У вас есть всё… то, что производит весёлый смех, и по содержанию любовь и потому знание истинных интересов жизни народа. Л.Н.Толстой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М.Е. Салтыков- Щедрин «Дикий помещик» 7 класс Гвоздикова Елена Ивановна - учитель русского языка и литературы.
Advertisements

Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин ( 1826 – 1889 ) Сказка «Дикий помещик». (1869г.)
Союз как часть речи. Цели урока : - познакомиться с союзом как частью речи ; - уметь находить союз в тексте ; - определять роль союза в предложении ;
Дикий помещик диафильм по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина выполнили учащиеся 7А класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа 22 г. Чебоксары»
«Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина Ч. II. «Дикий помещик» literatura5.narod.ru.
У вас есть всё… то, что производит весёлый смех, и по содержанию любовь и потому знание истинных интересов жизни народа. Л.Н.Толстой.
Урок- «взгляд» «Библейские мотивы в сказках М.Е.Салтыкова- Щедрина» М.Е.Салтыкова- Щедрина»
На этом уроке мы обратимся к жанру сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина. Сказки этого автора предназначены для детей «изрядного возраста»
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п.Агириш Южанина Алла Александровна.
Н.Г. Чернышевский «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон»
Образ души в стихотворениях Н. Рубцова. Подготовили: Вольвакова Мария и Ваганова Елизавета. Учитель: Васильченко Инна Владимировна.
Сатирические приемы изображения в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина Выполнил ученик 7 «В» класса Мерзликин Константин.
У вас есть всё… то, что производит весёлый смех, и по содержанию любовь и потому знание истинных интересов жизни народа. Л.Н.Толстой.
Сказки (1869 и 1880 – 1886) «Для детей изрядного возраста»
«Хлеб – имя существительное» Пикалова И.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа 33 имени Н.А.Мордовиной» г. Астрахани.
Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости. Эмиль Золя.
Текст. Типы речи.. Что можно описывать? Описание предмета места состояния человека состояния окружающей среды (пейзаж)
Текст. Типы речи.
В некотором царстве, в сказочном щедринском государстве.
Презентацию разработала Николаева А. Г, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 1»
Транксрипт:

У вас есть всё… то, что производит весёлый смех, и по содержанию любовь и потому знание истинных интересов жизни народа. Л.Н.Толстой

1869 год 3 «Дикий помещик» (писано со слов помещика Светлоокова)

В некотором царстве, в некотором государстве жил был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое.

Заглянет помещик в газету «Весть», как в сем случае поступать должно, и прочитает: «Старайся!» – Одно только слово написано, – молвит глупый помещик, – а золотое это слово! И начал он стараться, и не то чтоб как нибудь, а все по правилу. Курица ли крестьянская в господские овсы забредет – сейчас ее, по правилу, в суп; дровец ли крестьянин нарубить по секрету в господском лесу соберется – сейчас эти самые дрова на господский двор, а с порубщика, по правилу, штраф.

«Сократил он их так, что носа некуда высунуть». Размежёвывание земель производилось в интересах помещика.

Услышал милостивый Бог слезную молитву сиротскую, и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика. Куда девался мужик – никто того не заметил, а только видели люди, как вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча черная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки. Вышел помещик на балкон, потянул носом и чует: чистый пречистый во всех его владениях воздух сделался. Натурально, остался доволен.

Однако, брат, глупый ты помещик! кто же тебе, глупому, умываться подает? – Да я уж и то сколько дней немытый хожу! – Стало быть, шампиньоны на лице растить собрался?

Почему писатель даёт помещику странную фамилию Урус-Кучум- Кильдибаев и в то же время называет его русским помещиком ?

Эта тюркская фамилия возникла не случайно. Только ордынское иго можно сравнить с игом крепостным, только врагу придёт в голову мысль сократить население, уничтожить русского кормильца.

Жизнь за счет народного труда превратила помещика в паразита. С исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых помещик превращается в дикого зверя. Салтыков-Щедрин убеждает в том, что народ- создатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства. Бессилие, полная зависимость дворянского сословия от крестьянского приводит первых к деградации и полному одичанию – физическому, интеллектуальному, гражданскому, моральному. Ничтожен помещик без мужика; народ – источник не только материальных, но и духовных благ.

Фантастическое в сказке «Дикий помещик»:

летающие, роящиеся мужики;летающие, роящиеся мужики;летающие, роящиеся мужики;летающие, роящиеся мужики; одичалый помещик;одичалый помещик;одичалый помещик;одичалый помещик; его охота на зайца; его охота на зайца; его охота на зайца; его охота на зайца; дружба с медведем. дружба с медведем. дружба с медведем. дружба с медведем.

Реальное в сказке «Дикий помещик»: угнетение помещиком крестьян, налоги, штрафы;угнетение помещиком крестьян, налоги, штрафы;угнетение помещиком крестьян, налоги, штрафы;угнетение помещиком крестьян, налоги, штрафы; занятия помещика – карты, театр, пасьянсы, чтение газеты «Вести».занятия помещика – карты, театр, пасьянсы, чтение газеты «Вести».занятия помещика – карты, театр, пасьянсы, чтение газеты «Вести».занятия помещика – карты, театр, пасьянсы, чтение газеты «Вести».

Особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина Примеры Отдалённое сходство композиции, сюжета и персонажей с композицией, сюжетом и персонажами русской народной сказки Чудесное исчезновение и возвращение мужиков, говорящий медведь Острая, всегда связанная с современностью, со злобой дня сатира Обличие произвола помещиков Неистощимая выдумка. Самые неожиданные ситуации и невероятные ассоциации и мотивы, необычайные видоизменения традиционных сказочных образов Одичание помещика Привычные персонажи русской народной сказки наполняются новым, необычным для фольклора содержанием Медведь упрекает помещика в том, что он уничтожил мужика

Невероятно, но вполне реалистично в сказке Реалистическое бедственное положение крестьян. Нравственная дикость помещика. Невероятное чудесное исчезновение и возвращение крестьян. Физическое одичание помещика.

В контексте сказки «дикий» – значит упрямый в своём невежестве, противящийся всему новому, деспотичный. Крестьяне обездолены и ограблены в годы реформ, не имеют средств к существованию. Жестоким помещикам грозит одичание и разорение, если они и впредь будут тиранить народ. Народ-труженик – создатель всех благ не земле, он единственный источник жизненного благополучия и достатка – такова идея этой сказки.

Использованные ресурсы Интернет: %D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B C%D0%B5%D1%89%D0%B8%D0%BA%20%D0%BA%D0%B0%D1% 80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&noreask=1&lr=2&ui nfo=ww-1349-wh-583-fw-1124-fh-448-pd-1http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&text=%D0%B4 %D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B C%D0%B5%D1%89%D0%B8%D0%BA%20%D0%BA%D0%B0%D1% 80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&noreask=1&lr=2&ui nfo=ww-1349-wh-583-fw-1124-fh-448-pd