А ЛЬТЕРНАТИВНАЯ СИСТЕМА КОММУНИКАЦИИ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ PECS Подготовила студентка 63 группы 6 курса ФСО БГПУ Гуменникова Н. А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
3.3 Обучение предпосылкам интеллектуальной деятельности и социальным навыкам «Расписание самостоятельной деятельности для детей с аутизмом» Подготовила:
Advertisements

Технологии работы с детьми с РАС в начальной школе Беспалова А.Н. учитель начальных классов ГБОУ СОШ1447.
Как формируется речь у детей? Признаки благополучного развития речи у ребенка 3-4 лет Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. У ребенка нет.
Речь детей с РДА Горбачева Л.И.. Этапы становления речи детей по А.Н. Леонтьеву 1-й – подготовительный – до 1 года; 2-й – преддошкольный – от 1 года до.
Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 497.
Романычева Н.В., ст.преподаватель кафедры РРМВ Эффективное взаимодействие в педагогическом процессе.
мышление и речь
Структурированное обучение Педагог - психолог ГОБОУ ЦПМСС Джаврук А. Д.
Вы замечали, что некоторым людям очень тяжело произнести слово «нет»? Они боятся, что это слово может разрушить их добрые отношения с собеседником, и.
Родители-первые учителя детей. Дети должны жить в мире красоты, игры,сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и.
Обучение целенаправленому общению с помощью PECS Товкес Юлия Владимировна кафедра логопедии Института коррекционной педагогики и психологии НПУ им.М.П.Драгоманова.
Чем и как помочь нашим детям? Учитель-дефектолог Герасимова Елена Михайловна. МАДОУ «Детский сад комбинированного вида 5. Черняховск г.
Основы адаптации ребенка к детскому саду Материал для родителей.
«Мотивация учебной деятельности школьников». Всем вам хорошо известно, что школьник учится только тогда, когда учение занимает первостепенное место в.
Презентация к уроку по психологии (11 класс) на тему: Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.
Когда малыш должен начать говорить? Почему мало говорит или наоборот: много и непонятно? Почему говорит только часть слова? Почему не понимает, когда.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ. Умение сосредоточиться на звуке очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать.
Рекомендации для родителей МОУ СОШ 23 г. Копейска Слётова Л. А.
Техника «Я-высказывание». «Я»-высказывания и «Ты»- высказывания « Ты никогда меня не слушаешь !» « Когда я вижу, что собеседник меня не слушает, мне неприятно,
Тренинг коммуникативных умений Цели : Формирование навыков эффективного общения с использованием вербальных и невербальных компонентов. Развитие навыков.
Транксрипт:

А ЛЬТЕРНАТИВНАЯ СИСТЕМА КОММУНИКАЦИИ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ PECS Подготовила студентка 63 группы 6 курса ФСО БГПУ Гуменникова Н. А.

С ЧАСТЬЕ ЭТО КОГДА ТЕБЯ ПОНИМАЮТ ! Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое общение? Какую роль оно играет в нашей жизни? Насколько оно важно для вас и вашего ребёнка? Так что же такое общение? На ум сразу приходит следующая картина: два человека сидят рядом и беседуют. Однако общение это не просто беседа, а обмен информацией. Это возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу. В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. Например, в детстве мы просим понравившуюся игрушку или говорим маме, что очень хотим послушать любимую сказку. А что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов недоступна? Если ваш ребёнок не разговаривает, как помочь ему сказать всё, что ему так хочется выразить? Важно понимать, что коммуникация это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам символов). Данные средства предоставляют в распоряжение «неговорящего» ребёнка инструмент, позволяющий ему выразить свои желания, потребности, чувства. Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое общение? Какую роль оно играет в нашей жизни? Насколько оно важно для вас и вашего ребёнка? Так что же такое общение? На ум сразу приходит следующая картина: два человека сидят рядом и беседуют. Однако общение это не просто беседа, а обмен информацией. Это возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу. В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. Например, в детстве мы просим понравившуюся игрушку или говорим маме, что очень хотим послушать любимую сказку. А что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов недоступна? Если ваш ребёнок не разговаривает, как помочь ему сказать всё, что ему так хочется выразить? Важно понимать, что коммуникация это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам символов). Данные средства предоставляют в распоряжение «неговорящего» ребёнка инструмент, позволяющий ему выразить свои желания, потребности, чувства.

Коммуникационная система обмена изображениями (PECS) была разработана доктором Andrew Bondy и его помощником Lori Frost из Программы исправления аутизма штата Делавэр. Д-р Bondy и г-жа Frost впоследствии создали частную консультационную фирму Pyramid Educational Consultants для продажи этой технологии и обучения специалистов работе с ней. Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности. Коммуникационная система обмена изображениями (PECS) была разработана доктором Andrew Bondy и его помощником Lori Frost из Программы исправления аутизма штата Делавэр. Д-р Bondy и г-жа Frost впоследствии создали частную консультационную фирму Pyramid Educational Consultants для продажи этой технологии и обучения специалистов работе с ней. Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности.

Система альтернативной коммуникации PECS – одна из наиболее популярных для обучения детей с аутизмом. PECS система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек. Когда вы введете PECS, ваш ребенок подумает: « Ух ты! Вы выучили мой язык картинок! Теперь я быстрее выучу ваш язык. Вы-молодцы! Я горжусь вами! » Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать. Конечная цель занятий ребёнок научается сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями. Система альтернативной коммуникации PECS – одна из наиболее популярных для обучения детей с аутизмом. PECS система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек. Когда вы введете PECS, ваш ребенок подумает: « Ух ты! Вы выучили мой язык картинок! Теперь я быстрее выучу ваш язык. Вы-молодцы! Я горжусь вами! » Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать. Конечная цель занятий ребёнок научается сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями.

Основные преимущества использования системы РЕСS: 1. РЕСS это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации. 2. С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации или усиления взгляда. 3. С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков. Основные преимущества использования системы РЕСS: 1. РЕСS это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации. 2. С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации или усиления взгляда. 3. С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.

Б АЗИСНЫЕ НЕОБХОДИМЫЕ НАВЫКИ ДЛЯ НАЧАЛА ОСВОЕНИЯ PECS: Начинается обучение работе с PECS после усвоения ребенком базисного курса, включающего: отработку сравнительно устойчивого зрительного контакта, слова или жестовых обозначений "да", "нет", "дай". У ребёнка должен быть устойчивым учебный навык, то есть, в рамках полевого хаотичного поведения освоение PECS проблематично. Ещё один важный навык - имитация действий "сделай, как я". Ребёнок должен уметь повторить серию из простых 2-3 действий, когда действия не называются. Начинается обучение работе с PECS после усвоения ребенком базисного курса, включающего: отработку сравнительно устойчивого зрительного контакта, слова или жестовых обозначений "да", "нет", "дай". У ребёнка должен быть устойчивым учебный навык, то есть, в рамках полевого хаотичного поведения освоение PECS проблематично. Ещё один важный навык - имитация действий "сделай, как я". Ребёнок должен уметь повторить серию из простых 2-3 действий, когда действия не называются.

С УЩЕСТВУЕТ 6 ЭТАПОВ ПРОТОКОЛА PECS, А ТАКЖЕ ПОДЭТАП, СВЯЗАННЫЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ. Этап I. «Как» осуществить общение; Этап II. Расстояние и настойчивость; Этап III. Различение карточек; Этап IV. Структура предложения; Дополнительные навыки; Этап V. Ответ на вопрос «Что ты хочешь?» (просьба как ответ на вопрос); Этап VI. Комментирование. Этап I. «Как» осуществить общение; Этап II. Расстояние и настойчивость; Этап III. Различение карточек; Этап IV. Структура предложения; Дополнительные навыки; Этап V. Ответ на вопрос «Что ты хочешь?» (просьба как ответ на вопрос); Этап VI. Комментирование.

СТАДИЯ ПЕРВИЧНОГО ОБУЧЕНИЯ - ФИЗИЧЕСКИЙ ОБМЕН. ОБУЧЕНИЕ ДАВАТЬ КАРТОЧКУ. Нужно два человека: тот, у кого просят и тот, кто помогает ребенку сделать действие (подсказывает). На занятиях это достигается привлечением второго педагога, а дома занимаются два члена семьи. Заранее делается список стимулов, выбираются положительные и отрицательные стимулы. Лучше - вкусовые или вещевые. Как это сделать, вам подскажет ваш дефектолог. Нужно подготовить подкрепление и соответствующую карточку. Перед ребёнком кладётся любимый предмет (например, печенье или любимая игрушка) и карточка. Чем глубже поражение развития ребёнка, тем больше изображение должно походить на предмет. Например, можно сфотографировать предлагаемый предмет. Нужно два человека: тот, у кого просят и тот, кто помогает ребенку сделать действие (подсказывает). На занятиях это достигается привлечением второго педагога, а дома занимаются два члена семьи. Заранее делается список стимулов, выбираются положительные и отрицательные стимулы. Лучше - вкусовые или вещевые. Как это сделать, вам подскажет ваш дефектолог. Нужно подготовить подкрепление и соответствующую карточку. Перед ребёнком кладётся любимый предмет (например, печенье или любимая игрушка) и карточка. Чем глубже поражение развития ребёнка, тем больше изображение должно походить на предмет. Например, можно сфотографировать предлагаемый предмет.

Затем надо ждать, пока ребенок потянется к предмету. Тогда один взрослый помогает ребенку взять карточку и отдать ее другому взрослому, который протягивает руку (это дополнительная подсказка). После- ребёнок незамедлительно получает желаемый предмет. Просьба должна выполняться на начальном этапе с разрывом не более 15 секунд, чтобы ребёнок усвоил алгоритм. Постепенно убирайте помощь. Цель этой стадии для ребенка- спонтанно начать общение. Идеально, если получается приблизительно 80 обменов в течение дня. Постепенно карточек становится всё больше. Причём надо добавлять поначалу только существительные. Затем надо ждать, пока ребенок потянется к предмету. Тогда один взрослый помогает ребенку взять карточку и отдать ее другому взрослому, который протягивает руку (это дополнительная подсказка). После- ребёнок незамедлительно получает желаемый предмет. Просьба должна выполняться на начальном этапе с разрывом не более 15 секунд, чтобы ребёнок усвоил алгоритм. Постепенно убирайте помощь. Цель этой стадии для ребенка- спонтанно начать общение. Идеально, если получается приблизительно 80 обменов в течение дня. Постепенно карточек становится всё больше. Причём надо добавлять поначалу только существительные.

2 СТАДИЯ ОБУЧЕНИЯ - УЧИМ РЕБЕНКА ОТДАВАТЬ КАРТОЧКУ, ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ РЯДОМ. сделайте книгу с набором карточек и коммуникационное поле, на которое ребёнок будет выкладывать карточки. 2. как только ребенок научился самостоятельно отдавать карточку, начинайте работать на дистанции. 3. постепенно увеличивайте дистанцию. Допустимы 2 варианта работы - ребёнок отдаёт карточку с желаемым предметом вам в руки, а второй - карточка прикрепляется на заранее изготовленное коммуникативное поле. Например, многие делают такое поле на холодильнике. сделайте книгу с набором карточек и коммуникационное поле, на которое ребёнок будет выкладывать карточки. 2. как только ребенок научился самостоятельно отдавать карточку, начинайте работать на дистанции. 3. постепенно увеличивайте дистанцию. Допустимы 2 варианта работы - ребёнок отдаёт карточку с желаемым предметом вам в руки, а второй - карточка прикрепляется на заранее изготовленное коммуникативное поле. Например, многие делают такое поле на холодильнике.

3 СТАДИЯ ОБУЧЕНИЯ - ОБУЧЕНИЕ РАСПОЗНАВАТЬ, ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА КАРТОЧКЕ. Теперь не предмет предшествует картинке, а картинка показывается, а ребёнок ищет (или использует) показываемый на карточке предмет. Поначалу подсказывайте ребенку, что обозначено на карточке, и начинайте с тех предметов, которые ребенок чаще всего выбирает в обычной жизни. Затем начинайте использовать остальные предметы. Увеличивайте количество карточек. Записывайте результаты: действительно ли ребенок хотел тот предмет, который он просил при помощи карточки. Ошибка на этой стадии - это ошибка распознавания. Обычно на этой стадии начинают вводить глаголы и составлять короткие фразы из 2 слов. Теперь не предмет предшествует картинке, а картинка показывается, а ребёнок ищет (или использует) показываемый на карточке предмет. Поначалу подсказывайте ребенку, что обозначено на карточке, и начинайте с тех предметов, которые ребенок чаще всего выбирает в обычной жизни. Затем начинайте использовать остальные предметы. Увеличивайте количество карточек. Записывайте результаты: действительно ли ребенок хотел тот предмет, который он просил при помощи карточки. Ошибка на этой стадии - это ошибка распознавания. Обычно на этой стадии начинают вводить глаголы и составлять короткие фразы из 2 слов.

Важная составная часть - научить ребенка находить нужную карточку в книге. Также существуют специальные приспособления для работы на улице, в гостях, для облегчения коммуникации при передвижении по дому.

4 СТАДИЯ ОБУЧЕНИЯ - ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ КАРТОЧЕК. 1. Использование предложений (полоска отдельная в книжке) 2. учите ребенка составлять предложение "Я хочу (предмет)" или "дай мне (предмет)" 3. Используйте технику «обратной цепочки» 4. научите ребенка просить конкретные специфические предметы (Я хочу красное яблоко). Наиболее эффективно - использовать карточки для обозначения действий во время занятий (мама рисует, Саша клеит), а также мини- бытовых событий (Саша ест. Кошка спит) 1. Использование предложений (полоска отдельная в книжке) 2. учите ребенка составлять предложение "Я хочу (предмет)" или "дай мне (предмет)" 3. Используйте технику «обратной цепочки» 4. научите ребенка просить конкретные специфические предметы (Я хочу красное яблоко). Наиболее эффективно - использовать карточки для обозначения действий во время занятий (мама рисует, Саша клеит), а также мини- бытовых событий (Саша ест. Кошка спит)

Ошибка на этой стадии - это ошибка в последовательности действий. Активнее используйте коммуникативные доски и крупные поля для улучшения общения и объяснения распорядка для, последовательности действий.

5 СТАДИЯ ОБУЧЕНИЯ - ОБУЧЕНИЕ ОТВЕЧАТЬ НА ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ПОМОЩИ КАРТОЧЕК. 1. Обучение ответу на вопросы «Что ты хочешь?»,"Что ты видишь?" и пр. 2. Взрослый задает вопрос перед тем как ребенок начинает составлять предложение. 1. Обучение ответу на вопросы «Что ты хочешь?»,"Что ты видишь?" и пр. 2. Взрослый задает вопрос перед тем как ребенок начинает составлять предложение.

На этой стадии сфера изучения очень богата: классификация, похожее/разное, сезоны, обобщающие понятия, время суток и дела в это время, посещение разных мест и правила поведения там, обучение буквенному составу слова, развитие понимания эмоций и т.п.

6 СТАДИЯ ОБУЧЕНИЯ - ОБУЧЕНИЕ ДЕЛАТЬ КОММЕНТАРИИ ПРИ ПОМОЩИ КАРТОЧЕК 1. Называние предметов. 2. Ребенок научается различать, когда его спрашивают и когда он называет предметы.(Что ты видишь?) 3. Необходимо постоянно расширять словарь ребенка, обучая его распознаванию цветов, форм, размеров, вкусов, количества предметов. При поступательном прогрессивном развитии активной речи, возможно достаточно глубокое использование системы. Например, в младших классах - как подспорье в пересказе прочитанного текста. 1. Называние предметов. 2. Ребенок научается различать, когда его спрашивают и когда он называет предметы.(Что ты видишь?) 3. Необходимо постоянно расширять словарь ребенка, обучая его распознаванию цветов, форм, размеров, вкусов, количества предметов. При поступательном прогрессивном развитии активной речи, возможно достаточно глубокое использование системы. Например, в младших классах - как подспорье в пересказе прочитанного текста.

10 САМЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ОШИБОК ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕБЕНКА ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАРТОЧКАМИ PECS На практике введение системы PECS, несмотря на относительную простоту протокола обучения, бывает сопряжено с некоторыми трудностями, которые не позволяют ребенку последовательно продвигаться в приобретении данного навыка. И, как и в большинстве случаев, причина этому находится не в затруднениях самого ребенка, а в неправильных действиях родителей и педагогов. Ошибки бывают следующие:

1. С ТРАХ. Многие родители весьма настороженно относятся к системе обмена карточками PECS. Опасение, что ребенок никогда не заговорит, приводит родителей к тому, что при малейшей неуспешности в приобретении данного навыка, обучение коммуникативной системе незамедлительно отменяется, и все возвращается к прежнему - долгим и изнурительным занятиям по имитации звуков, озвучиванию всех происходящих событий, и проблематичному поведению, которое со временем только усугубляется. Данные опасения или даже страхи возникают на основе уверенности в том, что само по себе развитие навыка звукопроизношения приведет к общению. Но многие дети, после долгиx лет логопедических массажей и работы с разнообразными специалистами, научившись произносить звуки, слоги и слова, по-прежнему не используют их в спонтанной речи. Непонимание того, что система обмена карточками PECS является вспомогательным инструментом, с помощью которого ребенок учится ОБЩАТЬСЯ, и ни в коем случае не вредит никаким другим навыкам, а наоборот, способствует спонтанной речи.

2. З АКРЕПЛЕНИЕ " НЕ КОММУНИКАТИВНЫХ " ДЕЙСТВИЙ. На первом этапе обучения помощник ("фея") должен дождаться инициативы ребенка. И как только ребенок протягивает руку к желаемому предмету, помощник должен направить руку на карточку, помочь ребенку взять карточку, и протянуть "коммуникативному партнеру". На практике встречаются помощники, которые не дожидаются инициативы ребенка, а тянутся вместе с его рукой к карточке, и подают карточку еще до инициативы. Это может также происходить в случаях, когда у ребенка низкая мотивация для получения предлагаемого ему предмета, и он не тянет руку к предмету. Потеряв терпение, помощник направляет руку ребенка на карточку. Данные действия часто приводят к тому, что ребенок обучается подавать карточки, но эти карточки абсолютно не связаны с его внутренней мотивацией. Отсюда, ребенок не будет ими пользоваться когда он хочет что- нибудь получить, и будет зависеть от подсказки взрослых. На первом этапе обучения помощник ("фея") должен дождаться инициативы ребенка. И как только ребенок протягивает руку к желаемому предмету, помощник должен направить руку на карточку, помочь ребенку взять карточку, и протянуть "коммуникативному партнеру". На практике встречаются помощники, которые не дожидаются инициативы ребенка, а тянутся вместе с его рукой к карточке, и подают карточку еще до инициативы. Это может также происходить в случаях, когда у ребенка низкая мотивация для получения предлагаемого ему предмета, и он не тянет руку к предмету. Потеряв терпение, помощник направляет руку ребенка на карточку. Данные действия часто приводят к тому, что ребенок обучается подавать карточки, но эти карточки абсолютно не связаны с его внутренней мотивацией. Отсюда, ребенок не будет ими пользоваться когда он хочет что- нибудь получить, и будет зависеть от подсказки взрослых.

Дополнительный вид "не коммуникативных" действий закрепляется, когда ребенок бросает или небрежно подает карточку взрослому, но взрослый, несмотря на это, предоставляет ребенку тот предмет, который изображен на карточке. Важно учить ребенка правильно подавать карточку и ждать, когда "коммуникативный партнер"озвучит просьбу и предоставит желаемый предмет. Если ребенок бросает карточку, либо уходит сразу же после того, как подал ее – значит, у ребенка нет достаточно мотивации, и он недостаточно заинтересован в получении данного предмета. На четвертом этапе важно учить ребенка указывать пальцем на карточки, которые расположены на полоске, для того, чтобы ребенок был сосредоточен на просьбе, и просьбы были коммуникативными (протокол PECS, стр. 162) Дополнительный вид "не коммуникативных" действий закрепляется, когда ребенок бросает или небрежно подает карточку взрослому, но взрослый, несмотря на это, предоставляет ребенку тот предмет, который изображен на карточке. Важно учить ребенка правильно подавать карточку и ждать, когда "коммуникативный партнер"озвучит просьбу и предоставит желаемый предмет. Если ребенок бросает карточку, либо уходит сразу же после того, как подал ее – значит, у ребенка нет достаточно мотивации, и он недостаточно заинтересован в получении данного предмета. На четвертом этапе важно учить ребенка указывать пальцем на карточки, которые расположены на полоске, для того, чтобы ребенок был сосредоточен на просьбе, и просьбы были коммуникативными (протокол PECS, стр. 162)

3. С ЛИШКОМ БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД К ЭТАПУ РАЗЛИЧЕНИЯ КАРТОЧЕК. Второй этап обучения PECS не заканчивается никогда! Постоянная тренировка использования карточек в обиходе, с различного расстояния, обращения с просьбами к различным членам семьи, переход из комнаты в комнату и обращение с просьбами к сверстникам - все эти компоненты должны отрабатываться с большой щепетильностью. Понятно, что родителям и педагогам удобнее обучать за столом, а не бегать из комнаты в комнату с поощрениями, и направлять ребенка к карточкам. За столом все под контролем и все всегда под рукой! Но пренебрежение вторым этапом обучения, и слишком быстрый переход на последующие этапы часто затрудняет обобщение данного навыка, и приводит к ограниченному использованию карточек - только на занятиях.

4. О ГРАНИЧЕННАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ. Не обучая на улице, в детском саду или у бабушки использовать карточки PECS, и ограничивая среду обучения лишь занятиями, либо квартирой, мы ограничиваем возможности ребенка общаться с окружающими, и тем препятствуем развитию и обобщению навыков общения. Ведь о том, как учить ребенка пользоваться карточками PECS на улице - вообще и речи быть не может! Ведь нужно книгу брать с собой на улицу... И поощрения... Все это чрезвычайно сложно (для нас, педагогов!), и эта ситуация может привести к тому, что именно самые мотивационные стимулы для ребенка будут достигаться им с помощью нежелательного поведения - криков, бросания на пол, кусания, щипания, и т.д. Отсюда важно позаботиться о том, чтобы коммуникативная книга сопровождала ребенка в той среде, в которой он находится, для того, чтобы дать ему возможность проявить инициативу и обратиться с просьбой в любой момент. Не обучая на улице, в детском саду или у бабушки использовать карточки PECS, и ограничивая среду обучения лишь занятиями, либо квартирой, мы ограничиваем возможности ребенка общаться с окружающими, и тем препятствуем развитию и обобщению навыков общения. Ведь о том, как учить ребенка пользоваться карточками PECS на улице - вообще и речи быть не может! Ведь нужно книгу брать с собой на улицу... И поощрения... Все это чрезвычайно сложно (для нас, педагогов!), и эта ситуация может привести к тому, что именно самые мотивационные стимулы для ребенка будут достигаться им с помощью нежелательного поведения - криков, бросания на пол, кусания, щипания, и т.д. Отсюда важно позаботиться о том, чтобы коммуникативная книга сопровождала ребенка в той среде, в которой он находится, для того, чтобы дать ему возможность проявить инициативу и обратиться с просьбой в любой момент.

5. С ОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА ЕДЕ ИЛИ ПИЩЕВЫХ ПООЩРЕНИЯХ. Иногда карточки PECS становятся своего рода "меню" - возможностью выбрать желаемую еду или напиток. Родители и педагоги затрудняются расширить СВОЙ кругозор, и внимательно пронаблюдать за тем, что любит ребенок, и чем склонен заниматься, помимо потребления еды. Какие игрушки любит ребенок? Чем занимается в свободное время? Есть ли у него интерес к взаимодействию с окружающими, любит ли он музыку, мультики, или поиск сенсорных ощущений и стереотипичное поведение перекрывают все интересы? Достаточно ли часто проводится тестирование мотивационных стимулов? Если тестирование проводится редко, то самое время - начать его проводить. Многие педагоги и родители не хотят использовать непищевые поощрения, т.к. ребенок затрудняется отдавать игрушки назад, или прервать игру в компьютер. Но и над этим можно работать отдельно, и научить ребенка спокойно отдавать мотивационные стимулы, и секундой позже - просить их снова, с помощью карточек.

6. З АКРЕПЛЕНИЕ НЕПРАВИЛЬНОЙ ЦЕПОЧКИ ПОВЕДЕНИЯ. Использование карточек для общения не является природным ни для кого из нас. И ребенок, по старой привычке, может иногда забывать приносить карточку, и просить старым способом - подталкивая руку взрослого к желаемому предмету. В данной ситуации взрослый обычно отводит ребенка к карточкам, и помогает ему выбрать из карточек. После этого взрослый дает ребенку то, что он просил. Со временем эта ситуация начинает происходить все чаще и чаще, и ребенок уже никогда не приносит карточки изначально, а взрослый всегда направляет его к карточкам. В данном случае неправильная последовательность действий закрепилась, и ребенок перестал пользоваться карточками. Для того, чтобы скорректировать данную ситуацию, требуется возвращение ко второму этапу обучения, и закрепление навыка подачи карточек в пространстве и в различных ситуациях.

7. З АВИСИМОСТЬ ОТ ПОДСКАЗОК. Данная ситуация характерна тем, что ребенок начинает приносить карточки только после вопроса "Что ты хочешь?" или после инструкции "Неси карточку" или "Покажи мне". В такой ситуации инициатива ребенка полностью гасится зависимостью от словесных инструкций и подсказок, и это происходит потому, что взрослым трудно сдержаться и не использовать словесные подсказки на начальных этапах обучения PECS. Необходимо, чтобы в процессе обучения и "коммуникативный партнер", и помощник / "фея" терпеливо и МОЛЧА ждали инициативы ребенка, и произносили слова (озвучивали просьбу) только после того, как ребенок подал карточку. как же нам, взрослым, тяжело молчать! Но в данном случае это необходимо, чтобы реакция ребенка (подача карточки) перешла под контроль его внутренних стимулов - осознания желания, и не зависела от внешних стимулов (инструкций и подсказок взрослых).

8. Т РЕБОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ РЕАКЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТОЧЕК. Родители и педагоги часто требуют от ребенка произнести слово или слог от наименования предмета, который просит ребенок. Или требуют сказать "Дай". Это приводит к тому, что подача карточек с одновременным произношением слов становится для ребенка слишком сложной реакцией, и ребенок начинает избегать использования карточек. Здесь важно набраться терпения. Как только у ребенка разовьются навыки имитации речи, и он сможет бегло повторять звуки, слоги и слова в отдельном упражнении на имитацию, он сам, абсолютно спонтанно и без нажима начнет произносить слова одновременно с подачей карточек. Пока у ребенка нет беглости в имитации, не имеет смысла требовать произнесения начальных звуков ("Лишь бы что-то сказал!"). Лучше работать над этими навыками параллельно, и в будущем объединить их в навык вокального общения. Но на данный момент ни лишать ребенка возможности легко и просто общаться с окружающими - с помощью карточек.

9. О ГРАНИЧЕНИЕ ДОСТУПА К КАРТОЧКАМ ИЛИ УБИРАНИЕ КАРТОЧЕК. Часто происходит так, что ребенок начинает слишком часто пользоваться одной из карточек, особенно на начальных этапах обучения PECS. Ребенок начинает обращаться с просьбами каждую минуту, и чаще всего, просит что-нибудь из еды. Родители, в таких ситуациях, чаще всего, удирают карточку с глаз долой, чтобы ребенок наконец успокоился, и перестал надоедать с просьбами.

На самом деле, вместо того, чтобы убирать карточку, нужно научиться говорить ребенку "Нет" - на его просьбы. Как и любой другой ребенок, аутичный ребенок может научиться, что иногда он может получить то что хочет, а иногда - нет. Можно использовать несколько техник, включая использование визуального расписания, в котором будет обозначено, когда он получит доступ к желаемому, или использовать карточку "Жди", или показать пустую коробку, и сказать, что закончилось, или... да, пережить истерику. Этот процесс обучения, для ребенка - спокойно реагировать на отказ, а для родителя - говорить "Нет", это натуральный процесс воспитания, и его не избежать, если нашей целью является обучение ребенка жить в социуме.

10. О БУЧЕНИЕ НЕ ПО ПРОТОКОЛУ. Протокол обучения системе альтернативной коммуникации PECS от Бонди и Фрост переведен на русский язык, и в доступе в книжных магазинах. На нужно изобретать велосипед, или выдумывать из головы различные методы и этапы обучения. Все уже написано авторами и продумано в мельчайших подробностях. Последовательное обучение по протоколу позволит избежать вышеперечисленных ошибок и поспособствует более быстрому и качественному обучению столь необходимым для аутичного ребенка коммуникативным навыкам. Протокол обучения системе альтернативной коммуникации PECS от Бонди и Фрост переведен на русский язык, и в доступе в книжных магазинах. На нужно изобретать велосипед, или выдумывать из головы различные методы и этапы обучения. Все уже написано авторами и продумано в мельчайших подробностях. Последовательное обучение по протоколу позволит избежать вышеперечисленных ошибок и поспособствует более быстрому и качественному обучению столь необходимым для аутичного ребенка коммуникативным навыкам.

Система РЕСS позволяет определить понятие "коммуникация" или "общение" способом, доступным не говорящему ребенку. "Коммуникация" - это обмен, для произведения которого нужен коммуникативный партнер. То есть ребенок, не может что-то сказать в воздух, и из воздуха появится то, что он хочет получить. Ребенок должен "обратиться" - подойти к партнеру, привлечь внимание партнера, и изложить свою просьбу доступным (для ребенка) и понятным (для партнера) способом. И после этого партнер предоставит ребенку то, что он просил.