Специальные условия получения образования детей с ОВЗ Вологда 2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Advertisements

Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Организация деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве г. Москвы Васильева Т.В., заместитель руководителя.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Организация интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях города Кировска.
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга 1357-р от г. «Об утверждении Методических рекомендаций по организации вариативных форм.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Цель программы: Создание условий для обеспечения коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
Е.В. Шереметьева, к.п.н., доцент. 1. Каждый имеет право на образование 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные.
ФЗ ОТ Г. 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ Г «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ.
Психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Основные понятия и принципы психолого-педагогического сопровождения. Их «применимость» к задачам инклюзивного образования Радионова К.В. зам.директора.
Включение : от диагностики ребенка к реализации условий обучения Семаго Н. Я. - старший научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ, канд. психол. наук, доцент Москва,
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» г. Нижняя Салда.
реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического.
Акинина Ю.Д. ИКП РАО Актуальные проблемы сопровождения ребенка с глубоким нарушением зрения в условиях образовательного учреждения.
Ресурсный центр психолого - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья г. Котовска.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Организация инклюзивной образовательной среды в образовательной организации РУКОВОДИТЕЛЬ ГРЦ ИПИО МГППУ, К.ПСХ.Н. – Самсонова Елена Валентиновна.
Транксрипт:

Специальные условия получения образования детей с ОВЗ Вологда 2014

Специальные условия Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации«… под специальными условиями для получения образования детей с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Направления Организационное обеспечение Психолого-педагогическое обеспечение Кадровое обеспечение

Организационное обеспечение Создание нормативно-правовой базы инклюзивного образования в образовательной организации, организации сетевого взаимодействия с внешними организациями, организация медицинского обслуживания и питания, финансовое обеспечение, информационное обеспечение, материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение.

Создание нормативно-правовой базы инклюзивного образования в образовательной организации Внесение изменений в Устав в части совместного обучения (воспитания), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы, адаптированной образовательной программы и/или индивидуального учебного плана Положение об организации инклюзивной практики или Положения об организации образования детей с ОВЗ. Положение о ПМПк (психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения, Договор с родителями

Организация сетевого взаимодействия с внешними организациями система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров : территориальной ПМПК, методического центра, ППМС-центра, Окружного и городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, специальных(коррекционных) школ, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций.

Организация медицинского обслуживания и питания По договору с учреждением (организацией) здравоохранения в части сопровождения врачом- психиатром в процессе обучения ребенка с РАС. Организация питания Индивидуальная организация питания по заявлению родителей: 1. Предоставление возможности для ребенка питаться принесенной из дома пищей. 2. Предоставление возможности для ребенка пользоваться одноразовой или личной посудой.

Финансовое обеспечение Финансово-экономические условия должны обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения требований, включенных в рекомендации ПМПК и разработанной на основе этих рекомендаций адаптированной образовательной программы, в том числе : основания для оплаты специалистов, реализующих сопровождение, обучение и воспитание ребенка с ОВЗ. Финансово-экономические условия должны обеспечивать достижения планируемых в ИОП результатов.

Информационное обеспечение совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, включая формирование жизненной компетенции, социализации и др.); культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей с ОВЗ с применением информационно- коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Материально-техническое обеспечение Создание : возможности для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения. санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.); социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка, и т.д.); пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении.

Специфические требования к 1. Организации пространства, в котором обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья; 2. Организации временного режима обучения; 3. Организации рабочего места ребенка с ограниченными возможностями здоровья; 4. Техническим средствам обеспечения комфортного доступа ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образованию (ассистирующие средства и технологии); 5. Техническим средствам обучения для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей).

Психолого-педагогическое обеспечение Программно-методическое обеспечение образовательного процесса ( программа коррекционной работы в образовательном учреждении, адаптированная основная образовательная программа, адаптированная образовательная программа ), Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении

Программа коррекционной работы В соответствии с п ФГОС начального образования Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования и должна обеспечить: - выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; - осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); - возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении Необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательной организации. Для этого надо: предусмотреть в штатном расписании или по договору с ППМС- центром специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем; организовать деятельность специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей, разработку адаптированной образовательной программы; организовать в соответствии с разработанной программой процесс сопровождения детей,

Кадровое обеспечение Укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ, непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии,

Алгоритм создание специальных образовательных условий 1. Детям с ОВЗ необходимо получить в медицинских организациях медицинские заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса. 2. Окружное ПМПК проводит комплексное психолого- медико-педагогическое обследование детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, готовит по результатам обследования детей рекомендации по созданию специальных условий образования, а также подтверждает, уточняет или изменяет ранее данные рекомендации.

Алгоритм создание специальных образовательных условий 3. Консилиум организации определяет характер, продолжительность и эффективность создания специальных образовательных условий, составляет коллегиальное заключение ПМПк, которое содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка и рекомендации по специальным условиям и адаптированную образовательную программу (если это необходимо), обобщающую рекомендации специалистов. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. 4. Педагогические работники совместно составляют программу коррекционной работы, представляют ее для обсуждения и согласования Управляющему Совету школы, а впоследствии реализуют. Любая программа постоянно нуждается в оценке реализации, коррекции и доработке.

Алгоритм создание специальных образовательных условий 6. В системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия общеобразовательных, специальных (коррекционных) и научных учреждений, обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования детей с ОВЗ, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики.

Создание специальных образовательных условий в образовательной организации для обучающихся с нарушениями слуха

Правила для учителя, работающего с детьми с нарушениями слуха сотрудничать с сурдопедагогом и родителями ребёнка; стимулировать полноценное взаимодействие глухого/слабослышащего ребенка со сверстниками и способствовать скорейшей и наиболее полной адаптации его в детском коллективе; соблюдать необходимые методические требования (месторасположение относительно ученика с нарушенным слухом; требования к речи взрослого; наличие наглядного и дидактического материала на всех этапах урока; контроль понимания ребёнком заданий и инструкций до их выполнения и т.д.);

Правила для учителя, работающего с детьми с нарушениями слуха организовать рабочее пространство ученика с нарушением слуха (подготовить его место; проверить наличие исправных слуховых аппаратов/кохлеарного импланта; проверить индивидуальные дидактические пособия и т.д.); включать глухого/слабослышащего ребёнка в обучение на уроке, используя специальные методы, приемы и средства, учитывая проведения урока; решать ряд задач коррекционной направленности в процессе урока (стимулировать слухо-зрительное внимание; исправлять речевые ошибки и закреплять навыки грамматически правильной речи; расширять словарный запас; оказывать специальную помощь при написании изложений, диктантов, при составлении пересказов и т.д.).

Организационное обеспечение Нормативно-правовое обеспечение Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями слуха Организация медицинского обслуживания Организация питания Организация взаимодействия с родителями

Нормативно-правовое обеспечение 1. Внесение изменений в Устав в части совместного обучения (воспитания), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. 2. Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы, индивидуального учебного плана 3. Положение об организации инклюзивной практики или Положения об организации образования детей с ОВЗ. 4. Положение о ПМПк (о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.

Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка Договор о сотрудничестве с ППМС-центром (при необходимости) 2. Договор о сотрудничестве с со специальным (коррекционным общеобразовательным учреждением I-II вида (при необходимости)

Организация медицинского обслуживания По договору с учреждением (организацией) здравоохранения: 1. Включение в диспансеризацию школьников скрининга слуха по договору с медицинским учреждением. 2. Специальное медицинское (сурдологическое/аудиологическое) сопровождение детей с нарушениями слуха

Организация питания - без особенностей, по основному меню образовательной организации; Организация взаимодействия с родителями - на основе договора о предоставлении образования школой

Материально-техническая база общеобразовательного учреждения. Адаптация образовательной среды (общешкольное пространство, учебное пространство класса) Специальное оборудование и дидактическое обеспечение

Адаптация образовательной среды Информационный терминал: Компьютер напольный с сенсорным экраном 42 дюйма VP420MТ Slim. На терминал установлена система WINDOWS. В комплекте поставки программное обеспечение для пользования терминалом людьми всех категорий инвалидности.

Специальное оборудование

Психолого-педагогическое обеспечение Программно-методическое обеспечение Направление коррекционной работы: 1. Развитие речи, 2. Развитие слухового, слухо-зрительного восприятия речи и формирование и коррекция произношения, 3. Формирование/совершенствование коммуникативных компетенций, 4. Музыкально-ритмические занятия

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса Общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования (по выбору школы), Учебники федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, в том числе для специальных (коррекционных)образовательных учреждений I и II вида: Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида/ Т.С.Зыкова. - М.: Просвещение, 2005., Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида/А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова. М.: Просвещение, 2003

Развитие речи Гилевич И.М., Зикеев А.Г., Коровин К.Г.Картинный словарь русского языка. 2-3 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2008 Гилевич И. М. Раз словечко, два словечко... Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (1-е отделение). В 2 частях Просвещение, Зикеев А. Г. Читай! Размышляй! Пиши! Часть 1-3: пособие по развитию речи для 3-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. М. Владос.2005 Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных оррекционных) образовательных учреждений - М.: Академия, 2000 Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. М.: Изд. дом «ОНИКС 21 век», 2005.

Развитие речи Коровин К.Г. Моя грамматика. Рабочая тетрадь по русскому языку. М.,2003. Коровин К.Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку. М.,1976. Методика преподавания русского языка в школе для глухих детей: Учебное пособие для студентов / Быков Л.М., Горбунова Е.А., Зыкова Т.С., Носкова Л.П.– М.: ВЛАДОС, 2000 Никитина М.И. Уроки чтения в школе слабослышащих детей. М., Туджанова К. И. Развитие самостоятельной письменной речи слабослышащих учащихся. М., Туджанова К. И. Характерные особенности развития письменной речи у слабослышащих учащихся. Воронеж, 2001

Развитие слухового, слухо-зрительного восприятия речи и формирование и коррекция произношения Волкова К. А., Денисова О. А., Казанская В. Л., Методика обучения глухих детей произношению. Серия: Коррекционная педагогика. – М: Владос, 2008 г. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – С.-Пб.:Каро,2008 Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. «Развитие слухового восприятия слабослышащих детей» – М.: ВЛАДОС, 2004

Развитие слухового, слухо-зрительного восприятия речи и формирование и коррекция произношения Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся: 1-12 классы: пособие для учителя, М., Просвещение,1991 Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З. Обучение глухих детей воспряитияю и воспроизведению устной речи / под ред. Назаровой Н.М. – М.: Академия, 2011 Миронова Э.В. Обучение внезапно оглохших (детей и взрослых) восприятию устной речи/учебно-методическое пособие. М Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. – М.: Владос, 2001 Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих – М.: Просвещение, 1981

Формирование/совершенствование коммуникативных компетенций Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М., Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений - М.: Академия, 2000 Зыкова Т.С., Зыкова М. А.. Методика предметно-практического обучения глухих. - М.: «Академия», 2002 Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида. - М., Красильникова О.А.Развитие речи младших слабослышащих школьников на уроках литературного чтения. Издательство: КАРО, 2005 год Тигранова Л. И. Умственное развитие слабослышащих детей (младший школьный возраст). М., Любимов М.Л., Полякова М.В. «Исследование особенностей взаимодействия триады: ученик с нарушением слуха – здоровый ученик – учитель, в условиях интегрированного школьного обучения», Вестник образования и науки. Педагогика.Психология. Медицина. Международный научный журнал. Выпуск 2(4), 2012.

Музыкально-ритмические занятия Яхнина Е.З. Методика музыкально- ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха. М. 2003

Психолого-педагогическое сопровождение ППС всех участников образовательного процесса Сопровождение тьютором по рекомендации ПМПК Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с психологом Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с дефектологом Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с логопедом

ППС всех участников образовательного процесса «Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. Серия Инклюзивное образование». МГППУ 2012 Леогард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Серия инклюзивное образование. МГППУ.2011

Сопровождение тьютором по рекомендации ПМПК «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях» Серия Инклюзивное образование. МГППУ.2012

Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с психологом Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. «Развитие слухового восприятия слабослышащих детей».– М.: ВЛАДОС, 2004 Кулакова Е.В., Любимова М.М. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе/Сб. Инклюзивное образование, выпуск 1. М.:Центр «Школьная книга»,2010.

Занятия(индивидуальные или подгрупповые с дефектологом Кулакова Е.В., Комлева Г.М. Организация деятельности учителя-дефектолога (сурдопедагога) в общеобразовательной школе. Сборник методических материалов. ЗОУО ДО г.Москвы.2010

Занятие (индивидуальные или подгрупповые) с логопедом Волкова К. А., Денисова О. А., Казанская В. Л., Методика обучения глухих детей произношению. Серия: Коррекционная педагогика. – М: Владос, 2008 Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи. – М. Академия,2011 Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция): Учебное пособие для студентов педагогических университетов по специальности «Дефектология». – М.: АРКТИ, 2003

Кадровое обеспечение образовательного процесса ребенка с нарушенным слухом учителя, учитель-дефектолог (сурдопедагог) педагог-психолог, учитель-логопед, тьютор с функциями сурдопереводчика (по необходимости) координатор по инклюзии.

Создание специальных образовательных условий для получения образования обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Условия для обучения детей с ОДА создание безбарьерной архитектурно-планировочной среды; соблюдение ортопедического режима; осуществление профессиональной подготовки и/или повышения квалификации педагогов к работе с детьми с двигательной патологией; наличие рекомендаций лечащего врача к определению режима нагрузок организации образовательного процесса (организация режима дня, режима ношения ортопедической обуви, смены видов деятельности на занятиях, проведения физкультурных пауз и т.д.); организация коррекционно-развивающих занятий по коррекции нарушенных психических функций; организация лечения на базе медицинского учреждения или реабилитационного центра организация работы по формированию навыков самообслуживания и гигиены у детей с двигательными нарушениями; организация логопедической помощи по коррекции речевых расстройств;

Условия для обучения детей с ОДА подбор мебели, соответствующей потребностям ребенка; предоставление возможности передвигаться по школе, классу, группе тем способом, которым он может, и в доступном для него темпе; писать так, как позволяют его моторные возможности; организация целенаправленной работы с родителями детей с ОВЗ, с обучением их доступным приемам коррекционно- развивающей работы; формирование толерантного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья у нормально развивающихся детей и их родителей; наличие персонала, оказывающего физическую помощь ребёнку при передвижении по школе, при принятии пищи, при пользовании туалетом и др. обязательное включение в совместные досуговые и спортивно- массовые мероприятия ребенка с двигательными нарушениями.

Организационное обеспечение Нормативно-правовое обеспечение Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями слуха Организация медицинского обслуживания Организация питания Организация взаимодействия с родителями

Материально-техническое обеспечение Адаптация среды для детей с нарушениями ОДА (общешкольное пространство, учебное пространство класса), Специальное оборудование

Адаптация среды для детей с нарушениями ОДА

Специальное оборудование

Психолого-педагогическое обеспечение Программно-методическое обеспечение Направление коррекционной работы: 1. коррекция нарушенных функций, 2. лечебная физическая культура, 3. Развитие речи

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИЙ Мастюкова Е. М. Ипполитова М. В. Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. - М., Медико-педагогическая коррекция детей с патологией опорно-двигательного аппарата / Сост. Н. Ф. Дементьева. - М., Дети с церебральными параличами: пути обучения и коррекции нарушенных функций / Под ред. М. В. Ипполитовой. - М., Евтушенко С. К. (ред.). Новые технологии в реабилитации церебрального паралича. - Донецк, 1994.

Лечебная физическая культура Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. – М., Петрунина С.В. Методические приемы двигательной реабилитации инвалидов с ДЦП. – Пенза, Шоо Михаэль. Спортивные и подвижные игры для детей и подростков с нарушениями опорно- двигательного аппарата. – М.: Academia, Малюкова И.Б. Абилитация детей с церебральными параличами: формирование движений. Комплексные упражнения творческого характера: практическое пособие. - М.: ГНОМ и Д, 2011

Развитие речи Речевые нарушения и пути их коррекции у детей с гиперкинетической формой церебрального паралича. -М., Данилова Л. В., Стока К., Казицина Г. Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. - СПб., Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить.55 способов общения с неговорящим ребенком. - М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997

Психолого-педагогическое сопровождение ППС всех участников образовательного процесса Сопровождение тьютором по рекомендации ПМПК Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с психологом Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с дефектологом Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с логопедом

Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с психологом Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. М., Альфа Шипицына Л. М., Мамайчук И. И., Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. -М.Владос, 2004

Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с дефектологом Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПБ., 2003 Левченко И.Ю., Приходько О.В. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Академия, 2001.

Занятия с логопедом Речевые нарушения и пути их коррекции у детей с гиперкинетической формой церебрального паралича. - М., Данилова Л. В., Стока К., Казицина Г. Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. - СПб., Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. - М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.

Кадровое обеспечение образовательного процесса учителя, – учитель-дефектолог – педагог-психолог; – учитель-логопед; – тьютор, - педагоги дополнительного образования; - координатор по инклюзии

Создание специальных условий для получения образования обучающимися с нарушениями зрения

Условия для обучения детей с нарушениями зрения Детям с нарушением зрения необходимо помогать в передвижениях по школе, в ориентировке в пространстве. Ребенок должен знать основные ориентиры школы, класса, где проводятся занятия, путь к своему месту. В классе важно выбрать оптимально освещенное рабочее место, где ребенку максимально видно доску и учителя, например, первая парта в среднем ряду. Ребенок с глубоким снижением зрения, опирающийся в своей работе на осязание и слух, может работать за любой партой с учетом степени слышимости в этом месте. В классе должны быть обеспечены повышенная общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте не менее 400–500 люкс.

Условия для обучения детей с нарушениями зрения Ребенок, имеющий зрительные нарушения, должен иметь возможность подходить к классной доске и рассматривать представленный на ней материал, конечно, с разрешения учителя. Рекомендуется давать детям учебный материал заранее (на опережение) для изучения и проработки дома. Ученик может получать аудиозаписи уроков. Необходимо четко дозировать зрительную нагрузку: не более 10–20 минут непрерывной работы (предписания врача). читать текст на экране. Необходимо использовать более крупные и яркие наглядные пособия, крупный шрифт.

Условия для обучения детей с нарушениями зрения Следует обратить внимание на количество комментариев, которые будут компенсировать обедненность и схематичность зрительных образов. Особое внимание следует уделять точности высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику. Необходимо создавать опору на другие модальности. Ребенок может учиться через прикосновения или слух с прикосновением, иметь возможность трогать предметы. Так, на уроках математики можно использовать счеты. Важные фрагменты урока можно записывать на диктофон

Условия для обучения детей с нарушениями зрения Наглядный и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту. Размещать демонстрационный материал нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно. Дети могут испытывать трудности, когда смотрят на линии на бумаге. Им можно дать бумагу с более толстыми линиями. Некоторым детям могут понадобиться увеличивающие вспомогательные средства: приспособления, увеличивающие целую страницу или те, которые увеличивают линии - эти приспособления полезны при чтении. Компьютеры оказывают важную поддержку ученикам с нарушениями зрения и слепым. Ученики могут сделать увеличенную копию на принтере,

Организационное обеспечение Нормативно-правовое обеспечение, Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями слуха Организация медицинского обслуживания Организация питания Организация взаимодействия с родителями

Материально-техническое обеспечение Адаптация среды для слепых и слабовидящих, Специальное оборудование

Видеоувеличитель Без монитора в комплекте. ClearView+ увеличивает и делает более четкими тексты, объекты и изображения, различные по своей цветовой гамме, яркости и контрастности. Имеется несколько режимов: режим полноцветного фото; режим чтения; инверсное изображение для чтения; режим фото с оттенками серого. Увеличение до 72 крат.

Специальное оборудование

Футбольный мяч со звуковым сигналом. Развивающая игра для слабовидящих и незрячих

Специальное оборудование

Психолого-педагогическое обеспечение Программно-методическое обеспечение Направление коррекционной работы: 1. коррекция познавательной деятельности, 2. Ориентировка в пространстве, 3. Охрана и развитие остаточного зрения и развитие зрительного восприятия, 4. Развитие мимики и пантомимики, 5. Лечебная физкультура, Социально-бытовая ориентировка, 6. Ритмика

Программно-методическое обеспечение Общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования – по выбору школы Учебники с увеличенным шрифтом по программе «Школа России» с 1 по 4 класс.

Программно-методическое обеспечение Система обозначений по математике, физике, химии и астрономии: учеб. пособие / Всерос. о-во слепых ; сост. А. Г. Быков, М. И. Егоров и др. ; под общ. ред. А.Г. Быкова ; отв. ред. И. В. Проскуряков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ВОС, Смирнов, Г. А. Запись нот по системе Брайля : крат. рук. для зрячих музыкантов, работающих со слепыми: в 2 ч. – М. : ИПТК «Логос» ВОС, 1988– 2002.

Программно-методическое обеспечение Денискина В.З. Формирование специальных знаний, умений и навыков у слепых и слабовидящих учащихся начальных классов на занятиях по социально-бытовой ориентировке // Система непрерывного образования -средство интеграции лиц с нарушением зрения в современное общество: материалы международной научно- практической конференции незрячих специалистов. - Нижний Новгородю Тупоногов В. К. Ознакомление с окружающим миром // Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. - М., Тупоногов В.К. Коррекционная направленность экологического образования слепых и слабовидящих школьников // Методические рекомендации. - М.: ИКП РАО, Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно- педагогические аспекты. Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения.- М.: Гуманит. изд. центр Владос

Коррекция познавательной деятельности Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: материалы к урокам для учащихся 1-4 классов. М.: Педагогическое общество России, 2000.

Ориентировка в пространстве Подколзина Е.Н. Ориентировка в пространстве / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (коррекционная работа в детском саду). - М.: "ГороД", 1999 Подколзина Е.Н. Ориентировка в пространстве. // Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (коррекционная работа в начальной школе). - М.: "ГороД", 1999 Ориентировка в пространстве. Практическое пособие по обучению лиц с нарушениями зрения Феникс 2010

Ориентировка в пространстве Дидактические материалы: Рельефно- графическое пособие для детей по развитию речи «ЛОГОС» ВОС. М.: Азбука в картинках «ЛОГОС» ВОС, М.: Ермаков В.П., Степанов В.С. Рельефно- графическая грамота «Изобразительные средства» ВОС. М.:2002 Прибор «Ориентир» Прибор «Школьник» Прибор Семевского Наборы фигур домашних и диких животных. Конструкторы, мозаики. Наборы объёмных и плоскостных фигур Фонотека

Охрана и развитие остаточного зрения и развитие зрительного восприятия Григорьева Л.П. Сташевский С.В. Коррекция зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Учебно-методическое пособие.- М.1990 Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. М.: ВОС, Никулина, Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно- методическое пособие для педагогов бразовательных учреждений общего назначения. СПб: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2002

Развитие мимики и пантомимики Стандарт общего образования незрячих учащихся/ под руководством Лониной В.А.С. -Пб:2000. Методические рекомендации к организации курса «Мимики и пантомимики» Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения. В.Пышма Шипицина Л.М., Воронова А.П. Программа развития ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками «Основы коммуникации». С-Пб.1995

Лечебная физкультура Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей. Лечебная физкультура./ Под ред. Плаксиной Л.И. Мин-во общ. И проф. Образования РФ. Институт кор. пед. РАО. М. Город Л.Н. Ростомашвили Адаптивное физическое воспитание. Учебно- методическое пособие. М.2002 Сермеев Подвижные игры для детей с нарушением зрения. Мет рек. М В.С. Быков «Физическая культура и здоровье» -тетрадь для занятий. Челябинск, ЧГИФК, В.Яковлев «Игры для детей». Москва, «ФиС», И.Н. Шарабарова «Упр. со скалкой» Москва. «Советский спорт», В.А. Уваров «В поход пешком» - физкультурная библиотечка школы. Москва, «Советский спорт», С. Шарманова «Морское царство»- сюжетные занятия. Челябинск, 1996.

Социально-бытовая ориентировка Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах./Под ред. Л.И. Плаксиной. Калуга «Адэль» Руцкая Е.Н. Организация работы по домоводству и самообслуживанию: Учебное пособие.-М:.ВОС,1988. Шибкова Д.З. Практикум «Наука быть здоровым». Челябинск, Безруких М.М. Рабочая тетрадь для школьников М.: Олма- Пресс, Демонстрационные и раздаточные материалы. Набор плакатов «Личная гигиена» Электрооборудование: электрический утюг, пылесос, электрический комбайн, миксер, соковыжималки. Спец. оборудование для детей с нарушением зрения: - прибор Семевского; - рельефно-граф. пособие трансп. средств; - кухонные принадлежности: нож-дозатор, нож-овощечистка, яйцерезка, сахарница-дозатор и т.д. Часы для слепых

Ритмика Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей. Ритмика./ Под ред. Плаксиной Л.И. Мин-во общ. И проф. Образования РФ. Институт кор. пед. РАО. М. Город Конферов В.Н. Искусство балетмейстера: Учебно- методическое пособие. ЧГИК Ивлева Л.Д. Методика обучения хореографии в старшей возрастной группе: Учебное пособие для студентов. ЧГИК Предметы для ритмической разминки: мячи, гимнастические палки, обручи Предметы для развития чувства ритма: погремушки, трещотки, бубны.

Психолого-педагогическое сопровождение ППС всех участников образовательного процесса Сопровождение тьютором на протяжении учебного дня – полное для слабовидящих детей по рекомендации ПМПК. Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков социального функционирования не менее 2 часов в неделю Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с дефектологом по формированию необходимых учебных навыков ( для слабовидящих - 9 часов в неделю)

Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с логопедом по развитию коммуникативных функций речи, пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи не менее 4 часов в неделю

Занятия с психологом Силкин Л.Н. Психологическая диагностика личности и психотерапия инвалидов по зрению. М.: изд-во ВОС, Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников / Под ред. Зотова А.И. - Л., 1981 Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения: Методич. рекомендации / Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., Феоктистова В.А. Формирование навыков общения у слабовидящих детей. СПб., Никулина Г. В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения, КАРО, 2006

Занятия с дефектологом Тупоногов Б.К. Организация коррекционно- педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей. Методическое пособие. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. Второе изд-е, испр.- М.: Город Детства, 2008.

Занятия с логопедом Комарова Т. П. Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения Издательство: АСТ, Астрель, Харвест 2008

Кадровое обеспечение образовательного процесса - учителя; – учитель-дефектолог (со специализацией по тифлопедагогике); – педагог-психолог(со специализацией по тифлопедагогике) ; – учитель-логопед; – тьютор, владеющий системой Брайля; - социальный педагог - педагоги дополнительного образования; - координатор по инклюзии

Создание специальных условий для получения образования обучающимися с расстройствами аутистического спектра

Особые образовательные потребности детей с нарушениями аутистического спектра в периоде индивидуализированной подготовки к школьному обучению; в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей; в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего, соотнесении общего темпа класса с индивидуальным; в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка; в дозировании введения в его жизнь новизны и трудностей; в дозировании учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности; в четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка;

Особые образовательные потребности детей с нарушениями аутистического спектра в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем; в сопровождении тьютора при наличии поведенческих нарушений; в создании адаптированной образовательной программы; в организации обучения с учетом специфики освоения навыков и усвоения информации при аутистических расстройствах; в постоянной помощи ребенку на уроке в осмыслении усваиваемых знаний и умений;

Особые образовательные потребности детей с нарушениями аутистического спектра в индивидуализации программы обучения, в том числе для использования в социальном развитии ребенка существующих у него избирательных способностей; в проведении индивидуальных и групповых занятий с психологом, а при необходимости с дефектологом и логопедом; в организации занятий, способствующих формированию представлений об окружающем мире, отработке средств коммуникации и социально- бытовых навыков; в создании индивидуализированной системы оценки достижений ребенка с учетом его особенностей;

Особые образовательные потребности детей с нарушениями аутистического спектра в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательного учреждения и с родителями обычных детей; в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения;

Организационное обеспечение Нормативно-правовое обеспечение Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями слуха Организация медицинского обслуживания Организация питания Организация взаимодействия с родителями

Материально-техническое обеспечение Адаптация среды для детей с РАС (общешкольное пространство, учебное пространство класса), Специальное оборудование

Занятия с психологом Поведенческая терапия, в частности ABA (Прикладной поведенческий анализ) «Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей»Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. «Сборник упражнений для специалистов и родителей изд. БелАПДИ «Открытые двери», Минск 1997 О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг«Аутичный ребенок: пути помощи» М.: «Теревинф» 1997 Янушко Е. Игры с аутичным ребёнком.- М., 2004

Занятия с психологом Карвасарская И.Б. Психологическая помощь аутичной семье // Психосоциальные роблемы психотерапии, коррекционной педагогики, спец. психологии: Мат-лы III съезда РПА и науч.- практ. конф. Курск, октября 2003 г. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, с. Психопедагогика и аутизм. Опыт работы с детьми и взрослыми, М.:, Теревинф, 2008 Обучение и социальная адаптация детей с тяжёлыми формами аутизма. Методическое пособие для родителей.Под общей редакцией Касаткина В.Н., Москва, 2006

Занятия с дефектологом Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. Педагогам- дефектологам.- М.,2004 Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М: Чистые Пруды Как научить ребенка с аутизмом учиться. Практическое руководство для педагогов и специалистов образовательных учреждений. Составитель: Паллот Э.М. Пер. с англ. – Пермь,2004.

Занятия с логопедом Л.Н. Ефименкова. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М.: «Просвещение» 1991 И.Н. Садовникова. «Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников.» М.: «Гуманитарный издательский центр Владос» 1997

Психолого-педагогическое обеспечение Программно-методическое обеспечение, Психолого-педагогическое сопровождение, Кадровое обеспечение образовательного процесса

Психолого-педагогическое сопровождение ППС всех участников образовательного процесса Сопровождение тьютором по рекомендации ПМПК Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с психологом Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с дефектологом Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с логопедом

Кадровое обеспечение учителя, учитель-дефектолог педагог-психолог учитель-логопед; тьютор, координатор по инклюзии