Введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Ячменев В.Д., ИРОСТ, кафедра управления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения Программа развития универсальных учебных действий.
Advertisements

Методическая проблема школы: Урок, как универсальное пространство развития личности ученика.
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития.
Подготовила учитель начальных классов Батищева Г. И.
Универсальные учебные действия. Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний,
Программа развития универсальных учебных действий.
Реализация программы формирования УУД. Цели и результаты общего образования Структурные компоненты учебной деятельности (мотив, цель, задача, учебные.
L/O/G/O Способы их формирования ФГОС второго поколения Универсальные учебные действия.
О ЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТН ЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к само развитию и само совершенствованию посредством сознательного и активного.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание, технологии введения Хазова Л.В. методист отдела дошкольного.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
«Организация мониторинга качества образования в 1 классе » Бондаренко Светлана Валентиновна учитель начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ 2»
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно- деятельностного подхода в отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Требования к результатам освоения образовательных программ.
Стандарты второго поколения Фундаментальное ядро содержания общего образования функции Система ведущих идей, теорий, основных понятий, Относящихся к областям.
Транксрипт:

Введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Ячменев В.Д., ИРОСТ, кафедра управления

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Приказом МО и Н РФ от «17» декабря 2010 г утвержден ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (далее ФГОС).

Стандарт Стандарт (от англ. standard норма, образец, мерило), в широком смысле слова образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. объектов; нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. стандартизации

Стандарт в Российской Федерации Стандарт в Российской Федерации это нормативный документ, в котором определен основной комплекс правил, норм, требований к стандартизуемому объекту, в котором подразумевается многократное использование этих требований и определяются основные характеристики продукции, правила применения и характеристики производственных процессов, а также дальнейший жизненный цикл продукта. Что понимается под стандартизируемым объектом? Что понимаем под основной продукцией? Что является основной характеристикой продукции?

Стандарт Стандарт (standard): нормативный документ, который разработан на основе согласия сторон и утвержденный уполномоченным органом, в котором определяются для длительного и постоянного пользования правила, характеристики или общие принципы, затрагивающие разные виды деятельности или их результат. Задача этого документа достичь наилучшей степени упорядочения в заданной области- КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Что такое образовательный стандарт? стандарт – это общественный договор, система взаимных обязательств и требований со стороны всех участников образовательного процесса: личности, общества, государства, родителей, бизнеса. Стандартом устанавливаются взаимосвязанные требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основной образовательной программы общего образования.

Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством 7 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

Законодательная, нормативно-методологические основы введения федерального государственного стандарта основного общего образования Закон РФ «Об образовании» (в ред. ФЗ от ФЗ) п.1 ст.7: «ФГОС определяются как совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ различного уровня». П.4 ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ».

Отличия ГОС от ФГОС ГОСФГОС Структура стандарта В образовательном стандарте первого поколения приведены: ОУУН и способы деятельности, которыми должен овладеть ученик, система требований к содержанию обучения по учебному предмету, включающая: 1. Цели изучения учебного предмета; 2. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету; 3. Требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету. ФГОС включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям.

Отличия ГОС от ФГОС Планируемые результаты освоение основной образовательной программы ГОСФГОС Планируемые результаты освоения стандарта ориентированы на достижение результатов образования через реализацию: 1. Требований к формированию ОУУН и способов деятельности; 2. Требований к уровню подготовки выпускников по каждому учебному предмету. К числу планируемых результатов освоения ООП отнесены: 1. Личностные результаты; 2. Метапредметные результаты; 3. Предметные результаты.

Отличия ГОС от ФГОС Планируемые личностные результаты ГОСФГОС Отражены в развивающих и воспитательных целях образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка. ФГОС ориентирует на достижение личностных результатов освоения ООП ООО, которые должны отражать: формирование основ российской гражданской идентичности; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Отличия ГОС от ФГОС Планируемые личностные результаты ГОСФГОС овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; формирование коммуникативной компетентности, развитие навыков сотрудничества со взрослыми

Отличия ГОС от ФГОС Планируемые метапредметные результаты ГОСФГОС Приоритетом основного общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности. Познавательная деятельность (наблюдение объектов окружающего мира, опыты, работа с информацией, работа со знаковыми, графическими моделями, умение решать творческие задачи…) Речевая деятельность и работа с информацией (работа с учебными, художественными, научно- популярными текстами, участие в диалоге, передача, поиск, хранение информации …) Организация деятельности (выполнение инструкций, следование образцу и простейшим алгоритмам, определение способов контроля и оценки деятельности, учебное сотрудничество …) ФГОС ориентирует на метапредметные результаты освоения ООП ООО и отражают: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств их осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия ; умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Планируемые метапредметные результаты ГОСФГОС освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково- символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Планируемые метапредметные результаты ГОСФГОС использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативным и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

Планируемые метапредметные результаты ГОСФГОС овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде основного общего образования

Принципиальные отличия стандартов второго поколения от стандартов 2004 г – 3 компонента (федеральный, региональный, школьный) – изменения в предметном содержании (разгрузка на 20%, новые предметы, новые концепции предметов, новые элементы содержания); – заявлены, но не реализованы личностная ориентация, ключевые компетенции, деятельностный характер образования – только федеральный компонент – предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта, носит вариативный характер, усиление воспитательной функции образования (на внеурочную работу) – ориентация стандарта второго поколения на результат образования

Особенности ФГОС На первый план выходят – общеучебные умения общеинтеллектуального характера (анализ, синтез,сопоставление и т.д.), не связанные с конкретной предметной деятельностью, но формируемые в рамках конкретных учебных предметов.

Структура стандартов 2004 г. и стандартов второго поколения 2004 год Учебные предметы (цели, обязательный минимум содержания) Общеучебные умения, навыки, способы деятельности Требования к уровню подготовки выпускников Требования региона Требования школы Дополнительные требования не могут служить основанием для итоговой аттестации выпускников! Требования к результатам освоения образовательных программ Требования к структуре образовательных программ (чему и как учить) Требования к условиям реализации образовательных программ новые стандарты Требования региона

На что ориентирован стандарт? стандарт ориентирован на МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ и ЛИЧНОСТНЫЕ результаты. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты – метапредметные знания и обобщенные способы деятельности, освоенные обучающимися в процессе изучения нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в различных жизненных ситуациях. ЛИЧНОСТНЫЕ результаты – ценностные ориентации выпускников соответствующей ступени общего образования, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы деятельности, в т.ч. образовательной, социальные чувства, личностные качества.

Законодательное и нормативно- правовое обеспечение Стандарта 1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием г., с учетом поправок, внесенных законами о поправках к Конституции РФ от ФКЗ, от ФКЗ. 2. Кодексы РФ: Гражданский кодекс РФ от ФЗ; Семейный кодекс РФ от ФЗ; Трудовой кодекс РФ от ФЗ; Бюджетный кодекс РФ от ФЗ; Налоговый кодекс РФ от ФЗ.

Законодательное и нормативно- правовое обеспечение Стандарта 3. Законы РФ: «Об образовании» от (с последующими изменениями и дополнениями); «О языках народов РФ» от ; «О защите прав потребителей» от Федеральные законы; «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от ФЗ (с изменениями и дополнениями); «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от ФЗ; «О государственном языке РФ» от ФЗ и др.

Законодательное и нормативно- правовое обеспечение Стандарта 5. Постановления Правительства РФ: «О нормативно-правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» от ; «О свободе совести и религиозных объединениях» от ФЗ; «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ФЗ; «О социальной защите инвалидов в РФ» от ФЗ; «О физической культуре и спорте в РФ» от ФЗ. 6. Распоряжения Правительства РФ: О Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 2008 – 2015 г.г.» от р; «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» от р.

Законодательное и нормативно- правовое обеспечение Стандарта 7. Федеральные целевые программы (ФЦП): ФЦП развития образования на г.г.; ФЦП «Дети России»»; ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в РФ»; ФЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту»»; ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения»; ФЦП «Патриотическое воспитание граждан РФ».

Законодательное и нормативно- правовое обеспечение Стандарта 8. Приказы Министерства образования и науки РФ: Приказ от «Об утверждении порядка и критериев конкурсного отбора ОУ, внедряющих инновационные образовательные программы»; Приказ от «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

Законодательное и нормативно- правовое обеспечение Стандарта 9. Международные нормативные правовые акты, ратифицированные РФ: Конвенция о правах ребенка; Болонская конвенция; Декларация прав ребенка; Декларация права на развитие; Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Декларация о правах лиц, принадлежащим к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам; Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

С учетом и на основе стандарта разрабатываются следующие документы (нормативные и правовые акты): 1. Министерством образования и науки: Примерная основная образовательная программа основного общего образования; Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников; Фундаментальное ядро содержания общего образования; Планируемые результаты основного общего образования; Базисный учебный (образовательный) план общеобразовательных учреждений РФ, реализующих основную образовательную программу основного общего образования; Примерная программа формирования универсальных учебных действий;

С учетом и на основе стандарта разрабатываются следующие документы (нормативные и правовые акты): Примерные программы по отдельным учебным предметам основного общего образования; Примерные программы организации внеурочной деятельности учащихся основной школы по направлениям (художественно-эстетическое, техническое, спортивно- оздоровительное, и др., всего 5 направлений); Примерная программа воспитания и социализации учащихся основной школы; Примерная программа формирования ценности здоровья и ЗОЖ; Примерные программы и учебно-методические материалы для подготовки и повышения квалификации педкадров; Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на очередной учебный год.

С учетом и на основе стандарта разрабатываются следующие документы (нормативные и правовые акты): 2. Образовательным учреждением: Основная образовательная программа основного общего образования ОУ; Учебный план; Программа формирования универсальных учебных действий; Рабочие учебные программы по отдельным учебным предметам основного общего образования; Программа организации внеурочной деятельности учащихся основной школы по направлениям; Программа воспитания и социализации учащихся основной школы; Программа формирования ценности здоровья и ЗОЖ; Перечень учебников, используемых в образовательном процессе

Где найти примерные документы? Примерные документы можно найти на сайте:

Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения определяет содержание и организацию образовательного процесса в основной школе и направлена на формирование общей культуры, социальное, личностное и познавательное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной (образовательной) деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.!!!! Оценка Вашего ОУ.

Объекты нормирования Учебный план ООО Программы развития УУД Примерные учебные Программы (Рабочие учебные) Модели оцени- вания Ядро содер- жания образо- вания образовательный процесс Другие матери- алы Программы воспитания и социа- лизации Требования к структуре основных образовательных программ ООО: система нормативов Программы внеуроч- ной дея- тельности

Фундаментальное ядро содержания образования фиксирует основополагающие элементы научного знания: ведущие научные теории и идеи, методы научного познания, фундаментальные категории и понятия, важнейшие события и явления. Это понятийно-терминологический (методологический) раздел (комплекс знаний…) Методология –наука об организации деятельности (методах, средствах и т.д.)-слайды ниже…

Состав фундаментального ядра общего образования Основополагающие элементы научного знания: - ведущие идеи и теории - ключевые факты -основные понятия - методы Универсальные учебные действия -личностные -регулятивные - познавательные ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО

Фундаментальное ядро – средство Универсализации образования ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО обеспечивает выполнение важнейших требований общества к образовательной системе: Сохранение единства образовательного пространства и преемственности ступеней образовательной системы Сохранение единства образовательного пространства и преемственности ступеней образовательной системы Обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях Обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях Достижение социальной консолидации и согласия на основе формирования гражданской идентичности и общности всех граждан и народов России Достижение социальной консолидации и согласия на основе формирования гражданской идентичности и общности всех граждан и народов России Формирование общего деятельностного базиса личности, как системы универсальных учебных действий Формирование общего деятельностного базиса личности, как системы универсальных учебных действий

Место и назначение Фундаментального ядра в системе нормативного обеспечения стандартов ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА Базисный учебный план Планируемые результаты обучения ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО Программа формирования универсальных учебных действий ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕССПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения структура основной образовательной программы: программа формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. Она содержит: описание ценностных ориентиров образования на ступени основного общего образования; описание преемственности программ формирования универсальных учебных действий при переходе от основного к среднему общему образованию; связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности учащегося

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к само развитию и само совершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Универсальные учебные действия это система действий учащегося, обеспечивающая - культурную идентичность, - социальную компетентность, - толерантность, - способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности

Функции универсальных учебных действий 1. Регуляция учебной деятельности принятие и постановка учебных целей и задач, поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач, контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности

Функции универсальных учебных действий 2. Создание условий для саморазвития и самореализации личности - готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться, - формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе, - развитие высокой социальной и профессиональной мобильности

Функции универсальных учебных действий 3. Обеспечение успешности обучения - успешности усвоения знаний, умений и навыков; - формирование целостной картины мира; - формирование компетентностей в любой предметной области познания

Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Общепознавательные Коммуникативные

Программа формирования УУД Личностные внутренняя позиция мотвация нравственно-этическая оценка Регулятивные целеполагание Планирование и прогнозирование контроль и коррекция, оценка волевая саморегуляция Познавательные знаково-символи- ческие средства логические действия и операции постановка и решение проблем Коммуникативные сотрудничество и кооперация учет чужой позиции адекватная передача информации контекстная речь и постановка вопросов

Личностные УУД Личностные УУД Смысло- образование Нравственно- этическое оценивание Самопознание и само- определение

Личностные УУД – Самопознание и самоопределение Построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку Формирование идентичности личности Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе

Личностные УУД - смыслообразование установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение»

Личностные УУД – нравственно-этическая ориентация Выделение морально-этического содержания событий и действий Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора

Виды УУД – Регулятивные действия Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая само регу- ляция Коррекция Оценка

Регулятивные УУД Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Планирование – определение после- довательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Регулятивные УУД Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Регулятивные УУД Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Регулятивные УУД Волевая саморегуляция как способность - к мобилизации сил и энергии; - - к волевому усилию - выбору в ситуации конфликта мотивов; - - к преодолению препятствий; - -эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; - эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями

Познавательные УУД Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем

Общеучебные УУД Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели Информационный поиск Знаково-символические действия Структурирование знаний Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)

Общеучебные УУД Смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий

Общеучебные УУД – знаково-символические Знаково-символические действия выполняют функции - - отображения учебного материала; - - выделения существенного; - - отрыва от конкретных ситуативных значений; - - формирования обобщенных знаний. Виды знаково-символических действий: Замещение Кодирование/декодирование Моделирование

Познавательные УУД – логические действия Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов

Познавательные УУД – логические действия Подведение под понятия, выведение следствий Установление причинно-следственных связей Построение логической цепи рассуждения Выдвижение гипотез, их обоснование Доказательство

Познавательные УУД – Постановка и решение проблем Формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером

УУД в системе общего образования Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов Сформированность УУД определяет эффективность учебно-воспитательного процесса и его результаты

Требования к результатам освоения основной Требования к результатам образовательной программы основного освоения основной образовательной общего образования программы основного общего образования

Планируемые результаты: три основные группы Личностные Метапредметные Предметные Самоопределение: Внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка: Регулятивные: Управление своей деятельностью; Контроль и коррекция; Инициативность и самостоятельность Смыслообразование: Мотивация (учебная и социальная); границы собственного знания и незнания. Коммуникативные: речевая деятельность; Навыки сотрудничества Ценностная и морально-этическая ориентация: способность решения моральных проблем; оценка своих поступков Познавательные: работа с информацией и учебными моделями; Использование знаково- символических и общих схем.. Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Современные образовательные результаты трактуются как изменения в личностных ресурсах (операционных, мотивационных, эмоциональных, когнитивных), которые могут быть использованы для решения значимых для личности и общества проблем; представляют собой как многокомпонентную систему, в которой образовательную ценность представляет не только система знаний ученика, но и освоение способов их получения, способность выявлять потребность в новых знаниях, умение быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии с другими обучающимися восполнять пробелы.

Результат образования Результат образования, прописанный в ФГОС, дифференцированный. БАЗОВЫЙ, обязательный описан в блоке «Выпускник научится…». ПОВЫШЕННЫЙ, по сравнению с базовым, прописанный в блоке «Выпускник получит возможность научиться…». Каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов!!!

Системно-деятельностный подход в образовании Чему учить? Обновлени е содержани я Ради чего учить? Ценностны е установки Как учить? Обновление средств обучения Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Основная педагогическая задача: создание и организация условий деятельности ребенка Вектор смещения акцентов нового стандарта

Внеучебная деятельность Внеучебная деятельность – понятие, объединяющее все виды деятельности ученика (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Широкий спектр занятий, направленных на их развитие

Направления и формы внеурочной деятельности с обучающимися на ступени основного общего образования Направления: духовно-нравственное; физкультурно-спортивное и оздоровительное; социальное, общеинтеллектуальное; общекультурное. Формы: кружки, художественные студии, спортивные секции и клубы, юношеские организации, краеведческая работа, научно- практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, социальные и общественно-полезные практики, военно-патриотические объединения, проектная деятельность и т.д.

Примерные программы: назначение и особенности Примерная программа Пояснительная записка Планируемые результаты (обобщенная форма) Основное содержание Рекомендации Варианты тематического планирования Рекомендации по оцениванию Рекомендации по внеурочной деятельности Рекомендации по оснащению и методической литературе

Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения Структура основной образовательной программы: программа формирования ценности здоровья и ЗОЖ - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения Основная образовательная программа основного общего образования может быть дополнена в рамках общего ресурса учебного времени компонентами, отражающими особенности ОУ и потребности участников образовательного процесса, в т.ч. с учетом межведомственного взаимодействия с учреждениями социально-культурной сферы, бизнес-структурами, общественными организациями и детскими, молодежными движениями

Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения Основная образовательная программа основного общего образования разрабатывается ОУ самостоятельно в соответствии с требованиями к структуре основной образовательной программы с привлечением органов общественного самоуправления (Совет ОУ, попечительский совет, педагогический совет, органы общественного самоуправления обучающихся) и родителей.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы (письменно фиксируется) Требования к кадровым условиям: укомплектованность кадрами, имеющими базовое или дополнительное профессионально-педагогическое образование и необходимую квалификацию; способным к инновационной деятельности; обладающим необходимым уровнем методологической культуры.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы (объем расходов на реализацию основной образовательной программы и достижению планируемых результатов; подушевое финансирование, внебюджетные средства и т.п.)

Требования к условиям реализации основной образовательной программы Требования к материально-техническим условиям: санитарно-гигиенические условия (Сан Пин): канализация, водоснабжение, освещение, воздушно-тепловой режим и т.д.; санитарно-бытовые условия: наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и пр. пожарной и электробезопасности, охраны труда; требования к участку ОУ (площадь, освещение, размещение зон и их оборудование); требования к зданию ОУ; требования к оборудованию библиотек: площадь, читальный зал, медиатека, Интернет; требования к столовой; требования к учебным кабинетам; требования к спортивному залу, спортоборудованию; требования к медпункту.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основной образовательной программы: обеспеченность учебниками, учебно-методической документацией, доступ к печатным и электронным ресурсам, в т.ч. к электронным образовательным ресурсам, размещенных в федеральных и региональных хранилищах ЭОР; укомплектованность печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем образовательным областям учебного (образовательного) плана; фонд дополнительной литературы: справочники, пеоиодику.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы Требования к организации оценки качества освоения основной образовательной программы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОРТФОЛИО В ОЦЕНКЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Место и роль портфолио в системе контрольно- оценочной деятельности образовательных учреждений Под портфолио (в широком смысле слова) обычно понимают способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. При этом портфолио обычно определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях», что позволяет использовать его в накопительной системе оценивания.

Ценности портфолио Ценность портфолио состоит в том, что при определенных условиях его использование позволяет получать интегральную оценку. Эта форма оценивания удачно дополняет традиционные контрольно-оценочные средства.

Состав портфолио В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только ходе в учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, иных видах деятельности.

Педагогические задачи, решаемые с помощью портфолио поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (в т.ч. – самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Основные подходы к формированию портфолио в начальной школе Включение в состав портфолио материалов, дающих представление о степени достижения образовательным учреждением, педагогами, обучающимися следующих основных результатов образования: формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в средней школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Состав портфолио С этой целью в состав портфолио должны быть включены различные материалы, отражающие дифференцированные оценки, характеризующие уровень и качество освоения выпускниками начальной школы каждой из учебных программ, а также сквозных, междисциплинарых программ («Чтение и работа с информацией», «Программа формирования универсальных учебных действий»); интегральные оценки, характеризующие способность применять приобретённые знания и умения по разным предметам в целях решения учебно-практических задач; продвижение обучающихся в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы с момента поступления в школу до ее окончания; индивидуальный прогресс и особенности личностного развития обучающихся в эмоциональной и познавательной сферах, в сфере саморегуляции. Второе условие обусловлено общими требованиями к системе оценки достижения планируемых результатов. Одним из принципов построения новой системы оценки является критериально- ориентированный подход. Следовательно, и портфолио должен строиться на критериальной основе. Это означает, что оценивание портфолио происходит только, если установлены критерии для оценки всех материалов портфлио в целом и для каждой его отдельной составляющей.

Состав портфолио Третье условие относится к возможности независимой перепроверки общей оценки портфолио и оценок составляющих его материалов иными лицами (например, администрацией образовательного учреждения, педагогами-коллегами, родителями, экспертами, инспекцией и др.). Оценки, выставляемые учителем в ходе и по результатам учебного процесса (в том числе – текущие и промежуточные), за каждый материал включаемый в состав портфолио, должны фиксироваться письменно и храниться в определенной системе.

Состав портфолио Четвертое условие обусловлено тем обстоятельством, что результаты образования достигаются как в школьной, так и во внешкольной деятельности учащихся. Поэтому в составе портфолио должны содержаться материалы, характеризующие результаты, достигаемые обучающимися в ходе школьной деятельности: учебных занятий (уроков, творческих мастерских, экскурсий и иных форм организации учебного процесса), проводимых традиционно в первой половине дня в рамках основной общеобразовательной программы; групповых и индивидуальных занятий по выбору, проводимых в первой половине дня в рамках основной общеобразовательной программы; общеклассных и/или общешкольных мероприятий, проводимых в рамках основной общеобразовательной программы (например, смотры, праздники, массовые выезды, культпоходы, туристические слеты, субботники, посещение подшефных организаций и т.п.); внешкольной деятельности: групповых и индивидуальных учебных занятий, реализуемых общеобразовательным учреждением во второй половине дня в рамках программы дополнительного образования; внеклассных и/или внешкольных мероприятий, реализуемых общеобразовательным учреждением в рамках программы дополнительного образования (например, районные и городские олимпиады);

Система оценки Внутренняя оценка : учитель, ученик, ОУ и родители Внешняя оценка : государственные службы итоговая оценка мониторинг: система образования Чтение, УУД Русский Математика УЧИТЕЛЬ: стартовая готовность, срезовые работы, портфолио УЧЕНИК: самооценка, самоанализ, взаимооценка

Система оценки: портфолио Русский язык Литетатурное чтение Иностранный язык диктанты, изложения, сочинения аудиозаписи монологов, диалогов дневники читателя иллюстрированные авторские работы материалы самоанализа и рефлексии Математика математические диктанты мини-исследования, модели, решения задач аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Окружающий мир дневники наблюдений мини-исследования и мини-проекты интервью, творческие работы аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Музыка ИЗО Технология аудио-, фото- и видео-материалы продукты собственного творчества аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Выборки детских работ Физкультура видео-материалы дневники наблюдений и самоконтроля самостоятельные работы материалы самоанализа и рефлексии Примерный состав портфолио 1. Выборки детских работ 2. Результаты стартовой диагностики 3. Материалы текущей оценки: листы наблюде- ний, оценочные листы 4. Результаты и материа- лы тематических работ 5. Результаты и матери- алы итогового контроля 6. Достижения во внеучеб- ной деятельности

Заключение о составе портфолио Выборка детских работ – формальных и творческих, – выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Примерами такого рода работ могут быть: по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку – диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.; по математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, решение учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счета, рассуждений, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т.п.; по окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини- проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.; по предметам эстетического цикла – аудиозаписи, фото- и видео-изображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.; по технологии – фото- и видео-изображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.; по физкультуре – видео-изображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка способности решать учебно-практические задачи; оценка способности решать учебно-практические задачи; критерии достижения – планируемые результаты; критерии достижения – планируемые результаты; комплексный подход: использование комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных, письменных); стандартизированных работ (устных, письменных); нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; накопительная система оценки индивидуальных достижений; накопительная система оценки индивидуальных достижений; сочетание внешней и внутренней оценки; сочетание внешней и внутренней оценки; сочетание персонифицированных и неперсонифицирован-ных процедур; сочетание персонифицированных и неперсонифицирован-ных процедур; интерпретация результатов на основе контекстной информации интерпретация результатов на основе контекстной информации Система оценки: основные особенности

Состав портфолио (продолжение) свободно избираемой образовательной деятельности, реализуемой учеником и семьей в рамках программы дополнительного образования (в том числе – участие в конкурсах, олимпиадах, посещение музыкальной школы, изостудии, спортивных секций и т.п.); свободно избираемой социальной и/или трудовой деятельности, реализуемой учеником и семьей (например, работа на приусадебном участке, помощь семье, соседям и т.п.).

Заключение о составе портфолио Систематизированные материалы текущей оценки, проводимой учителем (в качестве «учителя-предметника» и классного руководителя), других учителей-предметников, школьного психолога, организатора воспитательной работы: оценочные листы, материалы и листы наблюдений; результаты специальных испытаний (при необходимости). Материалы стартовой диагностики при поступлении в школу и на начало изучения отдельных тем. Результаты и материалы тематических проверочных работ. Материалы итогового контроля. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

Анализ, интерпретация и оценка портфолио В практике работы можно выделить следующие основные направления использования оценки портфолио как элемента оценки достижения планируемых результатов: принятие решения об итоговых оценках выпускников по отдельным изучаемым предметам; подготовка характеристики выпускника начальной школы; принятие решения об аттестации учителя начальных классов. Итоговая оценка по предмету Материалы портфолио, характеризующие достижения выпускника по данному предмету (нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии, разнообразие интересов, уровень мотивации и т.д.) как в рамках школьной, так и внешкольной деятельности, являются одним из оснований, подтверждающих правильность и правомерность итоговой оценки. Решение о той или иной итоговой оценке принимается педагогическим советом школы на основании анализа материалов портфолио и годовых оценок выпускника за два последних года обучения и служит основанием для решения вопроса о переводе выпускника на следующую ступень образования.

Анализ, интерпретация и оценка портфолио Характеристики выпускника основной школы Характеристика выпускника основной школы призвана дать качественную оценку выполнения Требований стандартов к результатам основного общего образования применительно к сформированности опорной системы знаний и способов действий, сформированности умения учиться и индивидуальному прогрессу выпускника в основных сферах личностного развития. Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфолио и других объективных показателей. В характеристике даются общие объективные сведения о выпускнике (фамилия, имя, возраст, класс, образовательная среда дома и поддержка семьи, уровень здоровья), отмечается уровень достижения планируемых результатов по отдельным учебным предметам, по интегрированной программе «Чтение и работа с информацией», уровень сформированности универсальных учебных действий. На основе материалов портфолио указываются основные образовательные достижения выпускника в отдельных областях, отмечается вклад семьи и школы в достижения учащегося. На основе материалов портфолио в характеристике отмечаются также проблемные зоны и даются обоснованные рекомендации по организации образования на следующей ступени обучения. Характеристика каждого выпускника заслушивается и утверждается решением педагогического совета общеобразовательного учреждения.

Использование портфолио при аттестации учителей Формирование портфолио позволяет резко упростить процедуры аттестации педагогов, делает ненужным проведение дополнительных тестирований учащихся основной школы. Опыт показывает, что о квалификации учителя в достаточной мере говорит его отношение к подбору материалов для портфолио и используемая для его оценки критериальная система.

Система оценки: примеры инструментария. Линейка достижений: навыки исследования Система оценки: примеры инструментария. Линейка достижений: навыки исследования В качестве источника информации использует только учебник Описывает наблюдения с помощью учителя Пытается использовать различные источники информации Описывает наблюдения, используя знакомые способы Отбирает нужную информацию из большого ее массива Описывает наблюде- ния, используя рисунки, пояснения, таблицы и графики ДАТА ___________

Базовые образовательные технологии: подходы к отбору Базовые образовательные технологии: подходы к отбору Основа – планируемые результаты и их проекция на различные этапы учебного процесса Дифференциация требований к освоению содержания образования: базовый и повышенные Целенаправленная организация учебной деятельности на основе учебных задач и ситуаций «Встроенность» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» Базовые образовательные технологии технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

Базовые образовательные технологии технологии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада: замысел- -реализация- -продукт Этапы: 1. Решение 2. Цель 3. Задачи 4. План и программа 5. Проверка «на реализу- емость » 6. Выполнение 7. Презентация

УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные технологии технологии Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Базовые образовательные технологии технологии Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространствооткрытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности,инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса,среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессомсовременные системы управления учебным процессом

Образовательная среда: учебное и игровое пространства Образовательная среда: учебное и игровое пространства Назначение: для подвижных занятий и для спокойной работы, для общения и для уединения, для «пробы сил» и для демонстрации достижений, для поиска информации Учебное пространство: место учителя, свободно оформляемое место для работы учащихся, «центральное» место для выступлений, «центральная» доска, рабочие доски, уголок книг и других информационных источников, аудио- и видеоцентр, центр «письма» стол с раздаточными материалами выставки, стенды и т.п.

Некоторые образцы учебного оборудования Некоторые образцы учебного оборудования «мобильный класс» Переносная лаборатория учебные модели

Учитель Учитель ИКТ-компетентность Общепользовательские инструменты текстовый редактор, редактор презентаций, динамические таблицы, базы данных Мультимедийные информационные источники Инструменты коммуникации электронная почта, Интернет ИКТ-средства системы управления учебным процессом, интерактивная доска, цифровое и мультимедийное учебное оборудование

Спасибо за внимание