Анализ рынка коммерческой недвижимости. 2-3 квартал 2015 г. Вызовы 2015 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ рынка офисной недвижимости Ростов-на-Дону 1 полугодие 2014 г.
Advertisements

Выполнил: студентка 2243 группы Слуева Ю. А. Научный руководитель: д.э.н., доцент Боровкова Викт. А.
Российский рынок одежды ВЫПОЛНИЛ : ПИЛЮГИН ГЕОРГИЙ УДС 21.1/Б-16.
Рынок офисной недвижимости Москвы 28 февраля 2012г.
Анализ влияния повышения ставки ндс на экономику страны
1 Особенности социально-экономической ситуации в Иркутской области и актуальные задачи органов местного самоуправления муниципальных образований в современных.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРУППА МИКРОЭКОНОМИКА: ситуация сложная, но компании адаптируются к новым условиям, показывают данные системы СПАРК.
Недвижимость Москвы и Подмосковья на фоне макроэкономической нестабильности: куда пойдут цены? Аналитический центр w w w. I R N. r u Сентябрь 2013 г.
Ценовые тренды на новом рынке: куда направлен вектор движения? Аналитический центр w w w. I R N. r u Сентябрь 2015 г.
Доклад Обзор рынка лизинга недвижимости России и Урала 2008 год.
«Петбург» сеть доступных зоомагазинов Франшиза. Зообизнес сегодня- это прибыльная и высокодоходная сфера деятельности Объем рынка зоотоваров в России.
Влияние финансового кризиса на российский рынок недвижимости Июнь 2009г Соколов Денис Партнер, руководитель отдела исследований.
Земельные участки в Новосибирске. Представляем земельные участки, расположенные в разных районах города Новосибирска, которые наша компания имеет в собственности.
Как выбрать объект для инвестиций: советы покупателям Build on the power of our network. тм.
Центр развития Центр развития ( Пухов С.Г. ФИНАНСОВЫЕ И ТОВАРНЫЕ РЫНКИ – КАК ИНДИКАТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ (Последнее обновление данных:
Пример презентации для инвестиционного финансового проекта. Презентация для инвесторов в сфере финансов. Разработка и создание презентаций для инвестиций. Посмотреть пример и заказать можно здесь.
Особенности новой волны инфляции Новая инфляционная волна мировой инфляции (первые симптомы которой проявились еще в 2004 г., а затем в 2007 г.) имеет.
Региональный Аукционный Центр. О КОМПАНИИ ООО «Региональный Аукционный Центр» (РАЦ) – молодая перспективная компания, объединившая профессионалов рынка.
Фундаментальные, спекулятивные и психологические факторы на рынке жилья. Центр исследований и аналитики Группы Компаний Бюллетень Недвижимости Санкт-Петербург,
Презентация по предмету- экономика по теме: «Инфляция и дефляция их основные причины и последствия Выполнил: ученик 9 «а» класса МОУ СОШ 175 Ленинского.
Транксрипт:

Анализ рынка коммерческой недвижимости. 2-3 квартал 2015 г. Вызовы 2015 года

Средняя арендная ставка по г. Новосибирску в июле-сентябре 2015 г. Тип объекта За 1 м², руб./мес. К средней по РФ (руб.) Место в рейтинге Офиснот помещение 648 выше на Торговот помещение 1000 выше на Производственн от помещение 250 выше на 6137 Складскот помещение 213 выше на 4537 Помещение свободного назначения 600 выше на 12834

Арендная ставка на коммерческую недвижимость (центральные районы г. Новосибирска) 2 квартал 2015 г. Коммерческая недвижимость - аренда Минимальнот значение, руб./кв.м. в мес. Максимальнот значение, руб./кв.м. в мес. Аренда офисных помещений Аренда торговых помещений Коммерческая недвижимость - аренда Среднее значение арендной ставки в БЦ класса "В", руб./кв.м. в мес. Среднее значение арендной ставки в БЦ класса "А", руб./кв.м. в мес. Аренда офисных помещений

Коммерческая недвижимость - аренда Минимальнот значение, руб./кв.м. Максимальнот значение, руб./кв.м. Аренда офисных помещений Аренда торговых помещений Аренда производственно- складских помещений Аренда открытых площадок с твердым покрытием Арендная ставка на коммерческую недвижимость (окраинные районы г. Новосибирска) 2 квартал 2015 г.

Цены на коммерческую недвижимость (центральные районы г. Новосибирска) 2 квартал 2015 г. Коммерческая недвижимость - продажа Минимальнот значение, руб./кв.м. Максимальнот значение, руб./кв.м. Продажа офисных помещений Продажа торговых помещений Продажа административных зданий Продажа торговых центров и зданий

Коммерческая недвижимость - продажа Минимальнот значение, руб./кв.м. Максимальнот значение, руб./кв.м. Продажа офисных помещений Продажа торговых помещений Продажа производственно- складских помещений Продажа административных зданий Продажа торговых центров и зданий Продажа производственно- складских зданий Цена на коммерческую недвижимость (окраинные районы г. Новосибирска) 2 квартал 2015 г.

Алтайский край, продажа Во 2-3 кв г. средние удельные цены предложения выросли по торговым помещениям на 2,0%, по офисным и производственно- складским объектам цены снизились на 2,1% и 1,4% соответственно.

Кемерово, продажа Во 2-3 кв г. средние удельные цены предложения снизились по офисным и торговым помещениям на 1,0% каждый, по производственно-складским объектам – на 3,5%.

Томск, продажа Во 2 квартале 2015 года, по сравнению с предыдущим периодом, средние удельные цены предложения выросли по производственно-складским помещениям на 3,5%, по офисным и торговым – на 2,5% и 2,0% соответственно.

Барнаул, продажа Во 2 квартале 2015 года, по сравнению с предыдущим периодом, средние цены продаж выросли по офисным и торговым помещениям на 1,3% и 0,6% соответственно, по производственно-складским объектам цены снизились на 5,8%.

Красноярск, продажа Во 2 квартале 2015 года, по сравнению с предыдущим периодом, средние цены выросли по производственно-складским объектам на 6,1%, по офисным на 2,6% и по торговым помещениям на 1,8%.

Новосибирск, продажа В 1 полугодии 2015 г. средние удельные цены предложения выросли по торговым помещениям на 7,4%, по офисным и производственно- складским помещениям цены снизились на 2,9% и 2,3% соответственно.

Красноярск, аренда В 1 полугодии 2015 г., по сравнению с предыдущим периодом, арендные ставки предложения снизились по офисным помещениям на 3,2%, по торговым и производственно-складским объектам ставки выросли на 0,5% и 4,1% соответственно.

Новокузнецк, аренда Во 2 квартале 2015 года, по сравнению с предыдущим периодом, средние арендные ставки снизились по офисным и торговым помещениям на 4,4% и 3,8% соответственно, по производственно- складским объектам ставки выросли на 6,5%.

Омск, аренда Во 2 квартале 2015 г. по сравнению с предыдущим периодом, средние арендные ставки выросли по производственно-складским помещениям на 2,1%, по офисным и торговым объектам ставка снизилась на 2,2% и 1,3% соответственно.

Новосибирск, аренда В июне 2015 г. арендные ставки предложения снизились по торговым помещениям на 2,8%, по офисным – на 2,2%, по производственно- складским объектам – на 2,1%.

Кемерово, аренда Во 2 квартале 2015 года, по сравнению с предыдущим периодом, средние арендные ставки выросли по производственно-складским помещениям на 1,5%, по офисным и торговым объектам ставки снизились на 2,3% и 2,0% соответственно.

Новосибирск В сентябре 2015 г. максимальный уровень свободных помещений наблюдался в группе объектов класса В.

Средняя цена предложения офисов к продаже в 3 квартале 2015 года составила 71,6 тыс.руб. за 1 кв.м. Это на 4% выше, чем полгода назад. При этом средняя арендная ставка составила 636 рублей за кв.м. в месяц, что на 4% ниже показателей 1 квартала 2015 года. (АН «КВАДРОТЕКА»)

Новосибирск: доходность арендного бизнеса Тип помещений 2014 г.2015 г. Офисные помещения 15-17%14-16% Складские помещения 14%13-16% Торговые помещения 12-15%14-16% Инвесторы заинтересованы во вложениях в торговые центры. Но интересных для них объектов на новосибирском рынке пока очень мало. В Новосибирске запланировано к сдаче не позже 2018 г. 10 таких объектов, однако они пока заморожены либо находятся в незавершенной стадии строительства.

Макроэкономика России Падение глобальной эффективности капитала Более чем в два раза резкие скачки курса рубля Дефицит кредитных ресурсов Недостаточный объем денежной массы (обеспеченность выпущенной товарной массы на 40%) Необходимые шаги государства: деофшоризация, амнистии отечественных «зарубежных» капиталов, возврат «сбежавших» денег», снижение ключевой ставки ЦБ РФ и осторожнот включение «печатного станка», что повысит ликвидность отечественной экономики. Поскольку в стране нет инфраструктуры товародвижения и обеспечения потребительских рынков, институтов эксплуатации капиталов (специализированных инвестиционных фондов) и конкуренции на данном рынке, коммерческая недвижимость выглядит для инвесторов как «тихая гавань с гарантированным ростом стоимости».

Ситуация в России Инвестиции в коммерческую недвижимость в России в первом полугодии 2015 года сократились на 23-33%. Цены почти никак не отреагировали на падение спроса. Если эта тенденция будет продолжаться, то годовой объем инвестиций суммарно по России не превысит $3 млрд. Это может стать рекордно низким показателем за последнее десятилетие. По-прежнему активнее всего инвесторы готовы вкладывать деньги в офисную недвижимость. На ее долю сейчас приходится 47% общего объема инвестиций. Падение объема вложений началось в конце 2014 года на фоне экономического кризиса. Тогда снижение составило 60%, а общий годовой объем инвестиций оказался равен $3,5 млрд.

Ситуация на рынке в Москве Кризиснот снижение арендных ставок Перевод арендных ставок из долларов в рубли или в процент с оборота. 31% офисов класса А (примерно 1 млн. кв. метров) свободны. 14% в офисных центрах класса В (примерно 2 млн. кв. метров) свободны. Из-за проблем со сдачей площадей в аренду некоторые девелоперы отказываются от планов по строительству офисных центров и перепрофилируют проткты под жилищнот строительство. Тем не менее, количество новых БЦ на рынке недвижимости Москвы продолжает увеличиваться.

Ситуация в Санкт-Петербурге Количество офисов, которые были постротны в Петербурге во втором квартале 2015 года, оказалось одним из самых низких за 10 лет. За три месяца были введены всего 15,3 тысячи кв. метров. Меньше офисов в городе на Неве построили только в первом квартале 2012 года (12 тысяч кв. метров). С начала 2015 года на петербургский рынок вышли суммарно 49,5 тысячи кв. метров офисов. Это вдвот меньше, чем в аналогичный период прошлого года. Доля вакантных площадей в офисных центрах города постепенно уменьшается. Сейчас она составляет в среднем 12,6%. При этом свободных офисов класса А за последнее время стало меньше, а спрос на помещения класса В сократился незначительно.

Тренды новосибирского рынка недвижимости: Перенасыщение рынка коммерческой недвижимости (предложение >>> спрос) Снижение арендных ставок Экономия арендаторами средств, заработанных в 2014 году Предприниматели готовятся к затяжному кризису Спрос на малые офисные площади до 30 кв.м. высок. Пожелания – ремонт. Арендаторы на такие площади - мелкий бизнес. Офисы кв.м. также достаточно востребованы. Спрос на большие площади падает. Управляющие бизнес-центрами вынуждены проводить отбор клиентов преимущество получают стабильные и финансово обеспеченные компании, выбирающие большие офисы в таких случаях девелоперы даже готовы идти на уступки и снижать стоимость квадратного метра.

Тренды новосибирского рынка торговой недвижимости: На рынке торговой недвижимости востребованы небольшие площади кв.м. Из торговых помещений также востребованы маленькие – от 15 до 30 кв.м. Их в городе немного и они более дорогие. Предложение торговых площадей в городе увеличивается Найти арендаторов на торговые площади становится сложно, бутики уходят из торговых центров, сети ведут переговоры о снижении цен на аренду Продажи у арендаторов падают, и руководствам торговых центров приходится менять стратегию и схемы расчетов, чтобы они были выгодны обеим сторонам.

Тренды новосибирского рынка торговой недвижимости: По итогам 2014 г. Новосибирск стал крупнейшим за Уралом центром торговли 40% из 503 введенных объектов торгового назначения, а это 351 тыс. кв. м. Самые значимые из них, по данным мэрии города: МФК «Калейдоскоп» на левом берегу, торговые центры «Лента», гипермаркет «Леруа Мерлен» у Димитровского моста и МФЦ «Галерея Новосибирск».

Тренды: помощь в приобретении недвижимости Бизнесмены в настоящее время слабо пользуются различными механизмами помощи в приобретении коммерческих объектов. Кредиты даются сложно. Лизинг - еще сложнее. Волна с муниципальными помещениями сошла, хотя есть бизнесмены, которые зорко следят за муниципальными и федеральными объектами и участвуют в их покупке.

Тренды новосибирского рынка: покупка недвижимости Сдержанная активность покупателей на рынке коммерческой недвижимости: коммерсанты, имеющие деньги, вкладывают их в торгово-офисную недвижимость. Эту активность обусловливает психологический фактор, стимулирующий сейчас сделки: на фоне падающего рублевого курса и нестабильности валют у людей возникают опасения за сохранность и рост сбережений. В ситуации экономического спада единственной твердой валютой остаются квадратные метры, в нашем случае бизнес­площадей. В фокусе высокого спроса сейчас находится торговая недвижимость в сегменте стрит-ритейла. Наиболее востребованы магазины небольшой площади от 40 до 120 квадратных метров на первой линии. На втором месте по популярности торгово­офисные помещения, которые могут использоваться как под офисы, так и под торговые залы. Имеется достаточно собственников, которым нужно срочно продать свою коммерческую недвижимость. Цены на коммерческие площади довольно индивидуальны и могут различаться в два раза по одному и тому же адресу. Все зависит от того, как расположены помещения: на первой линии, с торца здания, со двора или в цоколе. В среднем цена предложения колеблется от 90 до 140 тысяч рублей за квадратный метр.

Тренды новосибирского рынка: аренда недвижимости Достаточно высокая активность сегмента аренды коммерческих площадей. В городе освободилось много помещений, и происходит миграция арендаторов от собственников, которые повышают арендную плату и не идут на уступки по ее разумной корректировке, к тем, кто назначает меньшую цену. Некоторые собственники коммерческих площадей демпингуют, чтобы быть более привлекательными, чем конкуренты: помещения не должны пустовать и приносить убытки. Однако резкот снижение цены не является повальной тенденцией происходит плавная корректировка цен: у людей уже есть опыт кризиса 2008 года, когда экономический спад застал всех врасплох и опыта грамотного поведения у продавцов и арендодателей не было цены не корректировались под снижающийся спрос, коммерческие площади пустовали. Сейчас участники рынка ведут себя более разумно: с понижением спроса цена корректируется к нижней границе ценового коридора, который в настоящий момент достаточно велик от 550 до рублей за квадратный метр на разные типы площадей.

Тренды новосибирского рынка: аренда недвижимости У собственников офисной недвижимости понемногу начинает возникать понимание, что лучше пойти навстречу и снизить цену на 10–20 процентов, чем потерять арендатора и остаться с пустым помещением, а в итоге все же снизить цены на 30–40 процентов. Массовой паники тенденция пока не вызывает, так как на рублевом рынке коммерческой недвижимости экономический упадок страны сильно сказаться не успел. Рынку свойственна инертность, и чтобы догнать валютный рост, заметно измениться, ему требуется достаточно большой промежуток времени год–два. Как в любой кризис, растет спрос на небольшие и недорогие офисы. Если собственники бизнес-центров класса «А» пойдут на некоторые уступки, то их заполняемость не снизится. В наиболее тяжелом положении традиционно оказались центры класса «В» здесь доля свободных помещений составила 11 процентов при средней по всем классам доле свободных площадей восемь процентов. Кроме того, кризисная ситуация ударила не только по ценам и возможностям предпринимателей, но и в целом по спросу на торгово-офисные помещения сейчас он более аккуратный. На рынок выходят те, кто хочет использовать положение дел с выгодой для себя получить максимально лояльные условия по аренде или купить интересные объекты за адекватные деньги у тех, кто настротн крайне пессимистично и намерен закрывать бизнес. Большинство покупок сейчас совершают в инвестиционных целях «чтобы пристроить деньги», потому что дальше тянуть с покупкой нельзя что будет дальше, не может предугадать ни один аналитик.

Тренды новосибирского рынка: аренда недвижимости Спрос на рынке коммерческой недвижимости вялый. Ситуация в Новосибирске усугубляется тем, что ряду некогда знаковых протктов исполнилось лет, и они морально устарели. Многие сданные в конце прошлого – начале текущего года ТЦ характеризуются «большим уровнем вакансии» (не заполнены арендаторами). Хотя по обеспеченности торговыми площадями Новосибирск (408,3 кв. м. на населения) отстает от Москвы (453 кв. м.) и Санкт-Петербурга (507 кв. м.), в городе отсутствуют современные торговые центры с развлекательной направленностью. Торговые центры в городе расположены неравномерно и кучкообразно. Тогда как управляющие ТЦ девелоперы испытывают сомнения по поводу рентабельности т.н. «развлекательных центров».

Тренды новосибирского рынка: аренда недвижимости Увеличился спрос на складскую недвижимость, от 1500 кв. м. до 3000 кв. м. – это связано с переориентацией бизнеса, высвобождаются крупные площади и занимаются более мелкие. В связи с изменениями в стране, происходит закрытие филиалов федеральных компаний, в связи с этим высвобождаются арендные площади. Многие банки закрывают филиалы, отказываются от помещений на 1-х этажах. Увеличилось количество заявок на покупку готового арендного бизнеса, и помещений формата street-retail. На рынке Новосибирска, превышение предложений коммерческой недвижимости, в частности участков под строительство и производство, но спрос ограниченный. Так как данный товар штучный, каждый участок ждет свотго покупателя, и найдет, на это нужно время. Перспектива: Если брать во внимание сегодняшние настротния, в связи с экономической ситуацией в стране, 2015 г. может стать прекрасным временем для проведения инвестиционных сделок. Для минимизации рисков и расходов, собственники станут продавать как низкие по доходности объекты, так и средне ликвидные.

Тренды новосибирского рынка: аренда недвижимости Предпочтения арендаторов: - желание за свои деньги получать максимальный комфорт и сервис. Очень большот значение стала иметь парковка и климат (вентиляция и кондиционирование). - лучшее местоположение. Не желание перемещаться в другие бизнес-центры, менять класс БЦ. БЦ класса С по-прежнему остаются невостребованными. Арендаторы предпочитают экономить на издержках путем сокращения занимаемых площадей, высвобождая излишнюю часть.

Отраслевые тренды: Отраслевые тренды арендаторов: крупные филиальные сети закрывают свои филиалы, оставляя 1 головной в городе, в частности банки. Мигрируют в основном сфера услуг (салоны красоты – востребована вода в помещении или возможность ее провести), медицинские центры (универсальные, стоматология), мелкие строительные компании, финансовые, юридические компании, пекарни, квесты. Начинают активизироваться кредитно-финансовые организации, занимающиеся микрокредитованием населения. Ожесточается конкуренция БЦ от 1-х этажей в жилых домах, которые очень демпингуют.

ТРЦ Новосибирска По степени привлекательности для международного ритейла Сибирский федеральный округ пока отстает от других округов: в минувшем 2014 году в округе было открыто всего 85 магазинов. По общему количеству международных брендов в Сибирском округе лидирует Новосибирск: здесь представлены 144 международных бренда – 25% от их общего количества в России. В Новосибирске, в том числе, есть такие люксовые и премиальные марки, как, например, Ermenegildo Zegna, Escada, Etro, Kenzo, MaxMara. Меньше всего международных брендов, по данным исследования, числится в Томске (36), Новокузнецке (34) и Барнауле (43). Такот распределение объясняется, в том числе, и объемом рынка качественной торговой недвижимости. Так, Новосибирск долгот время лидировал в СФО по уровню обеспеченности жителей торговыми площадями в составе качественных торговых центров – 227 кв. метров на 1000 жителей, поэтому там ощутимо больше брендов. В конце 2014 года после открытия «Планеты» Новокузнецк стал лидером округа. Всего в СФО в 2014 году открылось 4 торговых центра совокупной GLA 231 тыс. кв. метров, это почти 20% от регионального прироста в 2014 году. Помимо упомянутой «Планеты» в Новокузнецке (75 тыс. кв.метров) открылись «Арена» (95 тыс. кв. метров) и «Праздничный» (11 тыс. кв. метров) в Барнауле, а также «Галерея Новосибирск» (52 тыс. кв. метров) в Новосибирске.

ТРЦ Новосибирска: мнения управляющих ТРЦ Тенденция уменьшения количества занимаемых торговых площадей. Уровень вакантных площадей в торговых центрах сибирских городов на 2015 год: 15-20%. Крайне высокая (около 50%) вакансия в крупнейших ТРЦ, открытых в гг. Существеннот падение спроса со стороны fashion-арендаторов, прежде всего, это касается операторов сегмента выше среднего. Валютные колебания на рынке ставят под вопрос нахождение многих владельцев этого сегмента на российском рынке в целом. ТЦ «Юпитер»: «Тенденция уменьшения количества занимаемых торговых площадей, приблизительно на 40%. Снижается количество желающих арендовать крупные помещения (от 100 кв. метров). Многие предприниматели переезжают из занимаемых больших площадей в меньшие». ТЦ «Золотая Нива»: «На данный момент количество свободных площадей составляет 6%. Наблюдаем тенденцию снижения общего числа арендных мест. Для сравнения, в ноябре 2014 года наполняемость была 100%. Соответственно, уменьшилась посещаемость, но такая ситуация сейчас характерна для всех ТЦ в Новосибирске». Центр «Красные зори»: 70% торговых площадей свободны. «И эта цифра, к сожалению, увеличивается. Наши статьи расходов пока без изменений, не планируем ничего сокращать. По сравнению с 2014 годом покупательная способность изменилась, и посещаемость ТЦ уменьшается». Семейный центр «МЕГА»: Количество вакантных помещений не изменилось. Пул арендаторов «МЕГИ Новосибирск» недавно пополнился новыми брендами: открылся самый большой в городе Reserved и Mango, ресторан «Дюжина», открылись магазины «Наше Золото», Sunlight, Snowimage, DNS, многие магазины провели реконструкцию и увеличили свои площади.

ТРЦ Новосибирска: мнения управляющих ТРЦ Владелец ТРЦ «Аура» компания «Рос ЕвроДевелопмент» заморозила планы по строительству второй очереди комплекса, сдать которую ранее планировала в 2016-м. Основная причина отсутствие спроса со стороны арендаторов. Пока администрация центра рассматривает возможность снижения арендных ставок или скидок, чтобы удержать имеющихся арендаторов, а к законсервированному проткту второй очереди намерена вернуться тогда, когда курсы валют будут стабильными, а у арендаторов будет интерес к новым торговым площадям. МФК «Сан Сити»: арендаторы уже обращаются к администрации с просьбой о снижении арендных ставок от 5–10 до 50 процентов. «Вместо снижения ставок мы, как правило, предлагаем фиксировать валютный коридор в пределах 35 максимум 40 рублей за доллар, [тогда] колебания курса их практически не затрагивают». А наученный кризисом 2009 года первый крупный торговый центр Новосибирска «Мега» (владелец шведская IKEA) еще шесть лет назад отказался от валютных контрактов, чтобы обеспечить стабильность и прогнозируемость для арендаторов и поддерживать их в периоды колебаний курсов валют.

Тренд рынка торговой недвижимости: Новые схемы расчетов арендных ставок: сумма аренды часто составляется из фиксированной ставки плюс процент от оборота. «Фиксированная цена дает возможность собственнику содержать здание, платить зарплату персоналу, а подвижный процент от оборота снижает нагрузку на арендатора при уменьшении трафика, в сезонные спады.

Тренд рынка торговой недвижимости: Существует дефицит на торговые помещения на первых этажах, расположенных на крупных развязках и магистралях, на конечных остановках, в местах высокой пешеходной проходимости. Спрос по аренде на такие помещения понемногу стал удовлетворяться, а вот по продаже - нет. Инвесторы предпочитают купить очень дорогой, но ликвидный объект с ценой рублей за 1 кв.м, чем за рублей в слабом месте. Сохраняется дефицит на небольшие теплые складские и производственные помещения формата кв.м.

Три сценария развития рынка коммерческой недвижимости Негативный сценарий: при падении цен на нефть до 30 долларов за баррель и курсе американской валюты 90 рублей. В таком случае уровень свободных площадей в сегменте офисной и торговой недвижимости составит до 50%. Нейтральный сценарий: экономическая ситуация в стране не изменится. Падение ставок в таком случае может составить до 10%, но не более, а с рынка уйдут некоторые как крупные, так и мелкие компании. Умеренно-позитивный сценарий возможен при курсе 50 рублей за доллар: в этом случае рынок коммерческой недвижимости оживится уже скоро, средний уровень вакансии по рынку составит 20%, а ставки могут вырасти на 15-20% за год.

Новости рынка: Ликвидация барахолки: 1 октября доступ покупателям на Гусинобродскую вещевую ярмарку закрылся – продавцы возмущены; они недовольны тем, что не всем хватило мест в торговых центрах, пришедших на смену уличным контейнерам, а также неподъёмными «посадочными» ценами в этих ТЦ. Объявлено о перенесении запуска первой очереди ТЦ «Нордмолл» – на январь 2016 года. Технически ТЦ запустится в ноябре – однако у переехавших с барахолки продавцов будут «арендные каникулы» до января. Несколько курьёзный случай: непостротнный БЦ Sibir Plaza занял 97-е место среди российских небоскребов в рейтинге достаточно авторитетной организации «Всемирный совет по высотным зданиям», которой также принадлежит форум по урбанистике и строительству skyscrapercity.com. Хоть и с пометкой «недостротн», Sibir Plaza всё же стал единственным зданием Новосибирска, попавшим в этот рейтинг. Правда, здания фактически нет (на его месте только котлован) и уже не будет, так как концепцию сменили на апарт-отель.

Новости рынка: Сбербанк принял решение о расторжении отношений по 177 договорам аренды офисов банка, которые расположены в крупных городах с численностью более человек. Решение было принято, так как банк не смог договориться с арендодателями о снижении арендной платы. В марте 2015 г. компания "Связной" сообщила о курсе на снижение затрат на аренду недвижимости на 30%. В результате переговоров на новые ценовые условия к марту было переведено более 35% (порядка 80) магазинов в Москве, по 30% торговых точек на Урале, в Сибири и Республике Татарстан – 130, 101 и 90 магазинов соответственно.

Преимущества участника Клуба управляющих бизнес-центрами (КУБа) В Новосибирске создан Клуб управляющих бизнес-центрами КУБ. Бизнес-центры объединились в Клуб с целью усиления своих позиций на рынке в условиях кризиса, обеспечения наполняемости площадей и для длительного закрепления арендаторов. Назначение Клуба: собрать вместе бизнес-центры Сибири, создать корпоративную площадку для общения, наладить полезные контакты и повысить авторитет среди коллег и конкурентов. Клуб оказывает следующую поддержку участникам: 1) Профессиональную помощь в сдаче офисной, торговой, складской недвижимости в аренду. 2) Рекламу свободных площадей на портале Делового квартала: dk.ru, концентрирующего все бизнес- компании Новосибирска, на порталах коммерческой недвижимости; 3) Продвижение бизнес-центра в интернете с помощью yandex.direct, через сайт КУБа, в популярных социальных сетях на страницах КУБа. 4) Создание видеотура 3D и оптической фотогалереи бизнес-центра для размещения на сайте КУБа, вашего бизнес-центра и для свободного использования вами. 5) Профессиональнот общение управляющих бизнес-центрами на круглых столах, форумах, конференциях КУБа. 6) Регулярнот квалифицированнот консультирование участников КУБа и маркетинговый анализ ситуации на рынке коммерческой недвижимости Сибири. Время доказало эффективность и результативность работы Клуба. Приглашаем Ваш бизнес-центр, торговый центр, девелоперскую компанию присотдиниться к нам и стать полноправным участником Клуба управляющих бизнес-центрами и вашего профессионального сообщества. Более подробную информацию можно получить по телефону: Президент Клуба управляющих бизнес-центрами Гениберг Татьяна Владимировна

Новая модель арендного бизнеса от Клуба управляющих бизнес-центрами (КУБа) Комплекснот обслуживание арендаторов (Полный комплекс услуг ): консалтинг по формированию клиентской базы арендатора на новом месте, усилению его конкурентной позиции, помощь в рекламной деятельности арендатора с целью привлечения покупателей и клиентов, и в дальнейшем - для длительного закрепления арендатора в бизнес-центре (ТРЦ), услуги по открытию компании, бухгалтерскот обслуживание, юридическот обслуживание, банковскот сопровождение, помощь в поиске кредитных ресурсов. Такой подход помогает новым арендаторам адаптироваться к новой деловой зоне и надолго закрепиться на ваших площадях.

Источники информации: Основной информационный материал подготовлен на основе данных: Клуба управляющих бизнес-центрами (КУБа), Также использованы открытые данные: Компании RidAnalytics Агентства недвижимости «Грановит» Агентства недвижимости «Квадротека» Компании Nazarov & Partners и других источников