РЕФОРМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: КЛЮЧЕВЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ГРАЖДАНСКИЙ ФОРУМ 2015 Экспертная площадка Реформа правоохранительной системы:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Студент: Жукова Татьяна Группа: Врб-14-2 р. Задачами уголовного процесса являются пресечение, беспристрастное, быстрое и полное раскрытие, расследование.
Advertisements

Реформа досудебного расследования по новому УПК Украины 2012 года Александр Банчук, к.ю.н., Центр политико-правовых реформ ( )
Краткий анализ трансформации уголовного процесса Республики Казахстан за 20 лет независимости. Пути дальнейшего совершенствования Д.К. Канафин.
Правоохранительные органы. Правоохранительные органы Правоохранительные органы это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие.
Защита прав человека в государстве: Защищать права человека в государстве помогает судебная система(состоит из судов, рассматривающих гражданские, уголовные,
Уголовное право. Уголовный процесс. Уголовный процесс.
Правоохранительные органы. Учитель обществознания Алюнина Татьяна, МБОУ "СОШ №18" города Находки, Приморского края.
Процессуальное право Уголовный процесс. Уголовное производство Главная задача уголовного процесса- изобличить и осудить преступника, не осудив при этом.
Орган по противодействию коррупции Проект разработали: Ананьева Марина Кудрина Анна Рогожина Евгения Соборова Ксения Тихонова Алена.
Открытое правительство Защита прав граждан Судебная система Куратор: Вадим Волков Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-
Уголовное право. Уголовный процесс. Уголовный процесс.
Уголовно- процессуаль ные гарантии. Выполнил Кудряшов Евгений.
Уголовное право. Уголовный процесс. Уголовный процесс.
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС (СУДОПРОИЗВОДСТВО) Тетерлев Михаил Николаевич МБОУ «ПЕЛЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА МЮ РФ)» Основные.
(Презентация вопросов раздела «Право» Кодификатора по обществознанию 2011 год (подготовка к ЕГЭ) Составила: М.П. Офёркина, учитель истории и обществознания.
Осуществляется с помощью применения юридических мер воздействия Осуществляется строго в соответствии с законодательством Осуществляется в определенном,
Правоохранительные органы. ТЕМА: «понятие,признаки,задачи и направления правоохранительной деятельности» Выполнил: Хноев Д.Ж Группа:Д-102.
По вопросам противодействия коррупции СЕМИНАР. Тема семинара: Обзор действующего законодательства о противодействии коррупции 1.Основные понятия и принципы,
Автор-разработчик Вздоровой Л.П.. Название проекта Тип ресурсов Особое Открытое правосудие Создание необходимой нормативно-правовой базы. + 1.Развитие.
Транксрипт:

РЕФОРМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: КЛЮЧЕВЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ГРАЖДАНСКИЙ ФОРУМ 2015 Экспертная площадка Реформа правоохранительной системы: ценности и альтернативы

КЛЮЧЕВОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ: РЕФОРМА – ДА ИЛИ НЕТ? «Нет» - руководители силовых ведомств и ведомственные эксперты. Основной аргумент – любые реформы парализуют на время систему, нарушают стабильность работы, «мешают» работать. «Да» - часть экспертного и правозащитного сообщества Условия – реформа правоохранительной системы часть общей программы реформ (местное самоуправление, федерализация, реформа государственного управления, выборов и т.д.) Экспертная площадка Реформа правоохранительной системы: ценности и альтернативы

« СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ » ВМЕСТО РЕФОРМЫ Нерадикальные меры Дискуссии об уголовном процессе: расширение полномочий на досудебной стадии, приближение дознавателей к следователям, вопросы степени прокурорского надзора за предварительным следствием. Организационный аспект: поиск вариантов сохранения текущуейструктуры управления (очень централизованную) в условиях сокращения численности. Радикальные предложения Единый следственный комитет vs статус-кво Стадия возбуждения уголовного дела: сохранение или отмена Экспертная площадка Реформа правоохранительной системы: ценности и альтернативы

СТРУКТУРНАЯ РЕФОРМА: ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ Реформа правоохранительной системы и реформы судебной системы: одновременно или нет, если нет – что раньше? Реформу правоохранительной системы можно провести быстрей, результаты будут заметней, это локомотив реформ в целом vs Cудебная реформы, в результате суды начнут применять даже существующее законодательство иначе, перестанут «не замечать» низкого качества работы правоохранителей, дадут импульс к изменениям Реформа с люстрацией или без? Организационная реформа правоохранительной системы (выбор общих принципов системы) Экспертная площадка Реформа правоохранительной системы: ценности и альтернативы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РЕФОРМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Централизация vs децентрализация Муниципальная милиция: да или нет Реформа полиции (МВД) vs форматирование всей системы Отдельное антикоррупционное ведомство: да или нет Реформа прокуратуры: да или нет Экспертная площадка Реформа правоохранительной системы: ценности и альтернативы

РЕФОРМА УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА: КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ Организационная реформа правоохранительной системы в части уголовного преследования и изменение Уголовно-процессуального кодекса (УПК). Можно ли сохранить существующий или потребуется новый, во много зависит от двух моментов: Сохранение vs отказ от фигуры следователя (звено между полицейскими и прокурором), Сохранение vs отказ от стадии возбуждения уголовного дела. Консервативный сценарий – сохранение и того, и того, изменение работы за счет организационных стимулов. Радикальный сценарий – отказ и принятие нового УПК, ориентированного на новую системы уголовного преследования. Экспертная площадка Реформа правоохранительной системы: ценности и альтернативы

РАДИКАЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ Деформализация: снижение требований к формальному оформлению документов, внедрение более простых способов фиксации (как известных давно, типа рапортов с обзором «кто/что сказал» до ауди/видео, цифровых и прочих современных способов фиксации информации без бумажных носителей), нацеленность на быструю передачу в суд. Переход к «европейской модели»: прокурор и полицейские-помощники Расширение полномочий адвокатов (спектр: от обязанности приобщать все доказательства стороны защиты до введения полноценного адвокатского расследования) Расширение компетенции суда присяжных. Расширение дискреции прокурора, введение принципа целесообразности (вместо неотвратимости уголовного преследования) – возможности прекращения уголовного преследования в виду излишне больших затрат на доведение до суда. Экспертная площадка Реформа правоохранительной системы: ценности и альтернативы

ЦЕННОСТИ – КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА? В ходе работы площадки участники сформулировали приоритетные ценности, которые должны защищать правоохранительная система * Участники были разделены на 4 группы и в ходе форсайт-дискуссии в группах выделяли 5 ценностей, которые группа считает приоритетными Уважением достоинства личности Защита частной инициативы и собственности Право на защиту Равенство перед законом Справедливое судебное разбирательство Свобода слова, мнения, открытость информации Право на жизнь Консенсус всех участников площадки* Консенсус трех групп участников из 4

ЦЕННОСТИ (2) Ценности, названные двумя группами участников (из четырех)* Доступ к информации о нормативных актах Баланс между частным и общественным Защита от несправедливого преследования Неотвратимость наказания Презумпция добропорядочности (свидетелей, потерпевших) Соблюдение прав социально незащищенных групп Верховенство права Общественная безопасность Общественный договор и компромисс – как основа утверждения правил Защита частной жизни Автономия * Участники были разделены на 4 группы и в ходе форсайт-дискуссии в группах выделяли 5 ценностей, которые группа считает приоритетными

УГРОЗЫ (ПОЧЕМУ СЕЙЧАС СИСТЕМЫ НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЗАЩИТУ ЦЕННОСТЕЙ) Коррупция (3)* Некомпетентность сотрудников правоохранительной системы (2) Бюрократизация (централизация и «палочная система) и архаичность системы (2) Обвинительный уклон (2) Приоритет общественного над личным Отсутствие политической воли (к обеспечению приоритета ценностей и реформам) Нехватка гуманитарного знания Отсутствие свободных СМИ Разрыв между бедными и богатыми Низкое правосознание Тотальный контроль и недоверие (прежде всего самим сотрудникам правоохранительных органов) * Участники были разделены на 4 группы и в ходе форсайт-дискуссии. В скобках – число групп назвавших угрозу в числе основных

ПРИНЦИПЫ РЕФОРМЫ В ходе работы площадки участники сошлись относительно следующих принципов реформирования правоохранительной системы Децентрализация Создание муниципальной милиции Комплексная реформа всей правоохранительной системы Реформа прокуратуры (со снижением значимости общего надзора и сокращением контрольных полномочий) Изменение системы оценки в правоохранительной системы Экспертная площадка Реформа правоохранительной системы: ценности и альтернативы

АЛЬТЕРНАТИВЫ Эксперты каждой группы могли предложить пять мер, которые можно реализовать дополнительно или в современных условиях Эксперты были разделены по 4 группам, условно обозначенным: Группа 1 Умеренные либералы + выступающие за люстрацию при проведении реформы Группа 2: Умеренные либералы + выступающие против люстрации при проведении реформы Группа 3: Радикальные либералы Группа 4: Центристы

МЕРЫ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ УЧАСТНИКАМИ ОГФ Группа 1 1. Введение персональной ответственности сотрудников правоохранительной системы (деликтные обязательства) 2. Изменение система оценки для ухода от палочной системы 3. Выборность начальников отделов полиции 4. Разрешение на открытую критику руководства 5. Обязательное приобщение доказательств от адвокатов

МЕРЫ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ УЧАСТНИКАМИ ОГФ Группа 2 1. Система оценки работы, направленная на формирование позитивных изменений, а не поощрение/наказание 2. Механизм независимой экспертной оценки (peer-review) уголовных дел и материалов 3. Выборность участковых уполномоченных, начальников отделов полиции, мировых судей 4. Ликвидация ГИБДД, ОВО, ФСКН, передача ПДН в органы государственной власти (без погон) 5. Преобразование ФСИН в гражданское ведомство

МЕРЫ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ УЧАСТНИКАМИ ОГФ Группа 3 1. Изменение системы оценки работы правоохранителей для этого: Открытие криминальной статистики Ликвидация «раскрываемости» в любых формах как элемента оценки Минимум количественных показателей 2. Раскрытие данных социологических опросов о работе полиции и уровне виктимизации 3. Общественный контроль: Наделение ОНК или их аналога (при создании) правом заходить в отделы полиции и проверять их, а не только камеры Запрет людям имеющим опыт работы в правоохранительной системы быть членами ОНК Открытые пресс-конференции начальников отделов 4. Упразднение управленческих структур (излишних) 5. Обязательное Приобщение доказательств защиты

МЕРЫ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ УЧАСТНИКАМИ ОГФ Группа 4 1. Независимое ведомство криминальной статистики 2. Декриминализация нетяжких преступлений 3. Увеличение процессуальных возможностей защиты 4. Увеличение власти на местах, передача реальных полномочий (и ресурсов) субъектам федерации и МСУ

ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОГФ Текст рекомендаций ОГФ доступен по ссылке foruma html «Правоохранительная система» - раздел 2.6. итогового документа Обзор ключевых противоречий экспертной дискуссии о реформе правоохранительной системы доступен по ссылке (на сайт Открытой полиции)

ОСНОВНЫЕ РЕСУРСЫ Комитет гражданских инициатив Проект «Реформа правоохранительной системы» Проект «Открытая полиция» Фонд Общественный вердикт – мониторинг текущих изменений Площадка проведена при поддержке Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Экспертная площадка Реформа правоохранительной системы: ценности и альтернативы