исследования показывают, что российские школьники обладают значительным объемом знаний, однако они не умеют грамотно пользоваться этими знаниями.

Ситуационность знаний: примеры 1) 5 х 4 = ? 95% Пример задания Кол-во верных ответов 2) В коробке 5 рядов по 4 конфеты в каждом. Сколько всего конфет в коробке? 85% 3) У меня завтра день рождения, будет 15 человек. Хватит ли одной коробки конфет, если в ней 5 рядов по 4 конфеты в каждом? 50%

со сложной составной структурой Ситуационность знаний: пример 5 ПАРУСНЫЕ КОРАБЛИ Девяносто пять процентов товаров в мире перевозят по морю примерно танкеров, грузовых кораблей и контейнеровозов. Большинство этих кораблей используют дизельное топливо. Инженеры планируют разработать поддержку кораблей, используя силу ветра. Их предложение заключается в прикреплении к кораблям кайтов (парящих в воздухе парусов) и использовании силы ветра, чтобы уменьшить расход дизельного топлива и его влияние на окружающую среду. Вопрос 4. ПАРУСНЫЕ КОРАБЛИ Из-за высокой стоимости дизельного топлива в 0,42 езда за литр хозяева корабля «Новая волна» думают о том, чтобы снабдить свой корабль кайтом. Подсчитано, что подобный кайт даёт возможность уменьшить расход дизельного топлива на 20%. Стоимость установки кайта на «Новой волне» составляет седов. Через сколько примерно лет экономмия на дизельном топливе покроет стоимость уста- новки кайта? Приведите вычисления, подтверждающие ваш ответ. с простой структурой За год двигатель на корабле потребляет л топлива, 1 литр топлива стоит 0,42 р. Установка паруса на корабле стоит р. Парус эконом- мид 20% топлива. Через сколько лет экономмия топлива покроет стоимость установки паруса? Россия: 16%Среднее по ОЭСР: 15% PISA, 15-летние Лучший: 47% Россия, 5-6 кл.: 50%

6 Применение знаний для разрешения проблем: педагогическая модель (на примере задания по математике) Применение знаний для разрешения проблем: педагогическая модель (на примере задания по математике) Проблема в контексте Результаты в контексте Математическая проблема Математические результаты Оценивать Интерпретировать Применять Формулировать РЕАЛЬНЫЙ МИРМАТЕМАТИЧЕСКИЙ МИР

Как проявляет себя проблема ситуационности знаний Как проявляет себя проблема ситуационности знаний 10-20%40-50%20-40% низкий уровень базовый уровень повышенный и высокий уровень традиционно ,10-й класс Мат 4030 РЯ 2014, 4-й класс, РЯ, Мат

4 класс 8 класс Как изменились результаты российских учащихся за последнее десятилетие? Как изменились результаты российских учащихся за последнее десятилетие? PIRLS TIMSS

Зачем понадобилось менять стандарт: … новые вызовы Зачем понадобилось менять стандарт: … новые вызовы Важнейшим становится умение принимать грамотные и ответственные решения в ситуации неопределённости Сегодня: неопределённость противоречивость, альтернативы Раньше: предсказуемость, повторяемость Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут. Аристипп (ок. 435-ок. 355 до н. э.)

Умею слушать и слышать другое мнение, стараюсь его учесть, если считаю верным (1) Позиционное сотрудничество «Учение в общении»: важнейшие компоненты «Учение в общении»: важнейшие компоненты

«Учение в общении»: важнейшие компоненты «Учение в общении»: важнейшие компоненты Умею наблюдать, задавать вопросы, видеть противоречия, сомневаться, выдвигать и проверять гипотезы (2) Поисковая активность

Вижу свои сильные и слабые стороны, могу ставить личные цели (3) Самопознание и самооценка «Учение в общении»: важнейшие компоненты «Учение в общении»: важнейшие компоненты

13 Основные педагогические средства в руках учителя: УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ Основная педагогическая задача: инициировать детское действие и образовательный запрос учащихся Какими средствами нужно владеть современному учителю? Какими средствами нужно владеть современному учителю?

14 Учебная ситуация Основная педагогическая задача – инициировать детское действие и образовательный запрос учащихся стимул условия и предмет действия новое знание и/или способность открытие проверка цель ожидаемый результат новый запрос новый запрос

Как инициировать детское действие? Некоторые способы Как инициировать детское действие? Некоторые способы удивление загадки, парадоксы, дилеммы опережающие домашние задания общие увлечения инсценировки, реконструкция обсуждения, диспуты использование результатов конкурсы и другие…

16 Классы учебных заданий, которые нужно включать в учебный процесс Классы учебных заданий, которые нужно включать в учебный процесс Ц ЕННОСТНО - СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ Р ЕФЛЕКСИЯ. Л ИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ УЧЕНИЯ С АМОРЕГУЛЯЦИЯ, САМООРГАНИЗАЦИЯ С ОТРУДНИЧЕСТВО К ОММУНИКАЦИЯ С АМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЙ Р АЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ особый тип диагностических заданий с предметным содержанием; там, где уместно метапредметные задания (листы продвижения), задания проектного типа, задания для совместной работы, задания на развитие речи метапредметные задания (листы самооценки), специальные вопросы к заданиям с предметным содержанием ; до 30-40% творческие задания, учебные исследования, задания проектного типа; до 30-40%

Какими практиками нужно владеть современному учителю Какими практиками нужно владеть современному учителю Учебная самостоятельность Поисковая активность, учебная проектная и исследовательская деятельность Позиционное сотрудничество Оценочная самостоятельность Целостный социально ориентированный взгляд на мир Освоение систематических знаний, их интеграция и перенос Приобретение ценностных установок, морально- нравственных ориентиров

НШ ОШ СШ Знание нормативных документов, ориентирующих на достижение планируемых результатов Знание нормативных документов, ориентирующих на достижение планируемых результатов ФГОС ПР и оценка Текущий процесс Какими профессиональными навыками должен владеть учитель? Какими профессиональными навыками должен владеть учитель? Осмысленно и целенаправленно строить каждый урок, ежедневно продвигаясь в достижении итоговых планируемых результатов, соотносить цели и результаты урока со способами их проверки

19 Какие нужны учебные задания? Структура планируемых результатов Какие нужны учебные задания? Структура планируемых результатов

20 Структура планируемых результатов: личностные и метапредметные Структура планируемых результатов: личностные и метапредметные

21 Структура предметных планируемых результатов Структура предметных планируемых результатов

Мы можем помочь вашим методистам Мы можем помочь вашим методистам Реализовать подходы стандарта дошкольного и общего образования

23 Освоить методики конструирования обучающих и проверочных учебных заданий, направленных на достижение требований стандарта самодиагностики эффективности профессиональной деятельности на основе оценки качества предъявляемых учащимся заданий Мы можем помочь вашим методистам Мы можем помочь вашим методистам

Мы можем помочь вашим методистам Мы можем помочь вашим методистам Освоить алгоритм разработки урока, его анализа и оценки

Мы можем помочь вашим методистам Мы можем помочь вашим методистам Освоить приёмы и практики, направленные на формирование учебной самостоятельности школьников

Мы можем помочь вашим методистам Мы можем помочь вашим методистам Освоить приёмы контрольно- оценочной деятельности учителя и учащихся

27 Спасибо за внимание! Ольга Борисовна Логинова

28 ПРИЛОЖЕНИЕ

29 К слайду 13

Хочу (и знаю, зачем мне это нужно): найти ответ на вопрос, узнать, понять, разобраться, лучше что-то делать, добиться определённого результата… Хочу учиться Личностные результаты Стремлюсь осознать: Кто Я?самоопределение Зачем Я?смыслообразование Что мне дорого? морально-этическая ориентация

Могу учиться понимаю, что я делаю и зачем; на какой вопрос ищу ответ или какой хочу получить результат; могу организовать и проконтролировать свою работу, при необходимости – найти ошибку и исправить её, могу представить результаты своей работы; знаю, как надо действовать и рассуждать; а если не понимаю, не знаю или сомневаюсь – знаю, где посмотреть или как и кому задать вопрос; Метапредметные результаты: регуляция и коммуникация Метапредметные результаты: регуляция и коммуникация

Владею необходимыми понятийными и инструментальными средствами знаю и могу пояснить значение терминов, понятий; знаю правила, понимаю и могу объяснить смысл выражений, утверждений, формулировок; могу прочитать и понять прочитанное, найти нужную информацию; умею пользоваться приёмами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знаково-символических средств; умею пользоваться логическими операциями: выполнять операции группировки, систематизации и классификации, сопоставления и сравнения, анализа и обобщения; умею выделить главное, найти сходства и различия, подвести под понятие; могу установить связи и сделать вывод; Метапредметные и предметные результаты: познание Метапредметные и предметные результаты: познание

33 К слайду 24

Сферы Начальная школа Основная школа Старшая школа Социально- бытовая Я и моя семья. Мои друзья. Мой день, еда, жилье. Праздники, покупки. Домашние животные. Межличностные отношения, конфликты. Переписка с зарубежными сверстниками. Покупки, мода. Социальные отношения, общение Социально- культурная Увлечения, игры. Спорт, досуг. Досуг. Книги, музыка, кино, театр, музеи. Путешествия. Здоровый образ жизни Досуг. Литература и искусство Учебно- трудовая Школа, учебные предметы, уроки. Некоторые профессии. Школьная жизнь. Мир профессий. Выбор профессии. Рынок труда. Продолжение образования Вселенная Времена года, погода, природа. Флора и фауна, экология. Климат. Город и село. Транспорт СМИ, Интернет Глобальные проблемы. Наука и технология. Страны Обычаи, праздники.География, история, города и столицы. Культура. Люди и даты. Достопримечательности Сравнительные особенности. Вклад в мировую культуру, науку 34 Какие нужны учебные задания? Базовые темы Какие нужны учебные задания? Базовые темы

Речевая деятель- ность Начальная школа Основная школа Старшая школа Аудирова- ние Высказывания на бытовые темы Учебная инструкция Сказки, небольшие рассказы Высказывания (тематические, бытовые) Беседа Сообщение Рассказ Объявления, реклама Интервью Инструкция Развернутое тематическое высказывание Беседа (бытовая и профориентированная) Сообщение Рассказ Интервью Репортаж Объявление, реклама Говорение Диалог (этикетный, расспрос, побуждение) Описание (предмета, картинки, персонажа) Сообщение по теме Комбинированный диалог в рамках базовых тем Сообщение по теме Все виды диалога в рамках базовых и профориентированных тем Сообщение по теме Пересказ Рассуждение, отчет 35 Какие нужны учебные задания? Особенности текстов Какие нужны учебные задания? Особенности текстов

Речевая деятель- ность Начальная школа Основная школа Старшая школа Чтение Учебные тексты, инструкции Диалоги Описания Небольшие рассказы, сказки Учебные тексты, инструкции, описания Публицистика Информационные тексты Рассказы Учебные тексты, инструкции Публицистика (статья, рецензия, блог, эссе и т.п.) Научно-популярные тексты Художественные тексты Письмо Письмо под диктовку Списывание текста, подписи Письмо другу Поздравитель- ная открытка Письмо под диктовку Списывание текста Заполнение анкет, формуляров Личное письмо (прямое и в ответ) Письмо под диктовку План, тезисы сообщения Краткий текст-описание на основе таблицы, диаграммы, отчет, реферат Статья, заметка в школьную газету или журнал Сочинение с элементами рассуждения CV-резюме, заполнение анкет, формуляров Личное письмо заданного объема Официальное письмо-запрос 36 Какие нужны учебные задания? Особенности текстов Какие нужны учебные задания? Особенности текстов

37 К слайду 25

Содержательная линия Содержательные и деятельностные аспекты Историческое время Работа с хронологией: локализация, хронология, периодизация событий и процессов Историческое пространство Работа с историческими картами России и мира: отражение и динамика основных характеристик развития человечества Историческое движение Изучение фактов, работа с источниками, работа с версиями и оценками, описание, объяснение: трудовая и хозяйственная деятельность, материаль- ное производство, экономмические отношения человеческие общности, социальные движения государство, власть, общество, политика познание: учения и мировоззренческие системы, наука, образование, культура отношения между народами, государствами, цивилизациями, проблемы войны и мира человек в истории: а) условия жизни и быта; б)потребности, интересы; мотивы; в) восприятие мира, ценности; г) жизнь и деятельность отдельного человека в контексте исторического времени 38 Содержательные аспекты курса

39 К слайду 26

Планируемый результат Цели и задачи, результат урока Модели заданий Освоить навыки работы с хронологией Определять место событий во времени Локализовать во времени ключевые события, этапы Соотносить хронологию Руси/России и всеобщей истории Определять принадлежность к эре, тысячелетию, веку, периоду, этапу, периоду, указывать на линии времени Устанавливать последователь- ность и длительность Проводить синхронизацию событий отечественной и всеобщей истории Указывать и пояснять подходы к периодизации Осознавать и пополнять знание исторических фактов Находить, осмысливать, обсуждать, использовать факты для характеристики исторической эпохи, ее ключевых событий Называть место, обстоятель- ства, участников, результаты важнейших событий Группировать, систематизи- ровать факты по заданному признаку Подтверждать фактами характеристику исторической эпохи, ее ключевых событий 40 Итоговые планируемые результаты, цели урока и модели учебных заданий Итоговые планируемые результаты, цели урока и модели учебных заданий

Планируемый результат Цели и задачи, результат урока Модели заданий Освоить навыки работы с историческими источниками Использовать историческую карту как источник информации, читать историческую карту с опорой на легенду Находить и показывать на карте исторические объекты, места событий и др. Прослеживать маршруты масштабных передвижений Сравнивать карты, выявлять изменения, происходившие в результате значительных социально-экономмических и политических событий и процессов Систематизировать картографические данные, выявлять общие явления и тенденции Сопоставлять картографическую информацию с информацией, взятой из других источников 41 Итоговые планируемые результаты, цели урока и модели учебных заданий Итоговые планируемые результаты, цели урока и модели учебных заданий

Планируемый результат Цели и задачи, результат урока Модели заданий Освоить навыки работы с историческими источниками (продолжение) Проводить поиск информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.) Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие Объяснять назначение источни- ка, пояснять, о каких историчес- ких аспектах он свидетельствует, выявлять его принадлежность определённому лицу, общественному течению Определять смысл (главную идею) высказывания, изображения Устанавливать, что даёт данный источник для характеристики событий, явлений Находить нужную информацию: ключевые слова, имена, назва- ния, даты, ключевые символы, образы, аргументацию и т.п. Сопоставлять и систематизиро- вать информацию из разных источников 42 Итоговые планируемые результаты, цели урока и модели учебных заданий Итоговые планируемые результаты, цели урока и модели учебных заданий

Планируемый результат Цели и задачи, результат урока Модели заданий Описывать, ре- конструировать исторические события и их участников, исторический контекст Рассказывать устно и/или письменно об исторических событиях, их участниках Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей Составлять на основе текстовых и иных источ-ников (изображений, карт, макетов и др.) описание исторических событий, явлений, объектов, памятников Составлять краткое описание (развернутый план, сообщение, презентацию, тезисы и т.п.) со ссылками на источники Составлять развернутое иллюстрированное описание (рассказ, характеристика, эссе, доклад, отчет, дневник, письмо и т.п.) со ссылками на источники Представлять устное развернутое сообщение с опорой на презентацию, план-конспект, иллюстративный ряд и т.п., приводить ссылки на источники Проводить и представлять результаты исторического исследования, содержащего исследовательский вопрос, аргументацию, выводы, заключение Составлять сравнительные характеристики исторических событий, их участников 43 Итоговые планируемые результаты, цели урока и модели учебных заданий Итоговые планируемые результаты, цели урока и модели учебных заданий

Планируемый результат Цели и задачи, результат урока Модели заданий Анализировать и объяснять исторические понятия, события, явления Различать факт (собы- тие) и его описание (факт источника, факт историка) Соотносить единичные исторические факты и общие явления Указывать характерные существенные признаки исторических событий и явлений Раскрывать смысл исторических понятий Группировать и классифициро- вать события по их принадлеж- ности к историческим процессам Составлять таблицы, схемы Выявлять главные признаки исторических явлений, событий Конкретизировать содержание общих понятий применительно к эпохе, периоду, региону, стране Выявлять качественные изменения в различных сферах жизни общества в разные эпохи Характеризовать ключевые процессы и проблемы развития России и мира 44 Итоговые планируемые результаты, цели урока и модели учебных заданий Итоговые планируемые результаты, цели урока и модели учебных заданий

Планируемый результат Цели и задачи, результат урока Модели заданий Анализировать и объяснять исторические понятия, события, явления (продолжение) Сравнивать историчес- кие события и явления, выявлять общее и различия Излагать суждения о причинах и следствиях исторических процессов Указывать и пояснять повторяю- щиеся черты исторических ситуаций, общее содержание важнейших процессов эпохи Выявлять сходство различия в исторических процессах, событиях Выявлять общие черты и особен- ности развития отдельных стран, развертывания исторических процессов Выявлять и излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий Сопоставлять различные объяс- нения причин и следствий, опре- делять совпадения и различия Объяснять, чем вызваны различия в суждениях о причинах и следствиях отдельных событий 45 Итоговые планируемые результаты, цели урока и модели учебных заданий Итоговые планируемые результаты, цели урока и модели учебных заданий

Планируемый результат Цели и задачи, результат урока Модели заданий Освоить навыки работы с версиями и оценками Приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе Определять и аргументировать своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям и оценку их места в истории Приводить и комментировать сущность оценок исторических событий и личностей, изложенных в учебной и научно- популярной литературе Сопоставлять отдельные оценки, выявлять их сходство и расхождения Пояснять различие в оценках Высказывать и аргументровать свою оценку событий и личностей 46 Итоговые планируемые результаты, цели урока и модели учебных заданий Итоговые планируемые результаты, цели урока и модели учебных заданий