Курс «Современные методы социологических исследований», 2015. Пузанова Ж.В. Техника репертуарных решеток Дж. Келли.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Курс «Современные методы социологических исследований», Пузанова Ж.В. Техника репертуарных решеток Дж. Келли.
Advertisements

Курс «Современные методы социологических исследований», Пузанова Ж.В. Техника репертуарных решеток Дж. Келли.
Развитие познавательных стратегий учащихся на уроке Учебная презентация для учителей Подготовлена Александровой Л.А. и Полетаевой Г.Л. в рамках конкурса.
Моделирование. Работу выполнила Ирина Бахтина Ученица 9 и класса.
Информационно-методический Центр « Ориентир». По профессиональному признаку люди объединяются в категории или группы людей, занимающихся одинаковым видом.
Курс «Современные методы социологических исследований», 2014 © Пузанова Ж.В. Семантический дифференциал.
Юному исследователю Для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно Юному исследователю Для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно.
ОТЧЕ Т О КНИГЕ Джордж Келли. Иван Воронков американский психолог, автор теории личностных конструктовпсихологличностных конструктов После защиты магистерской.
Цели и задачи: Сформировать общее представление о способах овладения будущей профессией через составление схемы личного профессионального плана ; Определить.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Пузанова Ж.В. Программа социологического исследования: определение цели; интерпретация.
Информация Её виды и свойства вещества Все многообразие материальных объектов состоит из вещества энергией Все материальные объекты взаимодействуют.
Способы и средства самопознания Выполнила: Мокрушина Наталья, студентка группы ГМ-11 Проверила: Лаптева Надежда Витальевна, доцент кафедры общей и специальной.
Курсовая работа «Восприятия веб-сайтов разработчиками и конечными пользователями: сходства и различия» Выполнил: Студент 4 курса д/о Зверев И. С. Научный.
- Что представляет собой социальное познание? Социальное познание - познание общества. Основной его задачей является анализ общественных процессов и выявление.
Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
Сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми-это ОБЩЕНИЕ.
Практическое занятие, каким ему быть? МОУ ЦО «Прогресс» Буденновского района 2010 год.
Социальный конструктивизм как способ интерпретации культурно - исторической психологии.
ПОНЯТИЕ Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок. Реальный мир Отражение мир Виртуальный.
Уровни социологического знания Уровни социологического знания 1. Первичное обобщение эмпирических данных: Проведение эмпирических исследований в социальных.
Транксрипт:

Курс «Современные методы социологических исследований», Пузанова Ж.В. Техника репертуарных решеток Дж. Келли

А.Н Леонтьев Значение, как обобщенная форма отражения реальности и личностный смысл: Значение фиксируется в языке, надындивидуально, объективно и непсихологично. Смысл – индивидуален и субъективен

Дж. Келли (1955) Человек судит о своем мире с помощью понятийных схем, или моделей, которые он создает и затем пытается приспособить к объективной действительности. Это приспособление не всегда является удачным… Конструкты суть способы истолкования мира, это «классификационно-оценочный эталон, сконструированный человеком, проверенный (валидизированный) им на практике, с помощью которого осуществляется восприятие и понимание окружающей действительности, прогноз и оценка событий. В самом общем виде конструкт – это биполярный признак, альтернатива, противоположные отношения и способы поведения

Конструкт - инструмент восприятия. Он имеет два полюса. Конструкты у каждого свои. Конструкт дает возможность отражать определенную сторону реальности. "умный-глупый" Два конструкта дают возможность отражать одновременно две стороны реальности. "умный-глупый", "сильный-слабый" Три конструкта дают возможность отражать одновременно три стороны реальности. "умный-глупый", "сильный-слабый", "добрый-злой" Чем больше конструктов, тем больше сторон реальности одновременно человек может воспринять. Кто имеет много конструктов - когнитивно – сложный, мало - когнитивно простой

Система конструктов отдельно взятой личности - это ее "Образ мира". Сколько людей, столько и "образов мира". Когнитивное сходство - похожесть образов мира у разных людей. Это значит, что некоторые конструкты у них совпадают. Сходство интересов и сходство конструктов - не одно и то же. Интерес - это объект. (Мы любим футбол. Мы любим балет). Конструкт - это способ восприятия (как мы любим футбол или балет)

Конструкты берутся из жизненного опыта Новый конструкт не появится, пока хватает старых, чтобы воспринять этот мир. Если в этом мире мы встречаем нечто, что в рамки наших конструктов не вмещается, мы либо игнорируем эту реальность (отказываемся от нового опыта), либо обзаводимся новым конструктом, позволяющим это нечто воспринять

Системы конструктов – это сложноорганизованные, иерархические образования, которые постоянно находятся в динамике, но при этом они обладают определенной структурой, что позволяет им руководить действиями индивида. теория или система конструктов должна иметь диапазон пригодности, в котором она служит пользователю надежным инструментом в предсказании событий. Диапазон пригодности конструкта охватывает все то, к чему исследователь счел его применение полезным.

Склейка он умный (конструкт "умный-глупый"), он сильный (конструкт"сильный-слабый") склейка конструктов: "умный-глупый" "сильный слабый" - "умный, сильный - глупый, слабый" Склейки есть у всех. Какие они - зависит от субъективного опыта каждого. Сколько их - зависит от когнитивной сложности.

Восприятие - это исследование мира. Конструкт - это гипотеза Восприятие - это процесс, подтверждения гипотезы. Склейка конструктов - это гипотеза причинно-следственного характера Чем чаще подтверждается гипотеза, тем она крепче. Расхождение ожидаемого и реальности - когнитивный диссонанс. Система конструктов требует изменений.

Когнитивная система активно ищет выходы из диссонанса Выход первый: Расклейка конструктов Выход второй: Переключение полюсов Выход третий: Искажение событий: (сказала неумное, или не баба) – Так и склейка сохраняется, и из диссонанса выход

Основной постулат Теории личностных конструктов гласит: поведение определяется тем, как люди прогнозируют будущие события. Иначе говоря, все поведение человека (мысли и поступки) направлено на прогноз событий. Вывод об истолковании: «конкретный человек антиципирует события путем истолкования их повторений» (от лат. anticipatio - предвосхищаю). Вывод об организации: «каждый человек по-своему, сообразно собственным интересам при антиципировании событий, развивает систему истолкования, включающую порядковые отношения между конструктами». Вывод о дихотомии: «у каждого человека система истолкования состоит из конечного числа дихотомических конструктов». Вывод о диапазоне пригодности: «конструкт пригоден для антиципации только ограниченного круга событий».

ПРОЦЕДУРА ВЫЯВЛЕНИЯ КОНСТРУКТОВ – Интервьюирование («метод триад» - что объединяет два понятия и отличает от третьего (удобней карточки)) имеет колеса– имеет ноги твердый– пушистый перевозит немного пассажиров– перевозит много пассажиров ездит по рельсам– ездит там, где хочется полезный конечный продукт– конечный продукт загрязняет среду органическое топливо– неорганическое топливо рожденный– изготовленный быстрый– медленный в личном пользовании– принадлежит организации неразборный– открыт доступ к деталям привлекателен для детей– не привлекает детей АВТОМОБИЛЬ – ПОЕЗД – ОСЕЛ :

Метод триад (личностный конструкт): теплый– холодный счастливый– несчастный все еще надеющийся– оставивший надежды мужчина– женщина нравится музыка– туг на ухо голосует за Единую Россию– голосует за коммунистов с высшим образованием– без образования Мама - Я - Начальник Мама - Начальник- Я

Моя учеба/работа (очень важно / профессионализм / рутина) : (чтение литературы – подготовка к семинарам – посещение занятий) (подготовка документов – проведение занятий - еженедельные совещания) я получаю удовольствие–я не получаю удовольствия предсказуемый результат–непредсказуемый результат влияет на мои оценки–не влияет на оценки расходую много времени–расходую мало времени один–с моими коллегами я руковожу процессом–управляют мной Элементы (объекты) (схожесть /различие) Конструкты (шкалы) Процедура: Структурированное интервью. Элементов ?

Замечания по процедуре выявления конструктов: + Компактность и понятность протокола (фиксируются «слова» респондента и к каким элементам они привязаны: 123 я получаю удовольствие – я не получаю удовольствия 456 предсказуемый результат – непредсказуемый результат + Легкость "включения" процесса извлечения информации из памяти испытуемого (при дальнейшем интервью) ? Биполярность конструкта (Келли: хорошо без плохо не бывает) ? Контраст – не противоположность (не антоним) (шустрый – честный, и шустрый – тугодум) + свобода техники решетки от установок наблюдателя !!!

Практическое использование выявления конструктов (как техники) Если необходимо исследовать «словарь» / язык респондента специфическую/ профессиональную картину мира, интересующую и исследователя (например, требования к менеджерам в компании в различных странах – культурные различия) когда необходимо побудить людей обозначить словами никогда раньше не вербализованные восприятия («я так чувствую») индивидуальные различия в стилях восприятия (одни и те же элементы, но с «разных сторон») – пример:

Задание 1: Подумайте о тех фильмах, которые Вы когда - либо смотрели, попробуйте вспомнить их как можно больше. Запишите на первой карточке фильм, который Вам больше всего нравится. Постарайтесь точно указать его название. На второй карточке запишите название фильма, который Вы считаете самым известным (« нашумевшим ») На третьей карточке запишите название фильма, который Вы видели, но ни за что не посмотрели бы второй раз. Проделайте ту же процедуру с 2 своими друзьями - знакомыми. Насколько отличаются полученные элементы ?

Задание 2: Получите как можно больше конструктов к следующим триадам элементов («протестируйте» сначала себя, а потом 2-3 своих друзей, посмотрите, насколько отличаются Ваши конструкты, составьте протоколы опроса ). Зафиксируйте вопросы, которые Вам пришлось задавать. Выявите конструкты свои и 2 своих друзей, используя в качестве элементов 9 фильмов из задания 1. Попытайтесь проанализировать полученные данные. Лучше сравнивать их следующим образом: 123, 456, 789, 147, 258, 369, 159, 267, Билл Клинтон Борис Ельцин Джордж Буш Владимир Путин Барак Обама Дмитрий Медведев Филипп Киркоров Джонни Депп Николай Басков Брэд Питт Дима Билан Киану Ривз

Дополнительное задание: Найдите не менее 6 возможных антонимов к каждому из следующих слов (можете с помощью друзей): новый, унылый, гладкий, взрослый, агрессивный, хороший, удобный

Литература по теме: Келли Дж. Теория личности. СПб.: Речь, Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам. М.: Прогресс, Петренко В. Ф. Основы психосемантики. СПб, Баранова Т.С. Психосемантические методы в социологии//Социология: 4М, Тарарухина М.И., Ионцева М.В. Техника репертуарных решеток Дж. Келли// Социология: методология, методы, математические модели, Батыков И.В. Техника ранговых решеток в исследовании малых социальных групп // Социология: 4М