АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Повышение качества проектов правовых актов. Роль, формы и виды экспертиз в правотворческом процессе. Анти-коррупционная экспертиза муниципальных правовых.
Advertisements

Повышение качества проектов правовых актов. Роль, формы и виды экспертиз в правотворческом процессе. Анти-коррупционная экспертиза муниципальных правовых.
Тренинг 19 июня 2014 года Алёна Вандышева. Нормы Правоприменение Принципы.
1 Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов.
Порядок проведения антикоррупционной экспертизы. В соответствии с Федеральным законом от ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных.
1 Лекцию читает: Федотов Павел Викторович кандидат юридических наук доцент кафедры уголовного права и криминологии АКАДЕМИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Тема доклада: « Понятие антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов » Докладчик: слушатель уч.гр М капитан внутренней службы Михайлов.
1 Коррупция 1) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, коммерческий подкуп либо.
Прогнозирование социально- экономических и социально- политических последствий правотворческих решений. Оценка регулирующего воздействия законопроектов.
По вопросам противодействия коррупции СЕМИНАР. Тема семинара: Обзор действующего законодательства о противодействии коррупции 1.Основные понятия и принципы,
ПРОЕКТИРОВАНИЕ НПА ПО ВОПРОСУ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ. НПА ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ НПА по ВМЗ – это принятый представительным органом местного.
Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Внедрение антикоррупционных стандартов, регламентирующих вопросы противодействия коррупции,
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (как одна из форм общественного контроля) Некоммерческое.
Построение системы противодействия коррупции в органах местного самоуправления Пермского края.
Деятельность Министерства здравоохранения в рамках реализации антикоррупционной политики КР Министерство здравоохранения КР Сагинбаева Д.З., Министр 1.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
«Коррупциогенные факторы в проектах нормативных правовых актах Астраханской области» План выступления 1. Вступление. 2. Нормативные правовые документы,
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Организация работы подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике.
. Содействие госорганам в борьбе с коррупцией в Кыргызской Республике » Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.
Транксрипт:

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ

Проблема коррупции очень остро стоит в нашей стране, и решить ее можно только с помощью комплекса мероприятий, проводимых последовательно в каждой области ее возможного проявления, в том числе направленных не только на ее искоренение, но и на недопущение появления способствующих коррупции факторов. Так, первым звеном, которое может содействовать проявлению коррупции, являются нормативные правовые акты основа правовой системы Российской Федерации. Рассмотрим, какие меры принимаются для недопущения использования нормативных правовых актов в коррупционных целях.

В последние годы особое внимание было уделено разработке российского антикоррупционного законодательства. В результате был принят Федеральный закон от ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Закон 273-ФЗ), который установил основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Также Законом 273-ФЗ закреплены основные меры по профилактике коррупции, одной из которых является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

В целях реализации положений Закона 273-ФЗ в части проведения антикоррупционной экспертизы принят Федеральный закон от ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее Закон 172- ФЗ). Он устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), закрепленными Законом 172-ФЗ, являются: - обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; - оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; - обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

- компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); - сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Законом 172-ФЗ возложено на прокуратуру Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области юстиции (Минюст России), а также на органы, организации, их должностных лиц.

Прокуроры проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц в ходе осуществления своих полномочий по вопросам, касающимся: - прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; - государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона; - социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

Минюст России проводит антикоррупционную экспертизу: - проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы; - проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов при проведении их правовой экспертизы;

- нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации;

- нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Прокуратура российской Федерации, Минюст России, органы, организации и их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от (далее Методика). Методика проведения антикоррупционной экспертизы

1) устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил; 2) содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям. Так, в Методике выделено два вида коррупциогенных факторов:

- широта дискреционных полномочий отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); - определение компетенции по формуле «вправе» диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций; К первому виду коррупциогенных факторов относятся:

- выборочное изменение объема прав возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); - чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

- принятие нормативного правового акта за пределами компетенции нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов; - заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

- отсутствие или неполнота административных процедур отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; - отказ от конкурсных (аукционных) процедур закрепление административного порядка предоставления права (блага).

- наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям; - злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций; - юридико-лингвистическая неопределенность употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера. Ко второму виду коррупциогенных факторов можно отнести:

Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются: - в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации; - в заключении, составляемом по итогам антикоррупционной экспертизы, при проведении указанной экспертизы Минюстом России, а также органами, организациями, их должностными лицами.

В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения. Заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом, организацией или должностным лицом.

Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в инициативном порядке за счет собственных средств. В отношении проектов правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая антикоррупционная экспертиза не проводится.

Независимую антикоррупционную экспертизу могут проводить научные учреждения или высшие учебные заведения соответствующего профиля, эксперты из числа ведущих ученых и специалистов, не принимавших непосредственного участия в подготовке проекта правового акта. В качестве независимых экспертов не могут выступать депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области, а также лица, занимающие иные государственные должности Кемеровской области, государственные гражданские служащие Кемеровской области. По результатам независимой экспертизы составляется экспертное заключение, в котором должны быть указаны выявленные коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

В современной России предпринимаются последовательные шаги по формированию действенного механизма противодействия коррупции. Очевидно, что не все задуманное реализуется и что не все введенные в действие меры эффективны. В настоящее время сформирована правовая основа противодействия коррупции, предусмотрено проведение обязательной независимой антикоррупционной экспертизы проектов федеральных нормативных правовых актов.

Таким образом, в настоящее время имеется достаточная правовая база для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Между тем, несмотря на все нововведения в российском законодательстве, действующий механизм антикоррупционной экспертизы нуждается в дополнениях. Необходимо внести изменения в Федеральный закон от N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", а также КоАП РФ и ГПК РФ.