Обязательные требования к участникам закупок при осуществлении закупок лекарственных препаратов, медицинских изделий и оборудования. Лектор: Пратура Ольга.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Минфин России Служба контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Обзор административной и судебной практики Службы контроля Ханты-Мансийского.
Advertisements

Практика рассмотрения Свердловским УФАС России жалоб по Закону о закупках в порядке ст.18.1 Закона о защите конкуренции.
Лектор: Пратура Ольга Сергеевна главный специалист-эксперт учебно-консультационного центра ООО «Тендер-Дон», преподаватель Центра дополнительного профессионального.
ПОСЛЕДСТВИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ЗАКАЗЧИКОМ НЕДОСТОВЕРНОСТИ УКАЗАННЫХ В ЗАЯВКАХ СВЕДЕНИЙ О КАЧЕСТВА Толстобоков Олег Николаевич кандидат технических наук, инспектор.
Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
§ 2. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов и аукционов Статья 48. Проведение открытого конкурса.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
3-й Форум юристов стран СНГ Правовые рамки проведения государственных закупок в России : Федеральный закон от 21 июля 2005 года 94-ФЗ с изм. от
СФЕРА ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.
Отдельные вопросы осуществления контроля в сфере закупок.
«Практика применения 223- ФЗ: способы осуществления закупок – выбор и порядок проведения»
«Анализ типовых нарушений при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд» Семинар-совещание
Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках.
Итоги работы отдела по контролю в сфере размещения заказа для муниципальных нужд за 2007 год.
Администрация города Волгодонска Тема семинара: « Нарушения, выявленные в ходе проверок за II полугодие 2015 года »
Реестр договоров 223-ФЗ. Чем регулируется ведение Реестра договоров? Ст.4.1 Закона 223-ФЗ Постановление Правительства РФ от 31 октября 2014 года 1132.
Виды проверок организаций- исполнителей ГОЗ, проводимых контрольным органом, в том числе СМК по ГОСТ РВ
22 проверки, из которых 20 – плановых и 2 – внеплановые; проверено 1673 процедуры размещения заказов; выявлено 671 процедура, которая проведена с нарушением.
Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении.
Федеральный закон РФ от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности» положительные и отрицательные аспекты.
Транксрипт:

Обязательные требования к участникам закупок при осуществлении закупок лекарственных препаратов, медицинских изделий и оборудования. Лектор: Пратура Ольга Сергеевна главный специалист-эксперт учебно-консультационного центра ООО «Тендер-Дон», преподаватель Центра дополнительного профессионального образования РМИЭУ г.Ростов-на-Дону, редактор-эксперт ЭС «ПРОГОСЗАКАЗ.РФ» контрактный управляющий. Тендер-Дон Таганрог 2015 Тендер-Дон

Тендер-Дон В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок и запроса предложений запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений. Представляется важным, что запрещается не всякое ограничение доступа к участию в торгах, а лишь «не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами». В приведённой норме заложены нормативно-правовые основания тех норм Закона 44-ФЗ, в соответствии с которыми заказчики обязаны истребовать от участников закупок документы, подтверждающие их соответствие требованиям, предусмотренным действующим законодательством РФ (в первую очередь, п. 1 ч. 1 ст. 31). На требовании, предусмотренном в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона 44-ФЗ, основываются «процедурные» нормы, регулирующие состав и содержание заявки на участие в той или иной конкурентной процедуре определения поставщика, предусмотренной в ст. 24 Закона 44-ФЗ.

Тендер-Дон Электронный аукцион В ч. 1 ст. 64 Закона 44-ФЗ предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе. В п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона 44-ФЗ установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона 44-ФЗ (при наличии таких требований), или копии этих документов.

Тендер-Дон При каких условиях заявка на участие в электронном аукционе может быть отклонена : В соответствии с ч. 6 ст. 69 Закона 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе в следующих случаях: 1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, частями 3 и 5 ст. 66 Закона 44-ФЗ; 2) несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным аукционной документацией о таком аукционе; 3) наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; 4) несоответствия участника аукциона требованиям, установленным в соответствии со ст. 31 Закона 44-ФЗ

Тендер-Дон Запрос котировок Согласно п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона 44-ФЗ в извещении о проведении за- проса котировок должны содержаться требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 указанного Закона. Нормы о содержании и составе котировочной заявки, сформулированные в ч. 3 ст. 73 Закона 44-ФЗ, не включают упоминания о необходимости предоставления участниками запроса котировок в составе котировочной заявки каких-либо документов, подтверждающих их соответствие требованиям, установленным на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона 44-ФЗ – тех самых документов, исчерпывающий перечень которых заказчик обязан определить непосредственно в извещении о проведении запроса котировок. В ч. 4 ст. 74 Закона 44- ФЗ установлено, что не допускается требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением информации и документов, предусмотренных ч. 3 ст. 73 Закона 44-ФЗ.

Тендер-Дон Запрос котировок Законодателем создана парадоксальная ситуация, когда заказчик одновременно: - обязан установить в извещении о проведении запроса котировок требование о наличии копии лицензии у участника закупки; - не вправе требовать от участников запроса котировок предоставления копии лицензии в составе котировочных заявок. Вместе с тем, проверка соответствия участников закупок требованиям, установленным на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона 44-ФЗ (куда в первую очередь относится требование об обладании участником закупки необходимыми лицензиями) в силу ч. 7 ст. 31 Закона 44-ФЗ является безусловной обязанностью создаваемой заказчиком комиссии по осуществлению закупок.

Правомерно ли отклонение заявки на участие в запросе котировок в случае отсутствия в составе такой заявки копии лицензии? Ответ на данный вопрос предоставлен департаментом развития контрактной системы Минэкономразвития России в письме от Д28 и-1616: «Частью 7 ст. 78 Закона 44-ФЗ не предусмотрено отклонение котировочной заявки за непредоставление участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки. Таким образом, заказчик не вправе устанавливать в извещении о проведении запроса котировок требование к участникам закупок о предоставлении участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки. Котировочная комиссия также не вправе отклонять заявку за непредоставление участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки. Вместе с тем, комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона 44-ФЗ (ч. 8 ст. 31 Закона 44-ФЗ). При этом, согласно ч. 9 ст. 31 Закона 44-ФЗ, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки н соответствует требованиям, указанным в ч. 1 ст. 31 Закона 44-ФЗ. Таким образом, котировочная комиссия и заказчик при отсутствии в составе заявки копии лицензии вправе проверять её фактическое наличие иными способами, в том числе путём направления запросов в лицензирующие органы, изучения реестров лицензий на официальных сайтах лицензирующих органов. В случае, если котировочная комиссия или заказчик выявят несоответствие участника, в том числе победителя запроса котировок, требованию о наличии лицензии, установленному в извещении о проведении запроса котировок, то такой участник должен быть отстранён от участия в запросе котировок или заказчик должен отказаться от заключения контракта с таким участником в порядке, установленном частями 9 и 11 ст. 31 Закона 44-ФЗ. Необходимо также отметить, что, согласно ч. 15 ст. 95 Закона 44-ФЗ, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок требованиям к участникам закупки».

Тендер-Дон Запрос предложений В извещении о проведении запроса предложений в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 83 Закона 44-ФЗ должны указываться требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со ст. 31 названного Закона.

Тендер-Дон Обращение лекарственных средств на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон 61-ФЗ), в соответствии с которым деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных средств, определяется как фармацевтическая деятельность (п. 33 ст. 4). Как следует из ч. 1 ст. 8 Закона 61-ФЗ, п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», фармацевтическая деятельность относится к числу лицензируемых видов деятельности. Порядок лицензирования фармацевтической деятельности установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от В соответствии с п. 2 названного Положения, фармацевтическая деятельность в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения включает в себя определенные работы и услуги

Тендер-Дон Фармацевтическая деятельность 1Оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения 2Хранение лекарственных средств для медицинского применения 3Хранение лекарственных препаратов для медицинского применения 4Перевозка лекарственных средств для медицинского применения 5Перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения 6Розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения 7Отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения; 8Изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения.

Тендер-Дон На какой вид деятельности должен иметь лицензию участник закупки, пред- метом которой является поставка лекарственных препаратов, – на оптовую или же на розничную торговлю лекарственными препаратами? Реализация лекарственных средств поставщиком-продавцом по договору поставки является оптовой торговлей. Соответственно, поставку лекарственных препаратов в медицинское учреждение могут осуществлять производители лекарственных средств и организации оптовой торговли лекарственными средствами. Оптовая поставка лекарственных препаратов аптечной организацией не предусмотрена в силу самого определения аптечной организации, содержащегося в ст. 4 Закона 61-ФЗ, в соответствии с которым аптечная организация определяется как организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения. Оптовой торговлей признается вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, тогда как розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Письмо ФАС России от 17 июля 2013 г. АД/27592/13 «…требование заказчика о предоставлении действующей лицензии на производство лекарственных средств или на осуществление фармацевтической деятельности - оптовой торговли лекарственными средствами, не включая субъектов розничной торговли лекарственными средствами, предъявляемое к участникам размещения заказа, изложенное в документации об аукционе на поставку лекарственных средств для нужд медицинских учреждений, не ограничивает число участников размещения заказа, в частности, субъектов розничной торговли лекарственными средствами, которые в силу закона не вправе осуществлять поставку лекарственных средств в медицинские организации, и не может рассматриваться в качестве нарушения части 2 статьи 17 Федерального закона от ФЗ О защите конкуренции». Тендер-Дон

Тендер-Дон Решение УФАС России по Республике Алтай от 7 ноября 2014 г. по делу 85-К/14 «Комиссией УФАС по РА установлено, что заказчиком в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в требованиях к лицензии на фармацевтическую деятельность не установлены конкретные виды деятельности согласно Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от «О лицензировании фармацевтической деятельности». При анализе представленной уполномоченным органом второй части заявки ООО «Л» (порядковый 2), Комиссией УФАС по РА установлено, что заявка содержала лицензию на фармацевтическую деятельность ЛО от 26 апреля 2013 г. с приложением на розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, хранение и отпуск. Таким образом, данная лицензия на фармацевтическую деятельность позволяет ООО «Л» заниматься только розничной торговлей и хранением лекарственных препаратов через аптечный пункт. Иные виды деятельности, входящие в перечень оказываемых услуг, относящиеся к фармацевтической деятельности, у ООО «Л» отсутствуют. Следовательно, ООО «Л» при наличии данной лицензии не вправе осуществлять поставку лекарственных средств (кислорода медицинского) и неправомерно признано аукционной комиссией уполномоченного органа «М» соответствующим требованиям законодательства о контрактной системе».

Тендер-Дон Постановление ФАС Уральского округа от 9 июля 2012 г. по делу А /2011 «По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом принято решение по делу от ТГ 07-06/ З, которым жалоба общества «БИОТЭК» признана обоснованной, в действиях государственного заказчика Минздрава Удмуртии установлено нарушение части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов (п. 3 решения), выразившееся во включении в конкурсную документацию (п. 8.3 документации) требования о предоставлении участниками размещения заказа копии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (с указанием «оптовая торговля лекарственными средствами»). По мнению антимонопольного органа, данное требование ограничивает количество участников размещения заказа, поскольку не допускает к участию в конкурсе лиц, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности «розничная торговля лекарственными препаратами». Вывод суда: «…поставку лекарственных препаратов в аптечную сеть могут осуществлять производители лекарственных средств и организации оптовой торговли указанными средствами, поставка лекарственных препаратов аптечной организацией данным Федеральным законом не предусмотрена. Исходя из предмета аукциона - право на поставку лекарственного препарата на склад фармацевтической организации, субъектов экономической деятельности, которые могут осуществлять данный вид деятельности - производители лекарственных средств либо оптовые поставщики лекарственных средств, заказчик правомерно установил в документации об аукционе требования о предоставлении лицензии на производство или оптовую продажу лекарственных средств, не включая субъектов розничной торговли лекарственными средствами».

Тендер-Дон Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2012 г. 686 утверждено положение о лицензировании производства лекарственных средств. Приложением к указанному Положению является Перечень работ, составляющих деятельность по производству лекарственных средств, в т.ч. в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения: 1 Производство, хранение и реализация фармацевтических субстанций, по лучаемых методами химического синтеза. 2 Производство, хранение и реализация фармацевтических субстанций, получаемых методами биотехнологического синтеза. 3 Производство, хранение и реализация фармацевтических субстанций, получаемых методами выделения из химического сырья. 4 Производство, хранение и реализация фармацевтических субстанций, получаемых методами выделения из источников биологического, животного происхождения. 5 Производство, хранение и реализация фармацевтических субстанций, получаемых методами выделения из источников растительного происхождения. 6 Производство, хранение и реализация стерильных лекарственных препаратов с указанием группы лекарственных препаратов. 7 Производство, хранение и реализация нестерильных лекарственных препаратов с указанием группы лекарственных препаратов. 8 Производство, хранение и реализация газов медицинских с указанием лекарственной формы (газ медицинский жидкий, газ медицинский сжатый). 9 Производство, хранение и реализация лекарственных средств с указанием стадии технологического процесса - упаковка (первичная и (или) вторичная).

Тендер-Дон Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 18 сентября 2014 г. 75/14 «В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Закона 161-ФЗ производство лекарственных средств на территории Российской Федерации осуществляется производителями лекарственных средств, имеющими лицензию на производство лекарственных средств. В силу пункта 8 статьи 45 Закона 161-ФЗ производители лекарственных средств могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке в рамках лицензии на производство лекарственных средств. Аналогичными правами обладают организации оптовой торговли лекарственными средствами в рамках лицензии на фармацевтическую деятельность в соответствии со статьей 53 Закона 61-ФЗ. Таким образом, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках лекарственных средств наряду с оптовыми поставщиками входят производители лекарственных средств, которые могут конкурировать за право поставок лекарственных средств для государственных нужд. По данным государственного реестра лекарственных средств, производителями лекарственных средств с торговым наименованием - натрия хлорида являются более 50 российских предприятий. Проведение торгов и участие в них призвано обеспечить равную возможность заключения договора для всех претендентов, поскольку именно на аукционе обеспечивается соперничество (конкуренция). Таким образом, производитель лекарственных средств на основании лицензии на производство лекарственных средств без наличия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, имеет право реализовывать, в том числе осуществлять перевозку, произведенных им препаратов до места нахождения покупателя. Недопуск производителей лекарственных средств к участию в торгах на поставку лекарственных средств путем установления требования для участников только о наличии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, является нарушением ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ФЗ «О защите конкуренции», поскольку ограничивает конкуренцию при проведении торгов. Результатом таких действий является создание отдельным участникам торгов, а именно претендентам (оптовым поставщикам), имеющим лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, преимущественных условий участия в торгах».

Тендер-Дон Постановление ФАС Северо-Западного округа от 8 июля 2014 г. по делу А /2013 «По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе, комиссия заказчика признала вторую часть заявки ОАО «Фирма Медполимер» не соответствующей требованиям и условиям, установленным в пункте 20 раздела III документации об Аукционе, ввиду непредставления данным участником копии действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности. ОАО «Фирма Медполимер» обратилось в УФАС с жалобой на решение комиссии заказчика, полагая, что признание второй части заявки Общества не соответствующей требованиям документации об аукционе неправомерно ввиду представления им лицензии на осуществление деятельности по производству лекарственных препаратов, являющихся предметом Аукциона. Решением УФАС от по делу /13 жалоба ОАО «Фирма Медполимер» признана необоснованной. Не согласившись с указанным решением Управления, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу. Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявлен- ного требования, признал, что имеющаяся у ОАО «Фирма Медполимер» лицензия на производство лекарственных средств не предоставляет ему права на перевозку лекарственных средств, в связи с чем вторая часть за- явки Общества была правомерно признана заказчиком не соответствую- щей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, по причине отсутствия действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.

Тендер-Дон Постановление ФАС Северо-Западного округа от 8 июля 2014 г. по делу А /2013 (продолжение) Апелляционный суд не согласился с указанными выводами, посчитав, что производители лекарственных средств в рамках лицензии на осуществление деятельности по производству лекарственных средств могут осуществлять поставку (реализацию) этих лекарственных препаратов. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального права, считает жалобу ГБУЗ «Городская Покровская больница» не подлежащей удовлетворению, поскольку анализ норм ч. 8 ст. 45 Закона 61-ФЗ, определяющей круг лиц, которым имеют право продавать или передавать лекарственные средства их производители, и ст. 53 Закона 61-ФЗ, определяющей круг лиц, которым имеют право продавать и передавать лекарственные средства организации оптовой торговли, показал, что организации - производители лекарственных средств и организации оптовой торговли лекарственными средствами имеют право продавать или передавать лекарственные средства в распоряжение одному и тому же кругу лиц. Также суд кассационной инстанции отметил, что реализация лекарственных средств включает в себя и их поставку (перевозку)».

Тендер-Дон Пример корректной формулировки требования о предоставлении копий необходимых лицензий «Вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе, документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки: 1)в случае поставки товара Поставщиком в соответствии с требованиями п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»: § копия действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля), выданной до вступления в силу Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постанов- лением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г «О лицензировании фармацевтической деятельности» (далее - Постановление 1081), или

Тендер-Дон Пример корректной формулировки требования о предоставлении копий необходимых лицензий § копия действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, выданной после вступления в силу Постановления 1081, и включающей следующие виды работ (услуг): - оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского приме- нения; - хранение лекарственных средств и (или) препарат -перевозка лекарственных средств и (или) препаратов для медицинского применения; 2) в случае поставки товара Производителем в соответствии с требованиями п. 16 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»: § копия действующей лицензии на производство лекарственных средств, выданной до вступления в силу Положения о лицензировании производства лекарственных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06 июля 2012 г. 686 «О лицензировании производства лекарственных средств» (далее - Постановление 686), или § копия действующей лицензии на производство лекарственных средств, выданной после вступления в силу Постановления Правительства РФ 686».

Тендер-Дон Отдельные лекарственные средства - наркотические и психотропные Отдельные лекарственные средства для медицинского применения одновременно являются наркотическими средствами или психотропными веществами. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, подлежит лицензированию. Соответственно, в п. 18 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» также предусмотрено, что оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений является лицензируемым видом деятельности. Реализация наркотических средств и психотропных веществ включена в Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений»). При осуществлении закупок наркотических средств и психотропных веществ участник закупки должен обладать лицензией на оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений.

Тендер-Дон Решение УФАС России по Республике Алтай от 7 ноября 2014 г. по делу 85- К/14 «Доводы заявителя жалобы о необходимости наличия у поставщика лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов, являются необоснованными, так как в соответствии с приложением к Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, в перечень оказываемых услуг, относящихся к фармацевтической деятельности, входит в том числе перевозка лекарственных средств для медицинского применения». В соответствии с Письмом Росздравнадзора от г. 01И-580/06 «О производстве и использовании медицинских газов» в государственный реестр лекарственных средств включены следующие медицинские газы: кислород газообразный медицинский, кислород жидкий медицинский, циклопропан, ксенон, азота закись. В частности, на практике возникает вопрос о необходимости истребования от поставщика медицинского кислорода наряду с лицензией на осуществление фармацевтической деятельности либо на производство лекарственных средств ещё и лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов. В случае, если речь идёт лишь о доставке медицинского кислорода в лечебно-профилактическое учреждение, требование о наличии такой лицензии признается необоснованным:

Тендер-Дон Решение УФАС по Ханты-Мансийскому АО – Югре от 19 декабря 2014 г. по жалобе 2940-ж «…наличие в одном лоте условий по поставке кислорода медицинского и обслуживание газификатора, обусловлено технологическими условиями поставки, предполагающими взаимодействие поставщика с оборудованием заказчика. Процедура заправки газификатора поставщиками требует выполнения технических манипуляций, требующих наличия у поставщика лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, что полностью соответствует требованиям Федерального закона от г. 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Между тем, если заказчик указал, что наряду с поставкой медицинского кислорода поставщик будет осуществлять также и технологически связанную с ней заправку газификатора, то установление требования о наличии лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов может быть признано правомерным:

Тендер-Дон Обращаем внимание заказчиков на недопустимость использования в целях оказания медицинской помощи технического кислорода, поставка которого не требует наличия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности либо лицензии на производство лекарственных средств. В случае приобретения для целей оказания медицинской помощи технического кислорода учреждение здравоохранения использует выделенные денежные средства не по целевому назначению. Постановление ФАС Московского округа от 30 апреля 2014 г. по делу А /13

Тендер-Дон Постановление ФАС Уральского округа от 14 мая 2014 г. по делу А /2013 «Частью 2 ст Кодекса предусмотрена административная ответствен- ность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). В соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию. Согласно письму Росздравнадзора от И-263/05 «О производстве и реализации медицинских газов» кислород медицинский относится к лекарственным средствам и зарегистрирован в Государственном реестре лекарственных средств. Всесторонне, полно и объективно исследовав имеющиеся в материалах дела документы в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что соответствующими доказательствами (в том числе, договором поставки кислорода жидкого медицинского от , заключенным между обществом и ГБУЗ СО «Свердловская областная клиническая психиатрическая больница», товарной накладной от , платежным поручением от ) подтверждено осуществление обществом фармацевтической деятельности, без специального разрешения (лицензии). При таких обстоятельствах суды обоснованно признали правильным вывод прокурора о наличии в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст КоАП РФ».

Тендер-Дон Решение Вологодского УФАС России от 31 октября 2013 г. 5-2/ «Предметом запроса котировок является поставка материалов и средств медицинских прочих для стоматологического кабинета. Пунктом 1 технического задания к запросу котировок предусмотрена также поставка товара «Убистезин форте» (или эквивалент). Согласно Государственному реестр лекарственных средств «Убистезин форте» является лекарственным средством. В соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществление фармацевтической деятельности требует получения лицензии. Таким образом, в перечень товаров (стоматологические материалы), для поставки которых не требуется лицензия на осуществление фармацевтической деятельности, включен товар, для поставки которого требуется наличие у участника размещения заказа лицензии на осуществление фармацевтической деятельности. Следовательно, включение заказчиком в техническое задание к запросу котировок товара «Убистезин форте» (или эквивалент) влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа по запросу котировок».

Тендер-Дон Решение Пермского УФАС России от 18 сентября 2013 г Фабула дела: в соответствии с документацией о закупке заказчику требова- лись к поставке лекарственные средства со следующими МНН: моксифлокса- цин, левофлоксацин, ципрофлоксацин, метронидазол, цефтазидим, цефтриак- сон, цефазолин, цефоперазон + сульфабактам, оксепа. Комиссией Пермского УФАС России установлено следующее: «...Оксепа, являющаяся энтеральным питанием, не является лекарственным сред- ством и, как следствие, не имеет МНН. Указанные в Техническом задании (Спецификации) товары, не являются технологически и функционально взаимосвязанными, имеют различное назначение. Так, все лекарственные препараты предназначены для лечения инфекционных заболеваний, тогда как Оксепа является энтеральным питанием. Таким образом, включив в состав одного лота товары технологически и функционально не связанные между собой, Заказчик ограничил количество участников размещения заказа, тем самым допустил нарушение ч. 1 ст Закона о размещении заказов. Согласно п. 47 ст. 12 Федерального закона от ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», фармацевтическая деятельность относится к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Учитывая требования действующего законодательства, для поставки лекарственных средств, поименованных в Техническом задании, участник размещения заказа должен обладать лицензией на осуществление фармацевтической деятельности, тогда как для поставки Оксепы, не являющейся лекарственным средством, данная лицензия не требуется».

Тендер-Дон Постановление ФАС Уральского округа от 5 ноября 2014 г. по делу А34-51/2014 Фабула дела: предметом аукциона являлась поставка изделий медицинско- го назначения (тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови по 12 позициям). В Управление ФАС России поступила жалоба ИП Белоусвой Т.М., согласно которой в аукционной документации в качестве одного из требований ко второй части заявки указано на необходимость представления лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, что, по мнению предпринимателя, противоречит постановлению Правительства Российской Федерации 1081 от «О лицензировании фармацевтической деятельности», в силу которого на деятельность, связанную с обращением изделий медицинского назначения, такая лицензия не требуется. Вывод ФАС Уральского округа: «...при рассмотрении спора по существу в данной части суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указание в пункте 21 информационной карты открытого аукциона в электронной форме требования о представлении копии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в том случае, если такое требование предусмотрено законодательством, вовсе не означает обязательность установления такого требования применительно к конкретному предмету аукциона. Суд апелляционной инстанции обоснованно признал такой подход противоречащим требованиям Закона 94-ФЗ, поскольку использованная в аукционной документации формулировка является неясной и нечеткой, не обеспечивает возможность однозначного восприятия данного положения потенциальными участниками аукциона и не позволяет установить, требуется при подаче второй части заявки лицензия на осуществление фармацевтической деятельности или нет, что свидетельствует о неопределенности положений аукционной документации в данной части. Подобная формулировка ограничивает круг потенциальных участников аукциона. Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что обратившаяся с жалобой ИП Белоусова Т.М. имеет реальную экономическую заинтересованность участвовать в аукционе на поставку медицинских изделий, реализацией которых она профессионально занимается. Поскольку спорное условие документации об аукционе ограничивает число его потенциальных участников, суд апелляционной инстанции правомерно не согласился с выводом суда первой инстанции об отсутствии доказательств того, что именно указание во второй части заявки на копию лицензии поспрепятствовало ИП Белоусовой Т.М. или иному лицу принять участие в открытом аукционе».