Конференция «Профессиональные и образовательные стандарты: совмещение интересов рынка труда и образования» «О применении профессиональных стандартов при.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Статья 76. Дополнительное профессиональное образование 1.Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных.
Advertisements

Проректор МГГУ, проф. Петров Вадим Леонидович Проектирование ДПП: подходы и решения.
1 Открытое заседание рабочей группы по совершенствованию квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской.
Особенности проектирования рабочих программ учителя Масюкова Н.Г., руководитель кафедры гуманитарных дисциплин СКИРО ПК и ПРО.
Дополнительное профессиональное образование УМУ РГУФКСМиТ umu.sportedu.ru.
Профессиональное образование по Федеральному Закону от 21 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Особенности государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых по самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартам Рощин С.Ю.
Роль социального партнерства в дополнительном профессиональном образовании Смирнова Нина Александровна Старший методист учебно-методического центра по.
Проблемы соотвествия содержания профессионального стандарта «Педагог» и ФГОС ВО по педагогическим специальностям.
Создание рабочих программ в рамках ФГОС – обязательный компонент планирования деятельности учителя Зауташвили Е.Е. МБОУ СОШ 2 г. Лакинск.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 19 декабря 2013 г. N 1367 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Система повышения квалификации учебный год М.Ф. Мхитарова, эксперт Московского центра качества образования г.
Нормативно-правовое обеспечение дополнительного образования Чемеков Вадим Николаевич, заместитель директора ИДО МарГУ заместитель директора ИДО МарГУ ФГБОУ.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НОВЫМ ФГОС.
Образовательные программы и их профессионально- общественная аккредитация.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
Методический семинар по разработке основных профессиональных образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации от 21/10/2015.
ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО И НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Составитель: Усова С.Н., доцент.
Транксрипт:

Конференция «Профессиональные и образовательные стандарты: совмещение интересов рынка труда и образования» «О применении профессиональных стандартов при подготовке программ дополнительного профессионального образования» Докучаев В.А., д.т.н., профессор, генеральный директор НО АПОС 1

Конференция «Профессиональные и образовательные стандарты: совмещение интересов рынка труда и образования», Москва 10 декабря 2015 года Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. N 499 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 20 августа 2013 г. Регистрационный N 29444) Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. Содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы должно учитывать профессиональные стандарты (ПС), квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе. 2

Конференция «Профессиональные и образовательные стандарты: совмещение интересов рынка труда и образования», Москва 10 декабря 2015 года Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утв. Министерством образования и науки РФ 22 января 2015 г. N ДЛ-1/05 вн). Последовательность разработки дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов 1. Для повышения качества разработки программы с учетом требований профессиональных стандартов в группу разработчиков наряду с педагогическими работниками и руководителями организации (структурного подразделения) рекомендуется включить представителей работодателей и (или) объединений работодателей. 2. При поиске профессионального стандарта для разработки программы необходимо учитывать, что специальности или профессии профессионального образования или профессионального обучения может соответствовать: один профессиональный стандарт, имеющий одинаковое с программой или синонимичное название; часть профессионального стандарта (например, одна из описанных в нем обобщенных трудовых функций); несколько профессиональных стандартов, каждый из которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы. 3

Конференция «Профессиональные и образовательные стандарты: совмещение интересов рынка труда и образования», Москва 10 декабря 2015 года 3. Сопоставление ФГОС и ПС при разработке или обновлении дополнительных профессиональных программ - программ профессиональной переподготовки. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (часть 5 статьи 76 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Для их определения и может использоваться ПС. При этом необходимо учесть различия терминологии, используемой в образовании, и в ПС. Вид профессиональной деятельности, квалификация в ПС в большинстве случаев соответствуют обобщенной трудовой функции, иногда - трудовой функции. Как правило, в рамках программы профессиональной переподготовки может быть освоена одна обобщенная трудовая функция (трудовая функция). Решение о разработке соответствующей программы целесообразно принимать с учетом актуальной и перспективной востребованности той или иной профессии (специальности) на рынке труда, а также наличия в организации необходимого ресурсного обеспечения или возможности его развития. Далее необходимо найти ФГОС, отвечающий направленности программы, и сопоставить зафиксированные в нем требования к результатам подготовки с описанием квалификации в профессиональном стандарте. 4

Конференция «Профессиональные и образовательные стандарты: совмещение интересов рынка труда и образования», Москва 10 декабря 2015 года Сопоставление описания квалификации в профессиональном стандарте с требованиями к результатам подготовки по ФГОС ВО 5 Профессиональный стандартФГОС ВО Обобщенная трудовая функция (ОТФ) или трудовая функция (ТФ) соответствующего уровня квалификации Виды профессиональной деятельности (ВПД) Трудовые функции или трудовые действия Профессиональные задачи, профессиональные компетенции (ПК) и (или) профессионально-специализированные компетенции (ПСК) Умения, другие характеристики трудовых функций Общепрофессиональные компетенции (ОПК) Виды профессиональной деятельности, освоение которых предусмотрено ФГОС ВО (научно- исследовательская, проектная и др.) являются "сквозными", поэтому при сопоставлении необходимо выбрать те, которые служат основой овладения выбранной квалификацией (ОТФ или ТФ). С учетом различия подходов, использованных при составлении характеристики профессиональной деятельности и определении требований к результатам освоения образовательной программы в ФГОС ВО и описании квалификации в ПС, в каждом конкретном случае разработчики должны самостоятельно определить, какие единицы ПС и как корреспондируют с единицами ФГОС. Выводы, которые можно сделать на основе сравнения, могут содержать формулировки требований к результатам освоения программы с использованием терминологии, принятой в образовании, и должны обеспечивать их соответствие как ФГОС, так и ПС.

Конференция «Профессиональные и образовательные стандарты: совмещение интересов рынка труда и образования», Москва 10 декабря 2015 года 4. Формирование результатов освоения программы с учетом профессионального стандарта. Сопоставление, проведенное на предыдущем шаге, позволяет составить перечень результатов освоения образовательной программы. В дополнительном профессиональном образовании для программ профессиональной переподготовки это новая квалификация и связанные с ней виды профессиональной деятельности, трудовые функции или компетенции, подлежащие совершенствованию, и (или) новые компетенции; для программ повышения квалификации это профессиональные компетенции в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения. При формировании результатов освоения программ профессионального обучения - программ переподготовки и программ повышения квалификации рабочих, служащих важно учесть уже имеющуюся у них квалификацию и составляющие ее профессиональные компетенции, умения и знания. 6

Конференция «Профессиональные и образовательные стандарты: совмещение интересов рынка труда и образования», Москва 10 декабря 2015 года Формирование результатов освоения дополнительных профессиональных программ (ДПП). В таблице результатов освоения программы профессиональной переподготовки необходимо представить характеристику новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций или характеристику компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения ДПП. Результаты освоения программы профессиональной переподготовки 7 Виды деятельности Профессиональ ные компетенции или трудовые функции Практический опыт Умения Знания ВД 1...ПК ПК 1.n.... ВД n...ПК n ПК n.n.... Общепрофессиональные компетенции (ОПК) и (или) общие (общекультурные) компетенции (ОК) или универсальные компетенции (УК) ______________

Конференция «Профессиональные и образовательные стандарты: совмещение интересов рынка труда и образования», Москва 10 декабря 2015 года Программы повышения квалификации обеспечивают ее актуализацию (соответствие требованиям ПС) в условиях изменения целей, содержания, технологий, нормативно-правового обеспечения профессиональной деятельности в той или иной сфере. В таблице результатов освоения программы повышения квалификации в соответствии с требованиями к таким программам необходимо представить перечень профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения. Кроме этого, рекомендуется также отразить изменения, происходящие на уровне практического опыта, умений и знаний. Результаты освоения программы повышения квалификации 8 Имеющаяся квалификация (требования к слушателям): ______________________ Виды деятельности Профессиональ ные компетенции Практический опыт Умения Знания ВД 1...ПК ПК 1.n.... ВД n...ПК n ПК n.n.... Общие компетенции (при наличии) _________________________________________

Конференция «Профессиональные и образовательные стандарты: совмещение интересов рынка труда и образования», Москва 10 декабря 2015 года 5. Разработка процедур и средств оценки результатов обучения по программе. Основным результатом освоения образовательных программ, разработанных с учетом профессиональных стандартов, является профессиональная квалификация. Ее оценка имеет специфику в сравнении с оценкой умений и знаний. Существуют следующие особенности оценки квалификации: оценка квалификации имеет целостный характер: сумма результатов оценивания знаний и умений не дает возможности судить о готовности их применять и не может привести к выводу о наличии квалификации. Квалификацию необходимо оценивать в целом, при выполнении деятельности в реальных условиях или максимально приближенных к ним; оценка квалификации, как правило, осуществляется в несколько этапов: любая профессиональная деятельность представляет собой сложный процесс, и оценить квалификацию одномоментной и за короткий период времени чаще всего невозможно. Объективность оценки квалификации может быть достигнута за счет ее проведения независимыми экспертами на основании четко сформулированных (диагностичных) показателей и критериев, значимых для качества выполнения профессиональной деятельности, а также стандартизации условий и процедуры оценки. Организация оценки квалификации при освоении ДПП. В соответствии с ФЗ "Об образовании" освоение ДПП завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно. Таким образом, для ДПП законом не предусматривается никаких ограничений на разработку содержания и организации квалификационных экзаменов. 9

Конференция «Профессиональные и образовательные стандарты: совмещение интересов рынка труда и образования», Москва 10 декабря 2015 года 6. Формирование структуры и содержания программы. 7. Разработка учебного плана и календарного графика. 8. Экспертиза образовательной программы. При разработке программы ДПО необходимо учитывать следующие риски использования ПС Возможная недостаточная квалификация разработчиков ПС; Отсутствие в ПС необходимых знаний, обеспечивающих возможность использования системного подхода; Возможное противоречие между уровнем квалификации, необходимым для вхождения в профессию, и необходимым уровнем образования; Проблема «яйца и курицы» – к моменту разработки программы ДПО отдельные положения ПС могут потерять актуальность; Терминологическое несоответствие. 10

Конференция «Профессиональные и образовательные стандарты: совмещение интересов рынка труда и образования», Москва 10 декабря 2015 года Спасибо за внимание! Телефон: (+7495)